СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок обобщения в 5 классе по теме "Фонетика"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок обобщения с применеием презентации. Работа велась парами, группами. Использовались различные приемы. Урок велся в виде путешествия в страну фонетики по станциям.    

Просмотр содержимого документа
«Урок обобщения в 5 классе по теме "Фонетика"»

Урок русского языка "Фонетика. Орфоэпия. Графика. Обобщение".

Цель:

  • обобщение и систематизация изученных теоретических сведений по фонетике;

  • закрепление умений и навыков производить фонетический разбор слова;

  • развитие логического мышления, наблюдательности;

  • воспитание у учащихся средствами предмета любви к родному краю;

Планируемые результаты:

Учащиеся научатся понимать связь между фонетикой и орфографией;

проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;

применять полученные знания и умения на практике;

объяснять языковые явления;

Ход урока

  1. Организационный момент

  1. Приветствие.

Скажем: «Здравствуйте!» руками,

Скажем: «Здравствуйте!» глазами,

Скажем: «Здравствуйте!» мы ртом,

Станет радостно кругом.

2.Мотивация к учебной деятельности. Ребята, я рада встрече с вами. Пусть время, проведенное с вами, будет радостным и полезным.

Нам предстоит работать в группах. Вспомним правила работы в группах.

- Ребята, что мы изучали на предыдущих уроках, и чем же будем заниматься на сегодняшнем уроке?

/Мы изучали звуки речи, алфавит, правильное произношение звуков, графику. Мы повторим и обобщим знания по фонетике, орфоэпии, графике./

Ребята, мы отправимся в увлекательное заочное путешествие в чудесную страну с названием «Фонетика».

- Что означает слово «путешествие»? На чем можно путешествовать? Когда говорим заочное путешествие? Слайд 1.



Итак, все готовы. 1-ая станция «Теоретическая». Слайд 2.

1 Что изучает фонетика? /Звуки речи и буквы./

2 На какие группы делятся звуки речи? /Гласные и согласные./

3 Чем отличаются гласные звуки от согласных? /Гласные звуки состоят только из голоса, а в согласных звуках есть шум/.

4 На какие группы делятся согласные звуки? /Звонкие и глухие. Могут

быть мягкими и твердыми./

5.Что изучает графика? /Графика - раздел науки о языке, изучающая способы обозначения звуков на письме./

Молодцы. С заданиями справились. Идем дальше. Нам надо переправиться через мост. Для этого необходимо выполнить следующее задание.

II. Поставить ударения в словах. Слайд 3.

Алфавит, звонит, щавель, свёкла, красивее, документ, торты.

/Самопроверка/. С заданием справились, продолжим путь.



  1. Перед нами волшебный город, называется он «Алфавитск».

Слайд 4.

Догадываетесь, ребята, кто там живут?

Алфавитяне живут очень дружно, любят они читать стихи и поэмы Сергея Александровича Есенина. Ныне будут отмечать праздник, посвященный Есенину. Догадываетесь, какой праздник? / 120-летие со дня рождения поэта/. Слайд 5.

Алфавитяне приготовили задание.

О, Русь, малиновое поле

И синь, упавшая в реку, -

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

Холодной скорби не измерить,

Ты на туманном берегу.

Но не любить тебя, не верить –

Я научиться не могу.

/С каждой группы по 1 ученику./

1 группа. Разобрать слово Русь фонетически.

2 группа – слово твою.

3 группа - любить

На доске - синь. /Взаимопроверка/

2 задание. У алфавитян орфографический словарь – священная книга.

Задания.

1 группа. Выписать из словаря 5 слов, в которых звуков больше, чем букв.

2 группа - 5 слов, в которых звуков меньше, чем букв.

3 группа- 5 существительных в алфавитном порядке.

У алфавитян есть своя Конституция. Слайд 6.

Ребята, вы можете объяснить, что это такое?

Задание. Сколько букв и сколько звуков в слове конституция? /11 букв, 12 звуков./

IV. Славно потрудились, пора отдохнуть. Физкультминутка «Хомка».

Ребята, какие согласные звуки повторяются в стихотворении? А какие гласные звуки? / Повторение гласных звуков в стихотворении называется ассонанс, согласных – аллитерация./

V станция – «Весёлый привал.»

1 задание. Игра «Собери букет». /Читают стихи/ Слайд 7.

/ Незабудка, подснежник, ландыш, фиалка, гвоздика, ирис, лилия, хризантема, роза, астра, /.

1 группа. Выписывать названия цветов, где употреблены только звнкие согласные звуки (ирис, лилия, роза,)

2 группа – выписывать названия цветов, оканчивающихся на гласный звук (незабудка, фиалка, гвоздика, лилия, хризантема, роза, астра)

3 группа- употреблены и звонкие, и глухие согласные звуки (незабудка, подснежник, ландыш, фиалка, гвоздика, ирис, хризантема, астра)

2 задание «Третий лишний». Слайд 8.

1.Фанера, кашне, фонетика. /Фанера/

2.Конечно,чтобы, бесконечный /Бесконечный/

3.Косьба, сгибать, столб /Столб/.

3 задание. Выборочный диктант. Слайд 9.

Выписать слова, в которых произношение расходится с написанием.

Лодка, утка, город, гром, кружка, старушка, скользкий.



Домашнее задание. Составить рассказ « Кормим птиц».

Синтаксически разобрать одно предложение.

Разобрать фонетически слово птицы.

VI.Итог урока. (Рефлексия учебной деятельности на уроке).

-Что нового узнали на уроке? Пригодятся ли нам полученные на уроке знания?

-Какие трудности появились в процессе работы?

-Какое настроение у вас сейчас? Покажите смайлики.

-Как оцениваете работу класса? Свою работу?

Оценивание ответов обучающихся.









































1. Орфографическая работа.

– Объяснить правописание безударной гласной корня подбором однокоренного слова, графически обозначить корень.

Уд…влять, д…лина, задр…жать, уед…нение, д…лекий, охр…нять.

2. Взаимопроверка (работа в парах).

3. Составление предложений с обращением, используя слово «охранять».

Ребята! Охраняйте зеленые насаждения.

– Определить количество букв и звуков в записанных словах предложения.

4. Повторение теории по изученной теме.

Проверяем знание основных понятий фонетики.

– Раскройте смысл перечисляемых усвоенных понятий по толкованию .Что это?

  • Гласный звук, на который падает ударение.

  • То, из чего состоят гласные звуки.

  • Раздел науки о языке, который изучает способы обозначения звуков на письме.

  • Графическое обозначение звука на письме.

  • Расположение букв в определенном порядке, обязательном порядке.

  • Эта позиция гласной под ударением.

  • Это позиция согласной на конце слова и перед другими согласными.

  • То, что мы произносим, когда говорим.

  • Раздел науки о языке, который учит правильно произносить слова.

5. Повторение порядка фонетического разбора слова.

– Сделать фонетический разбор слова.

1 вариант – слово «ребята»;
2 вариант
 – слово «зеленые».

6. Тренировочные упражнения игрового характера.

а) Игра-задачка «На рыбалке».

Представьте себя на рыбалке вместе с двумя друзьями (игра с тремя группами учащихся – по вариантам). Один из вас ловит рыб, в названиях которых только мягкие согласные; другой – в названиях которых только твердые согласные; третий – в названиях которых есть и твердые, и мягкие согласные звуки.

Карась, язь, сазан, карп, лещ, щука, плотва, окунь, ёрш, угорь, сом, пескарь, форель, налим.

– А теперь загляните в «речку» и приступайте к ловле рыбы. Кто больше наловит рыбы за одну минуту?

б) Игра «Собери букет».

В I букет входят цветы, в названии которых употреблены только звонкие согласные.
Во II букет – только глухие.
В III букет – цветы, в названиях которых есть и звонкие, и глухие согласные.

Ромашка, хризантема, пион, василек, роза, лилия, лютик, астра, флокс, бегония, лютик, зверобой, гербера, колокольчик.

– Сколько букетов у вас получилось? Какой букет оказался самым большим?

Физкультпауза

в) Игра-соревнование.

За 3 минуты вспомните и запишите имена, женские и мужские, в которых есть буквы е, ё, я, ю, обозначающие 2 звука.

г) Выборочный диктант.

– Найти слова, в которых произношение расходится с написанием.

Лодка, пробка, скользкий, старушка, утка, город, гром, кружка, глотка, гладкий.

д) Игра « Третий лишний».

– Найдите третье лишнее слово. Поясните, по какому основанию оно лишнее.

  1. фанера, кашне, фонетика (фанера)

  2. конечно, чтобы, бесконечный (бесконечный)

  3. документ, кремень, свекла (свекла)

  4. косьба, сгибать, столб (столб).

7. Работа по учебнику «ФГОС. Русский язык 5 класс». Авт.: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов и др.

Упражнение №321.

– Запишите текст как диалог, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Назовите выделенные буквы и укажите, какие звуки обозначены ими. Придумайте заголовок, который передавал бы смысл шутки.

Учительница отд…ет Петрову д…машнее соч…нение и говорит Петров мне пок..залось, что это почерк тв…ей с…стры.Возможно. Я п…сал работу ее руч(?)кой.





































Мини-тест.

1. Найдите слово с ударением на первом слоге:

А. Алфавит Б. Каучук В. Свекла

2. Укажите строчку, в которой все согласные мягкие:

А. [ж], [ш], [щ], [ч] Б. [ч], [щ], [й] В. [x], [щ], [ж], [й]

3. Найдите слово, в котором букв больше, чем звуков.

А. Стоял Б. Солнышко В. Полька

4. Найдите слово, в котором звуков больше, чем букв.

А. Ярмарка  Б. Подъезд В. Снег

5. В каком слове при произношении происходит оглушение согласного?

А. Сговор Б. Подставить В. Царевна





Мини-тест.

1. Найдите слово с ударением на первом слоге:

А. Алфавит Б. Каучук В. Свекла

2. Укажите строчку, в которой все согласные мягкие:

А. [ж], [ш], [щ], [ч] Б. [ч], [щ], [й] В. [x], [щ], [ж], [й]

3. Найдите слово, в котором букв больше, чем звуков.

А. Стоял Б. Солнышко В. Полька

4. Найдите слово, в котором звуков больше, чем букв.

А. Ярмарка  Б. Подъезд В. Снег

5. В каком слове при произношении происходит оглушение согласного?

А. Сговор Б. Подставить В. Царевна





Мини-тест.

1. Найдите слово с ударением на первом слоге:

А. Алфавит Б. Каучук В. Свекла

2. Укажите строчку, в которой все согласные мягкие:

А. [ж], [ш], [щ], [ч] Б. [ч], [щ], [й] В. [x], [щ], [ж], [й]

3. Найдите слово, в котором букв больше, чем звуков.

А. Стоял Б. Солнышко В. Полька

4. Найдите слово, в котором звуков больше, чем букв.

А. Ярмарка  Б. Подъезд В. Снег

5. В каком слове при произношении происходит оглушение согласного?

А. Сговор Б. Подставить В. Царевна




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!