СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок обобщение по теме "Деепричастие"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

УРОК-ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ: "ДЕЕПРИЧАСТИЕ"

Цели:

  • Систематизация знаний о деепричастии и деепричастном обороте.
  • Закрепить умение находить деепричастный оборот и расставлять знаки препинания.
  • Отрабатывать навыки конструирования предложений с деепричастным оборотом.

Оборудование интерактивная доска.

 

Ход урока

 I. Организационный момент.

   Тема нашего урока “Деепричастие”. Сегодня мы будем подводить итоги изученного по  этой теме, и помогут нам в этом всем известные писатели. И еще раз обратимся к проблеме расстановки знаков препинания в предложения с деепричастными оборотами.

II. Работа со стихотворением, записанным на доске.

   Образовать от указанных глаголов деепричастия и поставить их на месте пропусков:

В государстве ромашек, у края,

Где ручей, задыхаясь, поёт,

Пролежал бы всю ночь до утра я,

Запрокинув лицо в небосвод.

                         Н. Заболоцкий

 

   Учитель. Начнем с того, что попробуем восстановить строки из стихотворения Н. Заболоцкого, используя деепричастия. И в этом нам помогут следующие глаголы: задыхаться, запрокинуть. Но сначала надо вспомнить, как образуются деепричастия (слайд).

III. Повторение сведений о деепричастии. Блиц-опрос.

   – Что такое деепричастие?

   – На какие группы делятся деепричастия, чем они отличаются друг от друга?

   – К какой из них относятся образованные деепричастия?

  • Запрокинув –  совершенный вид
  • задыхаясь – несовершенный вид

   Учитель. Прочитайте получившееся стихотворение

IV. Проверка домашнего задания

   Несколько учащихся должны прочитать строчки из  стихов С. Есенина, в которых есть деепричастия, и объяснить постановку запятых. Они также должны назвать одиночные деепричастия и деепричастные обороты.

 

 

а) Ты поила коня из горстей в поводу,

Отражаясь, березы ломались в пруду.

                                                           «Подражанье песне»

 

 

б) В поле, склоняясь к побегам,

 ходят грачи в полосе.       

                «Сыплет черемуха снегом

 

 

 

 

в) Черемуха душистая,

Развесившись, стоит 

                        «Черемуха»

 

г)  Обняв трубу, сверкает по повети

     Зола зеленая из розовой печи                

 «О красном вечере задумалась       дорога»

 

д) И вечер, свесившись над речкою, полощет

    Водою белой пальцы синих ног.

                                        «Голубень»

е) Клен и липы в окна комнат,

     Ветки лапами забросив,

     Ищут тех, которых помнят.

                       «Дорогая, сядем рядом»

 

 

ж) И пляшет сумрак в галочьей тревоге,

    Согнув луну в пастушеский рожок.

                                          «Голубень»

– Какую роль играет деепричастие в художественном произведении?

  Пока проверяется домашнее задание, 1человек выполняет на доске синтаксический  разбор. (слайд)

   1) Кто штык точил, / Ворча сердито, / Кусая длинный ус. (Повествовательное, простое, распространенное, невосклицательное, осложнено деепричастным оборотом.)

   2) Устно 2 ученика делают морфологический разбор деепричастий.

Ворча – деепр.; что делая?; несоверш. вид; Кусая – деепр.; что делая? несоверш. вид.

V. Объяснительная работа

1)Учитель.  Давайте вспомним, что такое деепричастный оборот. (Деепричастие обозначает добавочное действие к основному, и оно всегда обособляется на письме.)

  • Зима, / Лениво обходя кругом, / Обсыпает ветки новым серебром.
  • Отражаясь, / Березы ломались в пруду.
  • А месяц будет плыть и плыть, / Роняя весла по озерам.
  • Но тихо дремлют кедры, / Обвесив сучья вниз.

   Кто автор этих строк. Какую роль выполняет здесь деепричастие и деепричастный оборот? Укажите слово, к которому относится деепричастие? Запишите предложения и расставьте знаки препинания. Но что мы должны учитывать при этом?

 

 

 

2) Орфографическая работа

– Если деепричастие образовано от глагола. Какая часть речи тоже образована от глагола? (Причастие)

–Вспомним, как пишется НЕ с глаголами, причастиями и деепричастиями (слайд):

Неподготовленное выступление, не продумав маршрута, не решенная учеником задача, не чувствуя опасности, долго недоумевая, ненавидя дождь, трава не скошена, не зная правил.

– На какие орфограммы были подобраны примеры? (НЕ с деепричастиями, с глаголами, с причастиями, в причастных оборотах.)

VI. Подведем итоги

– Что обозначает деепричастие?

– Как образуется деепричастие? При помощи, каких суффиксов?

VII. Домашнее задание. Написать  миниатюру на тему “Весна в нашем городе”, используя деепричастия и деепричастные обороты.