СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок общей биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи:  - продолжить углубление знаний основных понятий генетики, умения пользоваться генетической символикой;

                - охарактеризовать анализирующее скрещивание и показать необходимость этого типа скрещивания для практики сельского хозяйства;

                - рассмотреть взаимодействие генов на примере неполного доминирования.

Тип урока: совершенствования знаний, умений и навыков

Оборудование:    - портреты Пушкина и его родителей (на доску);

                              - магнитная доска и набор магнитов;

                              - раздаточный материал на каждый стол: родословная А.С. Пушкина; таблица полное и неполное доминирование; карточки с условием задачи 3, с вопросами  и афоризмами.

Просмотр содержимого документа
«Урок общей биологии»

Тема урока: Генетические закономерности.

Класс: 11

Задачи: - продолжить углубление знаний основных понятий генетики, умения пользоваться генетической символикой;

- охарактеризовать анализирующее скрещивание и показать необходимость этого типа скрещивания для практики сельского хозяйства;

- рассмотреть взаимодействие генов на примере неполного доминирования.

Тип урока: совершенствования знаний, умений и навыков

Оборудование: - портреты Пушкина и его родителей (на доску);

- магнитная доска и набор магнитов;

- раздаточный материал на каждый стол: родословная А.С. Пушкина; таблица полное и неполное доминирование; карточки с условием задачи 3, с вопросами и афоризмами.

План урока.

  1. Вступление.

  2. Проверка изученного материала ранее:

    1. У доски схема

    2. Ответы на вопросы с мест

    3. Решение 2 задач (1 – с магнитами; 2 – на доске)

  3. Изучение нового материала:

    1. Анализирующее скрещивание

    2. Промежуточное наследование

  4. Закрепление.

  5. Выставление оценок. Домашнее задание.



Ход урока:

  1. Вступление.

Первый шаг в познании закономерностей наследственности мы сделали с Вами на прошлых уроках. А сегодня нам предстоит переоткрыть законы Г. Менделя:

  • Неполного доминирования и

  • Анализирующего скрещивания.

Откройте тетради, запишите дату и тему нашего урока: Генетические закономерности.

2. Проверка изученного материала ранее.

А начнем мы с повторения:

  • Первое задание: ответьте на мои вопросы (с места):

- как называется первый закон Г.Менделя?

- как формулируется первый закон?

- как называется второй закон Г.Менделя?

- как формулируется он?

  • Второе задание (на доске): запишите возможные варианты гамет у особей со следующими генотипами:

а/ Аа б/ АА в/ аа

  • Третье задание: решите задачи на 1,2 законы Г.Менделя.

Задача 1. (на магнитной доске) Белый кролик (аа) скрещивается с черным кроликом (АА). Гибридные кролики скрещиваются между собой. Какое потомство у них получится?

Дано: Решение:

Объект - кролик Р г/т самка АА х самец аа

Признак: цвет шерсти: ф/т черный белый

-черная (АА),- белая (аа) гаметы: А а

Р ф/т белый и черный F1 г/т Аа

ф/т черные

Найти: г/т и ф/т F1 и F2 - ? гаметы: А а А а

F 2 г/т АА Аа Аа аа

ф/т черн. Черн. Черн. Белый

Ответ: в первом поколении наблюдается единообразие гибридов

(проявляется 1 закон Г.Менделя), а во втором поколении

Наблюдается расщепление: - по фенотипу - 3:1

и по генотипу - 1:2:1( проявляется 2 закон Г.Менделя).

Задача 2. (на доске): белая морская свинка (аа) скрещивается с черной морской свинкой (АА). Гибридные морские свинки скрещиваются между собой. Какое потомство у них будет?

Итак, обе эти задачи являются подтверждением опытов и законов, выведенных Г.Менделем. Но,

3. Изучение новой темы:

3.1. ученый на этом не прекратил своих опытов и наблюдений и так как по фенотипу (по внешним и внутренним признакам) особи далеко не всегда можно определить ее генотип. Мендель выяснил, что для этого исследуемый организм надо скрестить с гомозиготной рецессивной особью. И такое скрещивание назвал анализирующим (на доске написать понятие).

Запишем в тетрадь определение: Для определения генотипа особи ее скрещивают с гомозиготной рецессивной особью и называется такой тип анализирующим скрещиванием.

Решим задачу: (вызывается 1 ученик для решения задачи). Были взяты 6 серых кроликов-самок и скрещены с рецессивным гомозиготным черным самцом. В 5 случаев все потомство состояло из серых кроликов. В 1 случае среди 9 кроликов было 5 серых и 4 черных. Напишите генотипы родителей и гибридов первого поколения во всех случаях.

Решение: по условию черный окрас шерсти является рецессивным признаком, отсюда следует, что серый окрас является – доминантным признаком. Остается только выяснить, в каком состоянии будет серая окраска шерсти в – гомозиготном (АА) или гетерозиготном (Аа). Если исследуемый организм гомозиготный, то потомство от скрещивания будет единообразным. В условии сказано, что в 1 из 6 случаев произошло расщепление, отсюда следует, что серая окраска находится в гетерозиготном состоянии в данном случае. В остальных же 5 случаях серая окраска в гомозиготном состоянии.

Дано: Решение:

Объект – кролик 1. Р г/т самка Аа х самец аа

Признак: цвет шерсти: ф/т серый черный

-черная (аа),- серая (АА гаметы: А а а

или Аа) F1 г/т Аа аа

Р ф/т серый и черный ф/т серые черные

5 сл. F1 – ф/т все серые 2. Р г/т самка АА х самец аа

1 сл. F1- ф/т 5 серых ф/т серый черный

и 4 черных гаметы: А а

Найти: г/т Р - ? г/т F1 - ? F 1 г/т Аа

ф/т серые

Ответ: наши предположения подтвердились: в первом случае серая окраска находится в гетерозиготном состоянии и в первом поколении наблюдалось расщепление по фенотипу 1:1; в остальных же 5 случаях серая окраска в гомозиготном состоянии и все потомство единообразное (все гибриды серые). Такой тип скрещивания Г.Мендель назвал анализирующим.

Рассмотренный нами тип скрещивания используется в сельском хозяйстве для определения генотипа исследуемого организма.

3.2. Приоткроем завесу тайны рождения гения земли русской А.С. Пушкина. Поэт своими предками гордился и не раз говорил в публицистических статьях и в стихотворениях упоминал их. О своем сходстве с предками писал так:

Вы просите у меня мой портрет,
Но написанный с натуры;
Мой милый, он быстро будет готов,
Хотя и в миниатюре.

Мой рост с ростом самых долговязых
Не может равняться;
У меня свежий цвет лица, густые волосы
И кудрявая голова.

По всему этому, мой милый друг,
Меня можно узнать.
Да, таким, как Бог меня создал,
Я и хочу всегда казаться.

Сущий бес в проказах,
Сущая обезьяна лицом,
Много, слишком много ветрености -
Да, таков Пушкин…

Как Вы думаете, что описывает в стихотворении Пушкин? Какие признаки? Используя таблицу с полным и неполным доминированием, а т.ж. родословную А.С Пушкина (они у Вас на столе) и зная о том, что его прадед Абрам Ганнибал был негр, женился на белокожей женщин, ответьте на вопрос: возможно ли в таком браке рождение белых детей?

Запишем решение задачи:

Р г/т самка аа х самец АА

ф/т белый черный

гаметы: а А

F 1 г/т Аа

ф/т мулат,

т.е. рождение белых детей у Абрама Ганнибала было невозможно. Абрам был негр, его генотип состоял из одних доминантных генов, его жена была белой и имела генотип рецессивный по этому признаку. Они дают один сорт гамет и при слиянии появляется новый генотип с характерным для него фенотипом мулата. Пользуясь таблицей, мы видим, что это случай неполного доминирования, т.е. доминантный ген не полностью подавляет проявление другого аллельного гена, и наследование носит промежуточный характер.

Запишем в тетрадь: Явление, при котором доминантный ген не полностью подавляет проявление другого аллельного гена, называется промежуточным (неполным) доминированием.

Руководствуясь результатом задачи, мы можем сказать, о том кто определил цвет кожи (черты лица, кучерявые волосы)? Да, конечно, со стороны матери А.С. Пушкину могли передаться доминантные признаки: окраска кожи, кудрявые волосы. Доказательством этого является портрет матери Надежды Осиповны, «прекрасной креолки» как говаривали в свете, подчеркивая ее необычное происхождение.

4. Закрепление.

4.1. Ответьте на вопросы, которые записаны в карточках.

Итак, мы сегодня познакомились с … - анализирующим скрещиванием и - с промежуточным наследованием.

4.2. Используя полученные на уроке знания, ответьте: о чем эти высказывания (у вас карточки с афоризмами: 1 ряд – первый афоризм; 2 ряд – второй)

5. Похвалить за работу на уроке, поставить оценки и дать домашнее задание.

































Приложение 1.

  • 1 ряд

Физик Р. Фейман утверждал, что наука – это то, что поддается непосредственной проверке опытом.

Задание: – Постарайтесь доказать, что генетика – это настоящая наука.



  • 2 ряд

«О генетике говорят, что она имеет славное прошлое, увлекательное настоящее и обещает захватывающее будущее»

Задание: - Постарайтесь доказать эти утверждения.



Приложение 2.

Этапы решения генетических задач

- запись генотипов и фенотипов родителей;

-запись возможных типов зигот;

- подсчет соотношения генотипов и фенотипов потомства.












































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!