Просмотр содержимого документа
«Урок обществознания. "Распределение доходов" 7 класс»
Тема: Распределение доходов
Тип урока: комбинированный, изучение нового материала
1. Цель урока – проанализировать распределение доходов.
2. Задачи урока
1. Описать явления и процессы, которые складываются в сфере распределения (охарактеризовать причины неравенства доходов, объяснить необходимость перераспределения доходов в обществе, показать конкретные меры государственной политики по защите малоимущих).
2. Раскрыть сущность понятий «совокупный доход», «прожиточный минимум», «уровень бедности».
Термины урока: доходы граждан, прожиточный минимум, потребительская корзина, поляризация доходов, перераспределение доходов, социальные выплаты.
Оборудование: учебник «Обществознание», Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., мультимедийный проектор.
Виды деятельности: работа в парах, индивидуальная работа.
План изучения нового материала
I. Доходы граждан и прожиточный минимум.
II. Неравенство доходов.
III. Перераспределение доходов.
IV. Экономические меры социальной поддержки населения.
Ход урока.
1. Этап. Организационный. Целепологание. | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Формулировка темы. Постановка цели и задач урока. | 1. Учитель предлагает познакомиться с задачей стр.уч.147 (слайд. №1) и ответить на вопросы к ней. Семья Афониных состоит из шести человек. Бабушке 65 лет и она пенсионерка. Ее пенсия составляет 8т.р., Афонину Сергею 40 лет, он работает экономистом в банке, его з\п 40 т.р., Его жене 36 лет, она учитель, но сейчас она в декретном отпуске и не работает. Старший сын уже студент-первокурсник, получает стипендию – 1т.700р. А их дочка – ученица 5 класса. 2. Вопросы: а) о каком экономическом термине идет речь? каким термином можно заменить з\п, пособие, пенсия, стипендия? Записать тему. б) какие данные можно взять из задачи и какие выводы из них сделать? (слайд№2,3) | 1. Отвечая на вопросы задачи, формулируют тему урока, называют термины урока, ставят для себя цели на урок. 2. Ответы: а)доход Формулируют тему урока. Записывают. б) доход каждого, общий доход, сравнить их, определить источники дохода. Формулируют цели урока, записывают новые термины. |
2.Этап. Изучения нового материала. | Задание: сформулируйте определение. Доход - это… Доход — денежные средства или материальные ценности, полученные государством, физическим или юридическим лицом в результате какой-либо деятельности за определённый период времени. (сл.№4) | Записывают в тетрадь. Зачитывают определения. Сравнивают с определением в словаре. Закрепление: проговаривают определение друг другу. |
| Что явилось источником дохода для членов данной семьи? Из чего еще могут складываться доходы граждан? Составьте схему. (слайд№5) | пенсия, з/п., пособие и т.д. Составление схемы в тетради и на доске. |
| Из различных источников складывается совокупный доход граждан и их семьи.(сл.№6) | Записывают термин в тетрадь. |
| Фрагмент мультфильма «Кот в сапогах» Работа по вопросам: 1. Что получили братья? 2. Были ли равны эти доходы? 3. чем заканчивается сказка? 4. почему так произошло? от чего зависят доходы людей? сл.№7 | Просмотр фрагмента. 1. Наследство, доход. 2. Нет. Один получил осла, второй – мельницу, третий – кота. 3. младший брат разбогател, получил замок. 4. работа с учеб.срт.142-143 |
| Объяснение учителя.сл.8 | записывают в тетрадь |
| Экономисты изучают размер доход в стране, устанавливают разницу между доходами богатых и бедных людей. Чем больше разница, тем выше в обществе поляризация доходов населения. И тем это опаснее для стабильности общества. Недовольные люди могут выйти на улицы, взяться за оружие, начать устраивать погромы, может вырасти уровень преступности в стране. Чтобы этого не случилось, подключается государство. Оно всегда должно контролировать ситуацию и перераспределять доходы. Помогать тем категориям населения, у которых низкие доходы. А это и пожилые люди, и многодетные семьи, и люди с ограниченным и возможностями здоровья. | |
| Как государство может сгладить остроту вопроса? Игра – «Магазин» (карточки). Предлагаю пройти в магазин. Но он необычный. В нем нет продавца. А есть вы - покупатель и государство. Товары в нем тоже необычные, продаются и услуги. У покупателя есть сумма денег. Покупатель осуществляет покупки, государство – его контролирует. Покупатель заполняет потребительскую корзину. (сл.9) | Установить контроль. Соц.выплаты. Установить прожиточный минимум. Записать термин в тетрадь. (Для покупателя сообщается задача - купить необходимое на месяц и пару товаров для того чтобы себя побаловать. Государство - осуществляя контроль, убирает все лишнее из корзины, оставляя только самое необходимое, определяя тем самым прожиточный минимум. Класс задачи покупателя и государства не знает. Ребята должны объяснить действия участников. |
| Вывод: государством определяется прожиточный минимум. (сл.10) | Записать определение. Проговорить друг другу. (Закрепление) |
| Изучите документ. Определитедля чего необходимы меры соц.поддержки населения, разбив их на группы, какие они? (работа в парах) | Работа с документом (Приложение 1) |
| Обобщение (сл.11,12) | Заносят схему в тетрадь. |
3.Закрепление и систематизация. | (сл.13) Соотнеси термин и понятие. | Индивидуальная работа |
4. Рефлексия. Выставление оценок. | Что понравилось на уроке? Все ли было понятно? | |
| | |
Приложение 1
ЗАКОН
ГОРОДА МОСКВЫ
О МЕРАХ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ЖИТЕЛЕЙ
ГОРОДА МОСКВЫ
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Сфера действия настоящего Закона
Действие настоящего Закона распространяется на граждан, имеющих место жительства в городе Москве и отнесенных к категориям граждан, указанным в статье 3 настоящего Закона (далее - граждане).
Статья 2. Основные принципы деятельности по реализации мер социальной поддержки
1. Деятельность по реализации мер социальной поддержки строится на принципах:
1) обеспечения сохранения ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан;
2) предоставления гражданам возможности адаптироваться к новым условиям в связи с изменениями федерального законодательства, регулирующего вопросы социальной защиты;
3) поддержания доверия граждан к закону и действиям государства путем сохранения стабильности правового регулирования;
4) адресности социальной поддержки нуждающихся граждан.
2. Предусмотренные настоящим Законом меры социальной поддержки реализуются на заявительной основе.
Глава 2. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ МЕР СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ
1) право на бесплатный проезд в городе Москве на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси и маршрутного такси);
2) право на бесплатный проезд железнодорожным пригородным транспортом;
(п. 2 в ред. Закона г. Москвы от 06.07.2005 N 35)
3) абонентам телефонных сетей ежемесячная денежная компенсация на оплату услуг местной телефонной связи, предоставляемых на территории города Москвы, в размере 190 рублей. Размер указанной компенсации на последующие годы определяется законом города Москвы о бюджете города Москвы на очередной финансовый год и (или) нормативными правовыми актами Правительства Москвы;
(в ред. законов г. Москвы от 31.01.2007 N 3, от 30.04.2014 N 20)
4) бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (кроме расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и металлокерамики), а также обеспечение другими протезно-ортопедическими изделиями по медицинским показаниям;
5) бесплатное обеспечение лекарственными средствами по рецептам врачей;
(п. 5 в ред. Закона г. Москвы от 17.06.2009 N 22)
6) обеспечение при наличии медицинских показаний неработающих тружеников тыла бесплатными санаторно-курортными путевками через органы социальной защиты населения и возмещение расходов на проезд железнодорожным транспортом дальнего следования к месту лечения по указанным путевкам;
(п. 6 в ред. Закона г. Москвы от 06.07.2005 N 35)
7) преимущественное право при вступлении в садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан;
8) преимущественное право при приеме в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, центры социального обслуживания, внеочередной прием на обслуживание в отделения социального обслуживания на дому;
9) 50-процентная скидка по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги в порядке, устанавливаемом Правительством Москвы.