СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок обществознания. "Распределение доходов" 7 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Комбинированный урок, целью которого является анализ распредеоения доходов. В разработке представлены задания на развитее учебно-познавательной компетенции. 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Урок обществознания. "Распределение доходов" 7 класс»

Тема: Распределение доходов

Тип урока: комбинированный, изучение нового материала

1. Цель урока – проанализировать распределение доходов.

2. Задачи урока

1. Описать явления и процессы, которые складываются в сфере распределения (охарактеризовать причины неравенства доходов, объяснить необходимость перераспределения доходов в обществе, показать конкретные меры государственной политики по защите малоимущих).

2. Раскрыть сущность понятий «совокупный доход», «прожиточный минимум», «уровень бедности».

Термины урока: доходы граждан, прожиточный минимум, потребительская корзина, поляризация доходов, перераспределение доходов, социальные выплаты.

Оборудование: учебник «Обществознание», Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., мультимедийный проектор.

Виды деятельности: работа в парах, индивидуальная работа.

План изучения нового материала

I. Доходы граждан и прожиточный минимум.

II. Неравенство доходов.

III. Перераспределение доходов.

IV. Экономические меры социальной поддержки населения.


Ход урока.

1. Этап. Организационный. Целепологание.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формулировка темы. Постановка цели и задач урока.

1. Учитель предлагает познакомиться с задачей стр.уч.147 (слайд. №1) и ответить на вопросы к ней.

Семья Афониных состоит из шести человек. Бабушке 65 лет и она пенсионерка. Ее пенсия составляет 8т.р., Афонину Сергею 40 лет, он работает экономистом в банке, его з\п 40 т.р., Его жене 36 лет, она учитель, но сейчас она в декретном отпуске и не работает. Старший сын уже студент-первокурсник, получает стипендию – 1т.700р. А их дочка – ученица 5 класса.

2. Вопросы:

а) о каком экономическом термине идет речь? каким термином можно заменить з\п, пособие, пенсия, стипендия?

Записать тему.

б) какие данные можно взять из задачи и какие выводы из них сделать?

(слайд№2,3)

1. Отвечая на вопросы задачи, формулируют тему урока, называют термины урока, ставят для себя цели на урок.

2. Ответы:

а)доход

Формулируют тему урока. Записывают.

б) доход каждого, общий доход, сравнить их, определить источники дохода.

Формулируют цели урока, записывают новые термины.


2.Этап. Изучения нового материала.

Задание: сформулируйте определение. Доход - это… Доход — денежные средства или материальные ценности, полученные государством, физическим или юридическим лицом в результате какой-либо деятельности за определённый период времени. (сл.№4)

Записывают в тетрадь. Зачитывают определения. Сравнивают с определением в словаре.

Закрепление: проговаривают определение друг другу.


Что явилось источником дохода для членов данной семьи?

Из чего еще могут складываться доходы граждан? Составьте схему. (слайд№5)


пенсия, з/п., пособие и т.д.

Составление схемы в тетради и на доске.


Из различных источников складывается совокупный доход граждан и их семьи.(сл.№6)

Записывают термин в тетрадь.


Фрагмент мультфильма «Кот в сапогах»

Работа по вопросам:

1. Что получили братья?

2. Были ли равны эти доходы?

3. чем заканчивается сказка?

4. почему так произошло? от чего зависят доходы людей?

сл.№7

Просмотр фрагмента.

1. Наследство, доход.

2. Нет. Один получил осла, второй – мельницу, третий – кота.

3. младший брат разбогател, получил замок.

4. работа с учеб.срт.142-143


Объяснение учителя.сл.8

записывают в тетрадь


Экономисты изучают размер доход в стране, устанавливают разницу между доходами богатых и бедных людей. Чем больше разница, тем выше в обществе поляризация доходов населения. И тем это опаснее для стабильности общества.

Недовольные люди могут выйти на улицы, взяться за оружие, начать устраивать погромы, может вырасти уровень преступности в стране.

Чтобы этого не случилось, подключается государство. Оно всегда должно контролировать ситуацию и перераспределять доходы. Помогать тем категориям населения, у которых низкие доходы. А это и пожилые люди, и многодетные семьи, и люди с ограниченным и возможностями здоровья.



Как государство может сгладить остроту вопроса?

Игра – «Магазин» (карточки).

Предлагаю пройти в магазин. Но он необычный. В нем нет продавца. А есть вы - покупатель и государство. Товары в нем тоже необычные, продаются и услуги. У покупателя есть сумма денег. Покупатель осуществляет покупки, государство – его контролирует.

Покупатель заполняет потребительскую корзину.

(сл.9)

Установить контроль. Соц.выплаты. Установить прожиточный минимум. Записать термин в тетрадь.

(Для покупателя сообщается задача - купить необходимое на месяц и пару товаров для того чтобы себя побаловать. Государство - осуществляя контроль, убирает все лишнее из корзины, оставляя только самое необходимое, определяя тем самым прожиточный минимум. Класс задачи покупателя и государства не знает. Ребята должны объяснить действия участников.


Вывод: государством определяется прожиточный минимум. (сл.10)

Записать определение.

Проговорить друг другу. (Закрепление)


Изучите документ. Определитедля чего необходимы меры соц.поддержки населения, разбив их на группы, какие они? (работа в парах)

Работа с документом (Приложение 1)


Обобщение (сл.11,12)

Заносят схему в тетрадь.

3.Закрепление и систематизация.

(сл.13) Соотнеси термин и понятие.

Индивидуальная работа

4. Рефлексия. Выставление оценок.

Что понравилось на уроке?

Все ли было понятно?

























Приложение 1

ЗАКОН

ГОРОДА МОСКВЫ


О МЕРАХ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ЖИТЕЛЕЙ

ГОРОДА МОСКВЫ

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Статья 1. Сфера действия настоящего Закона

Действие настоящего Закона распространяется на граждан, имеющих место жительства в городе Москве и отнесенных к категориям граждан, указанным в статье 3 настоящего Закона (далее - граждане).

Статья 2. Основные принципы деятельности по реализации мер социальной поддержки

1. Деятельность по реализации мер социальной поддержки строится на принципах:
1) обеспечения сохранения ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан;
2) предоставления гражданам возможности адаптироваться к новым условиям в связи с изменениями федерального законодательства, регулирующего вопросы социальной защиты;
3) поддержания доверия граждан к закону и действиям государства путем сохранения стабильности правового регулирования;
4) адресности социальной поддержки нуждающихся граждан.
2. Предусмотренные настоящим Законом меры социальной поддержки реализуются на заявительной основе.

Глава 2. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ МЕР СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ

1) право на бесплатный проезд в городе Москве на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси и маршрутного такси);
2) право на бесплатный проезд железнодорожным пригородным транспортом;
(п. 2 в ред. Закона г. Москвы от 06.07.2005 N 35)
3) абонентам телефонных сетей ежемесячная денежная компенсация на оплату услуг местной телефонной связи, предоставляемых на территории города Москвы, в размере 190 рублей. Размер указанной компенсации на последующие годы определяется законом города Москвы о бюджете города Москвы на очередной финансовый год и (или) нормативными правовыми актами Правительства Москвы;
(в ред. законов г. Москвы от 31.01.2007 N 3, от 30.04.2014 N 20)
4) бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (кроме расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и металлокерамики), а также обеспечение другими протезно-ортопедическими изделиями по медицинским показаниям;
5) бесплатное обеспечение лекарственными средствами по рецептам врачей;
(п. 5 в ред. Закона г. Москвы от 17.06.2009 N 22)
6) обеспечение при наличии медицинских показаний неработающих тружеников тыла бесплатными санаторно-курортными путевками через органы социальной защиты населения и возмещение расходов на проезд железнодорожным транспортом дальнего следования к месту лечения по указанным путевкам;
(п. 6 в ред. Закона г. Москвы от 06.07.2005 N 35)
7) преимущественное право при вступлении в садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан;
8) преимущественное право при приеме в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, центры социального обслуживания, внеочередной прием на обслуживание в отделения социального обслуживания на дому;
9) 50-процентная скидка по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги в порядке, устанавливаемом Правительством Москвы.