СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок обществознания в 5 классе по теме "Семья"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок обществознания в 5 классе по теме "Семья"»

Тема урока: Обобщение и систематизация знаний по теме «Семья»

Цели урока:

1.Обобщить и систематизировать знания по теме «Семья».

2. Способствовать развитию умения анализировать простейшие ситуации, связанные с семейными отношениями.

3.Развивать умения  сравнивать и обобщать факты и явления; давать определения понятий.

4. Формировать отношение к семье как к одной из важнейших ценностей человека.


Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности

Здравствуйте, ребята. Наш урок сегодня необычный, к нам на урок пришло много гостей, моих коллег-учителей. Я вместе с вами приветствую наших уважаемых гостей и надеюсь, что вы сегодня будете работать только хорошо и отлично и подарите хорошее настроение нашим гостям.

Садитесь. Итак, мы начинаем урок.

2. Актуализация знаний

Попрошу вас дружно хором ответить на мой вопрос:

- Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная... (Хором: семья)

3. Построение учебной задачи

1. Предположите, как называется тема нашего урока? (Семья) (слайд 1) Записывают тему в тетрадь.

2.Ребята, сегодня мы обобщим, знания по теме «Семья». Если это урок обобщение, то, предположите, чем мы будем заниматься на уроке? (Вспоминать и повторять знания по теме «Семья»)

Цель урока: (слайд 2)

Вспомнить и повторить знания по теме «Семья»

4. Обобщение и систематизация знаний

1).Проверка домашнего задания.

Прочитайте, какие вы составили синквейны на тему «Семья»

Ребята, вы также выполняли творческое задание, нарисовали свою семью, расскажите, что вы изобразили на своих рисунках.

2) А сейчас мы повторим основные понятия, которые мы изучили в разделе «Семья». Устный словарный диктант основных понятий по теме урока. (слайд 3)

Читаете значение слова, в тетрадь записываете само слово.

  1. Группа людей, основанная на родственных связях..

  2. Старательного и бережливого хозяина называют …

  3. Запасы средств для ведения хозяйства - это …

  4. Это слово в переводе с греческого языка означает «дом, жилище, правило»…

  5. Время, которое остается после выполнения обязательной работы …

  6. Постоянное или длительное увлечение чем-либо…

Взаимопроверка по слайду. Оценивание (слайд 4)

1. Семья

2. Рачительный

3. Ресурсы

4. Экономика

5. Свободное время

6. Хобби

6б - 5; 5б – 4; 4б, 3б - 3


3) А теперь обратимся к эпиграфу, прочитаем его и попробуем сформулировать главный вопрос урока.
Счастлив тот, кто счастлив у себя дома Л.Н.Толстой (слайд 5)

Эпиграф записать в тетрадь

(Человек счастлив, если у него счастливая семья, если в его доме живет счастье).

4). А сейчас, я вам расскажу притчу. Но прежде хочу вам объяснить значение выражений семейный очаг и хранить домашний очаг (слайд 6), потому что притча называется «Тепло семейного очага»

Притча «Тепло семейного очага» Из одного дома решило уйти счастье. Трудно сказать почему, но решило. «Но прежде, – сказало счастье, – я исполню по одному желанию каждого члена той семьи, в которой жило долгие годы. «Чего ты хочешь?» – спросило счастье у хозяйки дома. А та ответила, что нет у нее шубы норковой, – и получила хозяйка шубу. Спросило счастье взрослую дочь хозяйки: «Чего ты хочешь?» – и та ответила, что замуж хочет за принца заморского, – и вышла замуж за принца заморского. Спросило счастье сына хозяйки: «А ты чего хочешь?» «Хочу, – говорит он, – велосипед, буду счастлив, если велосипед будет», – и получил мальчик велосипед. И уже на пороге дома счастье увидело хозяина и спросило: «А чего ты хочешь?» Хозяин подумал и сказал: «Хочу, чтобы из моего дома никогда не уходило тепло семейного очага». И счастье выполнило просьбу хозяина и не ушло из этого дома, потому что счастье живет только там, где горит семейный очаг!

Семейный очаг-это  дом, где семье тепло, спокойно и уютно. Хранить домашний очаг – значит делать все, чтобы каждому члену семьи было в доме хорошо.

Как вы поняли смысл притчи? У каждого человека есть свой дом. Слова «Отчий дом», «Семья» входят в наше подсознание с первых дней жизни. В каждом ли доме может поселиться счастье? К большому нашему сожалению в семьях бывают и проблемы. Например- невысокий уровень доходов семьи, невыполнение некоторыми родителями своих обязанностей.

5).   Предположите, на какой вопрос нам предстоит ответить? (Проблемный вопрос: Каким должен быть дом счастья? ) (слайд 7)

Сегодня на уроке мы будем строить дом счастья, где горит семейный очаг, и всем в этом доме будет тепло и уютно.

В этом доме, естественно, будет проживать счастливая семья. Мы выберем «строительный материал», «кирпичики», из которого будет состоять наш дом. Эти кирпичики лежат у вас на столе. Вы будете совещаться друг с другом и выбирать из них те, которые по-вашему подойдут для нашего дома счастья.

6) Но прежде хочу сказать, что любой дом начинается с фундамента. Фундамент-это опора, на которой держится дом.

Вспомните, какие законодательные акты поддерживают и защищают семью.

Конституция РФ, Семейный кодекс РФ

7) Игра «Цепочка» Используя знания, назовите те виды помощи, которые государство оказывает семье.

Государство строит детские сады. Материально обеспечивает школы. Заботится о благополучии семьи. Выплачивает материнский капитал. Осуществляет помощь многодетным семьям. Помогает семьям приобрести жилье.

Вспомним, какие права детей записаны в этих документах? Право ребёнка жить и воспитываться в семье; право знать своих родителей, право на их заботу о себе; право на совместное с ними проживание; право общаться с обоими родителями, другими родственниками; право на имущество.

Молодцы, ребята.

Эти важные документы будут основой для нашего дома.

8) Теперь будем складывать стены из кирпичиков.

Кирпичики для строительства. Спокойствие, тепло, мир, благополучие, чистота, уют, красота, уважение, дружба, понимание, доброжелательность, здоровье, труд, любовь, помощь

Дети выбирают по 2 кирпичика, прикрепляют к стене дома и поясняют их значение

Если это счастливый дом, то в нем всегда будет хорошее настроение, поэтому крыша дома это хорошее настроение.

 Наш дом построен. Молодцы ребята! Вы выбрали прочный строительный материал. Каждый из вас вложил в наш дом частичку души. (слайд 8)


Дом, как известно всем давно –

Это не стены, не окна,

Это не стулья со столом

Это не дом.

Дом – это то, куда готов

Ты возвращаться вновь и вновь

Яростным, добрым, нежным, злым

Еле живым

Дом  это тот, где вас поймут,

Тот, где надеются и ждут,

Где ты забудешь о плохом –

Это твой дом.


- Я желаю каждому из вас построить в будущем такой же дом своей семьи.

9) Итак, счастливый дом мечты построен! От кого же зависит счастье в доме? (слайд 9)

Я хочу рассказать вам еще одну притчу.

: "Однажды, очень давно, Бог слепил человека из глины, но у него остался маленький её кусочек. Тогда Бог спросил человека:
" Что слепить тебе из оставшейся глины?"
Человек подумал и ответил:
" Слепи мне счастье".
Бог задумался, потом улыбнулся и протянул человеку глину и принес:
"Ты сам можешь это сделать". 
В чем мораль этой притчи? Чему она учит?

(Счастье зависит от нас самих. Мораль этой притчи в том, что каждый человек творец своего счастье. Каждый член семьи не должен забывать о тех кирпичиках, из которых строится счастье в доме) (слайд 10)

10) Ребята, как вы думаете, можно наш класс назвать семьей?

Мы тоже семья – школьная семья.

Почему? Что нас объединяет?

Нас объединяют общие школьные дела – учеба, совместные праздники, конкурсы, походы Мы поздравляем друг друга с днем рождения,. Заботимся друг о друге, помогаем тому, кому требуется помощь. У каждого, как и в обычной семье есть свои обязанности.

11) Когда-то очень давно в 12 веке, русский князь Владимир Мономах написал поучения для своих детей. (слайд 11)

Послушайте отрывок из «Поучений Владимира Мономаха своим детям»

  • В дому своем не ленитесь, чтоб не посмеялись приходящие к вам ни над домом вашим, ни над обедом вашим.

  • А куда не пойдете, где не остановитесь, везде напойте и накормите просящего.

  • Больше всего чтите гостей, если не можете одарить его, то угостите едой и питьем.

  • Что знаете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь.

  • Ни единого человека не пропустите, не поприветствовав его и не одарив его добрым словом.

  • Весь порядок в дому, сын мой, сам устанавливай, и сам порядок содержи, как я делал.

Я думаю, вы согласитесь со мной, что эти правила важны и сегодня в нашей жизни, но, выберите только 3 правила, которые, вы считаете, подходят к теме нашего урока.

Дети читают правила, которые они выбрали.

Итак и русский князь Владимир Мономах поучал детей, чтобы они заботились о своем доме и о своей семье

5. Домашнее задание напишите небольшое сочинение (5-6 предложений) «Живет ли счастье в моей семье».


6. Подведение итогов


Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!

Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле!


А сейчас  я хочу вас попросить, когда вы вернетесь домой, не забудьте обнять своих родных. А если они далеко – то позвонить и сказать, что вы их очень ЛЮБИТЕ!

  1. Рефлексия «Мишени»:

Подведем итоги нашей работы. Предлагаю вам поставить себе оценку за урок в одном из кругов мишени, которые соответствуют отметкам 5,4,3.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!