СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок обществознания в 8 классе по теме: «Экономика и её роль в жизни общества».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок обществознания в 8 классе по теме: «Экономика и её роль в жизни общества».»

Урок обществознания в 8 классе по теме: «Экономика и её роль в жизни общества».


Цель:
 определить понятие «экономика»; рассмотреть потребности и ресурсы; охарактеризовать проблему ограниченности ресурсов; определить свободные экономические блага; экономический выбор и альтернативную стоимость.

 Планируемые результаты.
Предметные
: обучающиеся определяют понятие «экономика»; находят причинно-следственную связь между потребностями и экономическими процессами; называют источники получения жизненных благ; аргументируют, почему природные ресурсы нельзя считать неисчерпаемыми; характеризуют сложность экономического выбора; рассказывают, как определить альтернативную стоимость выбора. 
Метапредметные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. 
Личностные: осознание, что от уровня экономического развития зависит уровень благосостояния общества.

Оборудование: проектор, презентация по теме урока.

Тип урока: открытие нового знания.

Ход урока.
1. Организационный момент.

2. Актуализация темы.

Понятием «экономика» обозначают широкую область в жизни общества, включающую экономику предприятий, отраслей, народное хозяйство в целом, различные стороны хозяйственной деятельности, денежное обращение, финансы. Под экономикой обычно понимают систему общественного производства, т.е. процесс создания материальных благ, необходимых человеческому обществу для его нормального существования и развития. Слово “экономика” происходит от греческих слов oikos – домашнее хозяйство и nomоs – закон. В буквальном смысле трактуется как хозяйство, ведущееся в соответствии с законами, правилами, нормами.
Однако в современном языке оно более многозначительно и имеет три основных значения:
экономика – хозяйство отдельного района, страны, группы стран, всего мира, включающее соответствующие отрасли и виды производства или его часть.
экономика – научная дисциплина, изучающая функциональные или отраслевые аспекты экономических отношений.
Проводится вводная беседа с классом по вопросам:
В чем состоят потребности человека?
Каковы основные участники экономики?
Из чего складываются ресурсы семьи?
Что такое семейный бюджет?

3. Изучение нового материала.

Экономика - (от др.-греч. οἶκος «дом, хозяйство; хозяйствование» + νόμος «ном, территория управления хозяйствованием; правило, закон»; буквально «правила ведения домашнего хозяйства») — хозяйственная деятельность общества, а также совокупность отношений, складывающихся в системе производствараспределенияобмена и потребления.

Впервые в научном труде слово «экономика» появляется в IV в. до н. э. у Ксенофонта, который называет её «естественной наукой». Аристотель противопоставлял экономику хрематистике — отрасли деятельности человека, связанной с извлечением выгоды. В современной философии экономика рассматривается как система общественных отношений, рассмотренных с позиции понятия стоимости. Главная функция экономики состоит в том, чтобы постоянно создавать такие блага, которые необходимы для жизнедеятельности людей и без которых общество не сможет развиваться. Экономика помогает удовлетворить потребности человека в мире ограниченных ресурсов.

Экономика общества представляет собой сложный и всеохватывающий организм, который обеспечивает жизнедеятельность каждого человека и общества.


Потребности и ресурсы.

Потребности – это нужда в чем либо необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития   личности, группы людей и общества в целом. Естественные, социальные, экономические, духовные.

Виды потребностей.

С точки зрения необходимости и пользы:

  • подлинные (разумные, истинные)— это потребности, без которых человек либо просто не может прожить (еда, жилище, общество, ведь именно среди людей он становится личностью), либо необходимы для его совершенствования, развития (духовные).

  • Ложные (неразумные, мнимые) — это потребности, без которых не только можно, но и необходимо жить, они приводят к разрушению личности, причём человек деградирует как физически, так и психически (алкоголизм, наркомания, тунеядство)


Виды потребностей.

  • биологические — естественные, врождённые, природные (еда,  воздух, сон, воспроизводство  и др.);

  • материальные (жилище, одежда, украшения и др.)

  • социальные (общение, оценка обществом деятельности человека, труд.)

  • духовные  — познавательные, культурные, идеальные (учение, формирование мировоззрение, познание мира, общества и самого себя, поиск идеала, смысла жизни, нравственных ценностей и др.)


 
Пирамида потребностей Маслоу А.Х.

Первичные потребности.

  • Физиологические (удовлетворение природных инстинктов, это: жажда, голод, отдых, воспроизводство, дыхание, одежда, жилища, двигательная активность)

  • Экзистенциальные от лат. существование, это потребность в защищённости, безопасности, это уверенность в завтрашнем дне, страхование , комфорт, гарантия занятости)

Вторичные потребности.

  • Социальные (потребность жить в обществе, принадлежать к определённой социальной группе: общение, привязанность, внимание к себе, забота о других, участие в совместной деятельности)

  • Престижные (потребность в уважении, признании, служебный рост.) А. Маслоу не случайно в особый вид потребностей выдели престижные, так как человеку очень важно мнение общества, окружающих. Любая похвала приятна людям, появляется  желание  выполнить что-то ещё более качественно.

  • Духовные (самовыражение, самореализация через творчество, познание, учение, самоутверждение и др.)

Человеческие потребности имеют ряд особенностей:

  • все потребности взаимосвязаны

  • невозможно удовлетворить все потребности

  • безграничность потребностей

  • потребности не должны противоречить нравственным устоям общества.

 

А как же соотнести наши потребности с ресурсами?

Ресурсы – (от франц.  Ressourse – вспомогательное средство) -  ценности, запасы, возможности.  

Вот этих вспомогательных средств, к сожалению, всегда не хватает.

Возникает такое понятие как ограниченность ресурсов.

Ресурсы делятся на две не совсем равные части:

  • Восполняемые (леса)

  • Невосполнимые (полезные ископаемые)

Что же нам делать? Ведь наступит момент, когда потребности перегонят ресурсы и тогда наша экономика просто встанет.


Блага – это то, что является полезным для человека, служит удовлетворению его потребностей.

Свободные блага (общедоступные).  Эти блага не требуют производственных затрат и люди могут пользоваться ими бесплатно. Но таких благ мало и порой они бывают условны.  Можно поехать в горы, путешествовать по лесам. Например, в перенаселённом Токио жителям могут предложить очищенный воздух за плату.  Но эти блага не могут удовлетворить все наши потребности.

Большинство благ создаёт себе сам человек. И порой эти потребности в благах появляются с изменением общества и прогрессом. Разве есть, какая то потребность играть в компьютерные игры? Да нет. Появилась возможность -  появилась и потребность.   Вся человеческая индустрия  направлена на удовлетворение этих потребностей, этих вызовов.  И поэтому вторая группа благ – это экономические блага.   Да мы смогли обеспечить себя многими необходимыми вещами.  И очень много из того, что мы создали, облегчил нашу жизнь. И это процесс не остановим. И этот процесс создания человеческих благ будет продолжаться всегда.  


Экономический выбор и альтернативная стоимость

Как же обеспечить рост благосостояния общества в условиях ограниченности ресурсов?

  • Кооперация – способность людей объединять свои усилия ради достижения общей задачи.

  • Разумный выбор – разумный, расчётливый.

  • Альтернативная стоимость – это оценка упущенной выгоды, плата за принятое решение.

Таким образом, да человеческие потребности безграничны. Мы всегда хотим  что-то хотим и это не остановить. «Всех много, а всего мало». Это вопрос не разрешим в экономике. Но  человек научился кооперироваться и делать выбор.   Но о том, как это действует, мы поговорим на следующем уроке.


4.Закрепление изученного


Работа с документом.

Документ.  Фрагмент из работы американских и российских ученых:

«Большинство ситуации таковы, что нужно выбрать лучшую альтернативу из возможных... Если вам предстоит построить мост и есть несколько вариантов места для его строительства, то никак невозможно выбрать два варианта, ибо нужен только один мост. 
По принципу «все или ничего» может быть принято совеем немного решений... Бизнесмен может сочетать ограниченный бюджет на газетную рекламу с широко развернутой кампанией рекламы по почте, а правительство может отложить постройку некоторых школ с целью отремонтировать дороги с интенсивным движением. Каждое из этих решений представляет собой компромиссны и выбор частично отказаться от чего-либо, чтобы получить что-то другое в более полной мере. 
Одними из наиболее ясных примеров проблемы выбора являются решении, принимаемые в связи с проблемами защиты окружающей среды. Например, больно и астмой, инженеры, политики и экологи могут спорить о допустимых нормах загрязнения атмосферы, однако стоимость полного устранения атмосферного загрязнения очень высока, В результате принятые Правительством допустимые нормы являются компромиссными с учетом противоположных интересов данных групп людей». 
Как документ помогает понять проблему ограниченности ресурсов и выбора в экономике? Приведи собственные примеры принятия решений; тобой или другими на основе экономического выбора. 

5. Подведение итогов урока.


Что является основной проблемой экономики?
Как человек пытается решить проблему ограниченности?
Какие ресурсы на земле практически безграничны?


Выводэкономика показывает, как общество осуществляет рациональный выбор в условиях ограниченности ресурсов для удовлетворения потребностей людей.

6.Рефлексия. 

Что из рассмотренного больше всего запомнилось? Почему?

 

7.Домашнее задание: Прочитать   §17.  Знать определение терминов и понятий темы урока.

*Рубрика «В классе и дома» задание № 2.



















Урок истории в 6 классе по теме: «Польша и Чехия в XIV-XV вв.».

Цель урока: сформировать обобщенное представление об условиях развития Польши и Чехии в XIV-XV вв.

Задачи урока: выяснить, какие обстоятельства способствовали подъему экономики и развитию государственности Польши и Чехии в XIV-XV вв.; выявить причины гуситского движения в Чехии, назвать его участников, лидеров, определить последствия гуситских войн;

 использовать факты героической борьбы чешского народа против феодальных армий крестоносцев для патриотического и нравственного воспитания.

Вид урока – комбинированный

Новые понятия: сейм, гуситы, табориты, умеренные .

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Проверка домашнего задания.

Почему культура Возрождения возникла именно в Италии?

В чем взгляды гуманистов расходились с традиционным средневековым мировоззрением?

как проявилось Возрождение в искусстве?

3. Изучение нового материала.

XIII век очень трудное время в Европе.

- Столь тяжкие времена, как «Черная смерть» не обошли стороной и Восточную Европу.

- Полчища монголо-татар разрушили в 1241 году столицу Польши Краков.

- C XIII века большой проблемой стал Тевтонский орден, который успешно воюя с пруссами создал на завоеванных территориях собственное государство со столицей в Мальборке во главе с великим магистром. В 1237 году тевтонцы объединились с орденом меченосцев из Прибалтики. И это уже была реальная угроза спокойствию поляков, поэтому пришедший к власти король Казимир III Великий (1333-1370гг) продолжил политику объединения Польши.

Что же сделал Казимир III Великий?

  • Укрепил королевскую власть;

  • Вернул часть утраченных ранее земель;

  • Упорядочил законы страны;

  • Создал сословно-представительный орган власти сейм (Покровительствовал ремеслу и торговле, ввел единую монету и одинаковые пошлины;

  • Он всячески поощрял торговлю и ремесла, давая горожанам льготы и привилегии. При нем было выстроено столько новых крепостей, церквей и других зданий, что о Казимире III говаривали: «Он получил Польшу деревянной, а оставил ее каменной».

  • Был веротерпим.

Изгнанные из Германии после «Черной смерти» евреи получили защиту и покровительство у короля Казимира III. Он дал им полную свободу селиться в своем королевстве, пользоваться всеми правами и беспрепятственно исповедовать свою религию. Не менее терпимо относился Казимир III и к православным из Галичского княжества, частично присоединенного при нем к Польше.

А рыцарство и шляхта называли Казимира III «мужицким королем» за то, что выступал защитником крестьян от насилия и несправедливости их владельцев.

Но у такого обширного государства, как Польша был опасный враг – это Тевтонский орден
- С какой целью и когда был создан орден? (германский духовно-рыцарский орден, основанный в 1190 г. Для защиты немецких рыцарей, борьбы с врагами католической церкви)

- Как далеко находились земли Тевтонского ордена от Польши? 

Для борьбы с Тевтонским орденом Польша нуждалась в сильном союзнике. И она нашла его в Великом княжестве Литовском, которое тоже враждовало с Тевтонским орденом. В 1385 году польскую королеву Ядвигу просватали за литовского князя Ягайло. Так стали связаны судьбы Польши и Литвы. Однако, уния сблизив их, не означала полного объединения.

1409 год - начало войны Польши и Литвы против ордена.

1410 год – Грюнвальдская битва – решающее сражение у деревни Грюнвальд.

Что же представляли собой армии противников?

Армия короля – польские и литовские рыцари, а также русские и чешские воины и даже отряд татар, находившийся на службе у литовцев.

Армия ордена превосходила союзников в вооружении и военной подготовке, на ее стороне сражались рыцари 22 государств.

Результат был ошеломляющим - крестоносцы были разбиты. Немалую роль в этом сражении сыграли русские полки из Смоленской земли, входившей в составы Литвы. Поддержка папы и империи позволила ордену уцелеть, но могущество тевтонцев было подорвано, и позже, он признает себя вассалом Польши.

Во второй половине XIV века Чешское королевство стало одним из самых важных политических и культурных центров Европы. Расцвет Чехии был заслугой короля Карла I (1346-1378гг), ставшего императором Священной Римской империи Карлом IV.

В Чехию переселилось много немцев, и они захватывали в городах управление в свои руки. И хотя их деятельность способствовала экономическому расцвету, но всевластие иностранцев вызывало недовольство чехов.

Католики были недовольны критикой Яна Гуса, его обвинили в ереси и Ян Гус был вызван на церковный собор в немецком городе Констанце, чтобы он отрекся от своих взглядов. Гуса объявили еретиком и заточили в тюрьму. В 1415 году Ян Гус был сожжен на костре.

Подумайте, какую реакцию вызвала казнь Яна Гуса у чешского народа?

Это событие послужило поводом к народному восстанию. Последователей Яна Гуса стали называть гуситами. На горе Табор в южной Чехии собралось более 40 000 человек, наиболее решительных последователей Гуса. Их стали называть таборитами. В этот год умер король Вацлав IV и престол должен был перейти к Сигизмунду, запятнавшего себя расправой над Гусом. Начались гуситские войны (1419-1434 гг.). Подавить движение гуситов император не мог и поэтому при помощи папы Римского начался крестовый поход в Чехию.

Движение таборитов возглавил Ян Жижка.

- Кто он Ян Жижка?

ЯН ЖИЖКА

Чехия услышала о Яне Жижке (ок. 1360 - 1424 гг) в 1419 г. когда начались гуситские войны. К тому времени этот выходец из мелкого рыцарства был опытным воином, в одной из схваток потерял глаз) 1420 г. он стал лидером таборитов. Когда войско императора Сигизмунда двинулось на Чехию, на помощь жителям Праги пришли табориты во главе с Жижкой. В битве на горе Витков под Прагой Жижка разгромил крестоносцев. Он ввел новую военную организацию и новую тактику, в которой важная роль принадлежала боевым повозкам гуситов, молниеносно превращавшимся в настоящую крепость. Почти все их войско состояло не из рыцарей, а из простых людей, однако боевой дух гуситов, убежденных в правоте своего дела, был чрезвычайно высок. Выиграв под руководством Жижки несколько сражений подряд, гуситы стали считаться непобедимыми; иной раз враги обращались в бегство, едва заслышав боевые песни гуситов, или грохот их повозок. В минуту опасности Жижке всегда удавалось объединить гуситов, несмотря на разногласия внутри движения гуситов. Ранение лишило его зрения, но даже слепым он продолжал выигрывать сражения.

Табориты одерживали победу за победой.

- В чем причина побед таборитов?

Задание. Прочтите документ 2 «Тактика гуситского войска», ответьте на вопросы к документу.

Тактика гуситского войска.

«Чехи, в стране которых много равнин и редко встречаются овраги, окружают всю конницу и пехоту повозками; на повозках же, как на стенах, помещают воинов, чтобы они удерживали неприятеля…

Идя в бой, они из повозок образуют два фланга: посредине идут пешие, рядом с ними, почти вне прикрытия, отряды конницы.

Когда бывает решено вступать в бой, то возницы на флангах, по знаку полководца, незаметно окружают намеченную часть противника и стягивают круг повозок.

Отрезанных неприятелей, без помощи со стороны своих, умертвляют: частью пехота мечами, частью находящиеся на повозках мужчины и женщины стрелами.

Конница сражается за пределами прикрытия, и ее в случае поражения и бегства принимают, внезапно раздвигаясь, повозки; затем она защищается как за городскими стенами…»

***

Ян Жижка совсем по-новому стал пользоваться пушками. Поставив пушки на повозки, сделал их подвижными. Кроме того, он создал более легкие пушки «гоуфнице». Они перешли потом в другие армии под своим чешским названием (отсюда «гаубица»).

Гаубица – первоначально – камнеметательное орудие. В современном языке – тип артиллерийского орудия, отличающийся от пушки тем, что имеет относительно короткий ствол, разные по весу заряды.

Вопросы:

Какие виды вооружений были у гуситов и упоминаются в текстах?

Какие преимущества имело гуситское войско? Что нового в военное дело внесли гуситы?

После многих поражений крестоносцев, Сигизмунд понял, что «победить чехов могут только чехи». И стал разжигать рознь между таборитами и умеренными.

Папа пообещал чешским феодалам оставить захваченные ими церковные земли, и признал новые церковные порядки в Чехии. Горожане добились управления в городах.

Какая часть гуситов добилась поставленных целей? V (умеренные)

Предположите, как поступят умеренные? V (умеренные выступили против таборитов).

1434 году армия таборитов получила сокрушительное поражение при Липанах. Гуситские войны закончились.

Гуситские войны оказали огромное воздействие на судьбу Чехии и всей Европы.



4. Закрепление.

Сравним требования гуситов с последствиями войн. Что удалось добиться гуситам?

Дайте определение понятию «сословная монархия». В каких европейских странах в XV веке существовали сословные монархии?


5.Подведение итогов урока. Рефлексия.

Значение гуситского движения:

  • Утверждение в Чехии «гуситской» церкви

  • Утрата церковью части земель и богатств.

  • Крестьяне перестали платить десятину.

  • Временное ослабление феодального гнёта.

  • Утверждение в Чехии сословной монархии.


6.Домашнее задание.

Прочитать, пересказать §24

Выучить новые даты и понятия.


 























Урок по истории в 6 классе по теме: «Завоевания турками-османами Балканского полуострова»

Цели: рассмотреть события в жизни славян, которые боролись за свою свободу и независимость с турками-османами;
- выяснить причины падения Византийской империи
- познакомиться с правителями Османской империи, которые смогли покорить огромные территории в годы своего правления.
- развивать умение анализировать, делать выводы, высказывать свою точку зрения;

Тип урока: открытие нового знания.

Ход урока
1.Организационный момент
2.Проверка домашнего задания

Тестирование:

1. Какой чешский король стал императором Священной Римской империи?
а) Карл IV б) Лоренцо Великолепный В) Людовик XI

2. Кто выступал против священнослужителей , говоря о необходимости переустройства церкви в Чехии?
а) папа римский, б) Ян Гус, в) паны.

3. В каком году Ян Гус был сожжен на костре? а) 1371 г. б) 1415 г. в) 1419 г.

4. В каком городе состоялся съезд высшего духовенства, на который папа римский вызвал Яна Гуса?
а) Прага, б) Констанц, в) Вроцлав.

5. Когда были гуситские войны? а) 1096-1291 г.г. б) 1419-1434 г.г. в) 1337-1453 г.г.

6. Как называли более решительную часть гуситов? а) таборитые; б) умеренные; В) радикальные

7. Из каких слоев населения не состояли табориты?
а) крестьян, ремесленников, б) мастеров, торговцев, в) феодалов.

8. Кого называли « страшным слепцом»? а) Яна Гуса, б) Яна Жижку, в) Карла IV.

9. В каком году произошла битва между таборитами и умеренными у городка Липаны?
а) 1434г. б) 1419г. в) 1415г.

10. Как называлось в Чехии собрание представителей сословий? а) парламент, б) кантон в) сейм
11. Табориты получили такое название, потому что:
а) ходили табором, как цыгане б) поселились на горе Табор в) их предводителем был Табор
12. Сколько походов было организовано против гуситов? а) 4 б) 6 в) 8
13. Чем были вооружены табориты?а) цепями, косами, топорами б) автоматами и ружьями в) палками и дубинками
14. Итогом гуситского движения нельзя считать:
а) утверждения гуситской церкви б) крестьяне перестали платить десятину
в) крестьяне добились установления конституции

Ключ:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

а б б б б а в б а в б а а в


 3.Актуализация знаний
Легенда гласит «В 13 в. в Малую Азию перекочевало из Средней Азии 400 кибиток с племенами турок- османов. Прошли века и потомки Османа штурмом взяли Константинополь, покорили десятки стран на трех материках и стали реальной угрозой христианской Европе.»

-Как эта легенда связана с темой урока? (В легенде говорится о покорении Константинополя, т.е о завоевании турками –османами Балканского пол-ва)


4.Изучение нового материала

В конце XIII века правитель одной из провинций слабеющего государства турок-сельджу̀ков, объявил о независимости своих земель.

На территории малой Азии появилось новое государство. В дальнейшем оно станет могущественной Осма̀нской империейполучившей такое название от имени своего первого правителя – Осма̀на I (1281–1326 годы).

За короткий срок под властью турок-османов оказалась часть Малой Азии.

Во второй половине XIV века османы перешли к захвату Балканского полуострова.

В XIV веке на Балканах существовало несколько государств. Наиболее значимыми среди них были Болга̀рия, Сѐрбия и Византѝя. Между ними часто возникали конфликты, что было на руку османам.

Балканские страны


Болгарам удалось восстановить свою государственность в XII векеВ ходе длительных войн с Византией было создано Второе Болгарское царство. Оно стало самым большим государством на Балканах.

Расцвета оно достигло при Ива̀не А̀сене II. Он правил с 1218 по 1241 год.

Во второй половине XIV века внутренние неурядицы привели к сильному ослаблению Болгарии. Она распалась на три фактически независимых государства.

В это же время на болгарские земли напали османы. К 1396 году они полностью подчинили Болгарию.

В первой половине XIV века укрепила свои позиции СѐрбияВо время правления Стѐфана Ду̀шана (1331–1355 годы) она стала крупнейшим государством на Балканах.

Но после смерти правителя начался период усобиц. Сербия распалась на самостоятельные княжества.  
Как и в случае с Болгарией, во время усобиц Сербия подверглась османскому нашествию. Битва, во многом решившая дальнейшую судьбу Сербии, произошла в 1389 году на Ко̀совом поле.

Поначалу сербам сопутствовал успех, но султан ввёл в бой свежие силы. Сербы стали отступать. Они уже не могли сдержать османов.

Стремясь спасти остатки войск, союзники князя Сербии стали уходить с поля боя. Также поступили и уцелевшие сербские воины. 
Султан Мура̀д I был убит сербским князем Мѝлошем О̀биличем в начале боя. Под видом перебежчика Обилич проник в шатёр султана и заколол его.

Несмотря на тяжесть поражения, окончательно Сербия была завоёвана только к концу XV века.

В XIV веке продолжала существовать Византия, но от былой мощи империи не было и следа.

Византия утратила былое могущество. Она потеряла земли на Ближнем Востоке. Её торговлю контролировали Венѐция и Гѐнуя.

Страна постоянно воевала с другими балканскими государствами.
Византия первой столкнулась с опасностью османского завоевания.
Сначала они подчинили византийские земли в малой Азии, после – перешли к захвату европейских владений. Территория империи стремительно уменьшалась.
В начале XV века она оказалась окружена владениями Османской империи.
Ещё раньше византийский император признал себя вассалом султана.
Он выплачивал ему дань и участвовал в его походах.

Правители османской империи неоднократно пытались захватить Константинополь.
Султан Баязѝд I (1389–1402 годы) в 1397 году осадил столицу Византии. Но вторжение во владения османов Тамелана помешало осуществить его планы.
В 1422 году Константинополь осаждал султан Мура̀д II (1421–1451 годы).

Султан Мехмѐд II (1451–1481 годы) также не отступился от идеи своих предшественников. Он осадил город в 1453 году.



Турки собрали армию в 160 тысяч человек. У них была мощная артиллерия. Турецкий флот блокировал Константинополь с моря.

На защиту столицы Византия смогла выставить только около 7 тысяч воинов.

Началась затяжная осада. Турки постоянно обстреливали стены города, проводили бесконечные атаки, рыли подкопы, но взять Константинополь не могли.

Тогда Мехмед II приказал осадить город с севера – его самой слабозащищённой части. Для этого во внутреннюю гавань Константинополя – Золотой Рог, которая была отделена от моря огромной цепью, турки перетащили по земле свои корабли.

Защитникам пришлось выделить часть своих и без того поредевших сил на защиту северной части города.
Стены города были сильно повреждены, запасы продовольствия подходили к концу. Оставшиеся защитники были измотаны долгой осадой.
На 53-й день осады султан отдал приказ начать новый штурм.
После упорной и длительной схватки, в которой погиб последний император Византии Константин XI Палеоло̀г, город пал. С его падением прекратила существование и Византия.
Константинополь, переименованный в Стамбу̀лстал новой столицей Османской империи.

5.Подведение итогов. Рефлексия

В XIII–XV веках произошло временное возвышение Болгарии и Сербии.

Ослабление Византии.

Захват турками-османами Балканского полуострова.

Падение Константинополя и прекращение существования Византии.



5.Домашнее задание: параграф 26 учить, ответить на вопросы





















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!