Урок обучающего выборочного изложения в 5 классе
Тема: Выборочное изложение по тексту И.Соколова-Микитова «Весенний вечер в лесу».
Тип урока: урок усвоения навыков и умений
Цели урока: 1. Учить отбирать и систематизировать материал в соответствии с темой.
2. Способствовать развитию речи обучающихся.
Задачи:
-обучающие: формирование навыков выделения главной и второстепенной информации, отбора информации в соответствии с темой;
- развивающие: развитие внимания, наблюдательности, умения анализировать и делать выводы;
- воспитательные: воспитание интереса к изучаемому предмету.
Методы обучения::
- словесные, наглядные, практические;
Формы работы: фронтальная, групповая.
Раздаточный материал: Текст И.Соколова-Микитова «Весенний вечер в лесу».
Планируемые результаты
Предметные: научится выделять в тексте главную и второстепенную информацию, выбирать материал в соответствии с заданной темой.
Метапредметные: научится осуществлять побор аргументов для подтверждения собственной позиции, устанавливать причинно-следственные связи в устных высказываниях.
Формирование УУД:
Личностные УУД: осваивает новые виды деятельности; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.
Регулятивные УУД: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками ) необходимые действия операции, действует по плану.
Познавательные УУД: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию.
Коммуникативные УУД: слушает и понимает речь других; задает вопросы, отвечает на вопросы, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения.
Ход урока
1. Организационный момент урока.
Учитель: Встали дружно. Повернулись и друг другу улыбнулись.
-Настроенье каково?
-Во!
-Все такого мнения?
-Все, без исключения.
Учитель:Друзья, я очень рада
Войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда
Улыбки ваших милых глаз.
Я знаю: каждый в классе гений,
Но без труда – талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений –
Мы вместе сотворим урок.
Итак, первое задание – раскрыть тему урока. .А это возможно только в том случае, если вы будете верно отвечать на задаваемые мною вопросы. Внимание! Блиц-опрос! 1.Группа предложений, объединенных темой и основной мыслью ? (текст).
2. Какой вопрос необходимо задать к тексту, чтобы определить его тему? (о ком или о чем говорится в тексте?)
3. Какой вопрос необходимо задать к тексту, чтобы определить его основную мысль? (что хотел сказать автор?)
4. Перечислите стили речи русского языка.(научный, публицистический, официально-деловой, язык художественной литературы и разговорная речь)
5. Назовите типы речи .(описание, повествование, рассуждение)
6. К какому типу речи относится текст, повествующий о последовательно происходящих событиях?(повествование)
7. К какому типу речи относится текст, описывающий предмет, внешность, интерьер, природу?(описание)
8.К какому типу речи относится текст, содержащий размышления, рассуждения по какому-либо вопросу?(рассуждение)
9. Назовите составляющие текста-рассуждения.(тезис, аргументы, вывод)
10. Как называется утверждение, требующее доказательства? (тезис)
11. Назовите известные вам виды изложения. (подробное, сжатое, с элементами сочинения, выборочное)
На доске последовательно раскрывается тема урока: «ВЫБОРОЧНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ТЕКСТА»
Целеполагание:
-
подробнее познакомиться с особенностями и значением выборочного изложения;
-
повторить алгоритм работы над выборочным изложением;
-
учиться отбирать материал в соответствии с заданной темой;
-
учиться составлять текст выборочного изложения на предложенную тему.
А вы хотите?
Давайте проверим, насколько хорошо вы владеете теоретическим материалом.
«Верные-неверные утверждения»:
-
Выборочное изложение текста – это подробный пересказ текста с сохранением последовательности повествования и языковых особенностей текста.
-
Выборочное изложение – это пересказ основного содержания, в котором необходимо сохранить только все самое важное с точки зрения смысла.
-
Выборочное изложение – это пересказ не всего текста, а какой-то его отдельной части, выбор необходимого материала в соответствии с заданной темой.
-
В тексте материал, относящийся к заданной теме, может быть расположен в одном месте (сосредоточен), но может быть и разбросан (рассредоточен).
-
Тема выборочное изложения уже темы исходного текста.
-
Основная мысль текста выборочного изложения может не совпадать с основной мыслью исходного варианта.
- Ребята, а случайна ли была формулировка блиц-вопросов? (Нет, эти знания нам необходимы при работе над выборочным изложением).
- Вспомним алгоритм работы над выборочным изложением.
Обучающиеся в группах составляют кластер «Выборочное изложение». Одной из групп дается индивидуальное задание: выбрать из предложенных вариантов действий только те, которые необходимы для составления текста выборочного изложения и составить кластер на листе ватмана. На работу отводится 3-5 минут.
Прочитать текст, выяснить знач. непонятных
слов
слов
По истечении отведенного на работу времени, обучающиеся называют этапы работы над выборочным изложением. Обсуждают, выявляют недочеты. Кластер, оформленный на листе ватмана, размещают на доске.
Определить границы выбор. изл. В соответствии с темой
Подумать, как начать излож,, как лучше расположить материал
Выберите то, что относится к теме
Выборочное
изложение
Составить план
Определить тип речи, который будет основным в изложении
Определить стиль будущего изложения
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Потопали,
Похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глаза крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
Ну что ж,ребята, а теперь за работу! Посмотрите за окно. Какое сейчас время года? (Весна). Вот и мы с вами сегодня будем работать над текстом И. Соколова-Микитовао весне – «Весенний вечер в лесу».
Чтение текста учителем (текст напечатан и роздан учащимся).
Весенний вечер в лесу
За вершинами леса скрылось солнце. Прохладно и сыро в лесу. Слышно, как дышит, оживает земля. Пахнет весенними почками, пробудившейся теплой землей.
Вот сам с собою шевельнулся на земле прошлогодний мокрый листочек. Под ним показалась из земли зеленая стрелка молодой травы.
Много звуков в вечернем лесу.
Заливаются на деревьях первые дрозды. На вершине высокого дуба громко воркует дикий голубь – витютень.
«Витютень на ду-у-убе сижу! Витютень на ду-у-убе сижу!» - выговаривает важно витютень.
Глухо турлычут в прозрачных весенних лужах лягушки.
Вытянув длинные шеи, свистя крыльями, пролетели над лесом дикие утки.
«Чуфшшш! Чуфшшш!» - вдруг громко чуфистнул и забормотал на поляне краснобровый красавец тетерев-косач.
«Гу-гу-гууу! Гу-гу-гууу!» - гугукнул заяц, очень похоже, бесшумно пролетая, ему отозвалась лесная сова.
Страшно ухнул в лесу и захохотал филин.
Взмахивая крыльями, тихо потянули над макушками леса длинноносые лесные кулики.
Ниже и ниже спускается весенняя прохладная ночь.
V. Содержательный и языковый анализ текста.
- Что описывается в тексте? (Ученики отвечают).
- Какое это описание? Докажите свой ответ, используя текст. (Дают примеры изобразительно-выразительных средств),
- Лес заполнен разными звуками. Какие глаголы употребляет автор для описания звуков? Кто издает эти звуки? (Дышит земля, заливаются дрозды; воркует, важно выговаривает голубь – витютень; глухо турлычут лягушки; пролетели, свистя крыльями, дикие утки; чуфистнул, забормотал тетерев-косач; гугукнул заяц; страшно ухнул и забормотал филин; тихо потянули кулики.)
- В каком времени употреблены глаголы? (В настоящем и прошедшем).
- А как вы понимаете выражение «пролетели, свистя крыльями»? (Разрезали крыльями воздух, при этом издавался звук, похожий на свист).
- Много необыкновенных звуков уловил писатель Соколов-Микитов в весеннем лесу. А кто из вас был в лесу и слушал его звуки? Какие звуки вы слышали? (Дети отвечают).
Сбор материала к изложению на тему «Звуки вечернего леса».
Коллективно дети выполняют следующие задания:
1. Выбрать из текста материал, относящийся к теме изложения (отбираются предложения 3,7-16; исключаются 1,2,4,5,17).
2. Просмотреть собранный материал и определить основную мысль будущего изложения. («Богат самыми разными звуками весенний лес вечером»).
3. Назвать глаголы, которые необходимо использовать, чтобы передать звуки леса.
4. Продумать, как начать изложение, расположить материал в нужной последовательности. («Много звуков в вечернем лесу. Слышно, как дышит и оживает земля…» остальная часть изложения повторяет последовательность текста.)
На работу в группах отводится 5-7 минут.
- Какова основная мысль будущего изложения? («Богат самыми разными звуками весенний лес вечером»).
- Тип речи текста будущего изложения? (Описание)
- Стиль? (Язык художественной литературы)
Обучающиеся зачитывают свои варианты текстов. Обсуждают, анализируют.
Учитель: Ну что ж, ребята, с заданием вы справились. Оцените, текст какой группы получился более удачным. На что вам в будущем необходимо обращать особое внимание.
Ребята, а так ли важно уметь выборочно излагать информацию? Выберите то утверждение, с которым вы согласны. Приведите аргументы.
- Каждому из нас необходимо уметь выборочно излагать информацию.
- Уметь выборочно излагать информацию вовсе не обязательно.
Я с вами согласна. Молодцы.
Итак, вернемся к целям нашего урока. Достигли ли мы поставленных целей?
Ну а теперь, ребята, я попрошу вас обозначить свои впечатления от урока при помощи сигнальных карточек. Если вам урок понравился, вы чувствовали себя комфортно, довольны результатами своей деятельности, то поверните карточку зеленой стороной, если урок не понравился, вы не довольны собой, у вас были какие-либо затруднения, то поверните карточку красной стороной. Передайте свои чувства, эмоции.
Спасибо. А от чего, прежде всего, вы получили удовольствие? (От результатов своего труда).
"Благодарю…"
В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Учителя из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.
Учитель: Я благодарю вас за внимательность, хорошую работу, за то, что вы вместе, в коллективе решали непростые задачи. И помните, что в такие моменты мы становимся единым целым. Очень часто бывает так, что самое сложное становится простым, если вы трудитесь в коллективе, ВМЕСТЕ.
Звучит песня «Вместе».
План урока
-
ПРИВЕТСТВИЕ (СЛАЙД 1)
-
БЛИЦ-ОПРОС/ РАСКРЫТИЕ ТЕМЫ
-
ЦЕЛИ УРОКА (СЛАЙД 2)
-
ВЕРНЫЕ-НЕВЕРНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ (СЛАЙД 3)
-
КЛАСТЕР
-
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
-
ЧТЕНИЕ ТЕКСТА, ОБСУЖДЕНИЕ
-
РАБОТА В ГРУППАХ (СЛАЙД 4)
-
ОБСУЖДЕНИЕ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
-
ЗАЧИТЫВАНИЕ ТЕКСТОВ ВЫБОРОЧНОГО ИЗЛОЖЕНИЯ, КОРРЕКТИРОВКА,
САМОПРОВЕРКА (СЛАЙД 5)
-
СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ (СЛАЙД 6)
-
ВОЗВРАЩЕНИЕ К ЦЕЛЯМ (СЛАЙД 7)
-
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ РЕФЛЕКСИЯ (СЛАЙД 8)
-
БЛАГОДАРЮ
(СЛАЙД 9)
-
ПЕСНЯ «ВМЕСТЕ»
ПРИВЕТСТВИЕ
Встали дружно. Повернулись и друг другу улыбнулись.
-Настроенье каково?
-Во!
-Все такого мнения?
-Все, без исключения.
Учитель:Друзья, я очень рада
Войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда
Улыбки ваших милых глаз.
Я знаю: каждый в классе гений,
Но без труда – талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений –
Мы вместе сотворим урок.
БЛИЦ-ОПРОС
1.Группа предложений, объединенных темой и основной мыслью ? (текст).
2. Какой вопрос необходимо задать к тексту, чтобы определить его тему? (о ком или о чем говорится в тексте?)
3. Какой вопрос необходимо задать к тексту, чтобы определить его основную мысль? (что хотел сказать автор?)
4. Перечислите стили речи русского языка.(научный, публицистический, официально-деловой, язык художественной литературы и разговорная речь)
5. Назовите типы речи .(описание, повествование, рассуждение)
6. К какому типу речи относится текст, повествующий о последовательно происходящих событиях?(повествование)
7. К какому типу речи относится текст, описывающий предмет, внешность, интерьер, природу?(описание)
8.К какому типу речи относится текст, содержащий размышления, рассуждения по какому-либо вопросу?(рассуждение)
9. Назовите составляющие текста-рассуждения.(тезис, аргументы, вывод)
10. Как называется утверждение, требующее доказательства? (тезис)
11. Назовите известные вам виды изложения. (подробное, сжатое, с элементами сочинения, выборочное)
ЦЕЛИ УРОКА
Целеполагание:
1.подробнее познакомиться с особенностями и значением выборочного изложения;
2.повторить алгоритм работы над выборочным изложением;
3.учиться отбирать материал в соответствии с заданной темой;
-
учиться составлять текст выборочного изложения на предложенную тему.
А вы хотите?
Давайте проверим, насколько хорошо вы владеете теоретическим материалом.
ВЕРНЫЕ-НЕВЕРНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ
1.Выборочное изложение текста – это подробный пересказ текста с сохранением последовательности повествования и языковых особенностей текста.
2.Выборочное изложение – это пересказ основного содержания, в котором необходимо сохранить только все самое важное с точки зрения смысла.
3.Выборочное изложение – это пересказ не всего текста, а какой-то его отдельной части, выбор необходимого материала в соответствии с заданной темой.
4.В тексте материал, относящийся к заданной теме, может быть расположен в одном месте (сосредоточен), но может быть и разбросан (рассредоточен).
5.Тема выборочное изложения уже темы исходного текста.
6.Основная мысль текста выборочного изложения может не совпадать с основной мыслью исходного варианта.
Подумать, как начать излож,, как лучше расположить материал
Выберите то, что относится к теме
Выборочное
изложение
Составить план
Определить тип речи, который будет основным в изложении
Определить стиль будущего изложения
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Потопали,
Похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глаза крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
ЧТЕНИЕ ТЕКСТА
Ну что ж,ребята, а теперь за работу! Посмотрите за окно. Какое сейчас время года? (Весна). Вот и мы с вами сегодня будем работать над текстом И. Соколова-Микитовао весне – «Весенний вечер в лесу».
Чтение текста учителем (текст напечатан и роздан учащимся).
Весенний вечер в лесу
За вершинами леса скрылось солнце. Прохладно и сыро в лесу. Слышно, как дышит, оживает земля. Пахнет весенними почками, пробудившейся теплой землей.
Вот сам с собою шевельнулся на земле прошлогодний мокрый листочек. Под ним показалась из земли зеленая стрелка молодой травы.
Много звуков в вечернем лесу.
Заливаются на деревьях первые дрозды. На вершине высокого дуба громко воркует дикий голубь – витютень.
«Витютень на ду-у-убе сижу! Витютень на ду-у-убе сижу!» - выговаривает важно витютень.
Глухо турлычут в прозрачных весенних лужах лягушки.
Вытянув длинные шеи, свистя крыльями, пролетели над лесом дикие утки.
«Чуфшшш! Чуфшшш!» - вдруг громко чуфистнул и забормотал на поляне краснобровый красавец тетерев-косач.
«Гу-гу-гууу! Гу-гу-гууу!» - гугукнул заяц, очень похоже, бесшумно пролетая, ему отозвалась лесная сова.
Страшно ухнул в лесу и захохотал филин.
Взмахивая крыльями, тихо потянули над макушками леса длинноносые лесные кулики.
Ниже и ниже спускается весенняя прохладная ночь.
______________________________________________________________________
БЕСЕДА ПО ТЕКСТУ
- Что описывается в тексте? (Ученики отвечают).
- Какое это описание? Докажите свой ответ, используя текст. (Дают примеры изобразительно-выразительных средств),
- Лес заполнен разными звуками. Какие глаголы употребляет автор для описания звуков? Кто издает эти звуки? (Дышит земля, заливаются дрозды; воркует, важно выговаривает голубь – витютень; глухо турлычут лягушки; пролетели, свистя крыльями, дикие утки; чуфистнул, забормотал тетерев-косач; гугукнул заяц; страшно ухнул и забормотал филин; тихо потянули кулики.)
- В каком времени употреблены глаголы? (В настоящем и прошедшем).
- А как вы понимаете выражение «пролетели, свистя крыльями»? (Разрезали крыльями воздух, при этом издавался звук, похожий на свист).
- Много необыкновенных звуков уловил писатель Соколов-Микитов в весеннем лесу. А кто из вас был в лесу и слушал его звуки? Какие звуки вы слышали? (Дети отвечают).
СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ «ЗВУКИ ВЕЧЕРНЕГО ЛЕСА»
РАБОТА В ГРУППАХ 5-7 МИНУТ
-
ОБСУЖДЕНИЕ ПЕРЕД ЧТЕНИЕМ ТЕКСТА
- Какова основная мысль будущего изложения? («Богат самыми разными звуками весенний лес вечером»).
- Тип речи текста будущего изложения? (Описание)
- Стиль? (Язык художественной литературы)
Обучающиеся зачитывают свои варианты текстов. Обсуждают, анализируют.
ВЫПОЛНЯЮТ САМОПРОВЕРКУ
СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ
Учитель: Ну что ж, ребята, с заданием вы справились. Оцените, текст какой группы получился более удачным. На что вам в будущем необходимо обращать особое внимание.
Ребята, а так ли важно уметь выборочно излагать информацию? Выберите то утверждение, с которым вы согласны. Приведите аргументы.
- Каждому из нас необходимо уметь выборочно излагать информацию.
- Уметь выборочно излагать информацию вовсе не обязательно.
ВОЗВРАЩЕНИЕ К ЦЕЛЯМ УРОКА
Итак, вернемся к целям нашего урока. Достигли ли мы поставленных целей?
КАКИЕ ЦЕЛИ НЕ БЫЛИ ПОСТАВЛЕНЫ?
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ РЕФЛЕКСИЯ
Ну а теперь, ребята, я попрошу вас обозначить свои впечатления от урока при помощи сигнальных карточек. Если вам урок понравился, вы чувствовали себя комфортно, довольны результатами своей деятельности, то поверните карточку зеленой стороной, если урок не понравился, вы не довольны собой, у вас были какие-либо затруднения, то поверните карточку красной стороной. Передайте свои чувства, эмоции.
Спасибо. А от чего, прежде всего, вы получили удовольствие? (От результатов своего труда).
«БЛАГОДАРЮ…»
.
Я благодарю вас за внимательность, хорошую работу, за то, что вы вместе, в коллективе решали непростые задачи. И помните, что в такие моменты мы становимся единым целым. Очень часто бывает так, что самое сложное становится простым, если вы трудитесь в коллективе, ВМЕСТЕ.
Звучит песня «Вместе».
______________________________________________________________