УРОК ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ В 1 КЛАССЕ.
ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ Ы.
Цели: познакомить с буквой ы; учить выполнять звуковой анализ слов, наблюдать за позиционной сменой гласных и согласных звуков (твердые – мягкие); развивать фонематический слух, память, внимание, речь.
Ход урока
I. Организационный момент. Постановка целей урока.
II. Работа по теме урока.
1. Звуковой анализ слова «рыба». Приложение 1
– «Прочитайте» первый звук в слове «рыба». (Рррыба.)
– Какой это звук? (Твердый согласный звук.)
– Какой фишкой обозначим звук? (Синей.)
– Назовите мягкую пару. (Звук [р’].)
– «Прочитайте» второй звук в слове «рыба». (Рыыыба.)
– Что вы знаете об этом звуке? (Гласный, обозначим красной фишкой.)
– «Прочитайте» третий звук в слове «рыба». (Рыб-б-ба.)
– Какой это звук? (Твердый согласный звук.)
– Обозначьте соответствующей фишкой. (Синяя фишка.)
– Назовите его мягкую пару.([б’].)
– «Прочитайте» последний звук в слове «рыба». (Рыбаааа.)
– Что знаете об этом звуке? (Гласный, обозначим красной фишкой.)
– Звук [ы] обозначается буквой ы.
2. Знакомство с новой буквой.
– Рассмотрите образцы буквы ы. На что она похожа?
– Вы знает огромное количество слов с буквой ы. А какие слова можете назвать вы?
– Где в словах встретился звук [ы]? (В середине и на конце слов.)
– Назовите слова, которые начинаются на [ы]. Попробуем найти в словаре С. И. Ожегова. Какой вывод можно сделать? (В русском языке нет слов, которые начинаются на [ы].)
3. Работа по учебнику. Дифференцированная работа с коллективной проверкой.
Для читающих детей:
– Прочитайте стихотворение С. Маршака.
Для нечитающих детей:
– Выполните работу по индивидуальным карточкам.
Мыла Мила мишку мылом, Уронила Мила мыло,
Мила мыло уронила. Мишку мылом не домыла.
– Подчеркните в словах букву ы. (6 букв.)
Вывод: надо просматривать буквы подряд слева направо.
4. Игра «Будь внимателен».
Я читаю стихотворение М. Пляцковского «У кого растут усы?».
У кого растут усы? У моржа и у лисы, У бобра и у крота, У кота и у кита. | Есть усы у мотыльков, У тюленей, у жуков. Есть у зайца и сверчка, У сома и хомячка. |
Есть у тигров и мышей,
Есть у львов и у ежей...
Даже папа для красы
Отрастил себе усы!
– Кто слушал внимательно? У кого растут усы? (У моржа, лисы, бобра, крота, кота, кита, мотыльков, тюленей, жуков, зайца, сверчка, сома, хомяка, тигра, мышей, львов, ежей, у папы.)
– Кого еще вы знаете с усами? (Белка, рысь и др.)
5. Звукобуквенный анализ слова «усы».
– Обозначьте звуки фишками и буквами.
6. Самостоятельная работа. Звукобуквенный анализ слова «дым».
– Обозначьте звуки фишками и буквами.
– Вы любите играть в игру «Один – много». Вам нужно образовать множественное число.

Почему вы любите играть в эту игру?
У буквы ы обычай есть,
За него хвала и честь:
Буква ы спокойно может,
Встав в конце, предметы множить:
Стол – столы, забор – заборы,
Пол – полы, узор – узоры.
7. Работа по учебнику.
– Попробуйте догадаться, как нужно назвать картинку, чтобы количество звуков в ее названии соответствовало количеству клеточек на схеме. (Мышка.)
8. Звукобуквенный анализ слова «мышка», звуковой анализ слов «бобры», «сомы». Приложение 2
– Выполните звукобуквенный анализ слова «мышка», используя фишки и буквы.
– Попробуйте из слова «мышка» сделать слово «мушка» («мошка», «мишка»).
– Что нужно поменять, кроме буквы?
9. Найди слова на картинке. Приложение 3
10. Читаем вместе Приложение 4
III. Итог урока.
С какой буквой-труженицей познакомились?
– Чем она отличается от всех остальных?– Какой звук обозначает буква ы?
Ы живет в семействе гласных
–Звуков чистых, четких, ясных,
И, как гласная любая,
–Мы теперь о том уж знаем,
–Любит Ы к согласной встать,
Чтобы слог образовать:
Выход, мыло, тыква, пыль,
Мыши, мысли, сыр и быль.
В алфавите Ы важна,
Словно в пище соль нужна.
Приложение.
Звуковой анализ слова «рыба».


Звуковой анализ слов«бобры», «сомы».


Найди слова на картинке

Читаем вместе
