Тема урока: «Правила личной гигиены»
Есть такая вероятность - получить за неопрятность,
Если ты уже завшивел, и не мылся целый год,
Ты вокруг людей пытаешь, когда с ног носки снимаешь...
Ходишь ты, как скунс смердячий, и нервируешь народ.
От тебя все сторонятся и задеть тебя бояться,
Да и в транспорте уступят место лучшее всегда,
Не рискнут с тобой сближаться, так как любишь ты чесаться,
Может быть, ты это "мыло", и не видел никогда!
-
- Давно ли возникла гигиена, как вы думаете? Ответы учащихся.
- В древние времена люди считали причиной болезней неблагосклонность богов. Однако уже тогда они создали правила, которые надо было соблюдать, чтобы сохранить здоровье. Такие правила называются гигиеной.
- Посмотрите на слайд 3. Чтобы попасть на слайд 3, необходимо навести указатель мыши на рисунок «полотенца» на слайде 1.
- Кому знакомы эти имена? Ответы учащихся.
- Как вы думаете, почему сегодня на уроке мы на них остановились?
В мифах Древней Греции рассказывается о боге врачевания Асклепии. Он учился врачебной науке у мудрого кентавра Хирона, знавшего секреты лечебных трав, и со временем превзошел своего учителя. Он научился готовить лекарства даже из змеиного яда. Поэтому Асклепия часто изображали с посохом, который обвивает змея.
Асклепий – бог врачевания в Древней Греции. Слайд 4. Запись в тетрадь.
У Асклепия было две дочери — Гигиея и Панацея. Они помогали своему отцу лечить людей.
В греческой мифологии Гигиея- богиня здоровья. Именно Гигиея дала название медицинской дисциплине гигиене. Гигиею изображали кормящей змею из чаши. Отсюда происходит один из знаков медицины — чаша со змеей.
Панацея (Панакея) в греческой мифологии - "всецелительница" - богиня, олицетворяющая исцеление от болезней. Отсюда возникло выражение «панацея от всех бед», то есть спасительное средство от хворей и прочих неприятностей.
Гигиея и Панацея – дочери Асклепия, «гигиена» и «панацея». Слайд 5. Запись в тетрадь.
- Что же такое гигиена? Слайд 6.
Гигиена (от др.-греч.— «здоровье») — это область медицины, изучающая влияние условий жизни, труда на здоровье человека и разрабатывающая меры профилактики различных заболеваний, обеспечения оптимальных условий существования, сохранения здоровья и продления жизни. Запись в тетрадь.
Личная гигиена - совокупность гигиенических правил, выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья человека. Слайд 7. Запись в тетрадь.
Слайд 8. К правилам личной гигиены относят:
разумное сочетание умственного и физического труда;
занятия физической культурой и закаливание;
рациональное питание;
чередование труда и активного отдыха;
полноценный отдых.
Слайд 9. В нее также входят вопросы гигиенического содержания тела (кожи, волос, ногтей, зубов), обуви и одежды, жилища.
- В личной гигиене большое значение имеет здоровое состояние полости рта. Ежедневные гигиенические процедуры в конечном итоге влияют на состояние организма в целом, снижают риск серьезных заболеваний. Действительно, стоматологические проблемы могут служить причинами заболеваний внутренних органов, и с каждым днем это утверждение получает все больше и больше научных подтверждений.
- Предлагаю вам вспомнить строение и функции зубов.
Зуб является составляющей частью организма человека, одним из его органов.
- Какова функция зубов? Ответы учащихся.
Главной их функцией является механическое измельчение пищи, однако зубы также участвуют в произношении человеком речи и звуков, а также являются обязательным компонентом улыбки.
- Сколько зубов у взрослого человека? Ответы учащихся.
Взрослый человек обычно имеет двадцать восемь зубов, а также четыре так называемых зуба мудрости, которые полноценно прорезаются не у всех, вследствие чего считаются необязательными.
- Как часто нужно обращаться к стоматологу? Ответы учащихся.
Специалисты советуют делать это два раза в год (частота зависит от того, в каком состоянии находятся зубы пациента).
- Какое же строение имеет зуб? Внимание на слайд.
Слайд 10. Зуб представляет собой образование, которое находится в альвеолярном челюстном отростке. По внутреннему устройству выделяют зубную коронку, которая выступает над десной, корневую часть зуба, которая находится в альвеоле челюсти и закрыта десной, а также зубную шейку, которая представляет собой участок перехода зубной коронки в корневую его часть, и которая покрыта очень тонким слоем эмали. Зубы состоят из различных твердых тканей, в том числе из эмали зубов, цемента зубов и дентина, а также в его состав входят мягкие ткани (зубная пульпа).
Внутренняя полость каждого зуба состоит из пульповой камеры и корневого зубного канала, а также из артерий для поступления нужных веществ и нервных окончаний.
- Сейчас я предлагаю ответить вам на несколько вопросов по гигиене полости рта.
V. Самостоятельная работа
Слайд 11.
Учащиеся в течение 3-5 минут работают самостоятельно. Затем они сверяют свои ответы с правильными.
По наведении указателя мыши на слово «вопрос...» откроется нужный слайд. Чтобы вернуться назад на слайд с вопросами, нужно навести указатель мыши на стрелку в нижнем правом углу слайда.
Вопрос 1. Что такое кариес, пародонтоз?
Вопрос 2. Надо ли чистить молочные зубы?
Вопрос 3. Как правильно чистить зубы?
Вопрос 4. Чем больше щетка, тем лучше ей чистить зубы?
Вопрос 5. Жевательная резинка заменяет чистку зубов?
Ответ 1. Слайд 12.
Кариес — это сложный патологический процесс, который протекает в твердых тканях зуба и приводит к их разрушению.
Причины:
плохая гигиена полости рта,
богатое сахаром и простыми углеводами питание,
присутствие в микрофлоре критического количества стрептококков, в частности Streptococcus mutants, выделяющих кислоты как продукт жизнедеятельности,
сниженный иммунитет,
зубные протезы или брекеты, травмирующие эмаль зубов и затрудняющие гигиенические процедуры,
нарушения формирования эмали в период закладывания или прорезывания зубов,
недостаточное выделение слюны и ее повышенная вязкость,
для женщин — беременность и кормление,
заболевания обмена веществ и гормональные нарушения.
Все эти факторы повышают уровень кислотности в полости рта или деминерализуют ткани, а кислота, в свою очередь, приводит к истончению и разрушению зубной эмали.
Пародонтоз - значительное поражение всех тканей, окружающих зубы (пародонта).
Причины пародонтоза:
недостаток в свежих овощах и фруктах (витамины С и Р),
перегрузка при жевании оставшихся зубов после удаления разрушенных,
отложение зубного камня .
Ответ 2. Слайд 13.
Надо. Молочные зубы не застрахованы от кариеса, а лучшим средством его профилактики является идеальная индивидуальная гигиена полости рта, то есть хорошая и правильная чистка зубов.
Ухаживать за зубками надо начинать сразу, как только появляется предмет ухаживания. Первые прорезавшиеся зубки рекомендуется чистить силиконовой щеточкой, которая одевается на палец взрослого. А с 8-10 месяцев уже можно использовать самую маленькую детскую зубную щетку. Для детей разработаны специальные щетки с толстой ручкой (чтобы удобнее было держать в кулачке), они яркие, и призывают ребенка еще и поиграть, ведь именно в игре рождается дружба.
Ответ 3. Слайд 14.
Чистить зубки нужно так, как будто Вы их подметаете. Верхние зубы Вы чистите подметающими движениями сверху вниз (чтобы грязь не забивалась под десну, а выметалась наружу), а нижние - снизу вверх. Обязательно нужно не забывать про внутреннюю поверхность зубов, которую сложнее вычищать, чем наружную. В конце чистки нужно очистить жевательную поверхность всех зубов. И обязательно нужно почистить боковые поверхности зубов, для этих целей существуют специальные зубные нити - флоссы.
Ответ 4. Слайд 15.
Маленькой щеткой легче манипулировать во рту. И она лучше может очистить зубки. Большая щетка не везде может поместиться, не говоря уже о том, что ей сложно даже пошевелить. Маленькой щеточке доступны все поверхности всех зубов. Взрослым тоже рекомендуют щетки с небольшими головками, которые соответствуют размеру 1,5-2 зубов.
Ответ 5. Слайд 16.
Жевательная резинка - дополнительное средство гигиены полости рта. Ее можно использовать, если нет совсем никакой возможности почистить зубы. Жевать ее можно только после еды (но ни как не вместо…) в течение 5-10 минут. При более длительном жевании все полезные эффекты жевательной резинки заканчиваются, и начинаются вредные.
VI. Продолжение темы
- А теперь назовите самый большой орган человека? Ответы учащихся.
- Правильно, кожа.
Кожа - наружный покров тела человека, поверхность которого может достигать
2 м кв., таким образом, это самый большой и целостный орган.
- Какие функции выполняет кожа? Ответы учащихся.
Важная функция кожи – защитная. Кожа защищает организм от механических повреждений, ультрафиолетовых лучей, от проникновения микробов и от высыхания.
Чувствительная функция или рецепторная. Кожа обеспечивает осязательную, температурную и болевую чувствительность.
Терморегуляционная функция. Кожа защищает от переохлаждения и перегревания.
Дыхательная функция. Через кожу осуществляется 1 % общего газообмена.
Обменная или выделительная функция. Кожа участвует в водном, солевом, углеводном, жировом и витаминном обмене ( под воздействием УФ- лучей в коже образуется витамин D).
-
- А теперь внимательно послушайте, о чем идет речь?
- Это роговые производные кожи, покрывают почти все тело человека, живут 2-4 года. Ответы учащихся.
- Конечно, речь идет о волосах.
- Какое строение имеют волосы? Внимание на слайд!
Слайд 18. Он делится на стержень – это видимая часть, и корень, который находится в дерме, в особом углублении - волосяном мешочке. В совокупности с окружающими его тканями, он образует волосяной фолликул (волосяную луковицу). Эти ткани формируют наружное и внутреннее корневые влагалища и волосяно-железистый комплекс (сальная и потовая железы; мышца, поднимающая волос; кровеносные сосуды и нервные окончания). Волосяной фолликул - уникальный мини-орган, который играет важную роль в процессе роста волос. Протоки сальных желез, которые своим секретом смазывают волос, придают ему эластичность, гибкость и блеск. Количество фолликулов у каждого человека – величина генетически запрограммированная. За счет волосяной луковицы происходит рост волоса, образование и формирование новых волос. В луковицу вдается волосяной сосочек, содержащий кровеносные сосуды, через которые и обеспечивается ее питание.
- Залог красивых здоровых волос - тщательный уход за ними. А для того, чтобы волосы были действительно предметом гордости, уход за ними должен быть еще и правильным.
Сейчас мы послушаем доклад «Гигиена волос».
Далее заслушивается сообщение учащегося.
- Сегодня на уроке мы коснулись лишь нескольких вопросов личной гигиены. Из выше сказанного можно сделать следующие выводы (слайд 19):
Личная гигиена является залогом сохранения и укрепления здоровья человека.
За кожей, зубами, волосами нужно ухаживать ежедневно.