2. Актуализация знаний | Закрепить полученные знания на прошлом уроке, выявить недостатки в усвоение пройденного материала. | Слайд 1-2. Кластер А теперь повторим пройденный материал и поработаем с кластером, который изображен у вас на рабочих листах. Прочитайте ключевое слово в данной схеме (участники дорожного движения) Кто является главными участниками дорожного движения? Заполним кластер, запишем. Вы уже знаете правила для пешеходов и пассажиров, давайте вспомним их. Для этого я вам буду читать утверждения, а вы будут отвечать письменно в тетради одним словом «да» или «нет», верны ли эти утверждения или нет. 2. Утверждения 1.Лица, идущие по дороге пешком, это пешеходы. Да 2. При переходе дороги в первую очередь следует посмотреть в правую сторону. Нет. (В левую) 3. По загородной дороге пешеходы должны идти по ходу движения транспортных средств. Нет.(навстречу движению) 4. Когда на дороге стоит регулировщик, пешеходы должны руководствоваться его сигналами. Да 5. Трамвай нужно обходить сзади, а автобус и троллейбус спереди. Нет. (трамвай – спереди, троллейбус и автобус обходят сзади) 6. На остановке ожидая транспорт надо подойти ближе к краю тротуара, чтобы лучше видеть транспорт. Нет. (необходимо отойти подальше от края тротуара) 7. Передвигаться по салону рекомендуется только при полной остановке транспортного средства. Да. 8. В метро нельзя бежать по ступенькам эскалатора и сидеть на них. Да. Обменяйтесь вашими тетрадями и вместе проверим, как вы запомнили правила. | Отвечают на заданные вопросы, заполняют схему. Включаются в работу, отвечают одним словом «да» или «нет» Работа по проверке. | Личностные: умение излагать свои мысли, приводить примеры, делать вывод, формировать способность к рассуждению (построение логической цепи) Коммуникативные: взаимодействовать с учителем Познавательные: умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание |
4.Первичное усвоение новых знаний. | Организовать осмысленное восприятие новой информации. | Сегодня мы поговорим о главных участниках дорожного движения – водителях. Почему можно считать водителя главной фигурой в обеспечении безопасности дорожного движения? Подытоживает ответы учащихся. Во-первых, по дорогам передвигается прежде всего транспорт, а управляет им водитель. Во-вторых, в нашей стране высокими темпами идет рост количества автомобилей. Примерно на 1 300 000 автомашин ежегодно. В-третьих, по данным статистики, большинство ДТП происходит по вине водителей. Поэтому безопасность дорожного движения во многом будет зависеть от уровня подготовки водителя, знания им ПДД, уровня дисциплинированности и опыта вождения транспортным средством. Водитель от слова «водит». Так, кого же считают водителем? Слайд 3. Водитель – это человек, управляющий каким –либо транспортом, а также ведущий по дороге вьючных животных или верховых животных, или стадо животных. Ребята, перечислите, каким транспортным средством может управлять водитель? Слайд 4. Посмотрите на экран, как вы думаете, по каким признакам я распределила эти транспортные средства в 2 колонны? Все транспортные средства, приводимые в движение двигателем - это механические транспортные средства (автобусы, троллейбусы, легковые, грузовые автомобили и т.д.) Транспортные средства, приводимые в движение мускульной силой человека, немеханические транспортные средства. Это велосипеды, мопеды и прицепы. Запишем кратко эту информацию в кластер. Слайд 5
Слайд 6 Посмотрите внимательно на ребус и определите тему нашего дальнейшего разговора. О водителях какого ТС пойдёт речь?( велосипедисте). Каким транспортом управляет велосипедист? А велосипед-это какой вид транспорта? ( НМТС) Запишем в кластер эту информацию. Слайд 7
Тот, кто управляет НМТС, он кто? ( Водитель). Значит, велосипедист – это водитель ТС. Запишем еще одну тему: Велосипедист-водитель транспортного средства. Слайд 8 Определим цель нашего урока. Зачем же нам необходимо изучать эту тему? Правильно, чтобы стать грамотным велосипедистом. Первым транспортным средством, которым управляет современный человек, обычно является велосипед. Слово “велосипед” значит “быстроног” – очень популярное средство передвижения у детей. У вас наверняка у каждого есть велосипед. А что же это такое? Слайд 9-10. Велосипед - транспортное средство, имеющее два колеса и более и приводимое в движение мускульной силой человека, находящего на нем. Первый двухколесный велосипед был изобретен в России в 1801 году мастером Артамоновым. И назывался САМОКАТОМ. Он был сделан полностью из железа, весил 40 кг и сам катился, если, конечно, седок крутил педали, приделанные к большому переднему колесу. К велосипедисту предъявляются такие же требования, как и к любому водителю транспортного средства. Прежде всего, это к техническому состоянию велосипеда Из каких частей состоит велосипед? (Колеса, руль, педали, рама, вилка, спицы, сиденье, багажник, цепь, звонок, насос, тормоз) А на какие три основные детали нужно обратить внимание, когда выезжаешь на дорогу (руль, тормоз и сигнал) - У вас на партах есть рисунки велосипеда, обозначьте эти детали на рисунке. Слайд 11-12 Проверьте свою работу. Слайд 13. А в темное время суток какая важная деталь должна быть на велосипеде? (фары-белого цвета впереди, сзади-красного, по бокам - оранжевого или красного). Т.к. велосипедист – это водитель, участник дорожного движения, то он должен подчиняться правилам дорожного движения. Например, вождение велосипеда по проезжей части разрешается с 14 лет. Чтобы узнать еще правила для велосипедиста, поработаем с данными рисунками. По рисунку сформулируйте правила для велосипедиста. (работа с рисунками, ответы). Правила для велосипедистов. Слайды 14-18 Водителям велосипеда запрещается: 1.ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой; 2. перевозить пассажиров, кроме ребенка в возрасте до 7 лет, на дополнительном сиденье, оборудованном надежными подножками; 3. перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению; 4. двигаться по дороге при наличии рядом велосипедной дорожки; 5. Запрещается буксировка велосипедов. 6. поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении. Физминутка Слайд 19 Работа по учебнику. Прием «Инсерт». Слайд 20 А сейчас поработаем по учебнику. Все ли правила велосипедиста мы рассмотрели? Задание: прочитайте текст на стр.47 и во время чтения текста делайте на полях пометки: «v» - уже знал «+» - новое «- » - думал иначе « ?» - не понял, есть вопросы Проверка Какая информация оказалась для вас новой? Кому было непонятно и возникли вопросы? Велосипедист, двигаясь по улице, должен внимательно следить за всеми сигналами, подаваемыми водителями других транспортных средств. Сам велосипедист сигнализирует руками. Посмотрите Видеоролик -Проверю, как вы запомнили сигналы велосипедиста. Упражнение. «Знаки велосипедиста». Слайд 21 а) Что означает этот знак? (показываю сама: стоп, поворот направо, налево) б) Покажите поворот направо, налево, стоп. | Участвуют в беседе, высказывают свои предположения, формулируют выводы Записывают определение в тетради. Определяют алгоритм действий. Записывают информацию в схему Разгадывают ребус. Определяют цель урока, записывают новую информацию в схему Обсуждают, делают выводы. Отвечают на вопросы, слушают познавательную информацию Работают с рисунком, оценивают свою работу Формулируют правила велосипедиста по картинкам, обсуждают их Работают с учебником, выбирают информацию из учебника, делают пометы Смотрят видеоролик, запоминают информацию Выполняют упражнения, запоминают правила показа поворотов и остановки, повторяют сигналы регулировщика | Познавательные: извлекать необходимую информацию из прослушанного, структурировать знания. Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Регулятивные: планирование последовательных действий |
5. Первичная проверка понимания. | Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний. | Слайды 22-26 Ребята! Здесь перепутаны все правила, что разрешается делать и что запрещается. Ваша задача разделить эти правила для велосипедистов. 1 ряд - разрешается, 2 ряд-запрещается Разрешается – запрещается. По дороге разрешается ездить с 14 лет. Двигаться по правой полосе как можно ближе к краю дороги. Не держаться за руль. Пересекать дорогу, не слезая с велосипеда. Ездить по автомагистрали, если нет 14 лет. Ехать по велосипедной дорожке. Двигаться в направлении движения транспорта. Перед тем как совершить поворот, нужно сделать сигнал рукой и посмотреть, нет ли машин. Буксировать велосипед, так как он неустойчив. Ездить по улицам и дорогам, обучая и обучаясь езде на велосипеде. Проверяем. Оцените свою работу | Объясняют, анализируют, формулируют правила. По критериям оценивают свою работу. | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Коммуникативные: организовывать учебное взаимодействие в группе. |
8. Рефлексия деятельности (подведение итогов). | 1) Организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности. 2) Подвести итог проделанной работы на уроке. | Слайд 29 Роль « Оратор» Предлагаю вам выступить в роли оратора. Нужно в течение 1 мин. убедить всех остальных в том, что изучение этой темы необходимо для человека. «Лестница успеха» Оцените свою деятельность на лестнице знаний. На какой ступеньке вы сейчас находитесь? (я все понял и справился с заданиями; я все понял, но было трудно выполнять задание; у меня не все получилось). Ребята, посмотрите на оценки, которые вы поставили в рабочих тетрадях, и поставьте общую оценку за урок. Поднимите руки, кто получил «5», «4». - А сейчас мне хотелось бы узнать, изменилось ли настроение к концу урока? -Урок окончен. | Сравнивают цель урока и достигнутые результаты. Делают вывод. Оценивают свою работу на уроке. Анализируют эмоциональное состояние, показывают смайлики. | Личностные: Нравственно-этическая ориентация. Регулятивные: Оценка результатов деятельности, осознание качества и уровня усвоения материала. Познавательные: Рефлексия способов и условий деятельности, контроль и оценка процесса и результата деятельности. Коммуникативные: Аргументация своего мнения, планирование учебного сотрудничества. |