СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок " Одноклеточные животные" 7 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок соответствует содержанию программы 7 класса. Соответствует требованиям ФГОС. Может быть использован на обобщающем уроке.

Просмотр содержимого документа
«Урок " Одноклеточные животные" 7 класс»

Одноклеточные животные или Простейшие

Строение и жизнедеятельность простейших


Цели урока: выявление характерных черт строения и процессов жизнедеятельности простейших; формирование у учащихся познавательного интереса к изучению жизнедеятельности животных.

Планируемые результаты обучения: предметные: учащиеся знакомятся с особенностями процессов жизнедеятельности простейших ; учатся определять значение выделения, дыхания, питания, раздражимости в жизни живых организмов.

Метапредметные: учащиеся учатся работать с разными источниками информации, находить информацию о процессах жизнедеятельности животных в учебнике.

Личностные: учащиеся развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению жизнедеятельности животных, осознание необходимости бережного отношения к животным.

Оборудование: таблица «Тип Простейшие» , учебник.


Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация опорных знаний.


1.Оказывается, не все простейшие способны активно двигаться, есть и те, которые ведут прикрепленный образ жизни. Кто они? Как тогда добывают они себе пищу, как защищаются? Это мы и узнаем на уроке.
Составьте развернутый, логически связанный ответ с использованием терминов прошлого урока: одноклеточные, простейшие, вода, жгутик, реснички,

ложноножки, раздражитель, раздражимость.


2.Индивидуальная работа по карточкам.

Объясните термины: ложноножка, жгутик, реснички, раздражимость.


В каких средах жизни можно встретить простейших?


  1. .Изучение новой темы.

Простейшими называют организмы, тело которых состоит из одной единственной клетки с формированным ядром. Каждый одноклеточный организм - самостоятельный, и в его клетке-теле происходят такие процессы, которые у многоклеточных осуществляются лишь на уровне тканей и органов. Функции любой клетки, органа, организма зависят от особенностей их строения. Поэтому первая задача: по рисункам, тексту учебника рассмотреть особенности строения одноклеточных организмов. Записываем тему урока и оформляем таблицу в тетради.

Заполните таблицу, поставив знаки «плюс»(наличие) или «минус (отсутствие)

в каждой из трех колонок. Сделайте выводы по результатам вашей работы.

Структура

Амеба

Эвглена зеленая

Инфузория-туфелька

Оболочка

+

+

+

Цитоплазма

+

+

+

Ядро

+

+

+

Ложноножки

+

-

-

Жгутик

_

+

-

Реснички

_

-

+

Пищеварительная вакуоль

+

-

+

Сократительная вакуоль

+

+

+

Рот

-

-

+

Порошица

-

-

+

Хлоропласты

-

+

-

Светочувств.глазок

-

+

-


Важно отметить следующее:


  • Амеба, эвглена, инфузория – одноклеточные организмы. Клетки имеют общий план строения.


  • Для процессов питания и выделения продуктов жизнедеятельности используются временные органеллы – пищеварительные и сократительные вакуоли, а инфузорией еще и порошица.

  • Органоиды движения – ложноножки, жгутики, реснички способствуют перемещению животных в их среде обитания.

  • Различия в составах клеток тесно связаны с особенностями их процессов жизнедеятельности.

Составьте рассказы о жизненных процессах амебы, эвглены, инфузории с использованием таблиц и текста учебника ( работа проводиться в группах).


Подводим итоги работы.

Все органоиды клетки простейшего и процессы, в которых они участвуют, друг с другом очень сильно взаимосвязаны. Эти процессы обеспечивают жизнедеятельность клетки, ее рост, деление, постоянные контакты с окружающей средой. Всю совокупность процессов, протекающих в клетке, называют обменом веществ. Если простейшее питается продуктами распада органических веществ, то такой тип питания называется сапрофитным. Амеба в разных случаях может питаться по разному: сапрофитно, либо с помощью фагоцитоза.
Фагоцитоз – активное захватывание и поглощение микроскопических инородных живых объектов( бактерии, фрагменты клеток) и твердых частиц одноклеточных животных (phagos- пожиратель, kutos-клетка).

В цитоплазме эвглены зеленой имеется хлорофилл, расположенный в хлоропластах. В них на свету, как у всех растений, образуются органические вещества. Такой тип питания называют автотрофный. А в темноте эвглены обесцвечиваются, так как хлорофилл у них вырабатывается только на свету, и переходят к сапрофитному питанию


























Схема обмена веществ эвглены зеленой.



Органические вещества


через оболочку

распад

окисление

О2 продукты жизнедеят.

энергия

сократительная

СО2 вакуоль

Ненужные вещества

Вода


Итак, мы обратили внимание на жизненные процессы простейших, такие как питание, дыхание, реакция на воздействия окружающей среды, выделение, но ничего не сказали о размножении.

Самый распространенный способ размножения у простейших- бесполый, при котором из одной материнской клетки образуется две дочерние. Бесполым размножением является множественное деление – шизогония у споровиков.

Половое размножение инфузорий носит название конъюгации. В процессе конъюгации обогащается наследственный материал инфузорий за счет ядер от других особей.


  1. Закрепление пройденного материала.

1в- амеба, 2в – эвглена, 3в- инфузория.

Определите, для какого животного характерен тот или иной признак.


о - форма тела непостоянная

    • - обязательно присутствуют хлоропласты

    • - передвигается с помощью ложноножек

    • -форма тела постоянная

    • - питается бактериями, водорослями и другими простейшими

    • - питается органическими веществами, образующимися в процессе фотосинтеза

    • -есть цитоплазма, ядро,сократительная вакуоль

    • - дышит растворенным в воде кислородом

    • -избыток воды и продукты выделения удаляются через сократительную вакуоль

    • - есть чувствительный к свету глазок

    • - образует цисту.





Домашнее задание


§, вопросы, термины, схемы.

Индивидуальное задание: подготовить сообщения о многообразии простейших;

подготовить сообщение о значении простейших.

Составить кроссворд используя изученные термины по теме: « Простейшие».