СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающего мира «Берегите воду!».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал предназначен для знакоства детей характеристиками воды. Её значением для всего живого.

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира «Берегите воду!».»

УМК - Школа России

Класс – 3

Предмет – Окружающий мир

Тема урока – «Берегите воду!».

Тип урока – открытие новых знаний

Цель: формирование образовательных компетенций обучающихся 3 класса по теме «Берегите воду!».

Задачи:

Регулятивные: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров. Познавательные: развивать умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы. Коммуникативные: развивать умения работать в парах, группах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • формирование знаний о свойствах воды;

  • формирование знаний о важной роли воды для жизнедеятельности человека.

Метапредметные:

Познавательные:

  • формирование умения выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания;

  • формирование умения осуществлять логические действия анализа, классификации по родовидовым признакам, обобщения, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • развитие умения анализировать и на основе анализа строить гипотезы, выводы, доказательства.

Регулятивные:

  • развитие умения следовать учебным действиям;

  • развитие умения принимать и сохранять учебную задачу;

Коммуникативные:

  • развитие умения активного использования речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

  • развитие готовности слушать собеседника, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий;

  • развитие умений осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведения окружающих;

Личностные:

  • формирование познавательной потребности к изучаемой теме;

  • развитие мотивов учебной деятельности;

  • развитие умения оценивать свою деятельность на уроке.

УУД

  • Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему)

  • Познавательные: перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий

  • Коммуникативные: слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения, формирование уважительного отношения к иному мнению, культуре других народов воспитание художественного вкуса, способствование формированию культурной эрудиции.

Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, электронное приложение.

Наглядные пособия: глобус, схема «Круговорот воды в природе».

Ключевые слова: вода.

Оборудование: рабочие материалы для обучающихся: инструкционные карты, рабочие листы, карточки для групповой работы, рисунки для рефлексии, тесты для проверки домашнего задания, стаканы с водой для исследования , учебник «Окружающий мир 3 класс,ч.1», рабочая тетрадь, тесты «Окружающий мир 3 класс» . (автор учебника: А.А. Плешаков.), компьютер, мультимедийная приставка, экран, магнитная доска.




Этап урока

Методы и приемы

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

время

1

Организационный момент

Словестный метод – (прием беседа, рассказ).


Здравствуйте, ребята! Меня зовут …., и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Повернитесь к соседу по парте улыбнитесь ему, теперь повернитесь ко мне и тоже подарите мне свою улыбку. Спасибо, можете садиться.


Приветствуют друг друга

1 мин

2

Актуализация знаний Проверка домашнего задания

Словестный метод – (прием беседа, рассказ).


Предлагает поработать с тестом «Превращения и круговорот воды в »(Окружающий мир.Тесты.с.15-16)


Отвечают на вопросы .Работают с тестом «Превращения и круговорот воды»с.15-16


2 мин

3

Вовлечение учащихся в процесс постановки темы, целей и задач учебной деятельности

Словестный метод – (прием беседа, рассказ).


Наглядный метод, (прием – демонстрация презентации).


- Ребята, я знаю, что все вы очень любите сказки, поэтому сегодняшний урок я начну именно с очень интересной сказки, а вы послушайте её внимательно.

Экологическая сказка Н.А. Рыжова “Жила-была река”

Жила-была Река. ( Слайд 2) Река очень любила путешествовать.

Однажды она очутилась в городе. Здесь не росли березы и ели, как на ее родине, зато стояли огромные дома, в которых жили люди. Люди обрадовались Реке и попросили ее остаться в городе. Река согласилась, и ее заковали в каменные берега. (Слайд 2) По ней стали ходить пароходы и лодки, на берегах загорали люди. Река поила и кормила весь город. (Слайды 3, 4, 5, 6)

Шли годы. Люди привыкли к Реке и уже ни о чем ее не просили, а делали все, что им вздумается. Однажды на ее берегах построили огромный завод, из труб которого в Реку потекли грязные потоки. (Слайд 7) Потемнела Река от печали, стала грязной и мутной. ( Слайд 8) В ней мыли машины, стирали белье. (Слайд 9) И никто не подумал, что Речка тоже живая. А она переживала: “Почему люди ко мне плохо относятся? Ведь я их поила, крутила турбины электростанций, давала свет, защищала в жаркие дни?” ( Слайд 10)

Шло время. Люди еще больше загрязняли Реку, и она все терпела, ждала, когда они, наконец, опомнятся. (Слайд 11) Однажды по Реке проплыл большой танкер, из которого в воду вылилось много нефти. ( Слайд 12) Покрылась Река черной пленкой, (Слайд 13) стали ее жители – растения и животные – задыхаться без воздуха. (Слайды 14, 15, 16,17) Совсем заболела Река.

“Нет, – думает, – Не могу больше оставаться с людьми. Надо уходить от них, иначе я стану мертвой рекой”. И побежала она в край своего детства. Туда, где росли березы и ели, где человек – редкий гость. (Слайд 18)

А жители города на следующий день обнаружили, что остались одни, без Реки. Не стало в домах света, остановились заводы, исчезла вода из кранов…Нечем умыться, нечем напиться, не из чего суп сварить. Остановилась жизнь в городе. Стали ее жители настолько грязными, что перестали узнавать друг друга. (Слайды 19, 20, 21, 22, 23)

И вот тогда самый старый и мудрый горожанин сказал: “Я знаю, почему от нас ушла Река и что нужно делать, чтобы вернуть ее …”

– Интересно, что же он ответил? Как бы ответили вы? Вот над этим вам и предстоит сегодня подумать и предложить свои способы решения этой проблемы.

Слушают
































































Высказывают свое мнение

3 мин

4

Открытие новых знаний

  • Вовлечение учащихся в определении последовательности действий на уроке

  • Чередование различных форм работы (фронтальной, индивидуальной, парной и групповой)

Фиксация индивидуальных затруднений в учебном действии

Активные методы обучения – (метод самостоятельной работы).


Ребята, когда я сегодня шла в школу я нашла в почтовом ящике письмо давайте его сейчас прочитаем:

«Помогите мне. В водоемы сливаются сточные воды заводов и фабрик, нечистоты с ферм, а также вода, использованная в быту. Мой друг, ученый подсчитал, что каждый год во всем мире в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тысяч товарных поездов! От загрязнения страдает все живое. В реках, озерах, морях погибают растения и животные, чахнут растения на берегах. Загрязненная вода вредна для здоровья человека.

- От кого могло быть это письмо?

_-Сегодня мы отправимся в научную лабораторию и превратимся в учёных-исследователей.

Но прежде чем приступим к опытам, вспомним правила работы в группах. (Напоминает обучающимся, как надо работать в группе) Организует работу, обеспечивает контроль за выполнением задания.


  1. Класс делится на 4 группы, каждая группа получает рабочий лист для фиксации результатов .

  2. Работа с учебником (с 58-60 «Почему воду нужно беречь» рассказ “Как охраняют воду от загрязнений").




Физминутка:

(Видео)

-А сейчас мы с вами будем исследователями научной лаборатории.

-Кто такой исследователь?

-Мы с вами будем исследовать воду О чистоте водоема могут судить ученые, врачи. Они берут воду на анализ. Но и мы с вами, не имея никаких препаратов, можем установить пригодна ли вода для купания. Эта вода в стакане из пруда, который находится на территории нашего села. О чистоте воды, о том можно ли купаться в нем, нам помогут следующие сведения:

  • прозрачность,

  • наличие живых существ,

  • запах.

  • А свои результаты будем записывать в лист исследований .(Приложение 2)

  • Предлагает учащимся рассказать о своих исследованиях.

-Какие выводы сделаем?

-Как вы можете помочь воде в нашей реке?

Слушают содержание письма.















Выдвигают предположения, от кого оно могло быть.




Вспоминают правила работы в группе. Находят в тексте информацию по данному вопросу

Анализируют, формулируют выводы наблюдений. Записывают выводы в рабочий лист (Приложение № 1)










Выполняют работу в группах. Проверяют запах, прозрачнось, наличие живых существ. Формулируют выводы наблюдений,

записывают результаты в лист исследований.

Договариваются между собой, выступает делегат от группы.












Высказываются, предлагают способы очистки воды.

25 мин

5

Закрепление изученного на уроке

  • демонстрация учащимися усвоенных знаний на уроке и

  • демонстрация умений применять усвоенные знания при выполнении учебных заданий на новый материал (первичных умений)


Словестный метод – (прием беседа, рассказ).


Наглядный метод, (прием – демонстрация презентации).


Вернемся к сказке. Так почему же ушла Река и что нужно сделать, чтобы ее вернуть?

(Ответы детей)

– А хотите узнать, как заканчивается сказка и сравнить с вашими мыслями?

– И вот тогда самый старый и мудрый горожанин сказал: “ Я знаю, почему ушла Река. Она всегда была нам другом и помощником, а мы не ценили этого и относились к ней плохо. Мы несправедливо обидели Реку и должны попросить у нее прощения. Долго искали люди Реку, и нашли, но не сразу узнали ее, ведь она была чистой и прозрачной. (Слайд 24) Попросили люди Речку вернуться, рассказали как им плохо без нее, пообещали свою заботу. Река была доброй и не помнила зла. Вернулась Река в город помогать ее жителям. А люди убрали весь мусор, очистили стоки завода, и даже выделили специальных ученых следить за здоровьем и самочувствием Реки. (Слайд 25) С тех пор в этом городе люди и Река живут дружно.

Оценивают свои достижения. Подводят итог урока. Отвечают на вопросы.

10 мин

6

Соотнесение результатов урока с поставленными целями и задачами

Различные формы оценивания (самооценка своей деятельности)

Словестный метод (прием – беседа).

Наглядный метод (прием – демонстрация презентации).


- Кто хочет поделиться своими достижениями?

На слайде опорные слова.

- Сегодня уроке я узнал, что…

- Мне было интересно…

- У меня получилось…

- Мне было интересно узнать о …

Рассказывают

3 мин

7

Заключительный оргмомент (получение домашнего задания и др.)

Словестный метод – (прием беседа, рассказ).


Наглядный метод, (прием – демонстрация презентации).

Теперь запишите домашнее задание. Р. т. стр. 35, №2,№3.

Спасибо за работу на уроке! До свидания!


1 мин