Постановка учебной задачи и её решение Вводная беседа о дыхании. Практическое задание. Рассказ учителя. Устный опрос, актуализация знаний. Словесный формулировка темы и цели урока. | Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Чтобы быть всегда здоровым И прогнать болезни прочь, Нужно быть всегда готовым Самому себе помочь. А для этого ребята Каждый должен быть знаком, С организмом человека – А устроен сложно он. Изучать организм человека мы с вами начали с начала учебного года и многое уже знаем. Сегодня мы продолжим изучать удивительный организм человека. А пока повторим изученный материал. Я желаю вам успешной работы! - Чтобы проверить ваши знания, ответьте на вопросы. - Что контролирует работу организма? (мозг) - Сколько зубов у взрослого человека? (32) - Сколько почек у человека? (2) - Где переваривается пища? (в желудке) - Что является подвижной опорой для всего организма? (скелет) - Из чего состоит кровь? (плазма, белые и красные кровяные клетки, кровяные пластики) - Что является самым большим органом человека? (кожа) - С какие системами организма человека мы знакомились на предыдущих уроках? (система кровообращения, пищеварительная) - Сегодня мы познакомимся ещё с одной системой организма человека. - Предположите, с какой? - Что вы хотели бы узнать о дыхательной системе человека? - Исходя из этого определите тему и цель урока. | Отвечать на вопросы учителя, актуализировать ранее полученные знания. Определять тему и цель урока. | Личностные учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу Регулятивные учитывать установленные правила в планировании и контроле Регулятивные целеполагание. |
Практическое задание. Устный опрос, беседа. Практика работа со схемой Словесный слово учителя. Практика задание, формулировка вывода. Словесный слово учителя. Практика задание формулировка вывода. Практика чтение текста в учебнике. Словесный устный опрос, подведение итогов. Словесный выступление с сообщениями о влиянии окружающей среды на наше дыхание. | - Начнём мы наш урок с практического задания. - Задержите дыхание. - Что вы почувствовали? - Давайте сделаем вывод - без дыхания человек не может прожить и двух минут. - А вы знаете, что ныряльщики задерживают дыхание до 5 минут? - Как им это удаётся? (тренированный человек) - Что дают тренировки? - Как можно тренировать свои лёгкие? - Что вы уже знаете о дыхательной системе? - Как вы думаете, какой состав имеет воздух? (кислород, углекислый газ, азот.) - Какой газ необходим для дыхания? (живительный газ – кислород) - Как вы думаете, как работают лёгкие? - Давайте «заглянем внутрь» и посмотрим, как устроена дыхательная система. - Посмотрите на схему. - Каждое мгновение клетки нашего тела нуждаются в кислороде. С помощью кислорода клетки получают из органических веществ энергию. Без энергии клетки погибают. В отличие от питательных веществ кислород нельзя запасти впрок. - Поэтому питаться мы можем время от времени, а дышать должны непрерывно. - Снабжение клеток нашего организма кислородом – это первая функция органов дыхания. - Органы дыхания не только обеспечивают наш организм кислородом, но и избавляют его от углекислого газа, который выделяется при получении энергии. Это вторая функция органов дыхания. Итак, мы ответили на вопрос, для чего мы дышим. Теперь разберёмся, как мы дышим. - Вы знаете, что, когда легкие наполняются воздухом, они увеличиваются в объеме. - Положите руку на грудь. Сделайте вдох. Что вы ощущаете? Постараемся разобраться как происходит вдох и выдох. - Воздух сам не заходит в лёгкие. Во время вдоха межрёберные мышцы поднимают рёбра, а мышечная перегородка – диафрагма – опускается. - В результате объём грудной клетки увеличивается, лёгкие расширяются и втягивают воздух. При выдохе – объём грудной клетки уменьшается – и выталкивает воздух из лёгких. - К этому моменту, ваши клетки уже использовали кислород, и кровь переносит углекислый газ, который должен покинуть организм. - Кровь снова проходит по лёгочным капиллярам, и углекислый газ попадает из неё в альвеолы. - Когда вы выдыхаете, воздух движется в обратном направлении: из альвеол – в бронхиолы, из бронхиол – в бронхи, затем идёт по трахее и, наконец, выходит наружу через нос или рот. - Воздух, который вы выдыхаете, во время его прохождения по организму нагревается. - Приложите руку к носу (или ко рту) во время выдоха, и вы это почувствуете. Работа по учебнику - А теперь расскажите, о путешествии воздуха в нашем организме. - Из каких органов состоит наша дыхательная система? - Что такое диафрагма? (Ответы детей) - Что такое трахея? (Ответы детей) - Что такое бронхи? (Ответы детей) - Ребята, а как нам можно сберечь свои лёгкие? - Перечислите главные правила. (Ответы детей) - Ребята, как вы думаете, влияет ли окружающая среда на наши органы дыхательной системы и дыхание в целом? – В чем секрет Винни-Пуха, который, взбираясь на большое дерево, чтобы полакомиться медом, способен, несмотря на усталость, еще и петь? Это и неудивительно, что вы затрудняетесь с правильным ответом. А секрет в том, что у медвежонка всё в порядке с дыханием. Вы, наверное, догадались, что говорить сегодня мы будем о дыхании – Задерживаем дыхание. – Долго ли вы сможете не дышать? Некоторые тренированные люди могут задерживать дыхание на 3–4 и даже 6 минут, но не дольше. Более длительное кислородное голодание может привести к смерти. В нашем организме нет запасов кислорода, а потребление его идет непрерывно, поэтому кислород должен поступать в организм постоянно. Без пищи и воды человек может прожить несколько дней, а без воздуха не проживет и несколько минут. Человек дышит всегда – и когда работает, и когда гуляет, и когда спит. Дыхание осуществляется при помощи целой системы органов. Учитель показывает изображения на таблице «Дыхательная система». – Когда мы делаем вдох, воздух поступает в носовую полость. На стенках носовой полости есть волоски, которые задерживают находящиеся в воздухе пыль и разнообразные мелкие частицы. Кроме того, здесь воздух обогревается. – Подумайте, почему надо дышать через нос, а не через рот. – Дальше воздух попадает в дыхательное горло – трахею, а затем в легкие. Из легких воздух поступает в кровь и разносится по всему телу. Кровь в свою очередь приносит в легкие использованный в организме воздух, и мы его выдыхаем. – Понаблюдайте за своим дыханием. Ваши ребра и живот то поднимаются, то опускаются. Это вдох и выдох. При вдохе в легкие входит чистый воздух; кровь забирает из воздуха кислород и разносит его по всему телу. В обмен кровь отдает легким переработанный воздух, который выделяется во время работы мышцами, мозгом и другими органами. При выдохе грудная клетка сжимается и переработанный воздух выталкивается наружу. Человеку приходится много времени проводить в помещениях, где он учится, работает, питается, спит. Нужно заботиться, чтобы в них всегда был чистый и свежий воздух. – Что надо делать, чтобы в помещении, где находятся люди, всегда был чистый воздух? – Почему полы нужно подметать влажным веником или протирать влажной тряпкой? – Приходилось ли вам бывать в душном помещении? – Как вы себя чувствовали там? – Помещение нужно как можно чаще и дольше проветривать, лучше всего посредством сквозняка. Сквозняк возникает при одновременном открывании окон и дверей на противоположных сторонах помещения. Чтобы не простудиться, в это время надо выходить из комнаты. Особенно хорошо надо проветривать комнату перед сном. Сон при свежем воздухе очень полезен для здоровья. Во время сна никогда не накрывайте голову одеялом. | Выполнять практическое задание, делать выводы. Отвечать на вопросы. Высказывать предположения о работе лёгких. Рассматривать схему дыхательной системы в учебнике. Слушать учителя. Выполнять задание, отвечать на вопросы. Слушать учителя. Выполнять задание, делать выводы. Читать текст в учебнике. Закреплять прочитанный материал, отвечать на вопросы учителя. Перечислять правила для сбережения лёгких. Выступать с сообщениями, слушать, оценивать, анализировать. Отвечают на вопросы учителя | Регулятивные принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале, в сотрудничестве с учителем. Познавательныедополняют и расширяют знания. Регулятивные осмысляют учебный материал. Познавательные выполнение действий по алгоритму; осознанное построение речевого высказывания; построение логической цепи рассуждений, доказательств. Регулятивные учитывать установленные правила в планировании и контроле, |