СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающего мира по теме "Наша дружная семья".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок разработан с целью формирования у детей представлений о правилах общения в семье,способствовать раскрытию ценностей взаимоотношения в семье.

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира по теме "Наша дружная семья".»


Урок окружающего мира по теме "Наша дружная семья".

2-й класс

Тип урока: ОНЗ

Цель: формировать представления детей о правилах общения в семье, способствовать раскрытию ценностей взаимоотношений в семье.

Обучающие задачи: раскрыть понятия «семья», «культура общения», «традиции».

Развивающие задачи: развивать творческие способности детей, навыки работы в группах, навыки самоконтроля и контроля, навыки культурного поведения в семье, развивать речь учащихся, формировать ИКТ компетентности учащихся.

Воспитательные задачи: воспитывать внимательное и заботливое отношение к родным и близким, бережное отношение к людям старшего поколения.

Оборудование и материалы: учебник и рабочая тетрадь по окружающему миру А.А. Плешакова, 2 часть, сборники пословиц и поговорок, классная доска, медиапроектор, макет дома, карточки с опорными словами («кирпичики»), карточки с заданиями, толковый словарь С.И. Ожегова, семейные фотографии, иллюстрации, презентация.

Формируемые понятия: семья, семейные традиции, семейные праздники, взаимопомощь.



















Ход урока

I. Организационный момент.

У. Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте их поприветствуем и подарим тепло своей детской души.

II. Мотивация.

- Сегодня у нас необычный урок. Мы поделились на группы. Помните правила работы в группе?

- Хочу, что бы вы закрыли глазки и мысленно представили то место, где тепло и уютно, где вас любят больше жизни. Представили? Откройте глазки и мы раскроем это тайное место.

В него стремлюсь всегда и всюду,
К нему дорогу не забуду
Я без него дышу с трудом,
Мой кров, родимый, теплый … (дом)


Дом – это место, где тебя ждут, это крепость, там всегда тепло и уютно…


– Ребята, я хотела вас порадовать и изготовила макеты ваших домиков?

- Это красочные домики, с открытым окошками, потому что пришла весна.

Но в них как-то тихо пусто, не правда ли?

III. Актуализация.

У. – Сейчас мы узнаем, кто будет жить в нашем доме. Просмотрите видеоролик.

- Какое главное слово звучало при просмотре ролика?

– Кого не хватает в наших домиках? (семьи)

– Какая у вас семья, определите одним словом? (дружной)

– О ком мы будем говорить на уроке (будем говорить о близких людях, о семье)

– Тема урока: «Наша дружная семья» ( перевернуть карточки)

IV. Целеполагание.

- А может ли человек жить один и называть себя семьей?

-А, связаны ли между собой слова семья и общение?

-Как? (В своей жизни мы общаемся с разными людьми. Люди делятся друг с другом своими переживаниями, радостями, восторгом, печалью. Человек не может жить без общения с другими людьми. Самые близкие для тебя люди-это твоя семья. Ребёнок учится общению в семье, плохо человеку, когда ему не с кем поиграть, поговорить, поделиться своими радостями и горестями, то есть не с кем общаться.)

- Сегодня мы начинаем изучать новый раздел, который так и называется «Общение».

– А в семье мы всегда находим общий язык? (нет)

– Чему мы будем учиться, сформулируйте цель урока (учиться общению в семье)

- Откройте учебники на с. 42 и прочитайте чему мы будем учиться при изучении раздела «Общение»?

V. Открытие нового знания.

У. – Вернемся к слову «Семья».

– Семья – это все родственники? (нет, только близкие)

Отгадайте загадки про самых важных людей в вашей жизни. (Слова отгадки вывешиваются на доску в виде облачков, помогают тьютеры)

1. Она лучше всех на свете,

Без нее прожить нельзя.

Есть она у Кати, Пети

И, конечно, у меня. (мама)


2. Шкаф тяжелый кто подвинет?
Кто розетки нам починит,
Кто все полочки прибьет,
В ванной утром кто поет?
Кто в машине за рулем?
На футбол мы с кем пойдем? (папа)


3. На него смотрю всегда

И беру с него пример.

Он на папу так похож!

Но только с сединой – и что ж? (дедушка)


4. У мамы работа, у папы работа,

У них для меня остается суббота!

А с нею я дома всегда,

Она не ругает меня никогда! (бабушка)


5. С ним рисуем и поем,
Плаваем, какао пьем.
Мамин с папою сынишка,
Ты мой маленький…(братишка)


6. Радость в глазах, в глазах удивленье,

В семье у нас нынче еще прибавленье!

В доме у нас появилась девчонка!

Теперь я ей брат, а она мне …(сестренка)


7. У мамы сестра

Веселей не найдете!

Ей очень горжусь

Ведь она моя … (тетя)


8. К нам приехал папин брат.

Встрече с ним я очень рад!

Он твердит, в глаза мне глядя:

«Руку жми, ведь я твой…(дядя)»




- Ребята, как вы думаете, зачем человеку семья?( В семье тепло, надежно, спокойно, там всегда поймут, помогут, защитят.Мама вкусно готовит, там меня любят, вместе нам хорошо, весело.Я люблю воскресные вечера, потому что мы все вместе и всем весело.Папа дома.)

-Скажите, а все ли дети имеют семью? О чем мечтают эти детки? Как можно помочь в этом желании.

Просмотр видеоролика

– Что такое семья?

1. Словарная работа.

- Так рассуждают обычные детки, как и вы. А если мы хотим узнать точное значение слова, к чему можно обратиться?

Я предлагаю каждой группе выбрать лексическое значение слова, соответствующее номеру команды.

1) Семья – группа людей, которые связаны между собой родственными отношениями

2)Семья – это группа близких родственников, живущих вместе.

3) Семья делится на 2 слова «семь» и «я» - это семеро как я, ведь в семье все чем-то похожи друг на друга: лицом, голосом, взглядом, характером: могут быть общие увлечения и любимые занятия

Физминутка

А сейчас мы ребята поиграем в игру “Встаньте все те,…” и немного отдохнём.

  • У кого есть старший брат.

  • У кого есть младшая сестра.

  • У кого бабушка и дедушка живут в городе.

  • У кого есть член семьи, произносящий грозное «Гав-гав».

  • У кого есть мырлыкающий друг.

  • У кого дружная семья.

2.  Работа с учебником.

Обратимся к семье наших друзей, Серёжи и Нади. Откройте учебники на стр. 42. Рассмотрите рисунок. Рассматривая рисунок, мы не можем слышать, о чём беседуют наши герои, как обращаются друг к другу. Попробуем оживить картину. - Как вы думаете, о чём они беседуют? Как обращаются друг к другу?( они разговаривают уважительно, вежливо, они внимательны и заботливы друг к другу)

– Как можно назвать такую семью (дружной).

– Считаете ли вы свою семью дружной? А как они общаются? Что такое культура общения?

- О дружных семьях слагают легенды. Послушайте одну из них.

Давным –давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно и счастливо.Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: « Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили: «Пусть каждый напишет только одно слово, которое считает важным для счастья семьи». Написали по одному слову.

- Как вы думаете, какие слова написала эта семья

Выберите их из предложенных те слова, которы е должны сопутствовать каждой семье. Из этих кирпичиков достройте наш домик. ( Понимание, любовь, забота , уважение, дружба, счастье, оскорбление, грусть, здоровье, ссора, неуважение,лень, трудолюбие.).

- Если каждый член семьи будет следовать этим правилам, то в семье будут царить мир и согласие. А значит, все будут счастливы.

Крепкая и дружная семья всегда была идеалом для всех поколений. Сколько заповедей, пословиц, поговорок сложено о семье. А знаете ли вы пословицы и поговорки о семье? - Я вам предлагаю закончить пословицы и поговорки о семье. Растерялись наша семья. Помогите родителям обрести своих детей.
1. В гостях хорошо, …а дома лучше.
2. Один за всех, …и все за одного.
3. Чем богаты,…тем и рады.
4. Яблоко от яблони, …не далеко падает.
5. Вся семья вместе,…так и душа на месте.
6. Не будет в семье добра,…коли в семье вражда.
7. На что и клад, …коли в семье лад.
8.Семья сильна, когда над ней крыша одна.

9.Когда нет семьи, так и дома нет.


_ Скажите, а семьи могут быть похожими друг на друга? Чем семьи отличаются?

- Ребята, каждая семья – это своеобразный мир, в котором царят свои нормы, традиции и ценности. Не материальные ценности, а духовные. Это память о предках и их жизни, о грустных и радостных событиях в семье.

-Вы слышали слово «традиция»

- Обратимся к учебнику на с 44 и найдём определение.

– Слово «традиция» пришло к нам из латинского языка и означает «передача».

ТРАДИЦИИ – это то в нашей жизни, что передаётся от одного поколения к другому, от старших к младшим.

– Какие примеры семейных традиций вы можете привести?

- В семье наших ребят есть тоже замечательная традиция хранить фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни.

Давайте заглянем в наши семейные альбомы. А ребята расскажут о своих семьях (Данило М., Кирюшина В.)

- Выберите одну из семейных традиций и прикрепите на крышу своего домика.


- Вот и стали ваши домики счастливыми, весёлыми, шумными. Вы создали проекты-шедевры.

VI. Рефлексия.

У. – Посмотрите на ваши домики, удалось нам их оживить и сделать весёлыми, полными и семейными?

– Вспомните тему урока.

– Какую цель мы поставили? (научиться общению в семье)

– Что для этого нужно? (перечисляются опорные слова)

VII. Домашнее задание.

1. Подготовьте сообщение о своей семье.

VIII. Итог.

У. Ребята, я так хотела поделиться с вами своей любимой традицией – гостеприимство. Я очень люблю угощать гостей сладостями. Для вас я приготовила сюрприз. Если ваше настроение от сегодняшнего урока улучшилось, вы довольны собой и урок вам понравиля возьмите конфету с ………….. ленточкой, а если настроение у вас грустное, то …..

. Вы хорошо поработали, молодцы!






















































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!