Урок окружающего мира в 4 классе
по теме «Наши ближайшие соседи»
с применением образовательной технологии «Сотрудничество»
Учитель: Саулина Светлана Сергеевна
Цель: познакомить детей со странами, которые являются ближайшими соседями Российской Федерации.
Задачи:
Образовательные: организовать деятельность обучающихся по изучению политической карты с целью знакомства с государствами, которые являются «соседями» России.
Развивающие: развивать наглядно-образное и логическое мышление, речь, воображение и творческие способности.
Воспитательные: воспитывать патриотизм и уважительное отношение к странам – соседям России, их обычаям и культуре.
Планируемые предметные результаты: учащиеся научатся находить и показывать на карте страны и их столицы.
Метапредметные УУД:
Познавательные: добывать новые знания: извлекать необходимую информацию из текста.
Регулятивные: принимать учебную задачу урока, формулировать выводы по теме урока, отвечать на итоговые вопросы, определять успехи и трудности.
Коммуникативные: соблюдать правила речевого поведения, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
Личностные УУД: формировать уважительное отношение к чужому мнению, навыки делового партнерского общения, умения находить и исправлять ошибки в работе соседа и при коллективном обсуждении.
Оборудование: политическая карта мира; проектор, презентация, индивидуальный раздаточный материал.
Ход урока
Организационный момент
- Какой девиз нашего урока?
Очень я хочу учиться,
Не лениться, а трудиться.
Точно знаю – я смогу
И друзьям я помогу.
— Давайте пожмём руку соседу и пожелаем удачи в работе.
2 . Актуализация знаний
— Ребята, а почему я назвала вас соседями?
— Кого мы еще называем соседом?
— А как вы думаете, у нашей страны есть соседи? (Да)
—Сегодня на уроке будем говорить о странах — соседях России.
— Почему мы называем их соседями? (У нас общая граница, мы живем рядом.)
— Какую карту лучше выбрать для знакомства со странами — физическую или политическую? (Политическую, так как на ней показаны границы и территории государств.)
– Кто покажет на карте границу России? СЛАЙД2
– Сегодня мы отправимся в путешествие вдоль границ России и узнаем, какие страны являются нашими ближайшими соседями.
-Что такое границы страны? (Граница –это линия, определяющие пределы государственной территории.)
Работа над новой темой.
Путешествие по странам-соседям России. (групповая работа)
- Ребята, давайте объединимся в группы. Я, как организатор этой экскурсии-путешествия, приготовила пакет с маршрутными листами, и каждая группа отправится в определенные страны. Материал берете из учебника с.100-105 (на доске)
По окончании экскурсии, руководитель вашей группы расскажет самые главные и интересные факты о странах, в которых побывала ваша группа. Памятки-алгоритмы сообщения лежат у вас в пакете документов. Давайте соберём чемодан путешественника. Что может лежать в этом чемодане? (Фотоаппарат, видеокамера, путеводитель, разговорник, аптечка медицинская, компас)
СЛАЙД 3
- Наше путешествие начинается. Время работы 10 мин. Одновременно в тетрадь записываете названия страны и ее столицы. В добрый путь! Всем удачи!
Изучение нового материала
Самостоятельная работа в группах.
Из пакета достают нужный материал, находят информацию в учебнике и в тетради записывают название страны и столицы.(Каждая группа свою страну)
Обзор материала о странах.( Из учебника и дополнительный материал)
Мы начнем свое путешествие с северо-запада. Самой северной страной, имеющей сухопутную границу с Россией, является Норвегия. Южнее Норвегии располагается Финляндия.
— Найдите и покажите их на карте.
— Назовите столицы эти государств.
Страны Прибалтики
— Какие государства граничат с Россией на западе? Прочитайте их названия.
(Эстония, Латвия, Литва.)
— Назовите их столицы. (Таллин, Рига, Вильнюс.)
— Какая из этих трех стран граничит только с Калининградской областью России? (Литва.)
Белоруссия, Украина, Польша.
— В какие страны мы попадем, продвигаясь по границе? (В Белоруссию и Украину.)
— Назовите столицы этих государств. (Минск, Киев.)
Южные и юго-восточные соседи
— Прочитайте названия стран, граничащих с Россией на юге и юго-востоке. Назовите их столицы. (Ответ. Абхазия — Сухум, Южная Осетия — Цхинвал, Грузия — Тбилиси, Азербайджан — Баку, Казахстан — Астана, Монголия — Улан- Батор, Китай — Пекин, Северная Корея, или Корейская Народно-Демократическая Республика, — Пхеньян.)э
Казахстан, монголия, Китай, Корейская Народная Демократическая Республика
— В какую страну можно попасть из Азербайджана, обогнув Каспийское море? Найдите ее на карте. (В Казахстан.)
— Назовите столицу Казахстана. (Астана.)
— В какую страну мы попадем из Казахстана, двигаясь дальше по границе? Найдите ее на карте. (В Монголию.)
— Назовите столицу Монголии. (Улан-Батор.)
— Назовите государство, в котором живет больше людей, чем в другой стране мира. Найдите его на карте. (Китай.)
— Назовите столицу Китая. (Пекин.)
— Какой страной заканчивается наше путешествие вдоль сухопутных границ? (Северной Кореей.)
«Морские соседи»
— Какие государства можно назвать «морскими соседями» нашей страны? Где они расположены? (Япония, США.)
Физминутка музыкальная.
(Дети рассаживаются по парам за свои парты)
Закрепление нового материала
4.1. Мини-тест. (Работа в парах. Достают из пакета тесты)
Работаем в парах. Время выполнения задания – 5 минут. Можно пользоваться рабочей тетрадью, куда вы записывали информацию своих товарищей.
4.2. Проверка мини-теста с учителем. (Поднимете руку чья пара набрала 9б, 8б и т.д.)
- Какие отношения надо поддерживать с соседями?
- Как вы понимаете пословицу: Дружба людей гору сокровищ создаёт. (На доске записана)
У Р. Рождественского есть слова:
Я, ты, он, она –
Вместе – целая страна,
Вместе – дружная семья.
В слове “мы” - сто тысяч “я”!
Где вы их уже слышали?
Они как нельзя лучше показывают возможности людей, если они вместе составляют единую “семью”.
Итог урока. Рефлексия.
- Ребята! Вы очень плодотворно потрудились. Спасибо вам за работу.
Закончите предложение: (Презентация СЛАЙД 37)
Домашнее задание. с. 100-105 пересказ, записать в тетрадь: сухопутные границы, морские границы стран.