СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающего мира "Природные зоны России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок нацелен на обобщение и углубление знаний учащихся по теме «Природные зоны России», закрепление представлений об особенностях природы, условиях неживой природы, живых существ,    взаимосвязей в природе, значении природы данной зоны для человека, её использования; проверке знаний, умений и навыков учащихся по теме.

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира "Природные зоны России"»

Обобщающий урок по теме «Природные зоны России»


Цели: Обобщить и углубить знания по теме «Природные зоны России», закрепить представления об особенностях природы, условиях неживой природы, живых существ, взаимосвязей в природе, значении природы данной зоны для человека, её использования; проверить знания, умения и навыки учащихся по теме.

Планируемые результаты:

Предметные: знать природные зоны России, их особенности климата; уметь показывать на карте; знать животный и растительный мир каждой природной зоны

Метапредметные:

Познавательные УУД: осуществляют работу с картой, высказывание пред­положений, сравнение лож­ных и истинных высказыва­ний, анализ, сравнение, обобщение.

Регулятивные УУД: осуществляют оценку сво­его участия в совместной групповой деятельности.

Коммуникативные УУД: владеют способами кон­структивного взаимодействия с учителем и сверстниками.

Личностные УУД: имеют целостную картину окружающего мира в его многообразии и взаимосвязях.

Оборудование: Карта «Природные зоны России», презентация, иллюстрации животных и растений природных зон, ребусы, карта успешности, видеофильм о городе Грязи, карточки, цепи питания.

Ход урока.

1.   Организационный момент. Эмоциональный настрой.

-Потрите ладошки. Вы почувствовали тепло?

Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте это тепло.

Пусть на уроке вам будет  также тепло и уютно. А теперь за работу!

2. Актуализация знаний.

– Ребята, а вы любите путешествовать?

– Мы сегодня отправимся в путешествие по нашей стране.

– Скажите, как называется страна, в которой мы живем? (Россия).

– А как её называли раньше? (Русь).

- Широко раскинулась русская земля на все четыре стороны света. Богата и разнообразна природа нашей Родины: бескрайние зеленые луга, золотые поля, дремучие леса, необъятная синева неба, яркое солнце, хрустальная рябь рек, озер и морей, заоблачные горные вершины. Но нет дороже нашего края, где мы живем. Недаром гласит пословица: «Нет роднее всего края родимого».

(Видеоролик о г. Грязи)

«Разминка» (Фронтальная работа по вопросам учителя)

1. Какими океанами омывается Россия?

Атлантический Северный - Ледовитый Тихий

2. Какие равнины располагаются на территории России?

(Восточно-Европейская, Западно-Сибирская, Средне-Сибирское плоскогорье)

3. Что называют каменным поясом России? (Уральские горы)

4. Самое глубокое озеро России (Байкал)

5. Река, несущая свои воды в Каспийское море (Волга)

6. Сколько природных зон мы изучили? (4) . Перечислите природные зоны.

- Что такое природные зоны? Это территория с похожими климатическими условиями, которые заставляют именно этим растениям произрастать, именно этим животным обитать.


3. Сообщение темы и целей урока.

- Итак, оправляемся в путешествие по станциям. У каждого из вас на столе лежит карта успешности, в которой вы будете отмечать свои достижения:+ - легко, понятно; + - -трудно, но интересно; - трудно и неинтересно.

1.Станция «Географическая» (слайд )

И вот мы на Географическом острове! Впереди первое испытание.

- Узнайте по описанию природную зону. Показать на карте.

а) Эта зона находится южнее тундры. Природные условия более мягкие. Ярко выражены все 4 времени года. Богат растительный и животный мир. Эта природная зона – самая большая в России. (Лесная зона)

б) Это огромное пространство Северного Ледовитого океана, с морями и островами. Солнце здесь светит, но не греет. А полярной ночью темноту освещают только луна, звезды и Северное сияние. Температура опускается до -60 градусов. Кругом только льды и снега. (Арктика)

в) Эта зона тянется вдоль юго-западной границы России. Лето продолжительное, стоит сухая и солнечная погода. Средняя температура +22-23 градуса, местами до 40 градусов жары. Ливни. Зима короткая, но с морозами до -20-30 градусов. (Степи)

г) Здесь зима продолжается дольше, чем учебный год в школе, а лето очень прохладное и короткое. Круглый год дуют сильные ветра, а зимой свирепствует пурга. По снегу можно ходить, не проваливаясь. А под снегом – замерзшая земля. Даже летом она оттаивает только на 10-15 сантиметров. (Тундра)

- Оцените свою работу.

2. Станция «Ботаническая»

1) Разгадай ребусы. (на доске)

- В какой природной зоне растут?







2) Узнай растение по описанию: (Слайд 7)

1.Это таежное дерево, имеет не гниющую древесину, раздевается на зиму. (Лиственница)

- В какой зоне растет? (лес)

2.Это травянистое растение с корнем «метелочкой», узкими листьями и мягкими волосками. (Ковыль)

- Где растёт? (степь)

3.Это растение растет в тайге, у него очень вкусные орешки (кедр)

- В какой зоне растет? (лес)

- Что образуют хвойные леса? (тайгу)

4. Это растение за год вырастает на толщину спички, похоже на маленький куст, который является пищей для северных оленей. (ягель)

- Где растёт? (тундра)

5. С ранней весны, преодолевая порывы холодного ветра, к солнцу тянутся его бледно-желтые цветы. Это очень выносливое растение. (полярный мак) - Арктика

-Оцените свою работу

3. Физминутка

Вместе по лесу идём

Вместе по лесу идём,

Не спешим, не отстаём.

Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)

Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.)

Вот ромашка, василёк,

Медуница, кашка, клевер.

Расстилается ковёр

И направо, и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот — правой ступни левой рукой.)

К небу ручки протянули,

Позвоночник растянули. (Потягивания — руки вверх.)

Отдохнуть мы все успели

И за парты снова сели. (Дети садятся за парты.)

4. Станция «Зоологическая»

1) Рассели животных по природным зонам.

Животные природная зона

Полярный кит, тюлень - Арктика

Лемминг, северный олень - Тундра

Кобылка, суслик - Степи

Рысь, глухарь - Зона лесов

2) Кто лишний

-Вам необходимо в каждой строчке найти представителя природной зоны, который попал в этот список по ошибке. Ответ нужно обосновать.

а) дрофа, сайгак, кречет;

б) амурский тигр, тюлень, белый медведь;

в) песец, сокол-сапсан, морж;

г) белая куропатка, кедровка, глухарь.

д) летяга, лось, розовая чайка

-Оцените свою работу

5. Станция «Экологическая» (раб в парах с самопроверкой по эталону)

По отношению человека к окружающей среде, можно судить о том, насколько значителен и интересен он сам. Тяга к природе заложена в человеке изначально. Мы чувствуем свое единство с природой, хотя не всегда понимаем ее роль в нашей жизни.

- О чем я говорю? Что изучает наука экология? (Экология — это наука, изучающая взаимоотношения между человеком, растительным и животным миром и окружающей средой, в том числе влияние деятельности человека на окружающую среду и живую природу)

А) Найдите ключевые слова в названных экологических проблемах:

1.лесов по берегам рек приводит к тому, что реки мелеют и высыхают. Вырубка

2….земель приводит к тому, что птицы переселяются на поля и там строят гнезда, которые погибают во время полевых работ. Распахивание

3.Сточные воды и мусор, попадающие в моря приводят к их … . Загрязнение

4.Неумеренное…. Приводит к тому, что в почве накапливается большое количество соли. Орошение

5.От вездеходов и тракторов в тундре нарушается … почвы. Поверхность почв

2).Определите, в какой природной зоне существуют следующие взаимосвязи:

а) ива  белая куропатка – кречет (тундра);

б) дуб  сойка  сова (лесная зона);

в) рыба  тюлень  белый медведь (Арктика);

г) растения  суслик  орел-беркут (степи).

- Оцените свою работу.

6. Подъезжаем к конечной станции нашего путешествия «Тестовой»

Тест по окружающему миру по теме «Природные зоны России»


1. Какой зверь обитает только в Арктике?

а) бурый медведь б) лось в) белый медведь.


2. Какое время в тундре длится полярная ночь?

а) 2 месяца б) 4 месяца в) 6 месяцев.


3. Какое дерево не является хвойным?

а) сосна б) берёза в) ель


4. Чем нельзя гасить костер?

а) водой и песком б) землёй и песком в) хворостом и бензином.


5. На каком материке располагается Россия?

а) Евразия б) Антарктида в) Северная Америка.

6. Какие растения образуют верхний ярус в лесу?

а) деревья б) кустарники в) травы Взаимопроверка


1 –В 2 – А 3 – Б 4- В 5 – А 6 – А


7. Подведение итогов урока. Рефлексия.

-Что полезного дал вам сегодняшний урок?

(повторили знания о природных зонах России)

.

8. Домашнее задание:

Вам предоставляется задание по выбору:

А) «Я эколог-исследователь». Приготовить сообщение о редком растении или животном одного из заповедников;

Б) « Охрана природы!». Придумать экологические знаки.

В) «Я - художник”. Рисунок по теме “Природные зоны России»



Карта успешности

Ф.И. уч-ся____________________________

Этапы урока

Было легко и интересно

Было трудно, но интересно

Было трудно и неинтересно

Географический остров




Ботанический сад




Зоологический лес




Экологическое озеро




Тестовая