Обобщающий урок по теме «Природные зоны России»
Цели: Обобщить и углубить знания по теме «Природные зоны России», закрепить представления об особенностях природы, условиях неживой природы, живых существ, взаимосвязей в природе, значении природы данной зоны для человека, её использования; проверить знания, умения и навыки учащихся по теме.
Планируемые результаты:
Предметные: знать природные зоны России, их особенности климата; уметь показывать на карте; знать животный и растительный мир каждой природной зоны
Метапредметные:
Познавательные УУД: осуществляют работу с картой, высказывание предположений, сравнение ложных и истинных высказываний, анализ, сравнение, обобщение.
Регулятивные УУД: осуществляют оценку своего участия в совместной групповой деятельности.
Коммуникативные УУД: владеют способами конструктивного взаимодействия с учителем и сверстниками.
Личностные УУД: имеют целостную картину окружающего мира в его многообразии и взаимосвязях.
Оборудование: Карта «Природные зоны России», презентация, иллюстрации животных и растений природных зон, ребусы, карта успешности, видеофильм о городе Грязи, карточки, цепи питания.
Ход урока.
1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
-Потрите ладошки. Вы почувствовали тепло?
Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте это тепло.
Пусть на уроке вам будет также тепло и уютно. А теперь за работу!
2. Актуализация знаний.
– Ребята, а вы любите путешествовать?
– Мы сегодня отправимся в путешествие по нашей стране.
– Скажите, как называется страна, в которой мы живем? (Россия).
– А как её называли раньше? (Русь).
- Широко раскинулась русская земля на все четыре стороны света. Богата и разнообразна природа нашей Родины: бескрайние зеленые луга, золотые поля, дремучие леса, необъятная синева неба, яркое солнце, хрустальная рябь рек, озер и морей, заоблачные горные вершины. Но нет дороже нашего края, где мы живем. Недаром гласит пословица: «Нет роднее всего края родимого».
(Видеоролик о г. Грязи)
«Разминка» (Фронтальная работа по вопросам учителя)
1. Какими океанами омывается Россия?
Атлантический Северный - Ледовитый Тихий
2. Какие равнины располагаются на территории России?
(Восточно-Европейская, Западно-Сибирская, Средне-Сибирское плоскогорье)
3. Что называют каменным поясом России? (Уральские горы)
4. Самое глубокое озеро России (Байкал)
5. Река, несущая свои воды в Каспийское море (Волга)
6. Сколько природных зон мы изучили? (4) . Перечислите природные зоны.
- Что такое природные зоны? Это территория с похожими климатическими условиями, которые заставляют именно этим растениям произрастать, именно этим животным обитать.
3. Сообщение темы и целей урока.
- Итак, оправляемся в путешествие по станциям. У каждого из вас на столе лежит карта успешности, в которой вы будете отмечать свои достижения:+ - легко, понятно; + - -трудно, но интересно; - трудно и неинтересно.
1.Станция «Географическая» (слайд )
И вот мы на Географическом острове! Впереди первое испытание.
- Узнайте по описанию природную зону. Показать на карте.
а) Эта зона находится южнее тундры. Природные условия более мягкие. Ярко выражены все 4 времени года. Богат растительный и животный мир. Эта природная зона – самая большая в России. (Лесная зона)
б) Это огромное пространство Северного Ледовитого океана, с морями и островами. Солнце здесь светит, но не греет. А полярной ночью темноту освещают только луна, звезды и Северное сияние. Температура опускается до -60 градусов. Кругом только льды и снега. (Арктика)
в) Эта зона тянется вдоль юго-западной границы России. Лето продолжительное, стоит сухая и солнечная погода. Средняя температура +22-23 градуса, местами до 40 градусов жары. Ливни. Зима короткая, но с морозами до -20-30 градусов. (Степи)
г) Здесь зима продолжается дольше, чем учебный год в школе, а лето очень прохладное и короткое. Круглый год дуют сильные ветра, а зимой свирепствует пурга. По снегу можно ходить, не проваливаясь. А под снегом – замерзшая земля. Даже летом она оттаивает только на 10-15 сантиметров. (Тундра)
- Оцените свою работу.
2. Станция «Ботаническая»
1) Разгадай ребусы. (на доске)




- В какой природной зоне растут?
2) Узнай растение по описанию: (Слайд 7)
1.Это таежное дерево, имеет не гниющую древесину, раздевается на зиму. (Лиственница)
- В какой зоне растет? (лес)
2.Это травянистое растение с корнем «метелочкой», узкими листьями и мягкими волосками. (Ковыль)
- Где растёт? (степь)
3.Это растение растет в тайге, у него очень вкусные орешки (кедр)
- В какой зоне растет? (лес)
- Что образуют хвойные леса? (тайгу)
4. Это растение за год вырастает на толщину спички, похоже на маленький куст, который является пищей для северных оленей. (ягель)
- Где растёт? (тундра)
5. С ранней весны, преодолевая порывы холодного ветра, к солнцу тянутся его бледно-желтые цветы. Это очень выносливое растение. (полярный мак) - Арктика
-Оцените свою работу
3. Физминутка
Вместе по лесу идём
Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)
Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.)
Вот ромашка, василёк,
Медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковёр
И направо, и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот — правой ступни левой рукой.)
К небу ручки протянули,
Позвоночник растянули. (Потягивания — руки вверх.)
Отдохнуть мы все успели
И за парты снова сели. (Дети садятся за парты.)
4. Станция «Зоологическая»
1) Рассели животных по природным зонам.
Животные природная зона
Полярный кит, тюлень - Арктика
Лемминг, северный олень - Тундра
Кобылка, суслик - Степи
Рысь, глухарь - Зона лесов
2) Кто лишний
-Вам необходимо в каждой строчке найти представителя природной зоны, который попал в этот список по ошибке. Ответ нужно обосновать.
а) дрофа, сайгак, кречет;
б) амурский тигр, тюлень, белый медведь;
в) песец, сокол-сапсан, морж;
г) белая куропатка, кедровка, глухарь.
д) летяга, лось, розовая чайка
-Оцените свою работу
5. Станция «Экологическая» (раб в парах с самопроверкой по эталону)
По отношению человека к окружающей среде, можно судить о том, насколько значителен и интересен он сам. Тяга к природе заложена в человеке изначально. Мы чувствуем свое единство с природой, хотя не всегда понимаем ее роль в нашей жизни.
- О чем я говорю? Что изучает наука экология? (Экология — это наука, изучающая взаимоотношения между человеком, растительным и животным миром и окружающей средой, в том числе влияние деятельности человека на окружающую среду и живую природу)
А) Найдите ключевые слова в названных экологических проблемах:
1.лесов по берегам рек приводит к тому, что реки мелеют и высыхают. Вырубка
2….земель приводит к тому, что птицы переселяются на поля и там строят гнезда, которые погибают во время полевых работ. Распахивание
3.Сточные воды и мусор, попадающие в моря приводят к их … . Загрязнение
4.Неумеренное…. Приводит к тому, что в почве накапливается большое количество соли. Орошение
5.От вездеходов и тракторов в тундре нарушается … почвы. Поверхность почв
2).Определите, в какой природной зоне существуют следующие взаимосвязи:
а) ива белая куропатка – кречет (тундра);
б) дуб сойка сова (лесная зона);
в) рыба тюлень белый медведь (Арктика);
г) растения суслик орел-беркут (степи).
- Оцените свою работу.
6. Подъезжаем к конечной станции нашего путешествия «Тестовой»
Тест по окружающему миру по теме «Природные зоны России»
1. Какой зверь обитает только в Арктике?
а) бурый медведь б) лось в) белый медведь.
2. Какое время в тундре длится полярная ночь?
а) 2 месяца б) 4 месяца в) 6 месяцев.
3. Какое дерево не является хвойным?
а) сосна б) берёза в) ель
4. Чем нельзя гасить костер?
а) водой и песком б) землёй и песком в) хворостом и бензином.
5. На каком материке располагается Россия?
а) Евразия б) Антарктида в) Северная Америка.
6. Какие растения образуют верхний ярус в лесу?
а) деревья б) кустарники в) травы Взаимопроверка
1 –В 2 – А 3 – Б 4- В 5 – А 6 – А
7. Подведение итогов урока. Рефлексия.
-Что полезного дал вам сегодняшний урок?
(повторили знания о природных зонах России)
.
8. Домашнее задание:
Вам предоставляется задание по выбору:
А) «Я эколог-исследователь». Приготовить сообщение о редком растении или животном одного из заповедников;
Б) « Охрана природы!». Придумать экологические знаки.
В) «Я - художник”. Рисунок по теме “Природные зоны России»
Карта успешности
Ф.И. уч-ся____________________________
Этапы урока | Было легко и интересно | Было трудно, но интересно | Было трудно и неинтересно |
Географический остров | | | |
Ботанический сад | | | |
Зоологический лес | | | |
Экологическое озеро | | | |
Тестовая | | | |