СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающего мира "Русь расправляет крылья"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по теме "Русь расправляет крылья"

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира "Русь расправляет крылья"»

I. Орг.начало урока

II. Проверка домашнего задания.

1) Блиц-турнир

  1. Кто такие монголо-татары. (Степные кочевники-монголы)

  2. Как называлось государство монголов? (Золотая Орда)

  3. Кто возглавлял войско завоевателей. (Хан Батый)

  4. Когда захватчики вторглись на Русь. (В 13 веке) (В конце 1237 года)

  5. Какой город первым оказался на их пути? (Рязань)

  6. Кто такой хан? (Правитель Золотой Орды)

  7. Какой город монголы прозвали злым городом? (Козельск)

  8. Почему Русь не смогла дать отпор полчищам Батыя? (Не было сплочения, согласия между русскими князьями)

  9. Какая новая угроза нависла над Русью? (Нашествие шведов)

  10. За что Новгородский князь Александр получил своё прозвище Невский? (за победу на реке Неве в Невской битве в 1240 году со шведами)

  11. Где произошло Ледовое побоище? ( на Чудском озере)

  12. Когда состоялась битва на Чудском озере? (5 апреля 1242 года)

  13. С кем воевали наши воины (с немецкими рыцарями – крестоносцами)

  14. Способ боевого построения рыцарей-крестоносцев (Клин).

Несколько учащихся выполняют индивидуальную работу по карточкам.

2) Тест «Трудные времена на Руси»

1. Поход монголо-татар возглавил хан:

а) Батый;

б) Чингисхан;

в) Темучин.

2. Какой город долго сопротивлялся монголо-татарам?

а) Рязань;

б) Новгород;

в) Козельск.

3. Что выплачивала Русь Золотой Орде?

а) дань;

б) выкуп;

в) налог.

4. Первый удар в 1240 году с северо-запада на Русь нанесли:

а) немцы;

б) шведы;

в) монголы.

5. На какой реке разбил шведов князь Александр?

а) Нева;

б) Калка;

в) Дунай.

6. Какое прзвище получил новгородский князь после победы над шведами?

а) Мудрый;

б) Невский;

в) Вещий.

7. Когда состоялось Ледовое побоище?

а) 5 апреля 1242 г.;

б) 20 мая 1242 г.;

в) 5 апреля 1241 г.

III. Мотивация учебной деятельности.

- Закройте глаза, представьте птицу, зовут её Русь, с середины 12 века на неё нападали хищные птицы и приносили ей боль. Боролась птица Русь с врагами, победила крестоносцев и стала собираться с силами для борьбы с самым грозным врагом – Золотой ордой. И мечтали люди русские, что окрепнет Русь Матушка, расправит свои крылья и устремится в чистое голубое небо навстречу светлому будущему.

IV. Целеполагание.

-Попробуйте сформулировать тему нашего урока?

-Какую цель вы поставите перед собой на уроке?

-О чём вы бы хотели узнать?

(Узнать о возрождении Руси

Узнать, что произошло с Русью после отпора врагу.

Узнать о том, как возродилась Русь, и кто из князей повлиял на этот результат.)


Слайд № 1

Тема нашего урока «Русь расправляет крылья»


V. Работа над новым материалом

  1. Работа с картой.

Слайд № 2

- Ребята, давайте посмотрим на карту Северо – Восточной Руси. - Найдём города: Москва, Тверь, Ярославль, Владимир, Суздаль, Ростов

- Как вы думаете, почему именно эти города я назвала?

- Да, действительно эти города были более безопасными для жизни, они располагались далеко от Орды.

  1. Работа по учебнику

Стр. 65-66

Слайд № 3

Слайд № 4

Слайд № 5

Вопросы для обсуждения:

1.Какие искусные мастера трудились в городах Северо - Восточной Руси?

2. Как вели себя Князья Северо-Восточной Руси? Что они строили в своих городах?

3.Какой монастырь возник около города Радонежа?

4.Кто основал Троицкий монастырь?

Словарная работа

Монастырь - это дом для монахов: их семья, квартира и крепость.

3. Рассказ о Сергие Радонежском

Слайд №

-Послушайте одну историю. Было это давно. В городе Радонеже жил с родителями мальчик. Мальчика звали Варфоломей. Однажды пропали кони, и послали мальчика их искать. Ходил – бродил Варфоломей по лесу, пока не заблудился. Совсем мальчик растерялся, коней не нашел, дорогу потерял – как бы самому в этом лесу не пропасть…

А что было дальше нам расскажет…

И вдруг Варфоломей увидел старца – Монаха. Указал монах ему путь и благословил. Вышел мальчик из леса, и всю жизнь потом помнил о таинственном старце, который помог ему в трудную минуту.

Слайд №

Решил Варфоломей тоже стать монахом – посвятить свою жизнь Богу. Когда человек становится монахом, он как бы начинает новую жизнь, поэтому ему дают новое имя. Варфоломею дали имя Сергий.

Слайд №

Один за другим стали приходить к нему ученики. Всего собралось 12 иноков. И жили они в трудах и молитвах одной дружной братией. Пригревали больных, помогали неимущим, кормили голодных и нищих, проявляя заботу о всяком нуждающемся.

Слайд №

В 1330 – 1340 годах недалеко от города Радонежа Сергий основал Троицкий монастырь.

Слайд №

Сергий Радонежский дожил до глубокой старости и скончался, когда ему было 70 лет. По преданию, не в силах примириться с тем, что зло на Земле неодолимо, он будто бы дал обет молчания, поклявшись не нарушать его, пока в мире не будут искоренены пороки, несправедливость и всё то, что отравляет жизнь человеку. Последние годы он провёл безмолвствуя. Так и не произнеся ни единого слова, встретил смерть.

Слайд №

Но память о нем сохранилась в веках. В его честь основанный им монастырь получил название Троице-Сергиева, а город, где стоит этот монастырь, называется Сергиев Посад.



4. Иван Калита

А сейчас мы попробуем определить кто явился основателем Московского княжества, которое становится политическим центром, центром борьбы с монголо - татарским игом. За счет кого за 3 года территория Московского княжества увеличилась вдвое. Вся Москва - река оказывается в пределах княжества. Это младший сын Александра Невского, Даниил Александрович. А как его величали, узнаем, отгадав кроссворд.

Слайд №


Вопросы к кроссворду:

1. Зависимость от завоевателей, состоящая в уплате дани.

2. Столица Древнерусского государства, город Южной Руси, павший 6 декабря 1240 года под натиском монголо-татар.

3. Река, где впервые встретились русские воины с монголо-татарскими.

4. Подарки ханам от русских князей.

5. Ханская грамота с правом на княжение.

6. Город Руси, первым подвергшийся разгрому со стороны монголо-татар.

7. Город, который 7 недель оборонялся от монголо-татар и был прозван «злым городом».

8. Название войска с воинами на конях.

9. Монголо-татарский хан, возглавивший поход на Русь.

10. Столица Золотой Орды.

Слайд №

Иван Калита приходился внуком знаменитому князю Александру Невскому. Во владение ему достался глухой, затерянный в лесах городок Москва и семь еще более мелких городов. Но со временем крохотное княжество стало самым большим и сильным среди русских земель.

Слайд №

-Московскому князю Ивану Даниловичу народ дал меткое прозвище Калита. Так на Руси называли кожаную сумку для денег.

Слайд №

Московский князь Иван Калита заботился о порядке в своём княжестве. Центр княжества – Москва – при нём богатела и росла. В Москву переселялись купцы, ремесленники, привлечённые возможностью жить под надёжной защитой. Москвичи успешно торговали. На пристанях у Москвы-реки стояло множество кораблей с товаром.

Слайд №

Умелые плотники обнесли крепость новыми дубовыми стенами вместо прежнего бревенчатого забора. Именно в ту пору крепость стала именоваться Кремлём. Возле Кремля образовалось торжище – место торговли.

Слайд №

При Иване Даниловиче не сидели без дела строители. По Москве-реке в город шли плоты и суда с белым камнем. Его добывали недалеко от Москвы. Искусные каменщики возвели на Боровицком холме первые белокаменные соборы.

Слайд №

Иван сумел войти в доверие к хану Золотой Орды. Московскому князю разрешили самому собирать дань для Орды. Кто знает, сколько денег из собранного осталось в руках бережливого князя?! Эти накопления пригодились ему – немало прикупил он новых земель, неуклонно расширяя свои владения.

Слайд №

Был князь бережлив, но не скупился, когда нужно было помочь обездоленным.На поясе он всегда носил кошель с деньгами ( по-древнерусски «калита»), из которого подавал нищим.

Слайд №

В наследство от Ивана Калиты московские князья получили великокняжеский головной убор. В своём завещании Калита назвал его золотой шапкой. Позднее она стала называться шапкой Мономаха и превратилась в символ власти.

Восемь золотых пластин, покрытых тончайшими узорами и драгоценными рубинами и изумрудами, украшают шапку. Она увенчана крестом.

Происхождение шапки Мономаха связано с легендой: будто бы ее получил в дар из Византии еще в начале 12 века киевский князь Владимир Мономах, который по матери приходился родственником византийскому императору Константину Мономаху.

Теперь она хранится в Оружейной палате Московского Кремля.

VI. Закрепление полученных знаний

- Давайте на миг перенесемся в те далекие годы

1. Сценка.

Слайд №

- Едут! Едут!
- А кто едет- то?
- Да князь иноземный едет.
- Да, вступил я в этот город, расположенный на небольшом холме, именуемый Москва.

Слайд № 7

Он весь деревянный. Вокруг города большие леса, да их вообще много в стране. Говорят, край богат всякими хлебными злаками. Вот протекает река, её называют Моско. Чудно! А вы сами от куда будете?

- Я из Твери. Здесь тихо, татары не тревожат. Чтоб не жить- то!

- А я из Ярославля. Приехала торговать, да так и осталась здесь жить.

Слайд №

На реке много мостов, по которым и переходят с одной части города на другую. Летом тут грязь, проехать невозможно, только зимы и остается ждать. Морозы однако невероятно лютые , да по 9 месяцев подряд. Хоть безвылазно в доме сиди. Что за страна такая? Одни неудобства!

- Зачем же зимы, господин хороший, надо ждать. У нас в конце октября река вся замерзнет.

Слайд №

- Мы на ней строим лавки для разных товаров: свининку, зайчатинку извольте купить, или огурчиков , да диких яблочков отведать захотите. Так всегда пожалуйста! Вон торговля- то бойко идёт, прибыльно, да спокойно. А уж мастера у нас умелые, да трудолюбивые, кузнецы искуссные.

Слайд № 8

- А коль хотите поразвлекаться , так пожалуйста , на конские бега иль другие увеселения!

- Что это за увеселения , коль люди шею себе ломают? Вот женщины у вас очень красивые, это я не спорю, ну и мужчины тоже. А вообще вы народ грубый. Кто хозяин- то у вас, русичи?

Батюшку нашего зовут, господин хороший, князь - Иван Данилович. Внук Александра Невского! Слыхал про такаго?

- Слыхал. Молвой Русь полнится. Пойдём, покажите мне ваше торжище, где торговля идёт. /уходят/

2. Ответы на вопросы

- О каком княжестве идёт речь? /Московское княжество/

- Кто правит в этом княжестве? /Иван Калита/

- Жители каких городов встретили князя иноземного? (Твери, Ярославля)

- Почему при Иване Калите много людей переселяются в Москву? (Далеко от татаро- монгол, люди приезжали на ярмарку и оставались здесь жить)

- Почему он запомнился русскому народу?

3. Дидактическая игра – историческое домино «Древняя Русь».

Слайд №

VII. Итоги урока. Рефлексия

1. Работа в тетради стр.23 (Калита, Константин, Кремль)

- Каких исторических личностей узнали на уроке?

-Какой город стал центром возрождения Руси?

-Кто правил в Москве в те времена?

– Что получили в наследство от Ивана Калиты московские князья?

2. Чтение вывода на стр. 69

- Ребята, подумайте, кого из своих одноклассников вы можете похвалить на этом уроке?

VIII. Домашнее задание:

Стр. 65-69, т. 22-23















ПРИЛОЖЕНИЕ

Тест «Трудные времена на Руси»

1. Поход монголо-татар возглавил хан:

а) Батый;

б) Чингисхан;

в) Темучин.

2. Какой город долго сопротивлялся монголо-татарам?

а) Рязань;

б) Новгород;

в) Козельск.

3. Что выплачивала Русь Золотой Орде?

а) дань;

б) выкуп;

в) налог.

4. Первый удар в 1240 году с северо-запада на Русь нанесли:

а) немцы;

б) шведы;

в) монголы.

5. На какой реке разбил шведов князь Александр?

а) Нева;

б) Калка;

в) Дунай.

6. Какое прзвище получил новгородский князь после победы над шведами?

а) Мудрый;

б) Невский;

в) Вещий.

7. Когда состоялось Ледовое побоище?

а) 5 апреля 1242 г.;

б) 20 мая 1242 г.;

в) 5 апреля 1241 г.







Тест «Трудные времена на Руси»

1. Поход монголо-татар возглавил хан:

а) Батый;

б) Чингисхан;

в) Темучин.

2. Какой город долго сопротивлялся монголо-татарам?

а) Рязань;

б) Новгород;

в) Козельск.

3. Что выплачивала Русь Золотой Орде?

а) дань;

б) выкуп;

в) налог.

4. Первый удар в 1240 году с северо-запада на Русь нанесли:

а) немцы;

б) шведы;

в) монголы.

5. На какой реке разбил шведов князь Александр?

а) Нева;

б) Калка;

в) Дунай.

6. Какое прзвище получил новгородский князь после победы над шведами?

а) Мудрый;

б) Невский;

в) Вещий.

7. Когда состоялось Ледовое побоище?

а) 5 апреля 1242 г.;

б) 20 мая 1242 г.;

в) 5 апреля 1241 г.














I. Орг.начало урока

II. Проверка домашнего задания.

1) Блиц-турнир

  1. Кто такие монголо-татары. (Степные кочевники-монголы)

  2. Как называлось государство монголов? (Золотая Орда)

  3. Кто возглавлял войско завоевателей. (Хан Батый)

  4. Когда захватчики вторглись на Русь. (В 13 веке) (В конце 1237 года)

  5. Какой город первым оказался на их пути? (Рязань)

  6. Кто такой хан? (Правитель Золотой Орды)

  7. Какой город монголы прозвали злым городом? (Козельск)

  8. Почему Русь не смогла дать отпор полчищам Батыя? (Не было сплочения, согласия между русскими князьями)





  1. Какая новая угроза нависла над Русью? (Нашествие шведов)

  2. За что Новгородский князь Александр получил своё прозвище Невский? (за победу на реке Неве в Невской битве в 1240 году со шведами)

  3. Где произошло Ледовое побоище? ( на Чудском озере)

  4. Когда состоялась битва на Чудском озере? (5 апреля 1242 года)

  5. С кем воевали наши воины (с немецкими рыцарями – крестоносцами)

  6. Способ боевого построения рыцарей-крестоносцев (Клин).

Несколько учащихся выполняют индивидуальную работу по карточкам.

2) Тест «Трудные времена на Руси»

III. Мотивация учебной деятельности.

- Закройте глаза, представьте птицу, зовут её Русь, с середины 12 века на неё нападали хищные птицы и приносили ей боль. Боролась птица Русь с врагами, победила крестоносцев и стала собираться с силами для борьбы с самым грозным врагом – Золотой ордой. И мечтали люди русские, что окрепнет Русь Матушка, расправит свои крылья и устремится в чистое голубое небо навстречу светлому будущему.

IV. Целеполагание.

-Попробуйте сформулировать тему нашего урока?

-Какую цель вы поставите перед собой на уроке?

-О чём вы бы хотели узнать?

(Узнать о возрождении Руси

Узнать, что произошло с Русью после отпора врагу.

Узнать о том, как возродилась Русь, и кто из князей повлиял на этот результат.)


Слайд № 1

Тема нашего урока «Русь расправляет крылья»








V. Работа над новым материалом

  1. Работа с картой.

Слайд № 2

- Ребята, давайте посмотрим на карту Северо – Восточной Руси. - Найдём города: Москва, Тверь, Ярославль, Владимир, Суздаль, Ростов

- Как вы думаете, почему именно эти города я назвала?

- Да, действительно эти города были более безопасными для жизни, они располагались далеко от Орды.

  1. Работа по учебнику

Стр. 65-66

Вопросы для обсуждения:

1.Какие искусные мастера трудились в городах Северо - Восточной Руси? Слайд № 5


2. Как вели себя Князья Северо-Восточной Руси? Что они строили в своих городах?

3.Какой монастырь возник около города Радонежа?

4.Кто основал Троицкий монастырь?

Словарная работа

Монастырь - это дом для монахов: их семья, квартира и крепость.

3. Рассказ о Сергие Радонежском

Слайд №

-Послушайте одну историю. Было это давно. В городе Радонеже жил с родителями мальчик. Мальчика звали Варфоломей. Однажды пропали кони, и послали мальчика их искать. Ходил – бродил Варфоломей по лесу, пока не заблудился. Совсем мальчик растерялся, коней не нашел, дорогу потерял – как бы самому в этом лесу не пропасть…

А что было дальше нам расскажет…











4. Иван Калита

А сейчас мы попробуем определить кто явился основателем Московского княжества, которое становится политическим центром, центром борьбы с монголо - татарским игом. За счет кого за 3 года территория Московского княжества увеличилась вдвое. Вся Москва - река оказывается в пределах княжества. Это младший сын Александра Невского, Даниил Александрович. А как его величали, узнаем, отгадав кроссворд.

Слайд №


Вопросы к кроссворду:

1. Зависимость от завоевателей, состоящая в уплате дани.

2. Столица Древнерусского государства, город Южной Руси, павший 6 декабря 1240 года под натиском монголо-татар.

3. Река, где впервые встретились русские воины с монголо-татарскими.

4. Подарки ханам от русских князей.

5. Ханская грамота с правом на княжение.

6. Город Руси, первым подвергшийся разгрому со стороны монголо-татар.

7. Город, который 7 недель оборонялся от монголо-татар и был прозван «злым городом».

8. Название войска с воинами на конях.

9. Монголо-татарский хан, возглавивший поход на Русь.

10. Столица Золотой Орды.

Слайд №

Иван Калита приходился внуком знаменитому князю Александру Невскому. Во владение ему достался глухой, затерянный в лесах городок Москва и семь еще более мелких городов. Но со временем крохотное княжество стало самым большим и сильным среди русских земель.





Слайд №

-Московскому князю Ивану Даниловичу народ дал меткое прозвище Калита. Так на Руси называли кожаную сумку для денег.

Слайд №

Московский князь Иван Калита заботился о порядке в своём княжестве. Центр княжества – Москва – при нём богатела и росла. В Москву переселялись купцы, ремесленники, привлечённые возможностью жить под надёжной защитой. Москвичи успешно торговали. На пристанях у Москвы-реки стояло множество кораблей с товаром.

Слайд №

Умелые плотники обнесли крепость новыми дубовыми стенами вместо прежнего бревенчатого забора. Именно в ту пору крепость стала именоваться Кремлём. Возле Кремля образовалось торжище – место торговли.

Слайд №

При Иване Даниловиче не сидели без дела строители. По Москве-реке в город шли плоты и суда с белым камнем. Его добывали недалеко от Москвы. Искусные каменщики возвели на Боровицком холме первые белокаменные соборы.

Слайд №

Иван сумел войти в доверие к хану Золотой Орды. Московскому князю разрешили самому собирать дань для Орды. Кто знает, сколько денег из собранного осталось в руках бережливого князя?! Эти накопления пригодились ему – немало прикупил он новых земель, неуклонно расширяя свои владения.

Слайд №

Был князь бережлив, но не скупился, когда нужно было помочь обездоленным.На поясе он всегда носил кошель с деньгами ( по-древнерусски «калита»), из которого подавал нищим.

Слайд №




В наследство от Ивана Калиты московские князья получили великокняжеский головной убор. В своём завещании Калита назвал его золотой шапкой. Позднее она стала называться шапкой Мономаха и превратилась в символ власти.

Восемь золотых пластин, покрытых тончайшими узорами и драгоценными рубинами и изумрудами, украшают шапку. Она увенчана крестом.

Происхождение шапки Мономаха связано с легендой: будто бы ее получил в дар из Византии еще в начале 12 века киевский князь Владимир Мономах, который по матери приходился родственником византийскому императору Константину Мономаху.

Теперь она хранится в Оружейной палате Московского Кремля.

VI. Закрепление полученных знаний

- Давайте на миг перенесемся в те далекие годы

1. Сценка.

Слайд №



2. Ответы на вопросы

- О каком княжестве идёт речь? /Московское княжество/

- Кто правит в этом княжестве? /Иван Калита/

- Жители каких городов встретили князя иноземного? (Твери, Ярославля)

- Почему при Иване Калите много людей переселяются в Москву? (Далеко от татаро- монгол, люди приезжали на ярмарку и оставались здесь жить)

- Почему он запомнился русскому народу?

3. Дидактическая игра – историческое домино «Древняя Русь».

Слайд №







VII. Итоги урока. Рефлексия

1. Работа в тетради стр.23 (Калита, Константин, Кремль)

- Каких исторических личностей узнали на уроке?

-Какой город стал центром возрождения Руси?

-Кто правил в Москве в те времена?

– Что получили в наследство от Ивана Калиты московские князья?

2. Чтение вывода на стр. 69

- Ребята, подумайте, кого из своих одноклассников вы можете похвалить на этом уроке?

VIII. Домашнее задание:

Стр. 65-69, т. 22-23








IX. Рефлексия.

Ребята! А сейчас каждый из вас подумает как он работал на уроке, много ли узнал, объективно оценит свою деятельность и ….возьмёт свою сумочку и раскрасит в соответствующий цвет:

красный – активно участвовал в работе, получил много знаний;

зелёный – участвовал в работе менее активно, знаний получил немного;

синий – в работе участвовал мало, знаний получил недостаточно

И все покажем ваши сумочки друг другу и мне.







































































Урок по истории России «Возвышение Москвы»

Учитель: Да, много земля русская бедствий испытывала в это время. И просили помощи люди русские и у Бога и у земли-матушки. Давайте попробуем повторить это так, как это делали наши предки.

И раздирайся, земля русская, (разводим руки в стороны)

На погибель свою и на слезинки, (качаем головой, обхватив ее руками)

И поднятии вверх рученьки, (поднимаем вверх руки)

Да у Бога прося помощи (…и тянемся)

Люди русские так трудились, (сгибаем и разгибаем локти)

Что порою суставы кручила (крутим кистями рук)

Да приди в нашу землю спасение, (шагаем на месте, руки на поясе)

И избави нас от страдания (поднимаем и опускаем руки)

Вопросы к кроссворду:

1. Зависимость от завоевателей, состоящая в уплате дани. (Иго)

2. Столица Древнерусского государства, город Южной Руси, павший 6 декабря 1240 года под натиском монголо-татар. (Киев)

3. Река, где впервые встретились русские воины с монголо-татарскими. (Калка)

4. Подарки ханам от русских князей. (Дань)

5. Ханская грамота с правом на княжение. (Ярлык)

6. Город Руси, первым подвергшийся разгрому со стороны монголо-татар. (Рязань)

7. Город, который 7 недель оборонялся от монголо-татар и был прозван «злым городом». (Козельск)

8. Название войска с воинами на конях. (Конница)

9. Монголо-татарский хан, возглавивший поход на Русь. (Батый)

10. Столица Золотой Орды. (Сарай)





























.2 Сценка.

- Едут! Едут!
- А кто едет- то?
- Да князь иноземный едет.
- Да, вступил я в этот город, расположенный на небольшом холме, именуемый Москва.

Слайд № 7

Он весь деревянный. Вокруг города большие леса, да их вообще много в стране.Говорят, край богат всякими хлебными злаками. Вот протекает река, её называют Моско. Чудно! А вы сами от куда будете?

- Я из Твери. Здесь тихо, татары не тревожат. Чтоб не жить- то!

- А я из Ярославля. Приехала торговать, да так и осталась здесь жить.

На реке много мостов, по которым и переходят с одной части города на другую. Летом тут грязь, проехать невозможно, только зимы и остается ждать. Морозы однако невероятно лютые , да по 9 месяцев подряд. Хоть безвылазно в доме сиди. Что за страна такая? Одни неудобства!

- Зачем же зимы, господин хороший, надо ждать. У нас в конце октября река вся замерзнет.

- Мы на ней строим лавки для разных товаров: свининку, зайчатинку извольте купить, или огурчиков , да диких яблочков отведать захотите. Так всегда пожалуйста! Вон торговля- то бойко идёт, прибыльно, да спокойно. А уж мастера у нас умелые, да трудолюбивые, кузнецы искуссные.

Слайд № 8

- А коль хотите поразвлекаться , так пожалуйста , на конские бега иль другие увеселения!

- Что это за увеселения , коль люди шею себе ломают? Вот женщины у вас очень красивые, это я не спорю, ну и мужчины тоже. А вообще вы народ грубый. Кто хозяин- то у вас, русичи?

Батюшку нашего зовут, господин хороший, князь - Иван Данилович. Внук Александра Невского! Слыхал про такаго?

Слайд № 9

- Слыхал. Молвой Русь полнится. Пойдём, покажите мне ваше торжище, где торговля идёт. /уходят/

- О каком княжестве идёт речь? /Московское княжество/

- Кто правит в этом княжестве? /Иван Калита/

- Жители каких городов встретили князя иноземного? (Твери, Ярославля)

- Почему при Иване Калите много людей переселяются в Москву? (Далеко от татаро- монгол, люди приезжали на ярморку и оставались здесь жить)



Необходимо заранее подготовить 3 комплекта карточек, разрезать на прямоугольники по жирным линиям.

 

кириллица

князь

Александр

Невский

Шапка

Мономаха

символ

власти

Батый

монголо-
татарский хан

Калита

сумка,

мешок,

карман

Троице-

Сергиев

монастырь

князь

Ярослав

Мудрый

5 апреля

1242 год

Ледовое

побоище

князь Олег

Вещий

Красное

Солнышко

князь Владимир

988 год

крещение Руси

Нестор

монах,

летописец

славянская
азбука

 



















И вдруг Варфоломей увидел старца – Монаха. Указал монах ему путь и благословил. Вышел мальчик из леса, и всю жизнь потом помнил о таинственном старце, который помог ему в трудную минуту.

Слайд №

Решил Варфоломей тоже стать монахом – посвятить свою жизнь Богу. Когда человек становится монахом, он как бы начинает новую жизнь, поэтому ему дают новое имя. Варфоломею дали имя Сергий.

Слайд №

Один за другим стали приходить к нему ученики. Всего собралось 12 иноков. И жили они в трудах и молитвах одной дружной братией. Пригревали больных, помогали неимущим, кормили голодных и нищих, проявляя заботу о всяком нуждающемся.

Слайд №

В 1330 – 1340 годах недалеко от города Радонежа Сергий основал Троицкий монастырь.

Слайд №

Сергий Радонежский дожил до глубокой старости и скончался, когда ему было 70 лет. По преданию, не в силах примириться с тем, что зло на Земле неодолимо, он будто бы дал обет молчания, поклявшись не нарушать его, пока в мире не будут искоренены пороки, несправедливость и всё то, что отравляет жизнь человеку. Последние годы он провёл безмолвствуя. Так и не произнеся ни единого слова, встретил смерть.

Слайд №

Но память о нем сохранилась в веках. В его честь основанный им монастырь получил название Троице-Сергиева, а город, где стоит этот монастырь, называется Сергиев Посад.









































Учитель: Да, много земля русская бедствий испытывала в это время. И просили помощи люди русские и у Бога и у земли-матушки. Давайте попробуем повторить это так, как это делали наши предки.

И раздирайся, земля русская, (разводим руки в стороны)

На погибель свою и на слезинки, (качаем головой, обхватив ее руками)

И поднятии вверх рученьки, (поднимаем вверх руки)

Да у Бога прося помощи (…и тянемся)

Люди русские так трудились, (сгибаем и разгибаем локти)

Что порою суставы кручила (крутим кистями рук)

Да приди в нашу землю спасение, (шагаем на месте, руки на поясе)

И избави нас от страдания (поднимаем и опускаем руки)