СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающего мира "Царство грибов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

                            

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира "Царство грибов"»


Технологическая карта урока

Предмет

Окружающий мир

Класс

3 УМК «Школа России».

Тема

«Царство грибов»

Тип урока

комбинированный

Методы работы

метод проблемного изложения, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский

(наблюдают и сравнивают) игровой, метод активного проблемно-ситуативного анализа

Формы работы

индивидуальная, работа в парах, коллективные формы работы

Используемые технологии

  • Технология проблемного обучения

  • Технология развития критического мышления.

Цель

Создать условия для формирования преставления о грибах как об особом царстве живой природы.

Задачи

Образовательные:

  • познакомить с многообразием грибов: съедобные, несъедобные, плесневые, шляпочные, с особенностями строения шляпочных грибов;

  • сформировать представление о грибах, как части живой природы;

  • показать значение грибов для человека.

Развивающие: развивать умение устанавливать связи между природными объектами, развивать экологическое мышление, воображение;

Воспитывающие: воспитывать навыки экологически грамотного поведения в природе.


Планируемые результаты:

Предметные:

Метапредметные:

Личностные:

  • дать представление о грибах, как объектах живой природы;

  • сформировать умение различать части гриба, характеризовать отличительные признаки грибов.

-различать и приводить примеры

Познавательные:

- использовать таблицы, модели, схемы, строить речевые высказывания в устной форме, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, проводить сравнение, классификацию, группировку,

- формирование учебно- познавательного интереса к новому учебному материалу,

  • уметь выполнять практическую работу;

  • сформировать способность к

съедобных и несъедобных грибов,

расширить знания о ядовитых грибах.

- сформировать умение целенаправленно читать текст, понимать и сравнивать заключѐнную в тексте информацию.

обобщение по заданным критерия

  • создавать самостоятельные способы решения проблем возникающих на уроке, доказывать и аргументировать свою точку зрения;

  • формировать умение извлекать информацию из текста, иллюстрации, анализировать, сравнивать, классифицировать объекты по выделенным признакам;

  • выполнять задания творческого и поискового характера, делать выводы и обобщения;

Регулятивные:

  • учиться ставить учебную задачу; планировать свою деятельность.

Коммуникативные:

- формулировать собственное мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (при работе в паре, в группе).

саморазвитию на основе мотивации

к обучению и познанию;

  • сформировать способность к самооценке

  • уметь осуществлять совместную информационную деятельность, в частности, при выполнении учебных проектов


Оборудование:

интерактивная доска, ноутбук учителя, научные статьи о грибах, задания из банка PISA, TIMSS,

лабораторные комплексы.

Учебно-методическое обеспечение

  1. Брыкина Н. Т., Жиренко О. Е. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1-4 класс. М.: ВАКО, 2004 – Серия «Мастерская учителя»

  2. Жиренко О. Е., Барылкина Л. П., Обухова Л. А. Интегрированные уроки: 3 класс/ Под ред. Л. А. Обуховой. – М.: ВАКО, 2006 – Серия «Мастерская учителя».

  3. «Красная книга Российской Федерации» (растения и грибы), Издательство «Москва», Товарищество научных изданий, 2008 г.

  4. Окружающий мир. Электронное приложение к учебнику А. А. Плешакова 3 класс.





Этап урока

Ход урока


Деятельность учителя


Деятельность учащихся

1.



2 мин.

- Добрый день, дорогие ребята!




Приветствуют

учителя.


- Ребята, подарите улыбку и хорошее настроение нашим гостям.

Готовятся к уроку.


Мотивация.

  • Как вы думаете, где мы сейчас находимся?

    • «Игра в ассоциации» (Слайд «Логическая цепочка». Представлен


Определяют понятие

«Лаборатория» и


видеоряд: микроскоп, ученый-лаборант, растения, колба)

  • ЛАБОРАТОРИЯ. Значение слова? (место, где проводят исследования)

  • Сегодня мы с вами в роли ученых биологов, разрешите вас называть

лексическое значение слова.


«коллегами».



Девиз нашего урока: «ИССЛЕДУЙ, ОТКРЫВАЙ, ОБЩАЙСЯ»

  • Итак, в исследовательской лаборатории сегодня 5 команд-лабораторий.

  • Коллеги! У каждого из вас «Лист исследования», который вам предстоит заполнить в течение урока.



Знакомятся с заданиями «Листа исследования»



(Приложение 2)

2.




8 мин.

Естественно - научная грамотность.

Умение извлекать информацию из текста, иллюстрации, формулировать ответ в понятной форме. Задания, направленные на применение знаний в опыте деятельности, умение сравнивать, классифицировать объекты.

  • Коллеги, Посмотрите, что находится у меня на предметном столе (картинки, муляжи разных видов грибов, дрожжи сухие, чайный гриб).

  • Как вы думаете, что объединяет все эти организмы?

  • Назовите тему нашего урока (грибы)

    • Приѐм ТРКМ таблица «Знаю. Хочу узнать. Узнал»

«КОРЗИНА ИДЕЙ»

    • В вашем листе исследования таблица «ЗХУ». Вспомните все, что вам уже известно о грибах и запишите это кратко в первую колонку таблицы. Обменяйтесь в парах таблицами и допишите то, чего нет у соседа.

    • Таблица «ЗХУ»

Слушают учителя,


отвечают на


вопросы,


аргументируют свои


ответы.


Прогнозируют и


определяют тему


урока.


Актуализация


знаний, работа с


таблицей.



Знаю

Хочу знать

Узнал








  • Проверим, что у вас получилось.

  • Оказывается, вы много знаете о грибах.

    • Приѐм ТРКМ «Верю - не верю»

*А верите ли вы, что грибы могут передвигаться? (слизевики, в виде лепѐшек - жѐлтого, белого и оранжевого цвета могут передвигаться и даже забираться на пни) слайд

  • А верите ли вы, что бледная поганка – самый ядовитый гриб? слайд

  • А верите ли вы, что есть грибы «подснежники», их можно собирать в апреле- мае (сморчки)? слайд

  • А верите ли вы, что есть грибы, которые с помощью запаха привлекают животных (трюфели)? Слайд





Слушают учителя,


отвечают на


вопросы. (В


подтверждение


каждого


высказывания показ


слайда с новой


информацией)




  • Подумайте, что бы вы ещѐ хотели узнать, и запишите это во вторую колонку таблицы.

  • Давайте определим цели нашего урока.

- Ребята, я поняла, что вы хотите узнать как можно больше о грибах. Выяснить, почему столь непохожие организмы объединены в одно царство, чем грибы отличаются от всех и как они устроены. Это и будет целью нашего урока.



Предлагают свои варианты, ставят цель урока.

3.



5 мин.

  • А верите ли вы, что гриб можно вырастить за урок?

  • Этот вид грибов можно встретить на кухне, они не похожи на грибы с лесной поляны. Это - Дрожжи.

    • Проведем эксперимент.

  • Нам понадобится: пакет сухих дрожжей, сахар, теплая вода, палочка. (Соединяем дрожжи и сахар, наливаем воду, размешиваем, накрываем крышкой). Фиксируем время в своем «Листе исследования»: 09.40.

Отвечают на

вопросы, обмениваются мнениями, участвуют в эксперименте.

4.



10

мин.

    1. Сравнение объектов царств живой природы.

Естественно- научная грамотность.

(Задания, направленные на применение знаний в опыте деятельности, умение сравнивать, делать выводы)

      • Как вы думаете, грибы это «живая» или «неживая» природа?

      • Почему? (рождается, питается, растѐт, размножается, дышит, умирает)

      • Какие царства живой природы вы знаете?

      • Какая наука изучает каждое царство?



Слушают учителя, отвечают на вопросы, делают выводы.




Кластер:

Природа

неживая живая


растения животные грибы бактерии ботаника зоология МИКОЛОГИЯ

    1. Расширение знаний. Словарная работа по теме урока.

Естественно - научная грамотность.

(Задания, формирующие знаниевый компонент естественнонаучной грамотности.)

Оказывается, грибами интересовались еще наши предки. В далѐком прошлом люди думали, что грибы появляются от росы, от ударов молнии или от гниения веществ.

Даже учѐные долгое время не могли решить, куда их отнести? К группам животных и растений они не подходят. Грибы – настолько интересные и уникальные организмы, что биологи выделили их в специальное царство Грибов. ПОЧЕМУ? (ВЫЯСНИМ НА УРОКЕ)

      • Существует даже целая наука, посвященная изучению грибов. Прочитайте, как она называется. МИКОЛОГИЯ.

    1. Исследовательская работа в группах. «Анализ научного текста»

      • ВИДЕО «Как растут грибы?»

      • А сейчас мы подробнее познакомимся с этим царством. Проведѐм исследование. Работать мы будем в группах.

- Каждая группа получает информационные тексты и инструкции к ним. По окончании исследования вам нужно будет поделиться информацией. Для ответа используйте карточки - помощницы. (Приложение 1)

Читательская грамотность.

(Умение читать, извлекать информацию из текста, отвечать на поставленные



Актуализация знаний. Составляют кластер










Воспринимают новую информацию.








Просмотр видеоматериала




вопросы)

Естественно- научная грамотность.

(Планирование исследования, умение делать выводы на основе полученных данных)

4.4.Выводы по исследовательской работе (на слайде)

  1. Грибы состоят из шляпки, ножки и грибницы.

  2. Они не могут сами вырабатывать питательные вещества.

  3. Грибы питаются останками растений и животных.

  4. Они помогают растениям высасывать из почвы воду и соли, а взамен растения производят им питательные вещества.

  5. Для нормального роста они нуждаются в тепле и влаге.

  6. В шляпке созревают грибные споры, из которых образуются новые грибы.

    • Ученые насчитали на Земле около 100 тысяч разнообразных грибов. Из шляпки и ножки состоят ШЛЯПОЧНЫЕ ГРИБЫ. (Запись на доске)

Выступают, делают выводы.

Представитель группы представляет мнение команды.


Работа в группах. Анализ научного текста, ответы на вопросы, выводы.

5.



1 мин.

Мы шли, шли, шли, (маршируют, руки на поясе) Боровик нашли. (наклонились)

Берем? Берем. И дальше пойдем.

(Игра на внимание. Дети берут съедобные грибы. В предложенном ряде слов есть несъедобные грибы. Белый гриб, опенок, поганка, шампиньон.)

- По какому принципу вы разделили грибы на группы? Съедобные и несъедобные.

У грибов, как и у людей, есть двойники. Самый ядовитый – бледная поганка.

Слайд.


6.



8 мин.

Естественно- научная грамотность.

(Работа с схемой - рисунком, умение соотносить название и части объект. Задания, направленные на применение знаний в опыте деятельности)

Ученик показывает и

называет строение гриба.

Остальные работают в листе исследования.



6.1. Работа с иллюстрацией (Лист исследования рисунок и таблица)







Проводят исследование, заполняют таблицу, называют отличия.







Договариваются в группе, назначают ответственного за каждый этап исследования (практической работы).


Шампиньон


Есть

Нет

Цвет

+


Плотность

+


Запах

+


Опасный двойник

+

( бледная поганка)




1. Практическая работа. Исследование.

- Коллеги, пора надеть перчатки. Как вы думаете, для чего лаборант надевает перчатки?

  1. Перед вами гриб шампиньон. Достаньте его из контейнера и положите на чистый лист. Внимательно рассмотрите его строение. Из чего он состоит? (шляпка и ножка). Найдите в листе исследования рисунок гриба, сравните его с настоящим грибом и с вашими записями. Всѐ верно? Запишите слова, обозначающие части гриба (ножка, шляпка).

КАКОЙ это гриб? (Съедобный)

  1. Определите цвет гриба. Для этого подберите подходящий цвет карандаша и раскрасьте рисунок в листе исследования.

  2. Определите плотность гриба. Для этого возьмите пластиковый нож (напомнить ТБ) и разрежьте гриб пополам. Какой он внутри? Плотный или рыхлый? Поставьте «+» напротив одного из этих слов.

  3. Определить наличие запаха у гриба. Для этого поднесите гриб к носу и вдохните. Отметьте это свойство в листе исследований.

6.Составление правил сбора грибов.

Читательская грамотность.

(Умение читать и извлекать информацию из текста, формулировать правила)




Приѐм ТРКМ «Инсерт»

  • Ребята, а вы знаете, как правильно собирать грибы?

-Для этого прочитаем текст и сделаем карандашом следующие пометы:

Слайд

  1. уже знал, + - новое, - думал иначе, ? есть вопросы

    • Какие новые сведения для себя вы отметили? (Каждый называет то, что новым является для него)


Чтение текста, работа с информацией, формулирование правил сбора грибов.

7.

Расширение знаний обучающихся.

4 мин.

Естественно-научная грамотность.

(Проанализировать предложенную информацию, предложить ответы на поставленные вопросы и объяснить свои ответы.)

  • Мы доказали, что грибы - это царство.

-Тогда возникает следующий вопрос: какую пользу приносят грибы? Это интересно!

    • Просмотр видеоролика «Ускоренная съѐмка роста плесени»

  • Плесень тоже относится к царству грибов.

  • Рассмотрите плесень под лупой и докажите, что я права. Из каких частей состоит плесень? (есть грибница и плодовое тело)

  • Можно назвать еѐ грибом?

А чего нет у плесени? (шляпки)

  • Можно еѐ в таком случае назвать шляпочным грибом? А как бы вы назвали этот вид грибов? Этот вид грибов называют «плесневые».

Кластер

  • Оказывается плесень - это тоже грибы, только очень маленькие – одноклеточные Ребята, как вы думаете, что будет, если хлеб долго пролежит в пакете?

  • Он покроется вот такой плесенью. (Показываю) Рассмотрите кусочек хлеба под лупой. Демонстрация плесени на других продуктах.

  • Плесень очень живуча. Даже если случится катастрофа и мир погибнет, плесень выживет. Победить ее невозможно и оградиться от ее вторжения тоже. Она способна вызвать аллергию, легочные заболевания. Покрывшиеся плесенью







Воспринимают информацию через просмотр видеоматериала.

Рассматривают грибы, находят отличие и сходство шляпочных и плесневых грибов.



Предположения детей о возникновении плесени, ее пользе и вреде.



продукты могут быть смертельно опасными для человека. В тоже время плесень используют для приготовления некоторых сортов сыра, лекарства, например, пенициллина, который спас жизни миллионам людей.

ПЛЕСНЕВЫЕ ГРИБЫ (запись на доске)

ВЫВОД: грибы приносят вред и пользу!


8.

Рефлексия. Подведение итогов.

2 мин.

ЛИСТ ИССЛЕДОВАНИЯ. ПРОВЕРКА ЭКСПЕРИМЕНТА

РЕЗУЛЬТАТ: дрожжи поднялись, гриб вырос.

  • Посмотрите на доску, перед вами кластер – схема основных понятий по теме урока. Используя кластер, заполните 3 столбик таблицы «Что нового вы узнали о грибах?»

  • «КОРЗИНА ИДЕЙ»

– Давайте соберем в волшебную корзину все самое интересное , что было на уроке.

  • Почему грибы выделили в отдельное царство?

  • Знания, открытые вами на уроке, как могут пригодиться в жизни? Приведите примеры.

У кого появилось желание узнать больше о царстве грибов?

    • Рефлексия. Оцените свое настроение и деятельность на уроке.












Отвечают на

вопросы учителя.



Составляют кластер


За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.

Приводят свои примеры к новому материалу.

Оценивают свое настроение, деятельность на уроке.

Дают комментарии о

«итогах встречи коллег-ученых биологов», о важности темы в учебном пособии А.

А. Плешакова




Домашнее задание

«Окружающий мир»

9.




  • Составить список вопросов по теме урока, используя материал учебника.

Вспомните. «Тонкие вопросы» требуют простого (однозначного)

ответа. «Толстые» вопросы - это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы.

    • «Лукошко грибов» (Тематический подарок-сюрприз) Урок окончен. Всем спасибо!

Повторяют понятие

«толстый» и

«тонкий» вопрос.


Приложение 1.

Карточки для работы «Анализ научного текста»


ТЕКСТ 3

Некоторые грибы добывают пищу из остатков растений и животных, находящихся в почве, или получают еѐ с помощью корней деревьев. Нити грибницы срастаются с корнями деревьев. Так грибы и деревья вместе добывают питание. Деревья дают грибам питательные вещества, а грибы помогают корням всасывать воду с растворѐнными в ней минеральными солями.

Вопрос: Чем питаются грибы?


Карточка - помощница .

В ходе исследования мы узнали, что грибы питаются и .


ТЕКСТ 4

Грибница растет 100 лет, а плодовое тело живет от 3 до 7 дней. Грибница высасывает из почвы воду и питательные вещества. Они по ножке продвигаются к шляпке. Гриб растѐт. В шляпке созревают грибные споры (похожие на пыль), которые разносятся ветром, попадают на землю и прорастают, образуя новые грибы.


Вопросы:

1.Сколько дней живѐт плодовое тело гриба? 2.Что созревает в шляпке гриба?


Карточка - помощница.

В результате исследования мы узнали, что .

В шляпке гриба созревают , которые и .