СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 10.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающего мира в 1 классе по теме «Как живет семья». Проект «Моя семья»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира в 1 классе по теме «Как живет семья». Проект «Моя семья»»

Технологическая карта урока открытия новых знаний


Открытый урок по окружающему миру в 1 А классе

Тема урока: «Как живет семья». Проект «Моя семья»

Учитель: Самарина Н.Н.

УМК «Школа России»

Цели деятельности учителя: закрепить знания обучающихся по истории своей семьи; развивать познавательную и творческую активность; формировать коммуникативные способности и умения вести диалог; воспитывать интерес к изучению отношений членов семьи.

Тип урока: постановка и решение учебной задачи.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: научатся рассказывать о жизни семьи по рисункам, об интересных событиях в жизни своей семьи; получат возможность научиться отбирать из семейного архива фотографии членов семьи во время значимых для себя событий; интервьюировать членов семьи; оценивать значение семейных альбомов для укрепления семейных отношений; составлять экспозицию выставки; использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной деятельности, обсуждать коллективные результаты.

Метапредметные: овладеть способностью понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; отвечать на вопросы; обобщать собственное представление; формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни; владеть диалогической формой речи в заданной сюжетно-ролевой ситуации.

Личностные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Универсальные учебные действия:

Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели; логические сравнивают свои знания с тем, что им предстоит узнать за учебный год; осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).

Регулятивные: ориентирование в учебнике и рабочей тетради; принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Личностные: осознание своих возможностей в учении; способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партнером; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия; строить понятные речевые высказывания.




Этапы урока


Деятельность учителя


Деятельность учащихся


  1. Мотивационный

1.1. Создание мотивационной основы учебной деятельности (актуализация знаний, постановка проблемного вопроса, создание ситуации затруднения, постановка учебной задачи, решение ситуативной задачи, выявление индивидуальных затруднений, выявление отсутствующих знаний и др.)

I. Орг.момент


-Добрый день, друзья мои! Ребята, приглашаю вас на урок окружающего мира.

- Мы рады, что на нашем уроке присутствуют гости. Ведь недаром народная мудрость гласит: «Гости в доме – хозяевам радость!» Давайте поприветствуем наших гостей.

-Давайте, ребята, улыбнемся друг другу и с приподнятым настроением начнем наш урок.


II Мотивация учебной деятельности
-Прослушайте небольшой рассказ, и скажите о чем мы с вами будем говорить.

- Давным-давно на далеком острове жил мальчик. Он жил совсем один. Никто его не воспитывал, никто не наказывал, ни с кем он не делился орехами и фруктами. Но было этому мальчику очень грустно. Однажды он отправился на берег моря. И вдруг ему навстречу вышел седой старик. Он был очень старый, но очень мудрый.

-Куда ты идешь? - спросил старик

-Я иду искать место, где мне не будет так одиноко.

-Я знаю, как тебе помочь. Идем со мной, - предложил старик.

Он привел мальчика в свой дом, где жили его дети и внуки.

-Послушай! - сказал старик.

- Все мы живем в одном доме, вместе радуемся, вместе грустим, вместе едим то, что дала нам природа, помогаем друг другу.

- Оставайся! Я буду тебе дедом, мой сын и его жена станут тебе отцом и матерью, а мои внуки будут тебе братьями и сестрами.

Мальчик остался, и через некоторое время он понял, что только теперь научился радоваться и стал по- настоящему счастливым.

- Как вы думаете, почему это произошло? (ответы детей)

- Совершенно верно. А произошло это потому, что у него появилась семья.

- У каждого из вас, ребята, есть люди самые близкие и родные. Эти люди полюбили вас, когда вы только родились, и будут любить вас всегда. Кто же это? (Мама, папа, бабушка, дедушка)

- Назовите их одним словом. (Семья)


Ученик:на фоне музыки «Гимн семье»

Семья – людей святой оплот
Надежду жить она даёт.
Даёт простор, даёт тепло
Проблемам и беде назло.

Семья даёт поддержку нам.
С ней всё по силам, по зубам.
Всё по плечу и по судьбе,
Семья – святой поклон тебе.

Пусть будут мама и отец,
Тепло родных вокруг сердец.
Дед, прадед, бабушка и брат,
Сестра. Я буду очень рад.



Слушают учителя, отвечают на вопросы.

1.2. Целевая основа учебной деятельности (формулирование цели учебной деятельности, выдвижение гипотез, предположений)

III. Постановка целей и определение темы урока.

- Сегодня наш урок посвящён… семье. Слайд 1

- Как вы думаете, на какой вопрос мы сегодня будем искать ответ на уроке?- Что бы вы хотели узнать о семье? Задайте мне вопросы.

(Что такое семья? Какая семья называется дружной, счастливой?

Узнаем о взаимоотношениях в семье. Поговорим о ваших семьях через ваши рисунки и выполненные пректы.




- В этом мы сегодня постараемся разобраться, и может быть, каждый из вас откроет для себя что-то новое. Если вдруг возникнут затруднения, я вам обязательно помогу. У нас всё получится, потому что вы уже настоящие ученики, знаете, как надо работать на уроке, как важно быть внимательным и вдумчивым.


Участвуют в беседе.


2. Поисковый

Планирование предстоящей учебной деятельности (поиск способа выхода из затруднения, коллективное составление плана решения учебной задачи, совместное планирование деятельности в парах., фиксация плана в устной или письменной форме)

IV Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

1- Раньше на Руси говорили : семья – это семь Я. Слайд 2

- Ребята, а как вы думаете, почему семь «Я»? (дети высказывают своё мнение).



Семья-словечко странное,

Хотя не иностранное.

Как слово получилось

Неясно нам совсем.

Ну « Я» - мы понимаем,

А почему их семь?


Не надо думать и гадать,

А надо просто сосчитать:

Два дедушки, две бабушки,

Плюс папа, мама, я.

Сложили? Получается семь человек,

Семь « Я»!


- А если есть собака?

Выходит восемь «Я»?

-Нет, если есть собака,

Выходит « Во»!- семья!

( М. Шварц)

- Что для вас означает слово СЕМЬЯ? Как вы понимаете это слово?

- А где мы можем узнать точное лексическое значение слова.

(В толковом словаре)

- Ребята помогали мне искать в словарях значение слова «семья». Давайте их послушаем.

Ученик

Я искал значение слова «Семья» в толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова:

СЕМЬЯ - это группа живущих вместе близких родственников.

Ученик
Я искал значение слова «Семья» в толковом словаре Дмитрия Николаевича Ушакова:

Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.

V.Первичное закрепление

Учитель: 

- Ребята, а какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «СЕМЬЯ»? (Ответы детей)

- Как вы думаете, почему люди живут семьями?

- А как называется здание, где живёт семья?

- Семья – это дом. Дом... Это слово знакомо всем с детства. От него веет уютом и теплом. Дом для каждого из нас – самое главное, самое нужное в жизни. Сегодня к концу урока мы попробуем построить дом, в котором живёт счастливая семья.

Но строительство дома начинается с закладки фундамента.

Что же будет у нас фундаментом, узнаем из древней китайской легенды.

Учитель: Слайд 5-7

В давние времена жила одна семья, в которой насчитывалось 100 человек. И в ней царили мир, любовь и согласие. Молва долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?». Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на листе было написано сто раз одно и то же слово.

Учитель: Работа в парах:

- Какое слово написал старец, вы узнаете, переставив слоги?

Ответы учащихся. (На листе было написано слово «понимание») Сл.8

Это и будет фундаментом нашего дома.


  1. Встаньте: (физминутка)

  • в правый угол – кто похож на маму?

  • в левый угол – кто похож на папу?

  • ко мне – кто похож сам на себя?

  • в правый угол – у кого есть братишки и сестрёнки?

  • в левый угол - у кого пока никого нет?

  • все ко мне, кто любит свою семью, дорожит ею! Похлопайте!


- Да, вы счастливые дети.

- Как вы думаете, у каждого из нас одинаковые семьи?

- Чем различаются семьи? (Кол-во чел-к, богатые, бедные, полные, неполные, счастливые, несчастливые, большие и маленькие и т.д.)

- Посчитайте, сколько членов в вашей семье, назовите.

- Семьи есть не только у людей, но и у животных.

- Кто изображён на этих фотографиях? (Животные) СЛ.11

- Можно ли назвать их семьёй? Да, потому что изображены мамы и малыши.

- Что связывает членов семьи?

- Есть что-то общее, что их объединяет. Нежность, любовь, ласка, забота о детях.


-Ребята, как вы помогаете своим самым близким людям?

(Я мою посуду, протираю пыль, поливаю цветы…)

-Молодцы! Вы такие замечательные помощники! Я вижу, вы стараетесь быть настоящими хозяевами в своём доме. Ваша помощь так необходима родным, ведь они так редко отдыхают.


-Если ваши близкие отдыхают, больны или работают, то вы как должны себя вести?

(Не мешать, не шуметь, постараться найти себе занятие…)

-Верно, никогда не перебивайте в разговоре взрослых, не грубите, будьте внимательны к ним.


-Если вдруг случилось, что вы огорчили чем-то родных, то, как вы поступаете?

(Просим прощение, говорим ласковые слова, обещаем больше не огорчать…)

-Правильно. Ваши мамы, папы, бабушки, дедушки – вся ваша семья очень любят вас, и вы должны помнить это, стараться быть ласковыми и добрыми со своими близкими и со всеми окружающими.

Итог: Семья - это близкие родственники: мама, папа, братья, сестрёнки, бабушки и дедушки, которых объединяет любовь, нежность, забота, ласка. (учебник стр. 57)






























С помощью учителя делают выводы.




Работают со словарями














Отвечают на вопросы учителя.

































С помощью учителя делают выводы.







Выполняют действия











Отвечают на вопросы учителя.





















Отвечают на вопросы учителя.









Отвечают на вопросы учителя.









Отвечают на вопросы учителя.


3. Практический

Реализация намеченного плана:

-открытие нового знания, освоение учащимися новой информации, конструирование нового способа действия, решение практической задачи, самостоятельная работа с самопроверкой и/или взаимопроверкой по эталону;

- включение нового способа действий в систему сложившихся знаний умений, применение знаний, умений для решения учебно-практических, учебно-познавательных задач, выполнение творческих заданий;

- внесение необходимых корректив, создание алгоритма действий, проверка возможности его использования.

VI.Работа в паре: СЛ. 12, 13

- Как вы считаете, какая семья считается счастливой? Для этого я предлагаю достроить наш дом, и положить те 7 кирпичиков, которые подходят для счастливой семьи.

Доброжелательность

Взаимопомощь

Злость

Недоверие

Отзывчивость

Забота

Ласка

Любовь

Грубость

Уважение

Физкультминутка

Наша дружная семья: (марш на месте)

Мама, папа, брат и я. (наклоны влево, вправо, назад, вперёд)

Спортом любим заниматься, (рывки руками перед грудью)

И, конечно, закаляться. (рывки руками вверх-вниз)

Мы - счастливая семья, (прыжки на месте)

Мама, папа, брат и я. (вдох – руки вверх, выдох – руки вниз).


Учитель:

- В любой семье происходит немало интересных событий. Готовясь к сегодняшнему уроку, вы приготовили рисунки на которых изобразили ваши семьи, как живет ваша семья, чем занимается, как вы проводите вечера, выходные любимые занятия вашей семьи. Рисунки, проекты.



-Я вам предлагаю заглянуть в гости ещё в одну семью. Посмотрите на экран. (Фото нашего класса)  Правильно ли я сказала, называя наш класс семьей? ( Ответы детей)





Работают в парах











Объясняют свой выбор.




Выполняют действия













Рассказывают о жизни своей семьи по рисункам (3 ученика).

Защита проектов (2 ученика)





Ответы детей




4. Рефлексивный

Осознание учащимися результатов своей учебной деятельности, способов достижения результатов, оценка результатов с точки зрения достижения цели, осознание необходимости коррекции своей деятельности и перспектив дальнейшего обучения, эмоциональная рефлексия.

VII. Итог урока.

- Вот и подошёл к концу наш урок. Сегодня мы с вами говорили о самом главном, что есть в жизни человека - о семье.

- Давайте вспомним, какую цель мы ставили в начале урока?

- Можем ли мы в конце урока ответить на вопрос: «Как живёт семья?», «Что такое семья?», «Что объединяет членов семьи?», «Как должны относиться друг к другу члены семьи?»

- Что же мы узнали о семье, об отношениях между членами семьи?

- Что ещё, кроме родственных отношений объединяет людей в семье?


VIII. Рефлексия:

- Семья – это мир, где царят любовь, преданность, дружба. Семья – это самое дорогое, что есть у каждого человека.
Семья - это люди, которые не всегда живут вместе, но они никогда не забывают заботиться друг о друге. А самое главное – они родные друг другу.

- Чтобы вы пожелали своей семье? Прикрепите лучики солнца и произнесите пожелание или добрые и ласковые слова для своей семьи.

(Дети крепят лучик солнышку и произносят пожелание)

Ученик: СЛ. 14 на фоне музыки «Гимн семье»

Пусть наша жизнь течет рекою,
В пути не знающей преград!
И пусть над нашею семьёй
Лишь три созвездия горят:
Одно созвездие - Любви.
Другое - Верности и Счастья,
А третье - просто Доброты.
Пусть над семьёй они искрятся,
Чтобы исполнились мечты.

Учитель: - Мне было очень приятно работать с вами. СЛ. 15

- Молодцы, вы отлично работали на уроке, справились со всеми заданиями.

Подарок гостям – солнечное тепло с пожеланием.



Давайте семейные ценности чтить,
Давайте всегда своих близких любить,
Ведь только в семье мы поддержку найдем,
Пусть будет всегда полной чашей ваш дом!



Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.




















Дети крепят лучик солнышку и произносят пожелание






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!