-
Мотивационный 1.1. Создание мотивационной основы учебной деятельности (актуализация знаний, постановка проблемного вопроса, создание ситуации затруднения, постановка учебной задачи, решение ситуативной задачи, выявление индивидуальных затруднений, выявление отсутствующих знаний и др.) | I. Орг.момент -Добрый день, друзья мои! Ребята, приглашаю вас на урок окружающего мира. - Мы рады, что на нашем уроке присутствуют гости. Ведь недаром народная мудрость гласит: «Гости в доме – хозяевам радость!» Давайте поприветствуем наших гостей. -Давайте, ребята, улыбнемся друг другу и с приподнятым настроением начнем наш урок. II Мотивация учебной деятельности -Прослушайте небольшой рассказ, и скажите о чем мы с вами будем говорить. - Давным-давно на далеком острове жил мальчик. Он жил совсем один. Никто его не воспитывал, никто не наказывал, ни с кем он не делился орехами и фруктами. Но было этому мальчику очень грустно. Однажды он отправился на берег моря. И вдруг ему навстречу вышел седой старик. Он был очень старый, но очень мудрый. -Куда ты идешь? - спросил старик -Я иду искать место, где мне не будет так одиноко. -Я знаю, как тебе помочь. Идем со мной, - предложил старик. Он привел мальчика в свой дом, где жили его дети и внуки. -Послушай! - сказал старик. - Все мы живем в одном доме, вместе радуемся, вместе грустим, вместе едим то, что дала нам природа, помогаем друг другу. - Оставайся! Я буду тебе дедом, мой сын и его жена станут тебе отцом и матерью, а мои внуки будут тебе братьями и сестрами. Мальчик остался, и через некоторое время он понял, что только теперь научился радоваться и стал по- настоящему счастливым. - Как вы думаете, почему это произошло? (ответы детей) - Совершенно верно. А произошло это потому, что у него появилась семья. - У каждого из вас, ребята, есть люди самые близкие и родные. Эти люди полюбили вас, когда вы только родились, и будут любить вас всегда. Кто же это? (Мама, папа, бабушка, дедушка) - Назовите их одним словом. (Семья) Ученик:на фоне музыки «Гимн семье» Семья – людей святой оплот Надежду жить она даёт. Даёт простор, даёт тепло Проблемам и беде назло. Семья даёт поддержку нам. С ней всё по силам, по зубам. Всё по плечу и по судьбе, Семья – святой поклон тебе. Пусть будут мама и отец, Тепло родных вокруг сердец. Дед, прадед, бабушка и брат, Сестра. Я буду очень рад. | Слушают учителя, отвечают на вопросы. |
2. Поисковый Планирование предстоящей учебной деятельности (поиск способа выхода из затруднения, коллективное составление плана решения учебной задачи, совместное планирование деятельности в парах., фиксация плана в устной или письменной форме) | IV Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности 1- Раньше на Руси говорили : семья – это семь Я. Слайд 2 - Ребята, а как вы думаете, почему семь «Я»? (дети высказывают своё мнение). Семья-словечко странное, Хотя не иностранное. Как слово получилось Неясно нам совсем. Ну « Я» - мы понимаем, А почему их семь? Не надо думать и гадать, А надо просто сосчитать: Два дедушки, две бабушки, Плюс папа, мама, я. Сложили? Получается семь человек, Семь « Я»! - А если есть собака? Выходит восемь «Я»? -Нет, если есть собака, Выходит « Во»!- семья! ( М. Шварц) - Что для вас означает слово СЕМЬЯ? Как вы понимаете это слово? - А где мы можем узнать точное лексическое значение слова. (В толковом словаре) - Ребята помогали мне искать в словарях значение слова «семья». Давайте их послушаем. Ученик: Я искал значение слова «Семья» в толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова: СЕМЬЯ - это группа живущих вместе близких родственников. Ученик: Я искал значение слова «Семья» в толковом словаре Дмитрия Николаевича Ушакова: Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе. V.Первичное закрепление Учитель: - Ребята, а какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «СЕМЬЯ»? (Ответы детей) - Как вы думаете, почему люди живут семьями? - А как называется здание, где живёт семья? - Семья – это дом. Дом... Это слово знакомо всем с детства. От него веет уютом и теплом. Дом для каждого из нас – самое главное, самое нужное в жизни. Сегодня к концу урока мы попробуем построить дом, в котором живёт счастливая семья. Но строительство дома начинается с закладки фундамента. Что же будет у нас фундаментом, узнаем из древней китайской легенды. Учитель: Слайд 5-7 В давние времена жила одна семья, в которой насчитывалось 100 человек. И в ней царили мир, любовь и согласие. Молва долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?». Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на листе было написано сто раз одно и то же слово. Учитель: Работа в парах: - Какое слово написал старец, вы узнаете, переставив слоги? Ответы учащихся. (На листе было написано слово «понимание») Сл.8 Это и будет фундаментом нашего дома. -
Встаньте: (физминутка) -
в правый угол – кто похож на маму? -
в левый угол – кто похож на папу? -
ко мне – кто похож сам на себя? -
в правый угол – у кого есть братишки и сестрёнки? -
в левый угол - у кого пока никого нет? -
все ко мне, кто любит свою семью, дорожит ею! Похлопайте! - Да, вы счастливые дети. - Как вы думаете, у каждого из нас одинаковые семьи? - Чем различаются семьи? (Кол-во чел-к, богатые, бедные, полные, неполные, счастливые, несчастливые, большие и маленькие и т.д.) - Посчитайте, сколько членов в вашей семье, назовите. - Семьи есть не только у людей, но и у животных. - Кто изображён на этих фотографиях? (Животные) СЛ.11 - Можно ли назвать их семьёй? Да, потому что изображены мамы и малыши. - Что связывает членов семьи? - Есть что-то общее, что их объединяет. Нежность, любовь, ласка, забота о детях. -Ребята, как вы помогаете своим самым близким людям? (Я мою посуду, протираю пыль, поливаю цветы…) -Молодцы! Вы такие замечательные помощники! Я вижу, вы стараетесь быть настоящими хозяевами в своём доме. Ваша помощь так необходима родным, ведь они так редко отдыхают. -Если ваши близкие отдыхают, больны или работают, то вы как должны себя вести? (Не мешать, не шуметь, постараться найти себе занятие…) -Верно, никогда не перебивайте в разговоре взрослых, не грубите, будьте внимательны к ним. -Если вдруг случилось, что вы огорчили чем-то родных, то, как вы поступаете? (Просим прощение, говорим ласковые слова, обещаем больше не огорчать…) -Правильно. Ваши мамы, папы, бабушки, дедушки – вся ваша семья очень любят вас, и вы должны помнить это, стараться быть ласковыми и добрыми со своими близкими и со всеми окружающими. Итог: Семья - это близкие родственники: мама, папа, братья, сестрёнки, бабушки и дедушки, которых объединяет любовь, нежность, забота, ласка. (учебник стр. 57) | С помощью учителя делают выводы. Работают со словарями Отвечают на вопросы учителя. С помощью учителя делают выводы. Выполняют действия Отвечают на вопросы учителя. Отвечают на вопросы учителя. Отвечают на вопросы учителя. Отвечают на вопросы учителя. |
3. Практический Реализация намеченного плана: -открытие нового знания, освоение учащимися новой информации, конструирование нового способа действия, решение практической задачи, самостоятельная работа с самопроверкой и/или взаимопроверкой по эталону; - включение нового способа действий в систему сложившихся знаний умений, применение знаний, умений для решения учебно-практических, учебно-познавательных задач, выполнение творческих заданий; - внесение необходимых корректив, создание алгоритма действий, проверка возможности его использования. | VI.Работа в паре: СЛ. 12, 13 - Как вы считаете, какая семья считается счастливой? Для этого я предлагаю достроить наш дом, и положить те 7 кирпичиков, которые подходят для счастливой семьи. Доброжелательность Взаимопомощь Злость Недоверие Отзывчивость Забота Ласка Любовь Грубость Уважение Физкультминутка Наша дружная семья: (марш на месте) Мама, папа, брат и я. (наклоны влево, вправо, назад, вперёд) Спортом любим заниматься, (рывки руками перед грудью) И, конечно, закаляться. (рывки руками вверх-вниз) Мы - счастливая семья, (прыжки на месте) Мама, папа, брат и я. (вдох – руки вверх, выдох – руки вниз). Учитель: - В любой семье происходит немало интересных событий. Готовясь к сегодняшнему уроку, вы приготовили рисунки на которых изобразили ваши семьи, как живет ваша семья, чем занимается, как вы проводите вечера, выходные любимые занятия вашей семьи. Рисунки, проекты. -Я вам предлагаю заглянуть в гости ещё в одну семью. Посмотрите на экран. (Фото нашего класса) Правильно ли я сказала, называя наш класс семьей? ( Ответы детей) | Работают в парах Объясняют свой выбор. Выполняют действия Рассказывают о жизни своей семьи по рисункам (3 ученика). Защита проектов (2 ученика) Ответы детей |
4. Рефлексивный Осознание учащимися результатов своей учебной деятельности, способов достижения результатов, оценка результатов с точки зрения достижения цели, осознание необходимости коррекции своей деятельности и перспектив дальнейшего обучения, эмоциональная рефлексия. | VII. Итог урока. - Вот и подошёл к концу наш урок. Сегодня мы с вами говорили о самом главном, что есть в жизни человека - о семье. - Давайте вспомним, какую цель мы ставили в начале урока? - Можем ли мы в конце урока ответить на вопрос: «Как живёт семья?», «Что такое семья?», «Что объединяет членов семьи?», «Как должны относиться друг к другу члены семьи?» - Что же мы узнали о семье, об отношениях между членами семьи? - Что ещё, кроме родственных отношений объединяет людей в семье? VIII. Рефлексия: - Семья – это мир, где царят любовь, преданность, дружба. Семья – это самое дорогое, что есть у каждого человека. Семья - это люди, которые не всегда живут вместе, но они никогда не забывают заботиться друг о друге. А самое главное – они родные друг другу. - Чтобы вы пожелали своей семье? Прикрепите лучики солнца и произнесите пожелание или добрые и ласковые слова для своей семьи. (Дети крепят лучик солнышку и произносят пожелание) Ученик: СЛ. 14 на фоне музыки «Гимн семье» Пусть наша жизнь течет рекою, В пути не знающей преград! И пусть над нашею семьёй Лишь три созвездия горят: Одно созвездие - Любви. Другое - Верности и Счастья, А третье - просто Доброты. Пусть над семьёй они искрятся, Чтобы исполнились мечты. Учитель: - Мне было очень приятно работать с вами. СЛ. 15 - Молодцы, вы отлично работали на уроке, справились со всеми заданиями. Подарок гостям – солнечное тепло с пожеланием. Давайте семейные ценности чтить, Давайте всегда своих близких любить, Ведь только в семье мы поддержку найдем, Пусть будет всегда полной чашей ваш дом! | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Дети крепят лучик солнышку и произносят пожелание |