СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающего мира в 3 классе Тема: климат

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: формировать представление о понятиях «климат», «климатические пояса»; дифференцировать понятия «погода» и «климат»; развивать мышление, речь, память; воспитывать познавательный интерес.

Оборудование: учебник, схема «Климат», рабочая тетрадь, кроссворд, иллюстрации – разные виды домов, карты «Климатические пояса», «Физическая карта мира», «Тепловые пояса земли».

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира в 3 классе Тема: климат»


Урок окружающего мира в 3 «Б» классе

Тема: климат

Дата проведения: 17.09.2018 г.

Учитель: Калмынина Г.И. МАОУ «СОШ № 7» г. Улан - Удэ

Цели: формировать представление о понятиях «климат», «климатические пояса»; дифференцировать понятия «погода» и «климат»; развивать мышление, речь, память; воспитывать познавательный интерес.

Оборудование: учебник, схема «Климат», рабочая тетрадь, кроссворд, иллюстрации – разные виды домов, карты «Климатические пояса», «Физическая карта мира», «Тепловые пояса земли».

Ход урока

I. Организационный момент.

Я умею думать, я умею рассуждать,

Что полезно для работы, то и буду выполнять.

1. «Б ю р о п о г о д ы».

Сентябрь

Вот красная рябина, вот желтые опята.

И в сентябре корзина полным-полна, ребята!

В. Берестов

Сентябрь – не так жжет солнце, дни стали короче, ночи длиннее, и все чаще стали лить дожди. (В. Бианки.)

2. С о о б щ е н и е о температуре воздуха, направлении ветра, облачности, осадках.

II. Проверка домашнего задания.

– Запишите словами в клетки кроссворда:


1) → – ветер;

2) ≡ – туман;

3) * – снег;

4) ▲ – град;

5) :: – дождь;

6) – гололед.

– Напишите с помощью условных знаков.

1) Пасмурно, мелкий дождь, ветер западный, температура воздуха – десять градусов тепла.

2) Пасмурно, ветер северный, снег, температура воздуха – пятнадцать градусов мороза.

3) t +20 °C.

Было опасение

Было опасение

С вечера вчера,

Что будет воскресенье

Хмурое с утра,

Что неба на рассвете

Не увидим синего,

Что будет дождь и ветер –

Умеренный до сильного.

Что возможны заморозки

(Береги посадки),

А к ночи эти самые…

По области осадки!

Но лучист и розов

Неба ясный купол.

Институт прогнозов,

К счастью, все напутал.

Светит солнце доброе,

Из дому маня:

– Здравствуй, утро бодрое

Выходного дня.

М. Ивенсен

– О какой особенности погоды упомянул автор стихотворения? (О неустойчивости и изменчивости погоды.)

– Что называют погодой?

– Даже само слово «погода» происходит от термина «по–годная запись» (хроника данного года).

– Какая погода характерна для нашей местности летом, зимой, весной, осенью? (Ответы детей.)

– Сравните с прошедшей зимой и с прошедшим летом, которые вы еще хорошо помните.

III. Работа по теме урока.

– Мы установили погодные условия, которые устойчиво повторяются из года в год в нашей местности, то есть климат своей местности.

Климат (по-греч. буквально – наклон; подразумевается наклон земной поверхности к солнечным лучам) – это многолетний режим погоды, характерный для какой-либо местности.

1. Р а б о т а п о у ч е б н и к у на с. 16.

– Сравните показатели погоды и показатели климата, укажите общие и отличительные признаки.

Показатели погоды

(в данный момент времени)

Температура воздуха

Направление ветра

Атмосферные осадки

Показатели климата

(в течение года)

Среднегодовая температура воздуха

Преобладающее направление ветров

Годовое количество осадков

– Прослушайте описание климатов. Сравните.

Средняя температура января –28°.

Зима долгая и лютая. До 150 суток длится полярная ночь. Лето короткое и холодное. Безморозный период с температурой выше 0 °С длится всего 10–20 дней. (Арктическая пустыня.)

Характерная особенность – сухость и обилие света. Летом температура достигает +80 °С днем, ночью – прохладно. Зима морозная, длится 2–3 месяца. Средняя температура –15 °С. (Пустыня.)

– Какое описание подходит для нашего климата? (Ответы детей.)

Сегодня мы определим главные причины образования на Земле разных типов климата.

2. В ы п о л н е н и е з а д а н и я 18 в рабочей тетради на с. 12.

3. С о в м е с т н о е о т к р ы т и е з н а н и й.

Первая причина образования климатов – это солнечное тепло.

Закрасьте на контурной карте:

 полярные пояса – синим цветом;

 умеренные пояса – зеленым цветом;

 тропический пояс – красным цветом;

 экваториальный пояс – желтым цветом.

– Почему на экваторе всегда жарко, а на полюсе холодно?

В полдень на экваторе Солнце стоит прямо над головой, но по мере того как оно перемещается к Северному или Южному полюсам, его лучи падают на землю все более косо.

Чем более отвесно падают на Землю солнечные лучи, тем сильнее они ее разогревают. Косые лучи должны обогревать большую территорию, что и приводит к большим потерям тепла. Следовательно, на экваторе воздух теплее, чем на полюсе (см. карту «Климатических поясов»).

– Как влияет угол наклона земной оси на климат?

– Что произойдет, если земная ось строго перпендикулярна плоскости орбиты?

На планете круглый год равноденствие. Каждый день Солнце совершает по небу один и тот же путь. В 6 часов утра точно на востоке оно восходит, в полдень поднимается на одну и ту же для данной местности высоту и в 6 часов вечера заходит строго на западе. Нет ни зимы, ни лета. Круглый год стоит одинаковая, без сезонных контрастов, погода.

Хорошо это или плохо?

В умеренных широтах природа и человек круглый год вынуждены были бы существовать при небольших положительных температурах от 2 до 7° С. Здесь не было бы зимних морозов, но не было бы и летнего тепла.

На огромных территориях Евразии и Северной Америки не было бы хвойных и широколиственных лесов: их заменила бы вечнозеленая тундра. На экваторе это бы никак не сказалось, там и сейчас день равен ночи, а лето и зима есть только в календаре.

Полярные области выглядели бы еще унылее, чем сейчас. Покрытые вечными снегами, они были бы лишены даже коротких всплесков жизни полярного лета.

Представьте, что наша Земля перестала получать тепло от Солнца. Какие будут для нее последствия? (Земля станет безжизненной.)

Правомерно ли утверждение, что рельеф местности влияет на климат?

Представьте, что на Земле нет ни людей, ни гор, ни материков. Вся поверхность планеты гладкая и однообразная, как резиновый мяч. Как расположились климатические пояса в этом случае? (Как тепловые пояса совпали.)

На нашей планете огромное разнообразие рельефов – это еще одна причина разнообразия климатов.

Сравните в конце учебника карту тепловых и климатических поясов мира. Границы тепловых поясов ровные, ими являются тропики и полярные круги. А границы климатических поясов очень неровные, волнистые. Значит, на их образование еще что-то влияет.

Представьте, что воздух вокруг нас не движется, что на Земле исчезли ветры. Как это скажется на нашей Земле? Тогда вода будет испаряться с океанов и туда же и выливаться. Ветер не будет распространять ее на сушу. Таким образом, суша не будет получать влаги, значит, она станет безжизненной.

Тепло и ветер, приносящий влагу, разделили Землю на пространства с близкими показателями климата – на климатические пояса. Чем отличаются климатические пояса от тепловых поясов? (У них разные границы, так как на образование климатических поясов помимо солнечного тепла влияют рельеф, ветры, влага, приносимая ветрами.)

Климатические пояса

Ах, как же прекрасна наша планета!

Вот – белая лента, вот – синего цвета,

А вот голубеет под ней полоса…

Земля в разноцветные ленты одета,

Точней – в климатические пояса.

Взгляните, вверху, там, где Северный полюс,

Вы сразу полярный увидели пояс.

А что означает пояс полярный?

Там климат суровый и жутко коварный:

Холодные ветры летят, как ножи,

И мерзнут медведи и даже моржи.

Чуть ниже – пояс умеренный.

И климат в нем тоже нужный:

Не то чтобы очень северный,

Но и не так, чтобы южный.

Еще ниже пояс тропический.

Там даже зимою тепло,

И снег видят люди практически

Не чаще, чем НЛО.

А в поясе экваториальном,

Самом жарком из поясов,

Все ходят в костюме купальном,

А дети и без трусов!

Зачем же наш глобус так разрисован,

Располосован и распоясован?

Зачем? Чтобы было ясней для народа,

Где климат какой и какая природа!

– Используя карту «Климатические пояса», назовите основные климатические пояса. (Счет ведется от экватора.)

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

Считалочка

Дети выполняют действия по тексту.

Раз – подняться, улыбнуться.

Два – повыше потянуться.

Три – наклон вперед, прогнуться.

На четыре – разогнуться.

Пять – поглубже всем вдохнуть,

Расправляем плечи, грудь.

Шесть – на пояс руки ставим,

Приседать мы не устанем.

Семь – отбросили заботы –

Вправо, влево повороты.

Восемь. А теперь прыжки,

Как пушинки мы легки.

Девять – дружно отдыхаем.

Десять – урок продолжаем.

4. Р а б о т а в г р у п п а х.

Учитель раздает иллюстрации – разнообразные жилища разных эпох, народов.

– Как вы думаете, в каких климатических поясах живут в этих жилищах?

1-я г р у п п а – изба.

(Умеренный пояс. Четкая смена четырех сезонов, холодная зима со снежным покровом и замирание многих процессов в природе, теплое лето. В океанах встречаются плавающие льды. Разнообразный ландшафт: хвойные, смешанные, широколиственные леса, лесостепи, степи, пустыни и полупустыни.)

– В каком климате живете вы? На что вы будете опираться в качестве доказательств? (Ответы детей.)

2-я г р у п п а – яранга.

(Субарктический пояс. Прохладное сырое лето с температурой +10, +12 °С. Суровая продолжительная малоснежная зима –40 °С; –50 °С, мало осадков.)

3-я г р у п п а – сакля.

(Область высокогорного климата.)

4-я г р у п п а – иглу.

(Арктический пояс. Весь год отрицательные температуры, мало осадков. С полюсов Землю, словно шапки, прикрывают полярные пояса, где нет почти ничего, кроме льда, крошащихся от мороза камней и вечных восточных ветров, которые то и дело усиливаются до бурь.)

5-я г р у п п а – бамбуковый дом.

(Экваториальный пояс. Лето влажное, жаркое. Зима сухая, около +20 °С, осадков нет.)

6-я г р у п п а – юрта.

(Тропический пояс. Сезонные различия: средняя температура зимой +20 °С, летом +30 °С…+35 °С, осадков мало.)

– Почему здесь сухо? Какая характерная особенность климата?

7-я г р у п п а – африканский дом.

(Экваториальный пояс, температуры весь год высокие, влажность воздуха большая, осадков много.)

8-я г р у п п а – японский дом.

(Дополняют сообщения 6-й группы.)

Вывод. Климат влияет на многие компоненты природы и на образ жизни человека. Люди вынуждены приспосабливаться к особенностям климата, в котором они живут. (Например, строя современные дома на севере, человек учитывает низкие температуры воздуха и дополнительно укрепляет жилье. Современные дома в жарком поясе должны иметь хорошую систему кондиционирования. В местностях, где выпадает много осадков, дома строят с покатой крышей, где осадков мало – с плоской. Или возьмем машины. Современные автомашины, которые легко передвигаются по асфальтированным дорогам, не могут двигаться по бездорожью. По глубокому снегу на севере или по пескам пустыни нужны другие машины.)

5. И г р а «Узнай по описанию».

1) 2/3 материка расположены в тропическом поясе. Средняя температура июля 12–20 °С, января – 20–30 °С и более. (Австралия.)

2) Эта страна расположена в умеренном влажном климате на Британских островах. Средняя температура января от 3 до 7 °С, июля – 11–17 °С. (Великобритания.)

– О каком погодном явлении идет речь в стихотворении?

Я с погодой не в ладу:

Поливать цветы иду,

Стоит клумбу мне полить,

Начинает ливень лить.

Сад в себя прийти не может,

Сад становится рекой…

Для чего же, для чего же

Поливала я левкой?

Я с погодой не в ладу,

Надо мне иметь в виду:

Чтобы ливень начал лить,

Побегу цветы полить…

Обилие осадков характерно для этой страны. Почему? (Ответы детей.)

3) На большей территории климат умеренный (на западе океанический, на востоке – континентальный, со снежной и морозной зимой), в Южной части – средиземноморский, на северных островах – арктический. (Европа.)

4) Этот полуостров граничит с теплым морем. На нем не бывает холодной зимы, летом потоки теплого воздуха приносят с моря обильные дожди. Эти ветры влияют на климат данной местности. Климат тропический муссонный. (Индия.)

Муссон

Есть на свете ветер странный

По фамилии Муссон.

В южных странах постоянно

С океана дует он.

Из-за этого Муссона

В Бирме только 2 сезона.

Там стоит полгода сушь,

А полгода льет, как душ.

Объявляется погода

Там примерно раз в полгода:


Завтра, мол, сезон дождей!

Вот погодка у людей!

А у нас – то жуткий холод,

То жара, то дождь, то град.

И погоду в день раз 40

Объявляют невпопад.

Все у нас непостоянно.

Сквозняки со всех сторон.

Даже слышать людям странно

Про какой-то там Муссон!

А. Усачев

Море, которое долго способно хранить тепло, в зимние месяцы постепенно отдает его суше. Если материк или остров граничит с теплым морем, то на нем не бывает холодной зимы.

Зимой материки холоднее моря. В эти месяцы более теплые океанические потоки, их называют муссонами, приносят потоки теплого воздуха и обильные дожди. Муссоны иногда очень сильно влияют на климат данной местности. Такой муссонный климат, с очень дождливым летом и засушливой зимой, существует в Индии.

Но есть места на Земле, до которых никакие муссоны не способны добраться. Вдали от океанов лето знойное, а зима очень суровая. Дождей выпадает здесь мало, а небо подолгу остается ясным и безоблачным.

Такой климат называют материковым, или континентальным. Этот климат характерен для нашей области.

Большое значение для формирования климата имеют горы. Всего лишь до 400 километров на восток от Калифорнийского залива находится суровая пустыня. Такая разница в климате объясняется тем, что морским ветрам очень трудно переносить свои влажные ветры через высокие горы.

Поэтому по одну сторону гор здесь климат морской, а по другую континентальный. Для жителя гор, чтобы попасть в другой климат, бывает достаточно пройти несколько километров через перевал, и он попадает в совершенно другие условия.

Высокие горы ограждают узкую полоску Черноморского побережья Кавказа от холодных северных ветров. Покажите на карте Черноморское побережье Кавказа. Солнце стоит здесь высоко над горизонтом. Даже зимой лучи его так сильно нагревают поверхность земли, что температура воздуха остается ниже нуля. В то время, когда на севере свирепствуют морозы, бушуют метели, здесь в садах цветут розы.

Большое влияние на погоду Черноморского побережья оказывает море. Зимой оно обогревает, а летом умеряет жару. С побережья Черного моря испаряется много воды. Водяной пар поднимается вверх и переносится ветрами на склоны гор. Здесь он охлаждается и превращается в мощные облака, из которых выпадают обильные дожди. Когда на Восточно-Европейскую равнину прорывается арктический воздух, он, не встречая преград, может дойти до Кавказских гор, но здесь его задерживает мощный Кавказский хребет. Вот почему в Предкавказье могут быть морозы, а за Кавказским хребтом тепло.

Учитель показывает на физической карте мира все объекты.

6. Р а б о т а в р а б о ч е й т е т р а д и на с. 13, задание 19.

1-й график – экваториальный климат, 2-й график – арктический климат, 3-й график – умеренный, 4-й график – тоже умеренный. Среднеиюльские температуры +24 °С, а среднеянварские температуры –10 °С.

– Почему 3-й и 4-й графики разные, если климат умеренный?

Есть понятие «местный климат», или «микроклимат». Это климат небольшой территории внутри обширного климатического пояса. Обладая общими для всего пояса основными чертами, климат такой ограниченной территории отличается некоторыми особенностями, которые свойственны только этой территории. Например, климат оазисов в безводных пустынях, где в тени пальм у родников всегда прохладно и в отличие от окружающей местности есть почва, на которой произрастает растительность. Своим микроклиматом обладают города, лесные полосы в степях. В последнее время вошел в обиход термин «микроклимат помещения», под которым подразумевают искусственно поддерживаемый режим метеорологических элементов внутри закрытых помещений, в том числе парников, теплиц, зимних садов.

Растительный мир нашей планеты чрезвычайно богат: более 300 тысяч видов растений населяют Землю. И они приспособились практически ко всем климатическим условиям: могут жить в пустыне, где почти не бывает дождей, а могут и в арктической зоне, где даже хорошо одетого человека пронизывает холод. А для того чтобы выжить в таких по-разному сложных условиях, растения научились «хитрить».

– Какие животные и растения приспособлены к условиям арктического и тропического климата?

– Почему у нас не растут пальмы, а в Сочи плохо растут березы?

– Где живут животные, которых мы видим в зоопарке?

– Почему они не живут у нас?

IV. Итог урока.

1. З а д а н и е, дифференцирующее понятия «погода» и «климат».

 Что в рассказе третьеклассника правильно, а что неправильно?

Я живу в Воронеже. Погода у нас умеренная. Сегодня было холодно, климат дождливый. К вечеру выглянуло солнышко, погода изменилась. Климат стал безоблачным, теплым и сухим.

2. Т е с т.

 Что такое климат?

а) это разнообразие погоды;

б) многолетний режим погоды, характерный для данной

местности;

в) осадки, ветер, тепло.

 Что из перечисленного является причиной образования климата?

а) особенности ветров;

б) наклон оси Земли;

в) расстояние отдельных районов Земли от Солнца;

г) количество тепла, получаемое от Солнца;

д) наклон Солнца к земному горизонту;

е) близость или отдаленность от ледникового покрова Земли.

– В старших классах вы продолжите изучение климата, тепловых поясов, только будете заниматься исследованием гор.

– Сколько же на Земле климатических поясов? А сколько климатов?

Общепринятой классификации климатов до настоящего времени еще не выработано, так как разновидностей климатов много и трудно установить точные границы между климатическими поясами. Но расположены они в основном в широтном направлении, друг над другом с юга на север.

– Сколько существует типов климата?

Климат – это комбинация показаний температуры, влажности, ветра и солнечного света в определенном месте за определенный период.

Климаты мира могут быть классифицированы по географической широте данной местности и по растениям, которые там растут. Разные виды растений требуют разного количества влаги и тепла для своего роста. Поэтому растительность определенной местности говорит нам о температуре и осадках в течение большого периода времени.

Выделяют 5 т и п о в к л и м а т о в: субтропические, тропические, среднеширотные, высокоширотные и высокогорные климаты.

Тропический климат находится в областях между 30° сев. и 30° юж. ш. В тропических влажных лесах круглый год тепло и влажно.

Субтропические климаты (30° и 40° сев. и юж. ш.): средиземноморский климат (жаркое сухое лето и мягкая влажная зима), влажный субтропический климат (жаркое лето и мягкая зима с достаточным количеством осадков).

Среднеширотный климат (40° и 60° сев. и юж. ш.): морской климат западного побережья Северной Америки; прохладный степной и прохладный пустынный климаты; влажные континентальные климаты (каждый характеризуется разной растительностью и разным количеством осадков).

Высокоширотные климаты (от 60° сев. и юж. ш. до полюсов) – зима холодная, лето прохладное. Расположены: таежный климат, тундровый и полярный климаты.

Высокогорный климат характерен для районов высоко в горах на всей территории Земли, включая экватор.

Э т о и н т е р е с н о!

Летописи и другие источники иногда содержат описание глобальных изменений климата. Так, в Египте в 1011 году замерз Нил, что никогда в последние столетия не случалось. В 1690 году зимой покрылась льдом большая часть Черного моря. Встречаются записи о необычайных засухах, наводнениях и других неординарных переменах погоды.

Глобальные изменения климата в разных частях Земли – явление очень редкое.

Более 2000 лет тому назад Юлий Цезарь составил описание климата Галии. В то время римляне так называли территорию Франции, Северной Италии, Бельгии, части Нидерландов и Швейцарии. Эти описания отличаются от современного описания климата Франции.

Исторический период в несколько тысяч лет только краткое мгновение в жизни нашей планеты.

Даже далеко за полярным кругом геологи находят залежи каменного угля. Мощные пласты этого ископаемого когда-то были роскошными, вечнозелеными лесами, которые росли на Земле многие миллионы лет назад.

В экваториальной части Африки геологи нашли следы ледников, по своей мощи подобные ледникам Антарктиды. Совсем недавно, около 10000 лет назад, огромные пространства Северной Америки и Европы были покрыты несокрушимым панцирем ледников.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!