4 | Цели и задачи урока | Предметные: содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого предмета Метапредметные: познавательные – развивать умение самостоятельно находить и извлекать нужную информацию, осуществлять для решения учебных задач операции анализа, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы; регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу; планировать своё действие, осознавать возникшие трудности, искать их причину и пути преодоления; коммуникативные – развивать умение вступать в диалог с учителем, сверстниками, участвовать в беседе, соблюдая правила речевого поведения; формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения, осуществлять совместную деятельность в парах с учетом конкретных учебно-познавательных задач; личностные: сумеют организовывать собственную деятельность и активно включаться в коллективную деятельность, воспитывать культуру поведения, общения. |
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Цель этапа: создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке | Приветствие. Проверка готовности к уроку.
Начать наш урок я хотела бы с вопроса: что такое КУЛЬТУРА? Ваше мнение?
Давайте проверим ваши ответы, заглянем в словарь.
| Проверка готовности к уроку, настрой детей на работу. | Проверка готовности к уроку. Ответы учащихся на поставленные вопросы. Работают со словарём | Формируемые УУД: личностные: организация собственной деятельности и активное включение в коллективную деятельность; коммуникативные: слушание и понимание других. |
2.Целеполагание. | Цель этапа: подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока, составление плана работы. | Откройте учебник на стр.70. Рассмотрим рисунок-схему. Что же называют ценностями культуры? Вы заметили, что мы начинаем изучение новой темы. Как она называется? Тема урока: «Из истории письменности» - Как вы думаете, для чего мы будем изучать данную тему? - Какова же цель нашего урока? Цель урока: познакомиться с историей возникновения письменности на Руси. О чём мы узнаем в этом разделе и на какие вопросы мы сможем ответить? (Стр.69) | Организация фронтального обсуждения. Организация фронтальной работы в обсуждении задания. Постановки цели и задач урока. Помощь учащимся в формулировании. Определение гипотезы. | Чтение текста учащимися. Ответы учащихся: узнаем, как писали наши предки, как появились буквы (алфавит), книги. Ответы на поставленные вопросы. Высказывание своего мнения относительно гипотезы. | Формируемые УУД: познавательные: извлечение информации из предложенного материала; регулятивные: постановка учебной задачи, выявление проблем. |
3.Актуализация и пробное учебное действие. | Цель этапа: подготовка мышления учащихся, и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий. | Чтобы узнать всё это, мы вернёмся в далёкие времена. СЛАЙД 1 «Давным-давно, в незапамятные времена жил на свете первобытный человек. Жил он в пещере, еле прикрывал своё тело, не умел читать и писать, да и не стремился к этому. Лишь бы не голодать – вот всё, что ему было нужно.» Этот первобытный человек изобрёл самый древний и самый простой способ письма. А вот какой- вы мне ответите, ведь вы прочитали дома это произведение. -Изменился ли наш образ жизни по сравнению с первобытными людьми? А письменность изменилась? - У вас на партах карточки (1). Попробуйте соотнести понятие и изображение. Проверять ответы мы будем в процессе урока. Будьте внимательны. – Как же было написано первое письмо? С помощью чего? Учёные полагают, что «рисунчатое» (пиктографическое ) письмо появилось в глубокой древности. В современной письменности большинства народов рисунок заменён знаком алфавита (буквой) На стр.72 учебника изображены пиктограммы. Давайте подумаем: что они могли обозначать? Обобщим: Пиктография — первоначальный способ письменной передачи информации. Этот способ был наглядным, но неудобным и позволял по-разному понимать изображённое на рисунке. Пользуемся ли мы пиктограммами в современной жизни? СЛАЙД 2 - Так где в современной жизни встречаются пиктограммы? Знакомы вам эти знаки? | Организация фронтального обсуждения. Подведение учащихся к выводу. Демонстрация на проекторе. | Ответы учащихся на поставленные вопросы. Выполнение работы — поиск соответствия. Исправление ответов Ответы на поставленные вопросы. Они встречаются на каждом шагу: в знаках дорожного движения, в спортивных и государственных символах, на упаковках и т.д. | Формируемые УУД: познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование, развитие познавательного интереса; регулятивные: контроль собственных действий в соответствии с поставленным условием; принятие и сохранение учебной задачи; коммуникативные: оформление выводов в устной форме. |
4.Открытие новых знаний. Физкультминутка. | Цель этапа — расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов. Цель этапа: снять психологическое и физическое напряжение. | – По мере того, как развивался человек, развивались способы передачи информации. Именно из пиктограмм появились первые иероглифические системы письма: древнеегипетские иероглифы и месопотамская клинопись. Иероглифы отличаются от наших букв тем, что в иероглифической письменности один значок обозначает целое слово. СЛАЙД 3 Вот древние египтяне составили из рисунков что-то вроде азбуки. Здесь каждый рисунок обозначал какое-нибудь одно слово, как картинки в нашем букваре: нарисован арбуз — читай: арбуз. Попробуйте догадаться, какие слова обозначают эти иероглифы? СЛАЙД 4 Но когда надо было изобразить какое-нибудь действие, то получалось не очень понятно. - Как изобразить с помощью иероглифа движение? Например, «иду быстро», «я устал»? Давайте немного отдохнём, подвигаемся. Продолжаем наш урок. Для того, чтобы написать с помощью иероглифов большой текст, нужна была целая армия писцов-художников. Шли века, и писцы для простоты стали заменять некоторые самые сложные рисунки значками. Это уже было что-то вроде настоящих букв. Приблизительно 4 тысячи лет назад Египет завоевало воинственное племя кочевников — гиксосов. СЛАЙД 5 Из азбук двух этих народов родилась новая азбука.Так же как и наша, она начиналась с букв А и Б. Буква А у гиксосов называлась «Алеф» — «бык». На первых порах этот значок, и правда, напоминал рогатую голову быка. СЛАЙД 6 Прежде чем попасть в наши буквари, буквы долго путешествовали из страны в страну. И претерпели много всяких изменений. Сначала буквами гиксосов стал пользоваться другой народ — древние финикийцы — умелые строители и мореплаватели. Они завезли буквенное письмо в Древнюю Грецию. Хотите узнать, что произошло здесь? СЛАЙД 7 Закройте глаза и представьте пыльный и шумный город Солунь на берегу теплого Эгейского моря. Здесь кончалась Византия и начинались необъятные земли славян – наших предков. В этом городе (городе Солунь) родились и провели своё детство два брата – Кирилл и Мефодий. Отец мальчиков был греком, а мать – славянкой, она всегда говорила с детьми на своём родном славянском языке. Младший брат Кирилл нередко задавал старшему брату один и тот же вопрос: почему на греческом языке можно писать, а для славянского нет букв? На что учитель отвечал, что в мире существует лишь два культурных языка – латынь и греческий. Остальные же грубые и писать на них нельзя. И Кирилл решил придумать славянскую азбуку. Сдержал ли он своё слово, мы узнаем, прочитав рубрику «Жил на свете человек» (с.72-73) Прежде чем продолжим чтение, я попрошу вас ответить на вопросы на карточке (2) ВЕРЮ — НЕ ВЕРЮ. Ответы на эти вопросы мы проверим в конце урока. Продолжаем чтение (с.74) – Кирилл сдержал слово? Два брата придумали славянскую азбуку. -В каком веке жили Кирилл и Мефодий? -В каком городе они жили? -Чем занимались? - Как называлась эта азбука? - Сколько букв входило в неё? - Изменилась ли она сейчас? Найдите в учебнике ответ на этот вопрос и прочитайте его. (стр. 74) СЛАЙД 8 – Часть букв была заимствована Кириллом из греческого алфавита, а часть специально придумана для передачи звуков славянского языка. Это буквы Б, Ж, Ц, Ч, Щ, У, Ю, Я. Обратите внимание на карточку (3). что вы заметили? - Сколько букв в современном русском алфавите? - Какое значение имело создание славянской азбуки на Руси? СЛАЙД 9 Появлению русской азбуки мы обязаны братьям Кириллу и Мефодию. В Москве этим двум знаменитым людям поставили памятник. В нашей стране 24 мая отмечается праздник «День славянской письменности, культуры и просвещения». Как вы думаете, после изобретения алфавита сразу появились печатные книги? На с.74-75 прочитайте, что такое летопись. - Что это за человек склонился над старинной книгой и старательно пишет в ней? - От каких слов образовалось слово летопись, рукопись? - Что обозначает слово «лето»? - Что записывали в летописях? - Итак, что такое летопись? | Выяснение проблемных зон по теме. Демонстрация изменения букв на слайде Фронтальное обсуждение и выполнение поставленной задачи. Организация самостоятельной работы Организация коллективного обсуждения. Организация операции сравнения кириллицы и современного алфавита. | исправление ответов (карточка 1) высказывают своё мнение. Демонстрация движений. Чтение вслух учеником текста рубрики «ЖИЛ НА СВЕТЕ ЧЕЛОВЕК» Отвечают на вопросы. Чтение вслух учеником текста рубрики «ЖИЛ НА СВЕТЕ ЧЕЛОВЕК» Отвечают на вопросы Ответы учащихся. Кириллицей Сравнение кириллицы с современным алфавитом. что буквы могли обозначать цифры. Ответы учащихся:нет, сначала книги писали от руки. Читают текст молча. Рассматривают картину, работают со словарём. Лето + пиши, рука+пиши Год. Записывали происходившие события по годам | Формируемые УУД: познавательные: умение делать выводы; регулятивные: осуществление личностного контроля; личностные: самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности.  Формируемые УУД: регулятивные: осуществление личностного контроля; личностные: снятие эмоционального и физического напряжения. |
6.Самостоятельная работа в парах с самопроверкой по эталону. | Цели: использование нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная, индивидуальная) достижения цели. | Давайте проверим, внимательно ли вы читали текст. Каждая пара получает карточку с текстом, и нужно исправить ошибки в нём. - Проверим, сколько несоответствий вы нашли. | Организация самостоятельной работы в парах. Организация проверки. | Выполняют работу письменно в карточках. проверяют по тексту в учебнике | Формируемые УУД: регулятивные: осуществление личностного контроля; постановка учебной задачи, выявление проблем; коммуникативные: слушает и понимает речь других. |
7. Включение в систему знаний и повторение. | Цель: включение нового способа действий в систему знаний, при этом - повторение и закрепление ранее изученного, и подготовка к изучению следующих разделов курса. | - Давайте вернёмся к нашим карточкам (2) и снова ответим на вопросы. Изменились ли ваши ответы? - Ребята, задайте каждый себе вопрос: что нового я открыл для себя на уроке? СЛАЙД 15 – Мы должны быть вечно благодарны создателям кириллицы, из букв которой сегодня мы складываем слоги, из слог – слова, из слов – предложения. И теперь мы пишем книги, читаем их и узнаем из них много интересного. На следующем уроке мы продолжим изучение этой интересной темы «Из истории письменности». | Акцент внимания на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. | Формулировка конечного результата своей работы на уроке. Каждый образованный человек должен знать культуру и историю своей страны. | Формируемые УУД: познавательные: умение делать выводы, рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность; регулятивные: осуществление личностной рефлексии; личностные: самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности; самооценка восприятия учебного материала. |
8. Итоговая рефлексия учебной деятельности | Цель: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, постановка дальнейших целей. | - Возьмите сигнальные кружочки. Оцените свою работу на уроке. СЛАЙД 11 Жёлтый – Я всё понял, мне было интересно, я справился с заданиями Зелёный – Я всё понял, но не все задания могу выполнить сам. Красный – Мне ещё трудно. | | Самооценка своей деятельности. Ответы детей. | Формируемые УУД: познавательные: умение структурировать знания, осознанно строить речевое высказывание; регулятивные: осуществление личностной рефлексии. |