Тема: Лес и человек.
Цель: создание условий для формирования у младших школьников представления о роли леса в жизни человека.
Задачи:
1) образовательные: познакомить с экологическими проблемами леса, возникшими по вине человека, с охранной деятельностью людей в зоне лесов; обратить внимание обучающихся на острую экологическую проблему - уничтожение лесов;
2) развивающие: развивать познавательный интерес, связную речь, речевой слух, мышление.
3) воспитательные: воспитывать чувство долга и ответственности перед природными богатствами;прививать любовь к природе родного края и всему живому на земле.
Тип урока: объяснение нового материала.
Методы обучения: ИКТ, словесный, практический, наглядный.
Оборудование:
1) проектор, компьютер, магнитофон;
2) учебники, тетради на печатной основе;
3) карточки с названиями животных и растений для составления цепей питания;
4) индивидуальные карточки с заданиями;
5) «Красная книга», «Махаон», «Лес и его жизнь», «Из жизни леса», «Лесное богатство»;
6) березовые почки;
7) спичечный коробок с надписью «Пожар».
8) памятка « Как разводить костер»
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель: Дорогие ребята! На уроке вы будете выполнять задания, давать полные ответы, внимательно слушать вопросы учителя и ответы товарищей, помогать друг другу в сложных ситуациях. Сядьте правильно, проверьте готовность учебных принадлежностей к уроку.
II. Проверка домашнего задания
1. Индивидуальная работа по карточкам
Карточка 1
1. Перечисли природные зоны России:
_____________________________________________________________________________________
2. В каком направлении располагаются природные зоны нашей страны? Подчеркни правильный ответ:
а) с юга на север;
б) с севера на юг;
в) с запада на восток.
3. Назови животных Арктики:
_____________________________________________________________________________________
Карточка 2
1. Перечисли животных тундры:
_____________________________________________________________________________________
2. Составь цепь питания из представленных животных и растений тундры: песец, белая сова, олень, трава, лемминг, комары.
_____________________________________________________________________________________
3. Какие растения растут в зоне лесов?
_____________________________________________________________________________________
Учитель: Пока выбранные ученики будут выполнять задания по карточкам, мы поработаем вместе с вами.
Звучит тихая музыка.
Учитель:
Шуми, шуми, зеленый лес!
Знаком мне шум твой величавый,
И твой покой, и блеск небес
Над головой твоей кудрявой...
И. Никитин
2. Групповая работа
Учитель: Вам задание: используя карточки, лежащие у вас на столе, составить цепи питания из представителей растительного и животного мира леса (переход со слайда 2 по верхней стрелке (на 3 слайд (по клику на слайд 4) - цепи питания).
Дети составляют цепи питания, кратко характеризуют.
Слайд 3-4. Цепи питания
Кора - олень - волк.
Желудь - мышь - лиса.
Шишка - кедровка - лиса.
Кора - заяц - лиса.
Кора - заяц - волк.
Переход с 4-го слайда по стрелке на 2 слайд.
Учитель: Поможем маленькому ежу Ежинке спрятаться от хитрой лисы (клик – появляется еж, а за ним лиса, клик - еж удаляется). Но животным нужно прятаться не только от злых хищников (учитель показывает на лису, читает стихотворение).
Ежинка
В глубокой прохладной ложбинке,
Где летняя травка свежа,
Привольно живется Ежинке,
Единственной внучке ежа.
Весь день она тихо играет,
Шуршит прошлогодним листком,
Еловые шишки бросает
И дремлет в тени под кустом.
Однажды надвинулась тучка,
Стал ветер деревья качать,
И ежик любимую внучку
Заботливо вышел встречать.
И вдруг, запыхавшись, Зайчишка
Бежит, перепуган до слез.
Скорее! Какой-то мальчишка
Ежинку в корзине унес!
Мелькали березы и елки,
Зеленый кустарник и рожь.
Подняв, как оружье, иголки,
Бежал, ощетинившись, еж!
В прохладной пыли на дороге
Он след мальчугана искал,
Он по лесу бегал в тревоге
И внучку по имени звал.
Стемнело... И дождик закапал,
Живого следа не найдешь.
Упал под сосной и заплакал
Измученный дедушка еж!
А дедова внучка сидела
За шкафом, свернувшись клубком.
Она и взглянуть не хотела
На блюдце с парным молоком!
И утром к зеленой ложбинке
Из города дети пришли
И дедову внучку Ежинку
В корзине назад принесли.
Пустили на мягкую травку:
Дорогу домой ты найдешь?
- Найдет! - закричал из канавки
Взволнованным голосом еж.
В. Осеевой
Учитель: Дети, что вы посоветуете Ежинке? (Не уходить из дома без разрешения.) Есть еще мнения? Как вы думаете, будет ли Ежинка без разрешения уходить из дома? (Ответы детей.)
Верно вы подметили. Я согласна с вами. Надо быть внимательным к природе и ее обитателям. Нельзя мешать животным. У них и так много забот.
3. «Лесная аптека»
Учитель:
Каждый пыльный куст придорожный
Мне кричал: «Я шучу с тобой,
Обойди меня осторожно
И узнаешь, кто я такой!»
Н. Гумилев
Учитель: Как вы думаете, можно ли это стихотворение назвать поучительным? Почему? Часто мы не задумываемся о том, что многие растения приносят пользу человеку, животным. Посмотрите на наш лес. Какие растения мы можем собрать в лесную аптеку?
Дети: Подорожник, липу, зверобой, березу, крапиву...
Учитель: Из каких растений вы заварите чай? (Зверобой, липа.)
Необходимо беречь свое здоровье и следовать мудрым советам природы. Какую помощь могут оказать лекарственные растения?
Дети делают сообщения о лекарственных растениях, сопровождающиеся показом. На экране растения выделяются увеличением размера.
1-й ученик: Шиповник (клик, картинка выделяется увеличением) в медицине применяют в виде настоя, сиропов при гриппе.
2- й ученик: Подорожник большой (клик - появляется подорожник) применяется как ранозаживляющее и кровоостанавливающее средство, при кашле.
3- й ученик: Одуванчик лекарственный (клик появляется одуванчик) применяют для возбуждения аппетита.
4- й ученик: Березовый сок применяется при заболеваниях легких, при бронхите, как общеукрепляющее средство.
5- й ученик: Крапива двудомная (клик появляется крапива) является ценным пищевым растением, содержащим большое количество витаминов.
6- й ученик: Липа (клик по липе, появление цветков липы) применяется при простудных заболеваниях. (Клик появляется липа.Переход по нижней стрелке на 5-ый слайд.)
III. Сообщение темы и целей урока
Учитель: Редкий человек не любит природу: никто из нас не пройдет равнодушно мимо красивого цветка, кудрявой березки, по-хозяйски раскинувшей лапы елочки. Сегодня на уроке мы побываем в роли исследователей. Мы постараемся определить роль леса в природе и жизни людей, обратить внимание на экологическую проблему - уничтожение лесов, будем учиться любить и беречь природу родного края.
Как вы думаете, над какой темой мы сегодня будем работать? (Ответы детей.) Тема сегодняшнего урока - «Лес и человек». (5-ый с названием темы урока.)
Слайд 5
Учитель: А девизом нашего урока будут слова Н.И. Сладкова (клик по 5 слайду): «Чтобы беречь землю, природу, надо ее полюбить, чтобы полюбить - ее надо знать».
IV. Работа по теме урока
1. Определение роли леса в жизни человека
Учитель: Оглянитесь вокруг. Посмотрите и назовите пред-меты, родоначальником которых является дерево. (Упражнение для глаз.)
Дети: Книга, шкаф, парта, линейка, доска...
Учитель: Как давно человек начал использовать древесину для своих нужд?
1-й ученик: Еще в древности люди строили жилище из древесины, разжигали огонь для приготовления пищи.
2- й ученик: Люди строили лодки, изготавливали первые орудия труда.
Клик по 5 слайду, переход на 6 слайд.
Слайд 6
3-й ученик:
Мы были соснами и пихтами,
Теперь лежим, в коробку впихнуты.
Мы были гордостью тайги,
Ну а теперь мы ей - враги.
Учитель: Да, дети, конечно, вы догадались - это спички. (Клик, на экране появляется изображение спичечного коробка; учитель показывает большой спичечный коробок с надписью «Пожар».) Одна маленькая спичка может превратить красивый, полный жизни лес в кладбище обгорелых бревен. Горят леса в основном по вине человека.
Осина обладает уникальными свойствами. Древесина ее великолепно режется, шлифуется и отлично пропитывается особыми веществами, благодаря которым спички не тлеют, а гаснут сразу. Это важно для предупреждения пожаров. Поэтому осину называют «спичечной королевой». (Переход на 7 слайд.)
Далее учитель читает стихотворение «Лесной пожар».
Слайд 7
Лесной пожар
Забывчивый охотник на привале
Не разметал, не растоптал костра.
Он в лес ушел, а ветки догорали
И нехотя чадили до утра.
А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костер.
И сыпля искры посреди поляны,
Багровые лохмотья распростер.
Он всю траву с цветами вместе выжег,
Кусты спалил, в зеленый лес пошел.
Как вспугнутая стая белок рыжих,
Он заметался со ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы,
И, как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы.
В. Шефнер
Учитель: Какой поступок человека стал грозной бедой для леса? (Человек не потушил костер, а он, разгоревшись, превратился в лесной пожар.) А ведь этого могло не случиться, если бы человек соблюдал правила разведения костра и не забыл его погасить и убедиться в том, что костер не разгорится вновь. Давайте прочитаем памятку «Как разводить костер» (клик, на экране появляется текст памятки). Запомните это, пожалуйста.
Лес - это не только источник древесины. Посмотрите на наш лес: для кого он является домом? (Для животных, птиц, растений, грибов.) Да, верно. Что еще полезного находит человек в лесу? (Лес - это не только источник древесины, это смола, ягоды, плоды, лекарственное сырье, орехи, звери, птицы, сено и т.д.) Почему на отдых люди стремятся в лес? (Лес притягивает человека своей неповторимой красотой, тишиной, загадочностью; в лесу можно встретить много интересного и необычного, лучше узнать о жизни животных, их повадках.) Кто, кроме человека, пользуется лесными ресурсами? (Лесными ресурсами пользуются животные, птицы.) Как дышится в лесу? (В лесу легко дышится, потому что воздух в лесу очень чистый, пахнет травами, сосной, ягодами, грибами.) Каким воздухом лучше дышать? (Легче дышать чистым воздухом.Переход на 8 слайд.)
Слайд 8
Учитель: Решим экологическую задачу: «Небольшой хвойный лес отфильтровывает за год 35 т пыли, а такой же лиственный лес - 70 т. Во сколько раз меньше пыли отфильтровывает за год хвойный лес, чем лиственный? Какие деревья лучше сажать в городе?» (Дети отвечают на вопросы с объяснением.) Да, широкие листья лиственных деревьев лучше задерживают частицы пыли. Как вы думаете, какие деревья лучше сажать в городе? (Ответы детей.) Да, широкие листья лиственных деревьев лучше задерживают частицы пыли (клик по липе, исчезает ветка сосны).
Лес угощает щедро, но бери у него только ягоды. 300 лет может расти кустарничек черники. (Переход на 9 слайд.)
Слайд 9
Учитель: Но если сломать его, вырвать с корнем, то новый кустик появится только через 7-8 лет.
2. Составление схемы значения леса
Слайд 10
Учитель: Составим схему значения леса для природы. (Клик по стрелкам в порядке правильных ответов.)
ЛЕС
Дом для растений и животных

Защитник воздуха, водоемов

Место отдыха для человека

Источник ягод, грибов, лекарственных растений

Источник древесины
3. Физкультминутка. Упражнение на релаксацию. Звучит музыка
Учитель: Закройте глаза. Представим себе, что мы попали в лес. Легко дышится в прогретых солнцем лесах. Настоящая сказка ждет человека в глубине торжественных и тихих лесов. С неба льется прямыми потоками свет, и под этим светом особенно выпуклыми и кудрявыми кажутся верхушки деревьев. На опушку падают косые лучи, и ближайшие стволы сосен озаряются мягким золотистым огнем. Вас охватывает прохлада листвы. От запахов цветов, трав, хвои и коры исчезает усталость. Вы прислушиваетесь и слышите в тишине перезвон лесных жаворонков. Вы любуетесь и не можете налюбоваться росистыми тенями. Маленькие стрекозы с красными крылышками спят на пнях. Великая сила жизни видна во всем.
Откройте глаза. Мы снова на уроке.
4. Работа по учебнику. Чтение текста
5. Словарная работа
Слайд 11
Учитель: В тексте встретится слово «фитонциды». Прочитаем слово по слогам хором. С ударением. (Дети читают.Клик по слайду, появляется объяснение значения слова.) Фитонциды - это особые полезные вещества, которые выделяют в воздух листья деревьев. Они убивают болезнетворных микробов. Огромно значение хвойных деревьев в жизни человека. Ведь хвоя выделяет в воздух большое количество фитонцидов. Бактерицидными свойствами обладает также и смола хвойных деревьев. Если в дереве образуется трещина, то вытекающая смола закрывает ранку и таким образом предохраняет растение от проникновения вредных микроорганизмов.
А теперь вы внимательно прочитаете текст, найдете новое, интересное, неизвестное пока нам с вами. Что-то вам покажется странным, а что-то необычным, невероятным, но все это есть, происходит, ведь это наша природа. Откройте учебник на стр. 106. Читаем текст «Роль леса в природе и жизни людей». (Чтение текста детьми вслух; ученики отмечают то, что не было названо в беседе.) Что еще нового о значении леса вы узнаете? (Дополнения детей.)
6. Экологические проблемы и охрана природы в зоне лесов
Учитель: Польза леса огромна. А всегда ли человек справедлив по отношению к нему? Не по его ли вине возникают экологические проблемы леса? Одна из проблем - это вырубка лесов.
(Переход на 12 слайд.)
Слайд 12
Учитель: Если раньше лес вырубали по мере надобности, при помощи топора (которым не уничтожить лесные массивы), то сейчас после работы лесорубов остаются страшные картины. Людям казалось, что лесов так много, что их невозможно вырубить. Теперь стало ясно: леса в опасности! Как вы думаете, какие еще проблемы связаны с лесом? (Ответы детей.) Верно, это незаконная охота, браконьерство. Человек издавна охотился на животных, добывая себе пищу, это было необходимо для выживания людей, но уничтожалось не больше, чем могли съесть. Сейчас же неумеренная охота привела к полному или почти полному истреблению некоторых видов животных. В настоящее время охота на лесных животных ограничена, а браконьерство наказывается по закону. Многие виды редких животных взяты под охрану, а растения и животные занесены в Красную книгу и находятся под особой охраной. (Переход на 13 слайд.)
Слайд 13
Учитель: В Красную книгу занесены:
1) жуки - жук-коростел, дровосек реликтовый, жук-олень;
2) растения - женьшень, венерин башмачок;
3) птицы - филин, утка-мандаринка;
4) звери - зубр, амурский тигр.
В лесной зоне созданы заповедники для сохранения редких животных.
7. Работа в группах
Учитель: Сейчас каждой группе будет предложено задание.
Первая группа должна доказать справедливость утверждений: «Лес - защитник воздуха», «Лес - защитник водоема», «Лес - защитник почвы».
Вторая группа - устно объяснить значение слова фитонциды.
Третья группа - сформулировать и записать, какие опасные для природы действия человека выражены знаками, изображенными в тетради.
Звучит тихая музыка. Дети работают в группах.
8. Проверка работы в группах
Учитель: Улучшая природу, человек что-то ухудшает, и в этом самое большое противоречие нашей жизни в окружающем мире. Мы, в основном, стараемся сделать «как лучше». Но иногда при этом забываем, что «лучше» должно быть не только нам, но и природе, в жизнь которой мы вмешиваемся. Каждое убитое дерево - вина человека, наш грех. Много деревьев, прекрасных лесов погублено у нас на Родине. Иногда на месте вырубленного леса вырастает новый лес. Но это уже не тот могучий лес из вековых сосен и ровных, как свечи, берез. Такого уже не будет. Вырастет разнолесье. Молодое разнолесье по-своему тоже красиво, но это уже не тот лес, который человек уничтожил.
9. Сообщение об Алехинском заповеднике.
Слайд14 – 20 (клик по 14 слайду переход на 15, а дальше слайды меняются автоматически).
Учитель: В 1935 г. на территории Курской области был создан Центрально-Чернозёмный заповедник им. профессора В.В.Алёхина.
Заповедник является эталоном ландшафтов лесостепи. Почти половину всей территории занимают луговые степи и остепнённые луга. Это единственные сохранившиеся участки целинных луговых степей на водоразделах лесостепной зоны.Особую ценность заповедника представляют типичные мощные чернозёмы, которые никогда не распахивались.
Растительный фонд заповедника включает более 900 видов растений, среди которых около 200 лекарственных, около 200 медоносов, 40 видов кормовых, трав, много декоративных. Многие из этих видов человек окультивировал и использует в сельском хозяйстве, в медицине, для озеленения парков и т.д.
Тысячи экскурсантов, в том числе школьников, посещают летом заповедник. Очень важно сохранить в неприкосновенности для науки, для будущих поколений этот чудесный уголок природы.
10. Работа с выставкой книг
Учитель: На нашей выставке представлены книги о природе: «Красная книга», детская энциклопедия «Махаон» Мир леса, «Лес и его жизнь», «Из жизни леса», набор открыток «Лесное богатство». Из них вы можете узнать много нового и интересного о животных и растениях.
V. Итог урока
1. Заключительная беседа. Рефлексия
Учитель: Спасибо за интересную работу на уроке. С какими затруднениями вы столкнулись? Какие вопросы вы бы задали в связи с этим? Что больше всего запомнилось? С постановки какого вопроса начали бы наш следующий урок? (Ответы детей.)
2. Выставление отметок. Самооценка
Учитель: Отметка «5» ставится, если ученик правильно отвечал на вопросы на уроке, активно работал, принимал участие в решении заданий. Отметка «4» ставится, если вы иногда ошибались, допускали неточности в ответах. Отметка «3» - если вы были неактивны, часто ошибались, не принимали участия в групповой работе. Поднимите руки, кто считает, что заслужил «5» на уроке? «4»? «3»? (Самооценка учащихся.) Я рада, что ваша отметка совпадает с моей. Молодцы!
На память о нашем уроке я каждому из вас дарю памятку «Как вести себя в лесу». (Учитель раздает детям памятки.)
3. Заключение. Читаем стихотворение С. Павловой
Учитель: О чем самом главном мы должны помнить?
1-й ученик: Прошу, природу берегите!
2-й ученик: Не рвите ландыши, прошу!
3-й ученик: Их мало на земле осталось,
4-й ученик: Храните леса красоту.
5-й ученик: Она не даром нам досталась,
6-й ученик:
Сегодня все должны понять:
Природу надо охранять.
1-й ученик:
Она, как малое дитя,
К тебе протягивает руки.
Все вместе:
И дарит всем нам красоту,
Чтоб мы не знали в жизни скуки!
VI. Домашнее задание
Учитель: Дома вы выполните задание по выбору:
1) прочитаете текст учебника;
2) найдете дополнительный материал о животных и растениях нашего края;
3) выполните творческую работу - «мини-сочинения» 2-3 предложениями.
1) «Если бы я был лесничий, я бы...»
2) «Я - лесной доктор, потому что...»
3) «Если бы я был зверек, я бы...»
4) «Я - береза. Меня называют лесной красавицей за то, что ...»
Слайд21
Учитель: Спасибо всем. Урок окончен.
Памятка «Как разводить костер»
1. Дети не должны разводить костер одни, без старших.
2. Костер нужен для того, чтобы приготовить еду или обогреться. Нельзя разводить его без надобности.
3. Нужно тщательно выбирать место для костра. Поблизости не должно быть ничего, что может загореться.
4. Лучше разводить костер на старом кострище. Если же его нет, надо лопатой снять дерн (верхний слой почвы с растениями) и разводить костер в образовавшейся ямке.
5. Уходя, надо обязательно погасить костер: залить водой или засыпать песком, а дерн положить на место.