Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия на уроке | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежуточный контроль |
I. Мотивация (само-определение) к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного материала | Русский лес Нет ничего милее Бродить и думать здесь. Излечит, обогреет, Накормит русский лес. А будет жажда мучить – То мне лесовичок Средь зарослей колючих Покажет родничок. Нагнусь к нему напиться – И видно все до дна. Течет вода-водица Вкусна и холодна. Нас ждут в лесу рябинка, Орехи и цветы. | Душистая малина На кустиках густых. Ищу грибов поляну Я, не жалея ног, А если и устану – Присяду на пенек. Лес очень любит пеших, Для них совсем он свой. Здесь где-то бродит леший С зеленой бородой. Жизнь кажется иною, И сердце не болит, Когда над головою, Как вечность, лес шумит. | (С. Никулина.) – О каких отношениях говорится в этом стихотворении? | Слушают, принимают участие в диалоге с учителем. демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку | Фронтальная, индивидуальная | Коммуникативные: обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей; высказывают свою точку зрения, вступают в диалог. Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету | Устные ответы, организация рабочего места |
II. Актуализация опорных знаний | Проверка домашнего задания: конкурс рисунков. кроссворд | Организует выставку рисунков на тему «Как я представляю себе тайгу, смешанный и широколиственный лес – разгадайте кроссворд ». | комментируют рисунки. Решают кроссворд | Фронтальная, индивидуальная. Коллективная - | Познавательные: осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию; самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; осуществляют поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, планирование, прогнозирование; структурирование знаний; осознанно и произвольно строят речевое высказывание. Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; формулируют и аргументируют свое мнение в коммуникации; учитывают разные мнения, координируют в сотрудничестве разные позиции; используют критерии для обоснования своего суждения; достигают договорённости и согласования общего решения; осуществляют постановку вопросов; адекватно используют речевые средства для решения коммуникационных задач; владеют навыками конструктивного взаимодействия. Личностные: оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело; следуют в поведении моральным нормам и этическим требованиям; проявляют познавательный интерес к изучению предмета | Устные ответы, карточки |
III. Изучение нового материала | Работа по группам: выявление роли леса в жизни человека и природы и проблем леса. | «Знатоки». Чем является лес для человека? (Лес – место отдыха.) «Почемучки». что значит слово «излечит», прозвучавшее в стихотворении С. Никулиной? «Исследователи». где мы покупаем лекарства? – лекарственные растения тоже растут в лесу. Значит, лес – это тоже аптека. – А почему лес накормит? (Лес – источник чистой воды и пищи.) – А как лес может обогреть человека? (Лес – источник топлива.) – Посмотрите вокруг, какие вещи из дерева вы видите? (шкафы, столы, стулья, карандаши, линейки, книги и тетради тоже сделаны из дерева.) Значит, лес – источник древесины. | Делятся на 3 группы: «Знатоки», «Исследователи», «Почемучки». Отвечают на вопросы учителя. | Фронтальная, групповая. | Устные ответы, выполненные задания |
| Работа с учебником (с. 106). Игра «Да – нет». Самостоятельная работа по группам | – А что делают в лесу цветы, кусты, грибы, деревья? (Они там растут.) – А животные, насекомые, птицы? (Они живут.) Значит, лес – дом для растений, животных, грибов. – Посмотрите, сколько значений у леса, но это не всё. Лес – защитник воздуха, водоёмов, почв. – А теперь откройте учебники и познакомьтесь с новым для вас словом, которое имеет огромное значение для леса и человека: фитонциды. Это вещества, которые выделяют листья растений. От них погибают болезнетворные бактерии. Вот какое огромное значение имеет лес для человека и животных. На доске: Значение леса Место отдыха | Аптека | Источник чистой воды и пищи | Источник древесины | Источник топлива | Дом для растений, животных, грибов | Защитник воздуха, водоёмов, почв | – О чём должен помнить человек, входя в лес? • Мухомор увидев, я Мимо прохожу друзья. (да.) | • Выпал птенчик из гнезда, Трогать нам его нельзя. (да.) | • Кто бруснику собирает, С корнем кустик вырывает. (не я.) | • Ландышей нарву в лесу На праздник маме принесу. (нет.) | • По тропинке кто шагает На жуков не наступает? (я.) | • Веточки мы не ломаем, Когда по лесу гуляем. (да.) | • Мы ежонка увидали И домой его забрали. (нет.) | • Муравейник мы найдём, Понаблюдаем и уйдём. (да.) | «Исследователи». всегда ли человек справедлив по отношению к лесу? Не по его ли вине возникают экологические проблемы леса? Проблемы леса Вырубка. – А какие ещё проблемы у леса? (Показ Красной книги.) Незаконная охота (браконьерство). 1. «Почемучки» – почему четвёртый лишний? 2. «Знатоки» – как знают лесную зону. 3. «Исследователи» – решают исследовательские задачи. «Почемучки». Что зависит от каждого из нас, когда приходим в лес? – Почему нельзя оставлять в лесу мусор? – Почему нельзя разводить костёр? «Пожар в лесу» (показ видеосюжета) | читают текст, выполняют задания. Участвуют в игре. Выдвигают предположения. Самопроверка и самооценка. Отвечают на вопросы учителя | Индивидуальная. Коллективная. Групповая | |
IV. Практическая деятельность | Рассказ учителя. | – Каждый из нас должен задуматься, какими увидят леса наши потомки через века, через тысячелетия и сможет ли лес дать им то, что даёт нам сейчас. Ведь лес – это ещё и источник познания. Рассказывает по книге Бориса Зубкова «Что подсказала летучая мышь». «Осень. Увядают, желтеют листья. Только не хочется листьям с деревом расставаться. А ветер крепчает, норовит лист оторвать, на холодную землю бросить. Но вот один лист края загнул, почти трубочкой свернулся. Подставляет ветру круглые бока трубочка-лист, ветер на неё со всех сторон дует, а сорвать не может. Почему? Давайте, ребята, проделаем опыт! Возьмите за края лист бумаги и поднимите его. Лист сразу согнётся. Сверните бумагу трубочкой туго-туго. Теперь попробуйте такую трубочку согнуть, сломать. Трудно? Вот и ветер бессилен против листа, согнутого трубочкой. Увидел однажды человек такой лист. И задумал мост через реку тоже вроде листа-трубочки. Большой мост, в тысячу метров длиной. Получился мост очень прочный. Потому что он был похож на лист дерева, свернутый в прочную, жесткую трубочку». Вот такие открытия природа подсказала человеку, разбудила его творческую мысль. Значит, природа (лес) – источник познания. | Внимательно слушают. высказывают свои пожелания, отвечают на вопросы. | Фронтальная, индивидуальная. | Познавательные: осуществляют логические действия, поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, планирование, прогнозирование; структурирование знаний; осознанно и произвольно строят речевое высказывание. Регулятивные: осуществляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения; контролируют учебные действия, опираясь на правило контроля. Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы. Личностные: осуществляют смыслообразование; оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело; следуют в поведении моральным нормам и этическим требованиям | Устные ответы, выполненные задания |
| Задания из электронного приложения к учебнику | Всё зависит от нас с вами. Мы должны беречь лес и охранять его. Так давайте обратимся к нашим потомкам с такой же просьбой беречь и сохранять лес – наше богатство, наши лёгкие планеты, нашу красоту. На листочках напишите пожелания и прикрепите к ним домашнее задание. Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения работы учащимися помогает им, дает рекомендации | Выполняют задания | Индивидуальная | |
V. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок | Читает стихотворение: Звенит звонок, Окончен урок, и выполнен план. Спасибо, ребята, огромное вам За то, что упорно и дружно трудились! – Понравился вам урок? – Как вы оцениваете свою работу, работу класса на уроке? | Отвечают на вопросы учителя | Фронтальная, индивидуальная | Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке. Личностные: осуществляют самооценку на основе критерия успешности; понимают причины успеха/неуспеха в учебной деятельности | Устные ответы |
VI. Домашнее задание | Комментарий учителя | – Найдите ответы на вопросы: 1. Почему на Земле не кончается кислород? 2. Какую пользу приносит лес людям? 3. Какую пользу приносят птицы? 4. Как человек должен вести себя в лесу? 5. Какое участие в охране леса могут принять школьники? 6. Какие советы вы дали бы отдыхающим на природе в лесу? | Задают уточняющие вопросы | Фронтальная | Регулятивные: осуществляют поиск средств достижения поставленных задач | |
1. Какое дерево является символом России? (Береза.)
2. Хвойное дерево, которое сбрасывает иголки. (Лиственница.)
3. Это животное имеет пятнистый окрас, «бакенбарды» и кисточки на ушах. (Рысь.)
4. Это животное умеет не только прыгать, но и летать. (Белка-летяга.)
5. Хвойный лес. (Тайга.)
6. Хвойное дерево с плоскими хвоинками, а шишки торчат вверх. (Пихта.)
7. Живет в глуши лесной, и летом и зимой старательный работник, лесной носатый плотник. (Дятел.)
8. Хвойное дерево с короткими хвоинками, расположенными поодиночке. (Ель.)
9. Дерево с листьями в форме сердечка. (Липа.)
10. Какая птица распространяет плоды кедровой сосны? (Кедровка.)
11. Хвойное дерево с ровным стволом желтого цвета. Хвоинки длинные, сидят парами. (Сосна.)
Ключевые слова: берегите лес.