СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающего мира во 2 классе "Природные тела и явления"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок окружающего мира во 2 классе по теме "Природные тела и явления". Урок проведен в классе, обучающемся по УМК «Гармония». Материалы урока и презентация могут быть использованы при работе с другими УМК. 

Просмотр содержимого документа
«урок окружающего мира во 2 классе "Природные тела и явления"»

МБОУ гимназия №10






Урок по курсу

«Окружающий мир»

во 2 «В» классе по теме:

«Природные тела и явления»


Подготовила:

учитель начальных классов

Жарикова Наталья Геннадиевна










2014-2015

Тема: Природные тела и явления.

Цель: способствовать расширению знаний детей о разнообразии природных тел и явлений.

Задачи:

  1. Познакомить детей с понятием «природные явления», создать условия для углубления представлений детей о характерных признаках явлений природы в разные времена года;

  2. способствовать развитию критического мышления, произвольного внимания, памяти, речи, творческих способностей детей;

  3. создать условия для формирования эстетического восприятия природы, осознания личной ответственности за своё здоровье .

  4. Создать условия для формирования УУД :

личностных: мотивация учения, желание открывать новое знание, новые способы действия; осознанное отношение к своему здоровью как к ценности, умение вести себя безопасно в природной среде;

метапредметных:

1) регулятивных: способность оценивать своё знание и незнание, продвижение в овладении знанием и умением по изучаемой теме ,умение ставить учебно-познавательные задачи , сохранять их в течение всего урока, оценивать успешность их выполнения, способность к мобилизации сил и энергии;

2) познавательных: применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов; использовать модели для объяснения природных явлений; обобщать и систематизировать информацию, переводить её из одной формы в другую (принятую в словесной форме переводить в схематическую)

3) коммуникативных: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, высказывать собственное мнение, формулировать своё отношении к чему-либо ,уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтные ситуации при сотрудничестве;

предметных: описывать, характеризовать изученные природные объекты и явления, называя их существенные признаки, характеризовать признаки времён года, сезонные изменения в неживой природе; выполнять простые опыты по изучению свойств света и воды, осознавать ценность здоровья, оценивать опасность некоторых природных явлений.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, компьютер, проектор, экран, чашка с водой, монета, полоски бумаги с напечатанными названиями явлений природы и их некоторых существенных признаков, компьютерная презентация.



Этап урока

Ход урока

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Организация класса. Мотивация.


-Каким вы хотите, чтобы получился наш урок? (Интересным, познавательным, нескучным)

-Что для этого необходимо? (Активно работать, помогать друг другу, думать, воображать)

-Какие правила посадки необходимо соблюдать?

-Для чего это нужно?

-Какие правила работы в группе нужно соблюдать?

  • Говори так, чтобы тебя все понимали.

  • Внимательно слушай и понимай других.

  • Умей договариваться и уступать.

  • Разумно распределяй обязанности.

  • Хорошо выполняй свою часть работы и помогай другим.

-Почему? (Чтобы успешно справиться с заданиями, чтобы всем было удобно и приятно работать)


Настраиваются на плодотворную успешную работу на уроке.

Повторяют правила посадки и работы в группе.


Личностные: мотивация учения, желание открывать новое знание, сознание личной ответственности за своё здоровье.

Регулятивные: умение действовать по заранее установленным правилам.

Коммуникативные: способность к учебному сотрудничеству.


Повторение изученного

- Расскажите о проведении домашних опытов.

- Расскажите о своих рисунках и фотографиях.

- Назовите одним словом окружающие нас предметы.

Делятся результатами опытов и рассказывают об объектах на своих рисунках и фотографиях. Повторяют понятие «тела»


Открытие новых знаний.

  • Актуализация опорных знаний.
















































- Отгадайте загадки

Молоко над речкой плыло -

Ничего не видно было,

Растворилось молоко -

Стало видно далеко. (Туман)


Сперва блеск,

За блеском треск. (Молния и гром)


Разноцветные ворота

На лугу построил кто-то,

Но пройти в них нелегко -

Те ворота высоко. (Радуга)


В белом бархате деревня -

И заборы, и деревья.

А как ветер нападет,

Этот бархат опадет. (Иней)

- Как можно назвать одним словом всё, о чём были наши загадки? (Природные явления)

-Вы уже догадались, какую тему мы сегодня будем изучать? (Природные явления)


«Корзина идей»

-Поделитесь своими знаниями об известных вам уже природных явлениях в группе и подготовьте короткие сообщения об этом для всех.


На доске в хаотичном порядке учитель вывешивает карточки со словами, заготовленные детьми. Если не названы, повесить дополнительно дождь, гроза, снег, радуга, град







Слушают учителя, анализируют текст, воспринятый на слух, отгадывают загадки.

Формулируют тему урока.


















Групповая работа. Дети выбирают 1-2 известных им природных явления, записывают их названия крупно маркером на карточках, обсуждают в группе, и «главный эксперт» от каждой высказывает вслух, какие природные явления уже известны, что они знают о них.
















Познавательные: применять для решения задач

логические действия анализа, сравнения, обобщения.





















Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении вопросов, уметь слушать собеседника, правильно доносить свою мысль до слушателей, высказывать своё мнение по обсуждаемой теме.


  • Постановка задач урока.


-Как вы считаете, всё ли мы знаем о природных явлениях?

-Можно что-то ещё узнать по этой теме?

-Для чего нам необходимы знания о разных природных явлениях?

-Что вам особенно интересно узнать?

-Какую задачу поставим себе на урок? (узнать больше об известных природных явлениях, познакомиться с неизвестными)


Под руководством учителя формулируют задачи урока.


Регулятивные: способность под руководством учителя ставить учебную задачу, способность оценивать своё знание и незнание, продвижение в овладении знанием и умением

по изучаемой теме.

  • Работа с текстом учебника. Приём «Чтение с остановками»



Хорошо читающий ребёнок читает небольшой смысловой кусок текста, останавливается по знаку учителя. Учитель задаёт вопросы, помогающие понять и проверяющие степень осмысления материала.

-Какие природные явления происходят летом?

-Когда бывают гром, молния?

-В какое время суток бывает роса?

-Чем опасен смерч?

-В какое время года бывает листопад?

-Какие явления природы бывают зимой?

-Чем опасен ледоход?

Осуществляют контакт с новой информацией; пытаются сопоставить эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом;

акцентируют свое внимание на поиске ответов на возникшие ранее вопросы и затруднения; отвечают на вопросы учителя,

обращают внимание на неясности;

стремятся отследить сам процесс знакомства с новой информацией, обратить внимание на то, что именно привлекает их внимание, какие аспекты менее интересны и почему;

готовятся к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного.


Познавательные: умение анализировать информацию учебника.

Коммуникативные: способность слушать, отвечать на поставленные вопросы, выражать мысль точно и ясно.


  • Анализ фотографий. Беседа об опасных природных явлениях.

Какие явления природы изображены?

-В какое время года можно их наблюдать?

-С какими вам приходилось встречаться в жизни?

-Что можете рассказать?

-Какое явление можно назвать красивым? Почему?

-Чем могут быть опасны изображённые природные явления? (Слайды презентации с изображением гололёда, паводка, града)


-Что из прочитанного было уже известно?

-С какой новой информацией познакомились?


Воспринимают и анализируют содержание зрительно воспринятой информации.

Формулируют под руководством учителя правила безопасного поведения во время грозы, гололёда, паводка, града, обосновывают необходимость их соблюдать.

Высказывают мнения об опасности природных явлений.


Познавательные: способность воспринимать информацию, представленную в разных видах.


Коммуникативные: способность строить небольшие монологические высказывания, умение слушать, отвечать на вопросы, выражать мысль с достаточной полнотой и ясностью.


  • Опыт «Преломление света»


-Существуют явления природы, которые сложно объяснить без специальных научных знаний.

-Это явление мы можем смоделировать прямо на нашем уроке.

Опыт: На дно непрозрачной миски положить монету. Наблюдатель располагается так, чтобы монета не была видна за краем миски. Помощник наливает в миску воду, и монета становится видна благодаря преломлению света водой.

-Какие ещё необычные природные явления вам приходилось наблюдать? (Эхо)


Под руководством учителя в группах выполняют опыт, пытаются объяснить результаты наблюдения.


Читают текст об эхе.


Познавательные: Проводить несложные наблюдения и опыты по изучению природных явлений, использовать модели для объяснения природных явлений.


Закрепление.


«Кластер».

-Попробуем составить схему, систематизировать всё, что мы знали и узнали нового о природных явлениях.

-Обсудите в группе, что нового мы узнали на уроке о природных явлениях, допечатайте фломастером на карточках названия явлений, о которых вы узнали на уроке, на отдельных - их важные признаки, качества.

-Используя карточку с названием нашей темы как главную, достройте схему, рассказывающую о том, какие существуют природные явления.

-О чём рассказывает составленная нами таблица-кластер?

-Для чего она нам может пригодиться?

Систематизируют знания по теме урока, составляя схему (кластер)

По одному представителю групп на доске выстраивают из заготовленных карточек кластер- таблицу. Природные явления-названия явлений - их характеристики(опасное, красивое , в какое время года наблюдается)


Познавательные: обобщать и систематизировать информацию, переводить её

из одной формы в другую (принятую в словесной и наглядной форме переводить в схематическую)




Коммуникативные: способность осуществлять совместную познавательную деятельность в паре, группе.


Рефлексия


«Синквейн»

Памятка:

1.Кто или что?(1 слово)

2.Какой(ая?ое?)(2 слова)

3.Что делает? (3 слова)

4. Предложение..(4 слова)

5.Кто или что?(1 слово-синоним)









Взаимное оценивание работы групп по составлению синквейна.

- Оценивание эмоционального климата в группе во время работы.

-Поднимите вместе смайлик, который изображает настроение в вашей группе во время работы.


Оценивание степени решения поставленных задач, планирование дальнейшей работы.

-Какую задачу мы ставили перед собой в начале урока?

-Удалось ли нам её решить?

-Кто по вашему, сегодня был самым активным, сообразительным и догадливым?

(Оценивание работы детей учителем)


-Для чего нам нужно знать о явлениях природы, которые происходят на нашей планете?


Каждая группа составляет синквейн по доставшемуся ей по жребию (представитель выбирает лист – заготовку для синквейна с памяткой и с написанным названием природного явления: гроза, листопад, ледоход, иней, радуга. «Синквейн», представляет один участник для всего класса.


Дети высказывают оценку работы своей группы и других групп, выделяют по их мнению, самую дружную группу и удачный синквейн.




Оценивают успешность решения в течения урока поставленных перед собой задач, важность знаний, полученных на уроке для повседневной жизни.








Познавательные: умение действовать по правилу, инструкции.













Регулятивные: способность к адекватной самооценке и взаимооценке.




















Домашнее задание

-О каких явлениях природы ещё хотели бы узнать? Где вы можете найти эту информацию?

-Если хотите, подготовьте сообщение об этом явлении к следующему уроку.

- Выполните задания в рабочей тетради № 4,5

Планируют дальнейшую работу по изучению и наблюдению природных явлений, предполагают возможные источники получения дополнительной информации


Регулятивные: умение ставить учебно - познавательные задачи, сохранять их в течение всего урока, оценивать успешность их выполнения, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.