Этап урока | Ход урока | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
Организация класса. Мотивация. | -Каким вы хотите, чтобы получился наш урок? (Интересным, познавательным, нескучным) -Что для этого необходимо? (Активно работать, помогать друг другу, думать, воображать) -Какие правила посадки необходимо соблюдать? -Для чего это нужно? -Какие правила работы в группе нужно соблюдать? Говори так, чтобы тебя все понимали. Внимательно слушай и понимай других. Умей договариваться и уступать. Разумно распределяй обязанности. Хорошо выполняй свою часть работы и помогай другим. -Почему? (Чтобы успешно справиться с заданиями, чтобы всем было удобно и приятно работать) | Настраиваются на плодотворную успешную работу на уроке. Повторяют правила посадки и работы в группе. | Личностные: мотивация учения, желание открывать новое знание, сознание личной ответственности за своё здоровье. Регулятивные: умение действовать по заранее установленным правилам. Коммуникативные: способность к учебному сотрудничеству. |
Повторение изученного | - Расскажите о проведении домашних опытов. - Расскажите о своих рисунках и фотографиях. - Назовите одним словом окружающие нас предметы. | Делятся результатами опытов и рассказывают об объектах на своих рисунках и фотографиях. Повторяют понятие «тела» | |
Открытие новых знаний. | - Отгадайте загадки Молоко над речкой плыло - Ничего не видно было, Растворилось молоко - Стало видно далеко. (Туман) Сперва блеск, За блеском треск. (Молния и гром) Разноцветные ворота На лугу построил кто-то, Но пройти в них нелегко - Те ворота высоко. (Радуга) В белом бархате деревня - И заборы, и деревья. А как ветер нападет, Этот бархат опадет. (Иней) - Как можно назвать одним словом всё, о чём были наши загадки? (Природные явления) -Вы уже догадались, какую тему мы сегодня будем изучать? (Природные явления) «Корзина идей» -Поделитесь своими знаниями об известных вам уже природных явлениях в группе и подготовьте короткие сообщения об этом для всех. На доске в хаотичном порядке учитель вывешивает карточки со словами, заготовленные детьми. Если не названы, повесить дополнительно дождь, гроза, снег, радуга, град | Слушают учителя, анализируют текст, воспринятый на слух, отгадывают загадки. Формулируют тему урока. Групповая работа. Дети выбирают 1-2 известных им природных явления, записывают их названия крупно маркером на карточках, обсуждают в группе, и «главный эксперт» от каждой высказывает вслух, какие природные явления уже известны, что они знают о них. | Познавательные: применять для решения задач логические действия анализа, сравнения, обобщения. Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении вопросов, уметь слушать собеседника, правильно доносить свою мысль до слушателей, высказывать своё мнение по обсуждаемой теме. |
| -Как вы считаете, всё ли мы знаем о природных явлениях? -Можно что-то ещё узнать по этой теме? -Для чего нам необходимы знания о разных природных явлениях? -Что вам особенно интересно узнать? -Какую задачу поставим себе на урок? (узнать больше об известных природных явлениях, познакомиться с неизвестными) | Под руководством учителя формулируют задачи урока. | Регулятивные: способность под руководством учителя ставить учебную задачу, способность оценивать своё знание и незнание, продвижение в овладении знанием и умением по изучаемой теме. |
| Хорошо читающий ребёнок читает небольшой смысловой кусок текста, останавливается по знаку учителя. Учитель задаёт вопросы, помогающие понять и проверяющие степень осмысления материала. -Какие природные явления происходят летом? -Когда бывают гром, молния? -В какое время суток бывает роса? -Чем опасен смерч? -В какое время года бывает листопад? -Какие явления природы бывают зимой? -Чем опасен ледоход? | Осуществляют контакт с новой информацией; пытаются сопоставить эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом; акцентируют свое внимание на поиске ответов на возникшие ранее вопросы и затруднения; отвечают на вопросы учителя, обращают внимание на неясности; стремятся отследить сам процесс знакомства с новой информацией, обратить внимание на то, что именно привлекает их внимание, какие аспекты менее интересны и почему; готовятся к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного. | Познавательные: умение анализировать информацию учебника. Коммуникативные: способность слушать, отвечать на поставленные вопросы, выражать мысль точно и ясно. |
| Какие явления природы изображены? -В какое время года можно их наблюдать? -С какими вам приходилось встречаться в жизни? -Что можете рассказать? -Какое явление можно назвать красивым? Почему? -Чем могут быть опасны изображённые природные явления? (Слайды презентации с изображением гололёда, паводка, града) -Что из прочитанного было уже известно? -С какой новой информацией познакомились? | Воспринимают и анализируют содержание зрительно воспринятой информации. Формулируют под руководством учителя правила безопасного поведения во время грозы, гололёда, паводка, града, обосновывают необходимость их соблюдать. Высказывают мнения об опасности природных явлений. | Познавательные: способность воспринимать информацию, представленную в разных видах. Коммуникативные: способность строить небольшие монологические высказывания, умение слушать, отвечать на вопросы, выражать мысль с достаточной полнотой и ясностью. |
| -Существуют явления природы, которые сложно объяснить без специальных научных знаний. -Это явление мы можем смоделировать прямо на нашем уроке. Опыт: На дно непрозрачной миски положить монету. Наблюдатель располагается так, чтобы монета не была видна за краем миски. Помощник наливает в миску воду, и монета становится видна благодаря преломлению света водой. -Какие ещё необычные природные явления вам приходилось наблюдать? (Эхо) | Под руководством учителя в группах выполняют опыт, пытаются объяснить результаты наблюдения. Читают текст об эхе. | Познавательные: Проводить несложные наблюдения и опыты по изучению природных явлений, использовать модели для объяснения природных явлений. |
Закрепление. | «Кластер». -Попробуем составить схему, систематизировать всё, что мы знали и узнали нового о природных явлениях. -Обсудите в группе, что нового мы узнали на уроке о природных явлениях, допечатайте фломастером на карточках названия явлений, о которых вы узнали на уроке, на отдельных - их важные признаки, качества. -Используя карточку с названием нашей темы как главную, достройте схему, рассказывающую о том, какие существуют природные явления. -О чём рассказывает составленная нами таблица-кластер? -Для чего она нам может пригодиться? | Систематизируют знания по теме урока, составляя схему (кластер) По одному представителю групп на доске выстраивают из заготовленных карточек кластер- таблицу. Природные явления-названия явлений - их характеристики(опасное, красивое , в какое время года наблюдается) | Познавательные: обобщать и систематизировать информацию, переводить её из одной формы в другую (принятую в словесной и наглядной форме переводить в схематическую) Коммуникативные: способность осуществлять совместную познавательную деятельность в паре, группе. |
Рефлексия | «Синквейн» Памятка: 1.Кто или что?(1 слово) 2.Какой(ая?ое?)(2 слова) 3.Что делает? (3 слова) 4. Предложение..(4 слова) 5.Кто или что?(1 слово-синоним) Взаимное оценивание работы групп по составлению синквейна. - Оценивание эмоционального климата в группе во время работы. -Поднимите вместе смайлик, который изображает настроение в вашей группе во время работы. Оценивание степени решения поставленных задач, планирование дальнейшей работы. -Какую задачу мы ставили перед собой в начале урока? -Удалось ли нам её решить? -Кто по вашему, сегодня был самым активным, сообразительным и догадливым? (Оценивание работы детей учителем) -Для чего нам нужно знать о явлениях природы, которые происходят на нашей планете? | Каждая группа составляет синквейн по доставшемуся ей по жребию (представитель выбирает лист – заготовку для синквейна с памяткой и с написанным названием природного явления: гроза, листопад, ледоход, иней, радуга. «Синквейн», представляет один участник для всего класса. Дети высказывают оценку работы своей группы и других групп, выделяют по их мнению, самую дружную группу и удачный синквейн. Оценивают успешность решения в течения урока поставленных перед собой задач, важность знаний, полученных на уроке для повседневной жизни. | Познавательные: умение действовать по правилу, инструкции. Регулятивные: способность к адекватной самооценке и взаимооценке. |
Домашнее задание | -О каких явлениях природы ещё хотели бы узнать? Где вы можете найти эту информацию? -Если хотите, подготовьте сообщение об этом явлении к следующему уроку. - Выполните задания в рабочей тетради № 4,5 | Планируют дальнейшую работу по изучению и наблюдению природных явлений, предполагают возможные источники получения дополнительной информации | Регулятивные: умение ставить учебно - познавательные задачи, сохранять их в течение всего урока, оценивать успешность их выполнения, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. |