МКОУ «Обильненская СОШ»
Разработка урока на тему:
« Органы и системы органов животных».
6 класс.
Подготовила:
Горобченко Галина Гурамовна,
Учитель биологии и химии.
I к/ категория.
с. Обильное 2016 г.
Цель урока:
Планировать и анализировать свою деятельность в ходе изучения темы « Органы и системы органов животных».
Задачи:
1.Развивающие:
а) развивать речь обучающихся, пополнять их словарный запас,
б) отрабатывать умение работать с текстом,
в) выделять главное, анализировать и делать выводы,
г) формирование умения изображать биологические объекты.
д) отрабатывать навыки определения понятий.
2.Воспитательные:
а) организовать воспитательное влияние на личность через систему отношений,
б) формировать доброжелательное и уважительное отношение к одноклассникам,
в) создавать ситуацию успеха у детей,
г) воспитывать любовь и бережное отношение к растениям, природе.
3. Образовательные:
а) на основе знаний учащихся рассмотреть материал темы урока.
У. У. Д.
1.Личностные:
а) умение работать в группах,
б) осознавать потребность и готовность к самообразованию.
2. Коммуникативные:
Осуществлять взаимный контроль и взаимопомощь.
3. Регулятивные:
а) оценивать правильность выполнения действий,
б) сверять свои действия с целью и при необходимости корректировать их самостоятельно.
4. Познавательные:
а) анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты,
б) давать определения понятиям, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Планируемые результаты:
1.Предметные:
а) усвоение знаний темы урока,
б) умение использовать и строить речевые высказывания с использованием специальной терминологии,
в) умение использовать текст учебника.
2.Личностные:
а) умение понимать смысл поставленной задачи, четко и ясно излагать свои мысли в устной речи,
б) осознание границ применяемого нового знания.
3.Метапредметные:
а) регулятивные – самостоятельно формулировать тему урока после предварительного обсуждения,
б) познавательные – добывать новые знания, извлекать и обрабатывать полученную информацию,
в) коммуникативные – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Ресурсы:
Основные. Учебник Н. И. Сонин, «Биология» 6 класс. «Дрофа», М. 2014г.
Дополнительные. Инструктивная карта, таблицы. Магниты. Компьютер, интерактивная доска или экран.
Форма урока. Комбинированный. Изучение нового материала.
Методы обучения. Диалог учитель - обучающийся, наглядные, проблемного изложения, работы в парах, работа по обработке представленной информации.
Ход урока.
1.Из перечня слов составить логическую цепочку и растолковать ее:
орган, ткань, организм, клетка, система органов
2. На доске записаны зашифрованные слова.
К_ _ _ _ _ ь, Л_ _т, Ц _ _ _ _к, С _ _ _ _ _ь, п_ _ д.
Ученикам необходимо расшифровать эти слова, записать их по смыслу в две колонки и озаглавить эти колонки.
Учитель объясняет тему урока. Вместе с учащимися ставятся цели и задачи урока.
Прежде чем приступить к изучению новой темы проводится опрос.
Опрос.
При решении заданий части А выберите один правильный ответ на вопрос.
1. Корневая система с хорошо развитым главным корнем называется:
А) боковой В) мочковатой
Б) придаточной Г) стержневой
2. Растительная ткань, образованная мелкими постоянно делящимися клетками называется:
А) механическая В) покровная
Б) основная Г) образовательная
3. Зародыш семени состоит из:
а) Корешка, стебелька и эндосперма в) корешка и побега
б) корешка, стебелька и семядолей г) стебелька и почечки.
4 Корни, развивающиеся на листьях, стеблях называются:
А) главные В) боковые
Б) придаточные Г)дыхательные
5. Корневая система с не развитым главным корнем называется:
А) боковой В) мочковатой
Б) придаточной Г) стержневой
6. Растительная ткань, образованная живыми и мертвыми клетками с толстыми оболочками:
А) механическая В) покровная
Б) основная Г) образовательная
7. Корни, развивающиеся на главных корнях, называются:
А) главные В) боковые
Б) придаточные Г) прицепки
8.Цветок тюльпана опыляется:
а) ветром б) летучими мышами в) насекомыми г) водой
9. Плод пшеницы:
а) ягода б) костянка в) коробочка г) семянка
Изучение новой темы.
Проводится в виде самостоятельной работы по группам.
В ходе работы будет заполнена таблица. Каждая группа выполняет и представляет свою часть работы.
? | ? | ? |
Опорно- двигательная система | скелет и мышцы | опора, защита внутренних органов, движение |
Кровеносная система | | |
Пищеварительная система | | |
Дыхательная система | | |
Выделительная система | | |
Половая система | | |
Нервная система | | |
Эндокринная система | | |
Физминутка Каждая система имеет свои особенности строения, связанные с ее функциями. Давайте рассмотрим это на примере пищеварительной системы дождевого червя. (заполняется таблица).
Система органов | Особенности строения | Функции |
Пищеварительная | рот глотка пищевод зоб желудок
кишечник
анальное отверстие | захватывает пищу проталкивает пищу в пищевод ведет пищу в зоб увлажняет пищу перетирает пищу, превращает ее в кашицу переваривание и всасывание питательных веществ в кровь, превращение сложных веществ пищи в более простые. выводит непереваренные остатки пищи наружу. |
Обобщение Вывод: все органы взаимосвязаны между собой, все они выполняют общую функцию- переваривание и всасывание пищи в организм. Все системы в организме взаимосвязаны. Рассматривается на схеме.
опорно- двигательная
наяная
дыхательная

кровенос-ная система
выделительная
пищевари-
тельная
Закрепление знаний Проводится в виде текста, сказки про кота Макса.
Макс решил взять интервью у органов тела. Сначала он отправился в темную, теплую мягкую полость, покрытую эпителиальной тканью/ В этой полости Макс долго не задержался, а по длинной трубе провалился в мрачную яму.
- Куда же я попал? Кто вы и что делаете?
-Я перевариваю все, что в меня попадает. Вот сейчас и тебя переварю!- недовольно проворчала яма./
Но коту повезло, ему удалось покинуть это опасное место, и он оказался в бесконечно длинном лабиринте. Внутри лабиринт был покрыт мягким ворсистым ковром, так что Максу казалось, будто он идет по розовому бархату, а бархат шевелится под ногами.. Этот ковер не просто так шевелился, а успевал всасывать полужидкое содержимое лабиринта. макс сразу догадался, где находится./ и поспешил проникнуть через ворсинки в красную солоноватую жидкость./
Вместе с этой жидкостью он добрался до органа, который имел очень важный вид. От важности он то - расширялся, то сокращался. Кот попытался побеседовать с ним: «Кто Вы? Чем вы обычно занимаетесь?» Но орган не удостоил Макса вразумительным ответом, сказал только, что без него человек будет ,как самолет без мотора./
Далее кот оказался рядом с нежным пузыристым мягким образованием: «А вы кто, и чем занимаетесь? Отдыхаете ли вы по выходным?»
орган ответил, что он не отдыхает - иначе человек просто умрет и посоветовал Максу убираться куда- нибудь подальше.
«Ну грубиян а с виду такой милый» - подумал кот и отправился дальше по очень длинному отростку клетки, который привел его к другой клетке, а потом к следующей. Макс добрался до очень важного и сложного органа./
Оказавшись в нем, кот сразу понял, что очень мешает, но орган сам объяснил, что благодаря его работе организм функционирует как единое целое. Орган был скромен и упомянул, что ему помогают системы других органов.
Итоги урока.
Составить предложения из ключевых слов темы урока.
органов, система, функции, связанных, группу, собой, между, функции, выполняющих, называют, общие.
Рефлексия.
Учитель: «Ребята, я думаю, что наш урок был плодотворным, и надеюсь, что он вам понравился. Вы очень хорошо поработали. Я предлагаю вам ответить на следующие вопросы:
Сегодня на уроке мне удалось узнать……………………………………………….
Особенно меня удивило……………………………………………………………..
Хочу похвалить себя за………………………………………………………………
Я испытывал трудности при…………………………………………………………
Я могу справиться с трудностями если……………………………………………..
Оценки, Домашнее задание. стр 50-55.
Выберите один правильный ответ на вопрос.
1. Корневая система с хорошо развитым главным корнем называется:
А) боковой В) мочковатой
Б) придаточной Г) стержневой
2. Растительная ткань, образованная мелкими постоянно делящимися клетками называется:
А) механическая В) покровная
Б) основная Г) образовательная
3. Зародыш семени состоит из:
а) Корешка, стебелька и эндосперма в) корешка и побега
б) корешка, стебелька и семядолей г) стебелька и почечки.
4 Корни, развивающиеся на листьях, стеблях называются:
А) главные В) боковые
Б) придаточные Г)дыхательные
5. Корневая система с не развитым главным корнем называется:
А) боковой В) мочковатой
Б) придаточной Г) стержневой
6. Растительная ткань, образованная живыми и мертвыми клетками с толстыми оболочками:
А) механическая В) покровная
Б) основная Г) образовательная
7. Корни, развивающиеся на главных корнях, называются:
А) главные В) боковые
Б) придаточные Г) прицепки
8.Цветок тюльпана опыляется:
а) ветром б) летучими мышами в) насекомыми г) водой
9. Плод пшеницы:
а) ягода б) костянка в) коробочка г) семянка
? | ? | ? |
Опорно- двигательная система | скелет и мышцы | опора, защита внутренних органов, движение |
Кровеносная система |
| |
Пищеварительная система |
| |
Дыхательная система |
| |
Выделительная система |
| |
Половая система |
| |
Нервная система |
| |
Эндокринная система |
| |
| | |
? | ? | ? |
Опорно- двигательная система | скелет и мышцы | опора, защита внутренних органов, движение |
Кровеносная система |
| |
Пищеварительная система |
| |
Дыхательная система |
| |
Выделительная система |
| |
Половая система |
| |
Нервная система |
| |
Эндокринная система |
| |
Система органов | Особенности строения | Функции |
Пищеварительная | | захватывает пищу проталкивает пищу в пищевод ведет пищу в зоб увлажняет пищу перетирает пищу, превращает ее в кашицу переваривание и всасывание питательных веществ в кровь, превращение сложных веществ пищи в более простые. выводит непереваренные остатки пищи наружу. |
Система органов | Особенности строения | Функции |
Пищеварительная | | захватывает пищу проталкивает пищу в пищевод ведет пищу в зоб увлажняет пищу перетирает пищу, превращает ее в кашицу переваривание и всасывание питательных веществ в кровь, превращение сложных веществ пищи в более простые. выводит непереваренные остатки пищи наружу. |
Макс решил взять интервью у органов тела. Сначала он отправился в темную, теплую мягкую полость, покрытую эпителиальной тканью/_____________________
В этой полости Макс долго не задержался, а по длинной трубе провалился в мрачную яму.
- Куда же я попал? Кто вы и что делаете?
-Я перевариваю все, что в меня попадает. Вот сейчас и тебя переварю!- недовольно проворчала яма./________________
Но коту повезло, ему удалось покинуть это опасное место, и он оказался в бесконечно длинном лабиринте. Внутри лабиринт был покрыт мягким ворсистым ковром, так что Максу казалось, будто он идет по розовому бархату, а бархат шевелится под ногами.Этот ковер не просто так шевелился, а успевал всасывать полужидкое содержимое лабиринта. Макс сразу догадался, где находится./ ________________ и поспешил проникнуть через ворсинки в красную солоноватую жидкость./___________________
Вместе с этой жидкостью он добрался до органа, который имел очень важный вид. От важности он то - расширялся, то сокращался. Кот попытался побеседовать с ним: «Кто Вы? Чем вы обычно занимаетесь?» Но орган не удостоил Макса вразумительным ответом, сказал только, что без него человек будет ,как самолет без мотора./ ____________________
Далее кот оказался рядом с нежным пузыристым мягким образованием: «А вы кто, и чем занимаетесь? Отдыхаете ли вы по выходным?»
Орган ответил, что он не отдыхает - иначе человек просто умрет и посоветовал Максу убираться куда- нибудь подальше./______________________
«Ну, грубиян, а с виду такой милый» - подумал кот и отправился дальше по очень длинному отростку клетки, который привел его к другой клетке, а потом к следующей. Макс добрался до очень важного и сложного органа./____________________
Оказавшись в нем, кот сразу понял, что очень мешает, но орган сам объяснил, что благодаря его работе организм функционирует как единое целое. Орган был скромен и упомянул, что ему помогают системы других органов.