СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок основ безопасности жизнедеятельности в 9 классе

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интересы личности определяются возможностью каждо­го гражданина России реализовывать свои конституционные права и свободы в обеспечении личной безопасности, в по­вышении качества и уровня жизни. Интересы общества обеспечиваются упрочением демократии, созданием право­вого социального государства, духовным обновлением Рос­сии.

Просмотр содержимого документа
«Урок основ безопасности жизнедеятельности в 9 классе»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

основ безопасности жизнедеятельности в 9 классе


Национальные интересы России в современном мире. Основные угрозы национальным интересам и безопасности России.

Цели урока:

формировать у учащихся представление о национальных интересах России как совокупности сбаланси­рованных интересов личности, общества и государства; убеж­дение в возрастании в современных условиях роли гражда­нина России в деле обеспечения национальных интересов России;

-дать учащимся общее понятие об угрозе на­циональным интересам и безопасности России, которую несут в себе последствия чрезвычайных ситуаций природного, техно­генного и социального характера, подчеркнуть отрицательное влияние человеческого фактора на национальную безопасность России.

-сформировать убеждение, что национальная безопас­ность России во многом зависит от уровня культуры в области безопасности каждого человека и населения страны в целом.

Изучаемые вопросы

1.            Интересы личности, общества и государства в общем со­держании национальных интересов России.

2.            Национальные интересы России во внутриполитиче­ской, экономической и духовной сферах.

3.            Национальные интересы России в международной и во­енной сферах. 4.            Национальная безопасность России.

5.            Профилактика отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства. 6.            Повышение уровня культуры в области безопасности населения страны и обеспечение национальной безопасности России.

        Изложение учебного материала. Интересы личности определяются возможностью каждо­го гражданина России реализовывать свои конституционные права и свободы в обеспечении личной безопасности, в по­вышении качества и уровня жизни. Интересы общества обеспечиваются упрочением демократии, созданием право­вого социального государства, духовным обновлением Рос­сии. Интересы государства определяются незыблемостью конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, политической, экономической ста­бильностью, обеспечением законности и поддержанием пра­вопорядка, развитием взаимовыгодного международного со­трудничества. 2.         Обратить внимание учащихся на основные условия во внутриполитической, экономической и духовной сферах, при­
званных обеспечить национальные интересы России. Во внутриполитической сфере эти условия состоят:

•   в сохранении стабильности конституционного строя институтов государственной власти; •   в обеспечении гражданского мира и национального согла­сия, территориальной целостности, единства правового про­странства, правопорядка; •   в завершении процесса становления демократического об­щества; •   в нейтрализации причин и условий, способствующих воз­никновению политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и их последствий — социальных межэтнических и религиозных конфликтов, терроризма.

В экономической сфере:

•   в обеспечении динамично развивающегося производства и рынка; •   в обеспечении высокого уровня жизни народов России.

В духовной сфере: •   в укреплении нравственных ценностей общества; •   в сохранении традиций патриотизма и гуманизма; •   в укреплении культурного и научного потенциала страны. 3. Обозначить основные условия, соответствующие нацио­нальным интересам России в международной и военной сфе­рах жизнедеятельности.

В международной сфере: •   в обеспечении суверенитета;

•   в упрочении позиций России как великой державы — од­ного из влиятельных центров многополярного мира;

•   в развитии равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми странами и интеграционными объединениями, прежде всего с государствами — участниками СНГ и традиционными партнерами России;

•   в повсеместном соблюдении прав и свобод человека и не­допустимости применения при этом двойных стандартов.

В военной сфере:

•   в защите ее независимости, суверенитета, государственной и территориальной целостности;

•   в предотвращении военной агрессии против России и ее союзников;

•   в обеспечении условий для мирного демократического раз­вития государства.

Важнейшей составляющей национальных интересов России является защита личности, общества и государства от терроризма, в том числе международного, а также от чрезвычайных ситуа­ций природного и техногенного характера и их последствий, а в военное время от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также усиление роли и ответственности человека за свои дела и поступ­ки при соблюдении мер безопасности во всех сферах жизнедея­тельности, повышение общей культуры в области безопасности для снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства.

4. Обратить внимание учащихся на то, что под нацио­нальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носи­теля суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации. Отметить, что в настоящее время уровень осознания каж­дым человеком, да и обществом в целом, степени опасностей, связанных с возникающими в повседневной жизни различны­ми опасными и чрезвычайными ситуациями природного, тех­ногенного и социального характера, которые непосредственно оказывают влияние на национальную безопасность России, не соответствует их реальной опасности для жизнедеятельности личности, общества и государства.

Такая недооценка обществом существующих и возрастающих опасностей, угрожающих жизнедеятельности человека, все чаще приводит к масштабным трагическим последствиям, связанным с гибелью людей и уничтожением материальных ценностей.

5.         Подчеркнуть, что человек в процессе жизнедеятельности постоянно расширяет область своих интересов для удовлетво­рения жизненных потребностей, но при этом мало заботится о соблюдении мер безопасности и возможных последствиях сво­ей деятельности, что привело к увеличению масштабов различ­ных чрезвычайных ситуаций, возникших по вине человека. Масштабность влияния чрезвычайных ситуаций на социальные, экономические, политические и другие процессы совре­менного общества уже превысила тот уровень, который позво­лял относиться к ним как к драматическим событиям локального характера. В настоящее время ошибка человека мо­жет привести к возникновению чрезвычайной ситуации широ­кого масштаба (например, чернобыльская катастрофа). Общегосударственной проблемой в нашей стране стала проблема предупреждения чрезвычайных ситуаций природно­го, техногенного и социального характера. Устойчивое разви­тие страны, ее экономики, повышение благосостояния всего многонационального народа, вхождение страны в разряд веду­щих мировых держав могут быть достигнуты в том числе путем профилактики причин возникновения чрезвычайных ситуаций. Высший приоритет в этом отводится человеку, а один из основных путей — повышение общей культуры каждого чело­века в области безопасности жизнедеятельности и снижение отрицательного влияния человеческого фактора на безопас­ность жизнедеятельности личности, общества и государства.

6.         Заострить внимание учащихся на том, что формирование культуры в области безопасности жизнедеятельности у населения страны на уровне, соответствующем развитию нашей циви­лизации, стало приоритетом в деле обеспечения национальной безопасности государства от внешних и внутренних угроз. Человеческий фактор все большее отрицательное влияние оказывает на безопасность личности, общества и государства во всех сферах их жизнедеятельности. Получается так, что человек сам себя уничтожает из-за незнания основных опасных и чрезвычайных ситуаций, с которыми он может встретиться в процессе повседневной жизнедеятельности, из-за незнания правил безопасного поведения в реальной окружающей его среде: природной, техногенной, социальной.

Контрольные вопросы

1.          Что представляют собой в общем виде национальные интересы России?

2.          Что представляют собой интересы личности, общества и го­сударства в общем содержании национальных интересов России?

3.          В чем заключаются национальные интересы России во внутриполитической, социальной, международной и военной сферах жизнедеятельности страны?

4.    Являются ли составляющими национальных интересов России мероприятия по защите населения страны от чрезвы­чайных ситуаций природного, техногенного и социального ха­рактера?

5.          Какое влияние на обеспечение национальных интересов России может оказывать индивидуально каждый человек и в чем это выражается?

6.          Что понимается под национальной безопасностью Рос­сии?

7.          В чем заключается отрицательное влияние человеческо­го фактора на национальную безопасность России?

8.          Почему в настоящее время остро встал вопрос о форми­ровании общей культуры в области безопасности у населения России?

9.          Почему принято считать, что высокий уровень культуры в области безопасности жизнедеятельности может обеспечить человеку благополучную жизнь?

10.   Почему на национальную безопасность России оказыва­ет определенное влияние поведение каждого человека?

 

Домашнее задание: изучить § 1.2 , 1.3 учебника.