СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок «Основные устройства компьютера и их функции».

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок в 8 классе на тему: «Основные устройства компьютера и их функции».

Просмотр содержимого документа
«Урок «Основные устройства компьютера и их функции».»


Открытый урок по информатике в 8 классе по теме

«Основные устройства компьютера и их функции».


Разработал: учитель математики и информатики

Алхасов Камиль Хасбулатович

Краткая аннотация урока:

Проведенный урок – первый при изучении темы «Компьютер». Урок состоит из пяти этапов: организационный момент, закрепление материала по изученной теме, объяснение нового материала, закрепление материала, итоги урока. Для облегчения процесса восприятия информации учащимися урок сопровождается электронной презентацией (созданной мной), используются цифровые образовательные ресурсы Босова Л.Л.. – автора учебника, по которому ведется обучение. Повышению познавательной активности учащихся на этапе закрепления материала способствует использование компьютерного тренажера. Правильность выполнения задания проверяется на интерактивной доске. Учащиеся имеют возможность проверить и закрепить свои знания по теме с помощью интерактивного теста. Применение цифровых образовательных ресурсов позволяет оптимально организовать самостоятельную работу учащихся, индивидуализировать работу, у детей есть возможность найти и исправить свои ошибки.


Ход и содержание урока.

  1. Организационный момент. (1 мин.)

  2. Повторение изученного материала главы 1.(5 мин)

  3. Теоретическая основа  урока. (15 мин)

  4. Закрепление материала. (15 мин)

  5. Обобщение и подведение итогов. Оценивание (4мин.).

  6. Рефлексия.(3 мин.)

  7. Домашнее  задание. (1мин.)


1.Организационный момент. Подготовка учащихся к уроку (Заранее рассадить по одному человеку), настройка интерактивной доски.

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку. (В начале урока раздать листочки с тестом и таблицей для ответов.)

-Отметим отсутствующих на уроке.

2. Актуализация знаний.

- Начнем наш урок с повторения изученной темы «Информация и информационные процессы». Для этого вам необходимо решить тест из восьми вопросов. Время выполнения 5минут.

По окончании времени собрать листочки.

- Итак, темой нашего урока сегодня станет: (слайд 1) «Основные компоненты компьютера и их функции». Давайте откроем рабочие тетради и запишем число и тему урока.

3.Мотивация.

Ключевые слова:

-компьютер, процессор, память, устройства ввода информации, устройства вывода информации (распечатаны на отдельных листах)приложение2 вывесить одно под другим в указанном порядке на доске с помощью магнитов

-Попробуем сформулировать цели урока, опираясь на название его темы. Слай2предлагают варианты. Слайд 3.

-Молодцы! Ну а основной целью все же будет установить взаимосвязь между этими устройствами и определить их основные функции.

4.Изложение нового материала. (раздать краткие конспекты, которые дети вклеят в тетради)

- Компьютер, получивший свое название по основной своей функции-проведению вычислений (в переводе с англ означает вычислять).

-Что же будем называть компьютером? (предположения)

Компьютер – это универсальное электронное программно-управляемое устройство, предназначенное для автоматической обработки, хранения и передачи информации».

Универсальным устройством компьютер называют потому, что он может применяться для многих целей – обрабатывать, хранить и передавать информацию, использоваться человеком в разных видах деятельности.

Слайд4.Задание 1.Найдите и подчеркните это определение в конспекте.

-Какие виды информации могут обрабатывать компьютеры? (числа, текст, изображения, звуки). Слайд 5.

-Функции, выполняемые устройствами компьютера по хранению, обработке, приему и передаче информации, подобны функциям мыслящего человека.

Существует четыре основные составляющие информационной деятельности человека: прием (ввод) информации с помощью органов чувств; запоминание информации-с помощью памяти; процесс мышления и передача информации - голосом и жестами. Задание 2.Попробуйте соотнести эти функции человека и компьютера. ( На доске магнитами прикрепляют )

-Проверим работу. Слайд 6.

- Сходство очевидно, но отождествлять человека с компьютером мы не можем, хотя бы по тому, что человек управляет своими действиями сам, а компьютер подчиняется заложенной в него...? (программе, верно, поэтому компьютер называют программно-управляемым устройством) Слайд 7

-Подчеркните это определение в конспектах.

- Современные компьютеры бывают настольными, портативными и карманными Слайд 8

-Минимальный комплект устройств персонального компьютера вы все можете назвать. Слайд 9.

Выдаются таблицы.

Устройства компьютера и их функции.

Название устройства

Основные функции

Количественные характеристики

Процессор

Центральное устройство, обрабатывает поступающие электрические импульсы организует прием данных, считывание из памяти очередной команды, ее анализ и выполнение, а также отправку результатов работы на требуемое устройство

Тактовая частота – МГц(миллионы тактов в секунду);

Разрядность – минимальная длина двоичного кода, передаваемого или обрабатываемого одновременно. Достигает значения 64.

Память

Запись, хранение и выдача данных

Виды

внешняя внутренняя или

долговременная; оперативная

носители: магнитные, встроена, управляется

оптические диски, flesh- процессором

диски и накопители

(дисководы) - обеспечивают

Запись данных, жесткий диск

Бит- клетка памяти, наименьший ее элемент (в ней хранится 0 или 1)

Объем оперативной памяти может достигать нескольких Гбайтов

Устройства ввода информации

«переводят» информацию с языка человека на компьютерный

Примеры: клавиатура, мышь, микрофон, сканер

Устройства вывода информации

«переводят» электрические импульсы в форму, доступную для человеческого восприятия

Монитор, принтер, плоттер

- Различные устройства компьютера связаны между собой каналами передачи данных.

Вывод на интерактивную доску:

Схема информационных потоков в компьютере.

Стрелками показано направление информационного обмена.

Давайте, разберемся, как происходит информационный обмен в компьютере: информация через устройства ввода попадает во внутреннюю память, процессор извлекает из памяти обрабатываемую информацию, работает с ней и помещает результаты обработки в память, полученные результаты через устройства вывода сообщаются человеку.

  • Процессор.

Микропроцессор – основное устройство, миниатюрная электронная схема, находится в системном блоке. Процессор состоит из двух компонентов: управляющего устройства и арифметико-логического устройства.

Основными характеристиками процессора являются тактовая частота и разрядность. Тактовая частота измеряется в мегагерцах. 1 МГц соответствует миллиону тактов в секунду. Современное поколение компьютеров обладает частотой в несколько гигогерц. Разрядностью называют максимальную длину двоичного кода, который может обрабатываться или предаваться процессором целиком.

  • Память компьютера.

У компьютера различают два вида памяти: внутренняя и внешняя.

Внутренняя память состоит из двух частей ОЗУ и ПЗУ. Они располагаются в материнской плате.

ОЗУ для временного хранения данных,

программа после запуска попадает в ОЗУ.

Поэтому основной характеристикой является объем оперативной памяти, влияющий на скорость работы компьютера.

Информация в ПЗУ «зашивается» в процессе создания компьютера. Включает в себя программы запуска, остановки компьютера, тестирования устройств, управления работой процессора и др. устройств. (О программах мы поговорим на других уроках)

Внешняя память – это устройства хранения информации на различных носителях.

Важнейшими устройствами внешней памяти являются накопители на магнитных дисках (НМД), или дисководы. Другой вид внешних носителей – оптические диски. Отличие магнитных и оптических дисков в способе записи и чтения информации. Сначала появились оптические диски, на которые можно было только один раз сделать запись (CD-RОМ), позже изобрели перезаписываемые диски (СD-RW).

В системном блоке находится основное хранилище информации накопители на магнитных дисках, называемые жесткими дисками или винчестерами, на которых хранятся все необходимые документы и приложения. На современных ПК устанавливают НЖМД объемом в десятки и сотни гигабайтов. Все остальные носители – сменные (дискеты, оптические диски CD, DVD). В производстве современных моделей компьютеров уже не используется НГМД для дискет, т.к. объем этого носителя очень мал (1,4 Мб). На сегодняшний день популярным является современный носитель – флэш-память. Это электронное устройство, энергонезависимое, обладает большим информационным объемом (десятки Гб).

  • Устройства компьютера.

К системному блоку подключаются клавиатура, монитор, мышь и другие периферийные (внешние) устройства. Все внешние устройства взаимодействуют с процессором через специальные блоки – контроллеры. Каждое подключаемое к компьютеру устройство имеет свой номер, выполняющий роль адреса этого устройства. Информация, передаваемая от процессора к устройству, сопровождается его адресом и подается на контроллер, который управляет работой устройства.

Все внешние устройства делятся на устройства ввода и вывода информации.


Устройства ввода.

клавиатура

манипулятор типа «мышь»

джойстик

сканер

сенсорная панель

микрофон

графический планшет

трекбол

вебкамера

видеокамера

фотокамера

TV-тюнер, FM-тюнер


Устройства вывода.

монитор

колонки

плоттер

проектор


Принтеры

Внешний вид

Принципы печати

матричный

струйный

лазерный



5.Рефлексия.

Закрепление изученного материала. Учащиеся делятся на группы по 4 человека и получают карточки с названиями устройств компьютера. Берут листок бумаги и делят его на четыре части, в центре рисуют круг. Заполняют 1 часть, потом обмениваются карточками, заполняют вторую часть и т.д.





6.Домашнее задание




Ссылки на использованные интернет-ресурсы

  1. Цифровые образовательные ресурсы: «Информатика - базовый курс», http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/a30a9550-6a62-11da-8cd6-0800200c9a66 /

  2. Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/ppt9kl.php

Самоанализ

1.

Наглядно можно показать архитектуру компьютера, видов носителей информации, видов памяти, взаимосвязь комплектующих, структуру персонального компьютера, устройств ввода и вывода.

2.

Целесообразно использование данного урока учителями информатики и ИКТ в качестве первого урока по теме «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией». После чего можно перейти к изучению программного обеспечения компьютера.

3.

В результате учащиеся получают знания и навыки по теме урока, позитивное отношение к изучению ПК как информационного устройства для информационной деятельности человека.






5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!