СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Откуда и куда текут реки?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Урок составлен в соответствии с ФГОС, направлен на использование метапредметных УУД, с использованием краеведческого материала.

Просмотр содержимого документа
«Урок "Откуда и куда текут реки?"»

Технологическая карта урока

Учитель начальных классов: Ручкина Надежда Анатольевна

Предмет: «Окружающий мир»

УМК: Завершённая предметная линия учебников «Окружающий мир » под редакцией: А. А. Плешакова.

Класс: 1 класс

Тип урока: урок по окружающему миру. ОНЗ (открытие новых знаний).

Программа: «Школа России»


Тема раздела:

«Как, откуда и куда?»

Тема урока:

«Куда теку реки?»

Цель:

организовать совместную деятельность учащихся с целью формирования знаний об окружающем мире, о человеке и его месте в природе;





Планируемые результаты:









Формируемые УУД:











Предметные: создание условий для ознакомления учащихся с понятиями «исток», «устье», для расширения знаний о реках России;

создание условий для ознакомления с названиями рек и водоёмов области и района;






Метапредметные: научатся работать с картой, планом, соотносить площади

Регулятивные УУД: формулируют учебную задачу урока и стремятся её выполнить; планируют собственную деятельность и прогнозируют результат усвоения знаний, контролируют и оценивают свою деятельность и деятельность одноклассников, при необходимости вносят корректировки, способность к саморегуляции.


Познавательные УУД: формулируют познавательную цель урока, учатся устанавливать причинно-следственные связи; осуществлять поиск необходимой информации на основе анализа и синтеза, создают алгоритм действия, учатся использовать полученные умения в повседневной жизни.



Коммуникативные УУД: формировать собственное мнение; договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности, уметь слышать и слушать партнёра, достаточно чётко выражать свои мысли, при необходимости задавать вопросы уточняющего характера.



Личностные УУД: наличие положительной мотивации, сотрудничество со сверстниками и со взрослыми, проявление самостоятельности, личной ответственности






Межпредметные связи:

Связь с математикой, музыкой.

Оборудование:

  1. Презентация урока;

  2. Карточки, схемы.

Подготовила и провела в 1 «А» классе

МКОУ Павловская СОШ № 2

Павловского муниципального района

Воронежской области

Учитель начальных классов ВКК:

Ручкина Надежда Анатольевна



Тема: «Куда теку реки?»

Ход урока

    1. Организационный момент.



Действия учителя

Действия детей

УУД

-Здравствуйте, гости! Предлагаю Вам познакомиться с моими первоклассниками.

- Приглашаю вас на урок «Окружающего мира».


-Дети, подарите друг другу тепло своих ладошек и удачного вам дня. Садитесь.

- Сегодня мы продолжим учиться работать в группах. Вспомните, какие вы знаете правила совместной работы   

-Повторим правила работы в группе.

Правила работы в группе.

1. Будь доброжелательным к товарищам. Помни, что вы делаете общее дело.
2. Чётко высказывай предлагаемый способ решения.
3. Умей слушать других.
4. Если, не согласен с мнением других: НЕ КРИЧИ, НЕ ПЕРЕБИВАЙ. Пользуйся вежливыми фразами.
5. Если ты оказался не прав, извинись, признай свою ошибку, не упрямься. 6. Не смейся над чужими ошибками. Помни, что ты можешь оказаться в таком же положении.

Каков девиз работы в группе?

Девиз: « Мы в одной лодке: или выплывем вместе, или утонем вместе». (экран)
















-Повторяют правила работы в паре.















-Повторяют правила работы в группе.





-Проговаривают девиз, как настрой на совместную работу.




Настрой на работу (формирование личностных УУД).

Положительная мотивация.



Коммуникативные задачи

II. Актуализация знаний

Действия учителя

Действия детей

УУД

1.Учитель: Ребята, сегодня на урок к нам пришла наша знакомая – Мудрая черепаха. Она хочет загадать вам загадку.

-И шумит, и бурлит,

Между двух берегов бежит. (Река)

-В России много рек.

-Каким цветом на карте обозначены реки, озера, моря?

-Мудрая черепаха принесла сегодня на урок слова:

( вывешиваются карточки со словами – текут, Откуда, и , реки, куда?)

-Если мы эти слова соберём в предложение, у нас получится тема нашего урока.




строят свою работу в соответствии с поставленными задачами (регулятивные УУД)

III. Определение темы урока, цели и задач урока.



Действия учителя

Действия детей

УУД

-Прочитайте, какое предложение получилось?

Откуда и куда текут реки?

-Сейчас я включу необычную музыку (шум воды, прибоя), а вы закройте глазки и подумайте, откуда и куда текут реки.

-У вас появилось собственное мнение.

2. Работа в группах.

-А теперь поработаем в группах. Задайте друг другу этот вопрос и послушайте ответ товарища. Побеседуйте, обсудите. Кто готов, покажет сигнал.

3. -Послушаем, какие предположения у вас появились.

Высказывание мнений, предположений учащихся.

Тема урока у нас сегодня важная, а главное, нужная.

-Откройте страницу 66-67.

-На какие знания она опирается?

-Где в дальнейшем потребуются знания, которые вы получите сегодня?

-Что нам сегодня предстоит узнать и чему научиться? Какова цель урока?

-Чего вы ждёте нового и интересного от урока?

-Команды, посовещайтесь с экспертами, расскажите им о своих переживаниях, тревогах. У меня тоже есть опасения.

-Но я думаю, что мы сегодня поработаем так, что от тревог не останется и следа! Вы готовы постараться?

IV. Изучение новой темы.

- Мудрая Черепаха все знает и попросила ребят рассказать, откуда и куда текут реки России. Слушайте внимательно и старайтесь запоминать.

1. Сообщение нового материала

(подготовленные рассказы детей, сопровождающиеся показом слайдов).


1-й ученик


-В России более двух с половиной миллионов рек. И все они разные: большие и маленькие, горные и равнинные. Но у каждой реки есть свое начало. Место, где река берет свое начало, называют исток. Место, где река впадает в другую реку,

озеро или море, называют устье.


2-й ученик.


-Река Волга – одна из крупнейших рек России и на Земле. Длина Волги более трех тысяч километров. Исток Волги – её начало – это родник в селе Волговерховье Тверской области. А впадает река Волга в Каспийское море.


3-й ученик.


-Река Лена занимает по величине десятое место в мире. Её длина более четырёх тысяч километров. Истоком реки Лены, то есть её началом, считается небольшое болото. Впадает река Лена в море Лаптевых – это её устье.


4-й ученик.


-Некоторые реки берут своё начало из другой реки и могут впадать в другую реку. Например, река Москва, которая протекает в столице нашей Родины городе Москве. Река Москва начинается в болоте, а впадает в другую реку Оку.


2. Взаимооценка.

-Спасибо ребятам за рассказы. Оцените их выступления. Они заслужили подарки от Мудрой черепахи. (жетоны).

-А где ребята, вы могли бы узнать о других реках?

-Для самых любознательных я приготовила интересные книги – энциклопедии

( выставка книг), на перемене вы сможете их посмотреть.

3. Первичное обобщение и закрепление.

-А теперь, наша черепашка хочет узнать, что вы запомнили из рассказа ребят.

-О каких реках рассказали? Ответы детей сопровождаются составлением опорной схемы. Учитель прикрепляет карточки к доске – река Волга, река Лена, река Москва.

-Как называется место, где река берёт начало? Прикрепляется карточка – исток.

-Вспомните, откуда текут эти реки? Карточки – родник, болото, река.

-Куда эти реки впадают? Карточки – море, река.

-Как называется место, где река впадает в другую реку или море?


На доске опорная схема.

Откуда и куда текут реки?

исток устье

родник море река Волга

болото река река Лена

река река Москва

4. Работа с картой.

-Мудрая черепаха приглашает нас совершить прогулку по карте и посмотреть реки, о которых мы говорили. Показ и комментирование учителя. Я хочу прочитать вам рассказ А. А. Плешакова «Вода-путешественница». Я буду читать, а вы возьмите карандаш и следите, как течет река, по рисунку в учебнике (с. 66–67).


-Улыбнулись, продолжим урок.


5. Работа с краеведческим материалом.

Беседа и работа с картой.

А знаете ли вы, какая большая река протекает в нашем городе?

Есть в нашем городе река

Её зовут Дон.

И широка, и глубока

Речная синева.

-Посмотрим на карте. Дон – широкая и многоводная река, но по сравнению с такими реками, как Волга и Лена, совсем небольшая по своей длине, и поэтому на карте едва видна.

-Кто знает, откуда и куда течет Дон? (Высказывания учащихся)

Приглашаю вас в путешествие. Давайте представим, что мы превратились в маленьких капелек и поднимемся высоко-высоко. Сверху видны только крупные объекты: города, реки, озера, леса. Если сделать такой рисунок, то он будет называться схемой края.


6. Самостоятельная работа и проверка.

схема

- Пока мы путешествовали, Капелька сделала фотографию. Показ фото с изображением мусора на реке.

-Что вы видите?

- Хорошо ли поступают люди?

-Люди должны заботиться о чистоте рек, охранять их.

-Вот об этом мы поговорим на следующем уроке.

-Определяют тему.









-Находят области применения знаний.









-Определяют цель урока и область задач.



-Определяют границы незнания и трудности с ними связанные.







подготовленные рассказы детей, сопровождающиеся показом слайдов).


































-Самостоятельная работа

Читают

-Самоконтроль



Высказывают предположения










Взаимооценка.








Практическая работа( используя услышанное, составляют опорную схему)


















Практическая работа (с.66, работа по рисунку)




V. Физкультминутка для глаз                                 

В лесу темно, - закрывают глаза

Все спят давно,

Все птицы спят,

Одна сова не спит, - широко

На суку сидит

Головой вертит, - круговые движения глазами

Во все стороны глядит... - движения глазами из стороны в сторону



Практическая работа. Оценка ситуации.










Ценностно -смысловые компетенции


































VI. Работа с учебником

Действия учителя

Действия детей

УУД

1. Самостоятельная работа

-Чем отличается река от моря? Река большая труженица…

2. Практическая работа (получение морской воды.)

3. У вас на партах лежат прямоугольники желтого и синего цвета. Внимание, задание: как бы вы составили схему соотношения на земном шаре воды и суши, используя для составления схемы два прямоугольника?  (Дети составляют схемы, накладывая синий на жёлтый).

К какому выводу мы пришли, составляя схему? (Воды на земном шаре больше, чем суши)

Да, нашей планете Земля можно было бы дать и другое название – планета Океан.

С древнего языка слово “Океан” означает “водоем, в котором много воды”.

Но, несмотря на то, что океанической воды много, в быту мы ее не используем, потому что она соленая. А мы используем пресную воду, которая находится в водоемах суши.

Какие водоемы суши вы знаете? (река, озеро, пруд, море)

Угадайте, о каком из перечисленных вами водоемах идет речь:

Учитель. Отгадайте загадку.

Чуть дрожит на ветерке

Лента на просторе,

Узкий кончик в роднике

А широкий – в море.

Ученики. Река.

Учитель. А вот еще загадка:

Кругом вода,

А с питьем – беда.

А что нового вы узнали сегодня на уроке?





Сопоставляют сушу и воду





































Физкультминутка. Песня

« Улыбка»


-Какие слова из песни подходят к теме нашего урока?

( С голубого ручейка начинается река)

-А дружба с чего начинается?


Учатся работать

вместе. Осуществлять контроль

(коммуникативные,

регулятивные УУД)

Действия учителя

Действия детей

УУД

VII. Экологическая беседа

Почему воду нужно беречь и охранять?

– Вода входит в состав любого организма;

– Вода – это жизнь, красота и здоровье;

– Количество воды ограничено;

– Вода – помощник человека;

– Вода загрязняется.

О чем могла бы попросить нас вода, если бы умела говорить?

Вывод:

Не расходуйте воду напрасно, берегите ее.
Воду попусту не лей, дорожить водой умей,
Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан.




Учатся оценивать

(регулятивные УУД)

VIII. Рефлексия.

Действия учителя

Действия детей

УУД


Откуда могут брать начало реки?

-Куда могут впадать реки?

-О каких реках говорили?

-Какие новые слова узнали?



-Наш урок подходит к концу и пора подвести итоги.

-Оправдались ли наши опасения?

-Получили ли вы то, чего ждали от урока? Вспомните, какую учебную задачу ставили перед собой в начале урока? (узнать, куда текут реки и чем отличается река от моря).

Ответили ли мы на главный вопрос (да, мы узнали, что река впадает в другую реку или в море; море отличается от реки большим размером и тем, что в море вода солёная, а в реке пресная)

Я предлагаю вам поделиться своими знаниями, в этом вам помогут ключевые слова:

Сегодня на уроке:

  • Я научился.....(различать реку и море)

  • Я узнал ...... (реки впадают в другие реки или в море; вода в реке пресная, а в море соленая)

  • Я теперь смогу ...(отличить реку от моря, рассказать о путешествии воды...)

Самооценка.Кому на уроке было интересно, кому понравилось открывать новые знания, давайте наполним наш класс цветами хорошего настроения.

 (Если урок понравился ,и вам было всё понятно прикрепите цветочек на доску).

-За что бы сегодня вы себя похвалили на уроке?

IX. Итог урока: Учитель благодарит детей за хорошую работу.


отвечают












Выполняют работу по плану.


















Высказывают своё мнение

Настрой на работу

(личностные

и коммуникативные УУД)

















Учатся оценивать себя, свой труд

(личностные, регулятивные, коммуникативные УУД)