СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок «Отрицательные местоимения», 6 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Республиканский  конкурс «Учитель года Республики Башкортостан – 2018» КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «Урок в незнакомом классе»

Просмотр содержимого документа
«Урок «Отрицательные местоимения», 6 класс»

Тема урока «Отрицательные местоимения», 6 класс

Методическое обеспечение: Тема соответствует теме рабочей программы по русскому языку для 5-9 классов и УМК «Русский язык. 6 класс» под редакцией М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой.

Форма проведения: урок - проект

Урок когнитивного типа, ориентирован на структуру деятельности и виды познавательной деятельности.

Вид урока: Урок постановки учебной задачи.

Цель: дать понятие отрицательных местоимений, выделить их лексико-грамматические признаки;

- формировать умение слитного и раздельного написания НЕ и НИ в отрицательных местоимениях;

- развивать мышление путём сопоставления различных написаний; воспитывать любовь к слову.

Задачи:

  • Обучающая: Обобщение уже имеющихся знания по теме «Местоимение»; выявить, что обозначают и как образуются отрицательные местоимения, сформулировать правило написания отрицательных местоимений.

  • Развивающая: создание положительной мотивации на уроке; развитие навыков составления монологического высказывания на лингвистическую тему, умений работать в группах, развитие воображения.

  • Воспитательная: формирование интереса к изучению русского языка, к познанию нового и неизведанного.

Технологии: системно-деятельностный подход, проектная, информационно-коммуникативная технология (ИКТ), элементы здоровьесберегающей технологии.

Методы: словесные, наглядные, частично-поисковые.

Формы деятельности обучающихся: фронтальная, групповая, в парах, индивидуальная, дифференцированная.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, карточки.

Наглядно-дидактические материалы: презентация «Отрицательные местоимения», карточки - задания дифференцированного характера, раздаточный наглядно-дидактический материал по теме урока.

Предполагаемый результат: учащиеся должны научиться отличать отрицательные местоимения от местоимений других разрядов, распознавать приставки не- и ни  - в отрицательных местоимениях.


Ход урока.

1 Этап урока. Организация начала занятия.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Е.И. Я добрая, умная, позитивная.

А теперь расскажите мне о себе. Какие вы? (Работа с кластером «Я» на доске).

- Слова какой части речи помогли вам себя охарактеризовать? (Прилагательные).

- С помощью прилагательных мы составили с вами кластер «Я». Кластер означает «гроздья», «пучок», «созвездие», т.е. мы выделили слова и оформили в виде созвездия.

Я очень рада, что вы такие добрые, замечательные. Теперь я немного с вами знакома.

- Слово какой части речи расположено в центре созвездия? (Местоимение).

- Если в центре стоит местоимение, то о какой части речи мы с вами будем сегодня говорить?

- Запишите в тетради число, классная работа. Строку для темы оставьте незаполненной.

- Теперь посмотрите на доску. Что вы видите? (Кластер). О чем он нам рассказывает? Чего здесь не хватает? (О местоимениях, их разрядах).

(Заполняем кластер)

- Какие разряды местоимений вам уже знакомы? Какие вы уже изучали на предыдущих уроках? (Личные, возвратное, вопросительные, относительные, неопределенные).

Слайд Диктант с самопроверкой: л, в, ?, о, н. (Себе, кто, мы, кое-что, какой?)

  • В диктанте у вас только 5 ответов, вы указали 5 разрядов местоимений, а на кластере мы видим еще один разряд. И мы не заполнили эту гроздь. Давайте выясним, какие местоимения сегодня мы будем изучать. Прочитаем стихотворение Бориса Заходера «Джонни». Подумайте, о чем это стихотворение?

Слайд

Жил на свете Джонни.

Знаете его?

Не было у Джонни

Ровно ничего!

Нечем подкрепиться,

Нечего надеть,

Не к чему стремиться,

Не о чем жалеть,

Нечего бояться,

Нечего терять...

Весело живется,

Нечего сказать!

- Почему у Джонни ничего не было? Когда человеку нечего терять? (Когда у него нет цели в жизни, он ни к чему не стремится. А можно ли жить без цели? Нужна ли человеку цель в жизни?)

- Какие местоимения выделены в этом стихотворении? На что они указывают? (На отсутствие чего-либо: лица, предмета, признака, количества. Эти местоимения все отрицают).

- Если все отрицают, как называются такие местоимения? (Отрицательные).

Слайд - Определим тему. (Отрицательные местоимения).

- Мы сказали, что человеку в жизни нужна цель. И на уроке мы тоже поставим цель. К чему мы будем стремиться на нашем уроке? А в соответствии с темой, чему мы должны научиться? ( Познакомиться с отрицательными местоимениями и правописанием этих местоимений).

Слайд – Понаблюдаем. Как образованы отрицательные местоимения? От каких местоимений?

кто

никтО

что

ничтО

какой

никакой

чей

ничей

сколько

нисколько

кого

нЕкого

чего

нЕчего



- В чем особенность написания местоимений НЕКОГО, НЕЧЕГО, НИКОГО, НИЧЕГО?

- Сформулируем правило.

- Поработаем с учебником. В упр. 464 вы видите предложения. В чем их особенность? Определите жанр. Записываем в тетрадь только местоимения.

Задание 1. Вставьте пропущенные отрицательные местоимения.

  • Пустые речи и слушать нечего.

  • Худо тому, кто не делает добра никому.

  • Упрямого ничем не убедишь.

  • Не презирай совета ничьего, а прежде выслушай его.

  • Худого человека ничем не уважишь. Или учебник упр. 464

- Чему нас учат пословицы? Какую роль они играют в нашей жизни? Зная пословицы, мы можем с вами достигать свои цели более верными и благородными путями. Находить правильное решение, делать правильный выбор.

- Скажите, а бросать камень в окно – это правильный выбор, хорошее дело?

- Куда вы бросали камушки? (В реку, море)…

А если все же камень попал в стекло, то что с ним произойдет? (Разобьется).

У отрицательных местоимений такой же секрет.

Понаблюдаем.

никогО

ни у когО

нЕкого

нЕ у кого

никомУ

ни к комУ

нЕчем

нЕ за чем

нисколько

ни за сколько

нЕчего

нЕ из чего


Слайд – Чем похожи стекло, в которое попал камень и отрицательное местоимение? (все разлетелось на части).

Сформулируем правило.

Задание 2 со взаимопроверкой. Возвращаемся к стихотворению. На карточке предложено стихотворение «Джонни» в переводе с английского языка детским писателем Борисом Владимировичем Заходером. Наблюдаем, формулируем задание.(Вставить пропущенные отрицательные местоимения).

Жил на свете Джонни.

Знаете его?

Не было у Джонни

Ровно н…чего!

Н…чем подкрепиться,

Н…чего надеть,

Н… (к) чему стремиться,

Н… (о) чем жалеть,

Н…чего бояться,

Н…чего терять...

Весело живется,

Н…чего сказать!

- Передали по часовой стрелке свои работы. Взаимопроверка. Если слова написаны правильно – ставим «+», неправильно «-».





Физкультминутка. Одна из целей нашей жизни – это сберечь здоровье!

Но мы не просто проведем физкультминутку, но и внимательно послушаем отрывки из песен. Если в песне вы услышите отрицательные местоимения, то встаете, можете даже потанцевать, а если местоимения других разрядов, то садитесь и хлопаете в ладоши.



- Продолжаем идти по пути достижения цели. Выполнять задание будем в группах.



- Сейчас вы поработаете со стихами Григория Остера. Какие советы он написал? (Вредные). И конечно, в них есть отрицательные местоимения. Сейчас мы побудем «сыщиками» и найдем эти местоимения. На какие части речи они похожи?

x x x

Если ты пришел к знакомым, 
Не здоровайся ни с кем
Слов: "пожалуйста", "спасибо" 
Никому не говори. 
Отвернись и на вопросы 
Ни на чьи не отвечай. 
И тогда никто не скажет 
Про тебя, что ты болтун.



x x x

Если что-нибудь случилось, 
И никто не виноват, 
Не ходи туда, иначе 
Виноватым будешь ты. 
Спрячься где-нибудь в сторонке. 
А потом иди домой. 
И про то, что видел это, 
Никому не говори.



x x x

Никогда не мойте руки, 
Шею, уши и лицо. 
Это глупое занятье 
Не приводит ни к чему
Вновь испачкаются руки, 
Шея, уши и лицо, 
Так зачем же тратить силы, 
Время попусту терять. 
Стричься тоже бесполезно, 
Никакого смысла нет. 
К старости сама собою 
Облысеет голова.





- Вредные советы нам знакомы. Но они нам в достижении жизненных целей не помогут. А какие советы помогут? Каждая группа теперь создаст «Добрые советы», используя отрицательные местоимения, и запишите каждый совет на цветном сердечке с дырочкой посередине. (Читаем перед классом, сердечки крепим на ветки и создаем «Дерево Добрых советов».

- А такие советы помогут нам легко и быстро достигнуть цель?

- Рефлексия.

- Что вы узнали на уроке? Чему научились? Достигли ли цели, поставленные в начале урока?

- Посмотрите на доску. Что-то не заполнено на кластере? В достижении цели важна каждая деталь.

- Какое настроение вы унесете с собой?

- Домашнее задание.

  • 1 уровень «3»: упр. 468

  • 2 уровень «4»: упр. 468 и 5 советов с отрицательными местоимениями.

  • 3 уровень «5»: упр. 468 и творческая работа «Как достигать поставленные цели»

- Хочу вернуться к нашему самому первому кластеру. Вроде и нЕчего добавить, но кое-что я все же я напишу. Эрудированные, активные. Рада, что мы продуктивно поработали на уроке. Нисколько не жалею, что именно в вашем классе я провела свой конкурсный урок.















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!