Смысловые блоки содержания | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационно-мотивационный этап урока |
Определение темы урока | Просматривают видеофрагмент (http: //video.yandex.ru/users/lidnikmor/view/42/#) Как вы думаете, с какими элементом гидросферы нам сегодня предстоит познакомиться на уроке? | Просматривают видеофрагмент. Определяют тему урока: «Озёра». |
Актуализация полученных знаний и создание мотивационной установки | 1.Назовите известные вам озёра. На физической карте полушарий найдите крупнейшие озёра на каждом из материков. Назовите их покажите на карте. 2. Как вы считаете, на всех ли материках есть озёра? Посмотрите видеофрагмент (http://www.youtube.com/watch?v=XgpVmHIyQFw). Сделайте вывод. 3.Посмотрите на доску. Что демонстрируют эти изображения? 4. На какие вопросы вы бы хотели получить сегодня ответы? Сформулируйте цель урока. Посмотрите содержание текста параграфа. Определите основные задачи урока. | 1. Перечисляют известные им озёра. Называют и показывают на физической карте мира крупнейшие озёра: Верхнее, Гурон, Онтарио, Эри (Северная Америка), Виктория, Танганьика (Африка), Титикака (Южная Америка), Ладожское, Онежское, Байкал (Евразия), Эйр–Норт (Австралия). Высказывают разные предположения. Просматривают видеофрагмент и отвечают, что в Антарктиде под толщей льда есть озёра (Восток). Видят разнообразие озёр планеты. 4.Задают вопросы. Формулируют цель урока: выявить и изучить особенности озёр. Определяют основные задачи урока. Узнать что такое озеро Какие бывают озёра |
Процессуально-содержательный этап урока |
1.Что такое озеро | 1. На интерактивной доске представлены фотографии моря, реки, озера. Посмотрите на фотографии разных объектов гидросферы. Найдите в них общее. Выделите существенные признаки, отличающие озеро от моря или реки. 2.Сформулируйте определение понятия «озеро», используя следующую формулу: понятие = ключевое слово + существенные признаки. Сравните представленное определение с определением учебника. Сделайте вывод. | 1.Называют общее: части гидросферы. Находят различия: озеро расположено в замкнутом углублении, не является частью Мирового океана. 3.Выделяют ключевое слово – «водоём» и существенные признаки понятия: «природный», «замкнутое углубление». Составляют определение. Сравнивают и определяют, что определения похожи. |
2.Типы озёр (по количеству растворённых веществ) | 1. Прочитайте предложенный вам текст. Для его выполнения найдите в тексте учебника информацию о содержании солей в разных типах озёр. Заполните схему. 2.Посмотрите на физическую карту мира в атласе. Определите, каким цветом показаны солёные озёра, а каким пресные? Найдите в тексте примеры разных типов озёр. Покажите озёра на карте 3.Как вы думаете, в чём причина того, что озёра имеют разную солёность? | 1.Читают текст и пункт параграфа в учебнике. Вставляют пропущенные слова в определение и заполняют схему в тетради: выявляют, что в 1 л воды пресных озёр растворено менее 1 г солей, солоноватых озёр от 1 до 25 г солей, а в солёных озёрах растворено более 25 г солей. 2.Определяют, что солёные озёра на карте обозначают сиреневым цветом, а пресные голубым. Показывают озёра на карте. 3.Высказывают разные предположения (в том числе о зависимости солёности озёр от расположения их в том или ином поясе, от наличия вытекающих из них рек и количества впадающих в них рек) |
3.Происхожде-ние озёрных котловин | Подумайте, как образуются озёра. Посмотрите изображения озёр в учебнике и сделайте вывод (в учебнике представлены фотографии озёр, различных по происхождению озёрных котловин: тектонические, ледниковые, вулканические, запрудное, искусственное озеро-водохранилище). Просмотр фотографий сопровождается сообщениями учеников о типах озёрных котловин. | Высказывают разные предположения. Прослушивают сообщения о типах озёрных котловин. |
Рефлексия деятельности | 1.Достигли ли мы цели своего исследования? 2.Какие источники информации использовали? 3. Назовите результаты работы на уроке. | Вспоминают ход своей деятельности. Называют источники информации, которыми пользовались на уроке: учебник, атлас, интернет-ресурсы. Выявляют результаты работы: сформулировали определение понятия «озеро», выделили типы озёр по солёности озёрных вод и по происхождению озёрных котловин, установили причины солёности озёр. |
Этап закрепления и первичной проверки |
1.Первичная проверка знаний | Блиц опрос. Самое большое по площади озеро мира – Самое глубокое озеро мира- Самое солёное озеро мира- | Отвечают на вопросы. |
2.Первичная проверка умений | Узнайте географический объект по контуру. | Рассматривают контуры озёр. Определяют их названия. |
3.Применение полученных знаний | Решение кроссворда «Озёра Земли» (Приложение 1) | Разгадывают кроссворд |
Рефлексивный этап урока |
Рефлексия эмоционального состояния | Приём «Закончите фразу» На уроке я работал … На следующем уроке я хотел бы … Мне понравилось на уроке … | Рассказывают о своих впечатлениях от урока |
Объяснение домашнего задания |
Обязательное задание | Изучить параграф 35, ответить на вопросы после параграфа | Формулируют уточняющие вопросы учителю |
Дополнительное задание (по желанию и по выбору) | 1.Составить фотоколлаж «Озёра мира» 2.Подготовить презентацию об озёрах своей местности |