Тема: «Разделительный ь и ъ знаки.Работа над ошибками».
Цель: закрепить знания о правописании разделительного ь и ъ знаков.
Задачи:
-научить воспитанников применять на практике правила правописания разделительного мягкого знака и твердого знаков в словах;
-коррекция внимания, зрительной и слуховой памяти учащихся;
-воспитывать познавательный интерес к предмету и самостоятельность при выполнении заданий.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Слова на доске:
мел-мель
ел - ель
жар - жарь
угол-уголь
1)Чем отличаются слова в столбиках?
2)Обозначает ли звук ь?
3) Для чего он служит?
Вывод: Мягкий знак в этих словах служит для обозначения мягкости согласного. Записать в тетрадь правило.
Мягкий знак выполняет ещё одну функцию, а какую мы сейчас вместе выясним, разгадав кроссворд.
2. Изучение нового материала (Работа с ромашкой).
Обезьяны, ручьи, платье семья, варенье, вьюга, бельё.
1) Ко дню рожденья Кате
Мама сшила … (платье)
2)Апельсины и бананы
Любят очень… (обезьяны)
1) Ко дню рожденья Кате
Мама сшила … (платье)
3)Зимой молчат,
Весной зажурчат. (ручьи)
4)Мама, папа, брат и я-
Вот и вся моя… (семья)
5)Съел сластёна в воскресенье
Всё вишнёвое… (варенье)
6)Не пойду гулять я с другом-
За окном пурга и…. (вьюга)
7)На верёвочках моё
Чистое висит… (бельё)
Что общего в написании этих слов?
-Для чего здесь нужен ь?
- Давайте произнесём эти слова без ь. Понятен ли смысл этих слов?
Вывод: Значит, мягкий знак необходим при письме, чтобы слово не теряло своего смысла.
-Между какими буквами находится в словах мягкий знак?
Вывод: мягкий знак разделяет согласные и гласные буквы на письме, поэтому он называется разделительным.
3.Работа в тетрадях
-Запишите тему сегодняшнего урока: «Разделительный ь»
-Перед какими гласными пишется мягкий знак?
Согл. Ь я е ё ю и
Вывод: Разделительный мягкий знак пишется только перед гласными е, ё, ю, я, и.
4. Физминутка
-А сейчас мы поиграем в игру «Один-много». Я называю существительное единственного числа и кидаю кому-нибудь из вас мяч, вы должны назвать слово во множественном числе и бросить мяч обратно.
Например: стол-столы
Сын лист ручей прут муравей перо Брат стул крыло
Воробей соловей друг дерево колос звено
-Что мы напишем во всех существительных множественного числа?
5. Закрепление изученного (Работа по карточкам)
-На карточках предложены слова, в которых встречается ь. Эти слова нужно распределить в 2 столбика: в 1столбик - слова, в которых ь служит для обозначения мягкости согласного, во 2 – слова с разделительным ь.
На доске:
Ь смягчает согл.
Раздел. Ь Илья, будильник, ружьё, коньки, листья, друзья, печенье, деньки, деньги, мальчик, крыльцо, свинья, пальто, тюльпан, сосулька, варенье (на доске)
6. Итог урока:-Давайте попробуем сделать вывод: нужен ли разделительный ь, и если нужен, то зачем?