Урок письма в 1 классе по теме: Звук [э]. Буквы Э э.

На уроке дети знакомятся с новым гласным звуком [э], буквами э, Э. Учатся читать слоги, слова предложения с этой буквой.

Просмотр содержимого документа
«Урок письма в 1 классе по теме: Звук [э]. Буквы Э э.»

Приморско-Ахтарский район станица Ольгинская

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 4 имени В.А. Казбанова











Урок по обучению грамоте: «Звук [э]. Буквы Э э»

1 класс

















Учитель

Сердюкова Н.П.





Тема урока: Звук [э]. Буквы Э э.

Цели:

Познакомить с новым гласным звуком [э] и буквами Э э; научить читать слоги и слова с этими буквами.

Задачи урока:

Познакомить со звуком [э], буквами Э, э. Совершенствовать навыки чтения, умение рассуждать.

Развивать фонематический слух, мышление, внимание, любознательность. Поддерживать стремление к познанию нового.

Планируемые результаты

Предметные:

-знать звук [э], букву, обозначающую его;

-читать слоги и слова, предложения с буквами Э, э.

Метапредметные:

принимать учебную задачу, планировать ее выполнение;

находить дополнительную информацию по иллюстрации;

активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения.

Личностные:

-принятие и освоение социальной роли обучающихся, развитие мотивов учебной деятельности;

-формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур.

Ресурсы урока: Азбука с. 56-59; электронное приложение к учебнику В.Г. Горецкий, Кирюшкин В.А. «Азбука 1 класс», компьютер, экран, видеопроектор, аудиторная доска с магнитной поверхностью с набором приспособлений для крепления пособий.



Ход урока:

I. Организационный момент.

Прозвенел звонок.

Начинается урок.

Повернулись, гостям улыбнулись, развернулись,

Друг на друга поглядели

И тихонько дружно сели.

Сели прямо, спинки выровняли, как настоящие ученики.

- Ребята, сегодня, по дороге в школу, меня встретил почтальон и отдал мне посылку от феи по имени «Грамота». Откроем посылку и посмотрим, что там лежит. Смотрите, ребята, здесь письмо и конверты.

-Сейчас мы прочитаем письмо:

«Здравствуйте, ребята! Я, фея «Грамота», отправляю вам конверты с заданиями. Сегодня к вам на урок пришли гости, и я хочу, чтобы вы справились со всеми моими заданиями и показали свои знания. Если выполните всё правильно и соберёте все мои буквы-подсказки, узнаете что-то очень важное».

Артикуляционная гимнастика: ну что ж, настроимся на работу, сделаем массаж ушек, разомнем наши ушки, чтобы ушки наши хорошо слушали и слышали (круговыми массажными движениями от мочки до верха уха и обратно), а теперь сделаем гимнастику для язычка, чтобы язычок хорошо работал:

Жил – был язычок, вышел он из домика (высунуть вперед), посмотрел вверх, вниз, направо, налево; никого не нашел (вправо-влево сразу), расстроился и ушел (убрать).

II. Актуализация знаний

1. Ну, что, ребята, откроем первый конверт?

Задание: « Знаете ли вы буквы?»

Я называю слово, а вы определяете первый звук в этом слове и, используя веер, показываете мне букву, которая обозначает соответствующий звук: мальчики – согласную букву, а девочки - гласную:

Аист, сыр, ослик, ветер, утка.

- Молодцы, все справились с заданием. Первая буква-подсказка: «Ы»

2. Откроем второй конверт. Какое здесь задание? Задание «Найди-ка»

- Ребята, посмотрите на доску и назовите буквы:

О У И Й Я Ы Ё А

-Молодцы, правильно назвали.

-Какая буква здесь лишняя? (Й)

-Почему? (все гласные, а Й (и краткое) – согласная буква)

- Что мы можем сказать про звук Й? Дайте характеристику звука. (звук Й - это согласный, звонкий, всегда мягкий звук)

- Ребята, а кто скажет, чем гласные звуки отличаются от согласных звуков?

-Назовите гласные буквы, которые обозначают мягкость предшествующего согласного звука (и, е, ё, ю, я)

- Назовите гласные буквы, которые обозначают твёрдость предшествующего согласного звука: (а, у, о,ы.)

Молодцы! Следующая буква-подсказка: «О»

3.Теперь можно открыть 3 конверт. Задание «Отгадай-ка»

Загадка «Живет без тела, говорит без языка.

Никто его не видит, а всякий слышит»

- Кто знает отгадку? (эхо)

- Мы можем увидеть эхо? (нет)

- Что это такое? Как вы думаете? (это звук, отзвук, природное явление, отражение звука).

- Где мы его можем услышать? Как оно с нами разговаривает? (мы кричим, а эхо нам отвечает, но мы слышим лишь конец слова).

Давайте и мы поиграем в эхо. Я буду громко говорить слова, а вы мне будете отвечать, только потише, как настоящее эхо:

Машина-шина, коса-оса, рыбак-бак, каток-ток, крот-рот.

Молодцы! Еще одна буква-подсказка наша: «Л».

III. Постановка целей урока и определение темы урока

Произнесите слово «эхо» еще раз. Какой новый звук мы услышали в этом слове?

Кто из вас догадался, чем мы будем заниматься сегодня на уроке чтения?

Ответьте, используя опорную запись в виде предложений с пропущенными словами:

Познакомиться со….(звуком э)

Узнать, какой буквой…(обозначается звук э)

Учиться читать…(слоги, слова с новой буквой)

IV. Развитие речевого аппарата (выполняется стоя)

Чтобы правильно произносить звуки, разомнем наши губки. Все встали

Дыхательная гимнастика «Свеча».

V. Работа по теме

1. Знакомство со звуком [э].

Давайте протяжно произнесем самый первый звук в слове «эхо» (э).

Как он произносится?

Сделайте вывод. (Звук [э] – гласный)

Каким цветом мы будем обозначать это звук на схеме?

Конверт №4. Задание: Составить схему слова «ЭХО».

Дети у себя на партах, один у доски с объяснением.

Откроем Азбуку на с.57 и проверим, следующая буква-подсказка: «О»

Конверт №5 Игра «Угадай звук». Называю слова, если услышите звук Э, хлопаете в ладоши и определяете, в каком месте находится звук (начало, середина, конец)

Эклер, кино, этаж, экран, ива, эхо. (буква-подсказка «Д»)

VI. Физкультминутка

VII. Продолжение работы

2.Знакомство с буквами.

А теперь давайте познакомимся с буквой, которая обозначает звук [э]. Это буква «Э».

Посмотрите на нее. На что похожа эта буква? На какую букву похожа Э?

Буква Э на С дивится.

Словно в зеркало глядится.

Сходство есть наверняка.

Только нету языка.

А теперь посмотрите, как пишутся буквы: слайд написания печатных и письменных букв: буква состоит из полуовала и горизонтальной черты.

Слайд со слогами.

Откроем 6 конверт. Задание «Прочитай-ка»

- Здесь для вас подготовлены слоги. Прочитайте их. Вместе, по рядам, отдельно.

А кто скажет, как буква Э влияет на предшествующий согласный звук, как звучат согласные звуки: твердо или мягко? Какой вывод мы можем сделать?

Вывод: буква «э» обозначает твердость предшествующего согласного звука.

Давайте прочитаем правило на с.57 Азбуки.

- Верно ли, мы сделали вывод? И получаем следующую букву-подсказку «Ц»

VIII. Закрепление материала

Помочь гномикам найти свое место. Гномы со слогами на слайде. ИГРОВАЯ МИНУТКА (приложение к азбуке)

А сейчас мы откроем последний 7-й конверт: работа в парах

«Найдем букву Э в слове»

Найти в тексте слова с буквой «э» (текст напечатан на листочках), подчеркнуть букву в словах.

С Аней мы поём дуэтом,

Коля хочет стать поэтом,

Эдик смотрит на экран –

Что сейчас покажут нам?

Проверка.

А теперь проверяем: у кого нет ошибок ставит +, у кого есть ошибки - ?

Прочитаем слова, в которых есть буква Э: дуэт, поэт, Эдик, экран.

Оценить себя (светофор): красный - нет ошибок, синий -есть; у кого есть ошибки, анализ.

А теперь давайте определим место буквы «э» на ленте букв. Обоснуйте свой ответ.

Вот и последняя буква-подсказка «М»

Что же важного фея хотела нам сказать? Посмотрите, какое слово получается из наших букв?

МОЛОДЦЫ! Вот, какие мы с вами молодцы, что выполнили все правильно.

IХ. Рефлексия.

-Вот и подошёл к концу наш урок.

- Понравился ли вам урок?

-Я узнал…что звук э гласный

-Я понял…что буква э обозначает твердость …

-Было интересно….

Оцените свою работу на уроке с помощью «смайликов»: 3 вида – 1й -улыбка все понятно, 2й -линия- есть вопросы, 3й -грусть –ничего непонятно.

-Молодцы, ребята, вы хорошо потрудились, можно отдохнуть.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей