СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по биологии 7 класс. Тема: Семейство Пасленовые.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок с применением групповых, игровых, компьютерных технологий.

Просмотр содержимого документа
«Урок по биологии 7 класс. Тема: Семейство Пасленовые.»

Сотникова Тамара Денисовна

7класс, биология Урок № 26 Дата

Используемые технологии: здоровьесбережения, групповая деятельность, игровые, компьютерные.

Тема урока: Семейство Пасленовые . Лабораторный урок.

Педагогическая цель. Сформировать понятие об отличительных признаках растений семейства Пасленовые.

Задачи: . Образовательная : создать условия для формирования понятий об отличительных признаках растений семейства Пасленовые;

Развивающая: развить знания об отличительных признаках и разнообразии семейств класса Двудольные, истории окультуривания растений;

-сформировать умения распознавать растения семейства Пасленовые, давать морфологическую и систематическую характеристику.

Воспитательная: способствовать формированию положительного отношения к знаниям, воспитанию мотивов учения, интереса и любознательности.



Универсальные учебные действия

Предметные: описывать отличительные признаки растений семейства Паслёновые, со­ставлять формулу цветка. Приводить примеры дикорастущих, культурных и декоративных растений; охраняемых видов. Определять растения семейства Пас­лёновые по гербарным экземплярам, рисункам, фотографиям в процессе лабораторной работы.

Метапредметные: формировать умения применять знания в ситуациях по­вседневной жизни. Фиксировать наблюдения, делать выводы. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием

Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками

Планируемые результаты: приводить примеры дикорастущих, культурных, декоративных и охраняемых видов семейства Пасленовые; определять растения семейства по гербарным экземплярам, иллюстрациям; описывать характерные признаки растений данного семейства; соблюдать правила обращения с лабораторным оборудованием.

Тип урока: комбинированный урок. Лабораторная работа.

Ресурсы:

Учебник: с. 56-57. Гербарные экземпляры растений семейства пасленовые.

Электронное приложение: «Класс Двудольные. Семейство Пасленовые» (22).

Тетрадь тренажер: с. 34, №6; с.36, №5.

Тетрадь практикум: лабораторная работа 11 «Признаки растений семейства Пасленовые»

Дополнительные: Таблицы с изображением растений семейства.

Деятельность учащихся: работа с текстом и иллюстрациями учебника, медиоресурсами электронного приложения к учебнику. сотрудничество с учащимися класса при обсуждении результатов.

Ход урока.

I Организационный момент

Приветствие: Добрый день, ребята. 
Прозвенел и смолк звонок. 
Начинается урок. 
На меня все посмотрели, 
Улыбнулись и тихонько сели. - Пусть вам сопутствует доброе настроение во время всего урока и помогает успешно справляться с заданиями

II Мотивация. Послушайте загадки. Цветок – напрасный, плод – опасный, а поле все засажено. Отгадка. Картофель. Ягода красна, ягода вкусна. Режь да соли! Ешь да хвали! Отгадка. Томат. Что за ягодка: горька, да не рябина, Черна, да не черника. Растет не в лесу, а на огороде и не помещается во рту? Отгадка. Баклажан. Для чего нужно изучать растения? Правильно. Чтобы знать их свойства и применение.

III Проверка знаний и умений (индивидуальный и фронтальный опрос учащихся) IVАктуализация опорных знаний

Чтобы узнать с каким семейством мы будем знакомиться на уроке, нам необходимо разгадать кроссворд.



  1. Травы сосновых лесов, у которых длинный, ветвящийся, ползучий побег, покрытый мелкими листьями. Относится к папоротникообразным.(плауны.)

  2. Гигантская экологическая система, в которой доминируют разные виды хвойных деревьев(тайга).

  3. Плод крестоцветных, семена в котором расположены на пленчатой перегородке(стручек).

  4. Территория вида, в пределах которой распределены его особи, может быть сплошным и прерывистым (ареал).

  5. Трава – кузнечик – ящерица – сова (цепь).

  6. Основатель теории об эволюции (Дарвин)..

  7. Особь, живое существо, состоящее из взаимосвязанных частей, объединенных в единое цело (организм).

  8. Наиболее крупная систематическая группа. Всего этих групп 4 (царство).

  9. Подцарство зеленых растений, к которым относятся мхи, папоротники, плауны, хвощи, голосеменные (высшие).

  10. Одна из естественных экосистем (лес).



- Прочитайте слово по вертикали и вы узнаете, с каким семейством мы будем знакомиться на уроке. (Пасленовые) - Правильно, ребята. Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с семейством Паслёновые.





V Изучение нового материала. 1. Отличительные признаки семейства Пасленовые (Лабораторная работа) - На столе у каждого из вас лежат памятки , в них указаны те признаки семейства, на которые мы сегодня обратим внимание, знакомясь с пасленовыми. Эту памятку вы будете заполнять в течение урока. (У учащихся на парте лежат памятки)



  1. Название семейства

  2. Жизненные формы растений данного семейства

  3. Особенности строения цветка и соцветия

  4. Типы плодов

  5. Особенности строения корневой системы, стебля, листьев

  6. Представители семейства



1.Название семейства нам уже известно (записали – Пасленовые)



2. С жизненными формами мы ознакомимся, работая в парах (читают

текст и выписываю жизненные формы)



Растения семейства паслёновые пришли к нам из Южной Америки. Их насчитывается около 3000 видов растений. Жизненные формы паслёновых разнообразны. Большинство растений - травянистые, хотя очень редко встречаются кустарники и даже деревья. Паслён чаще всего называют поздникой, потому что только в конце лета у него созревают чёрные ягоды. С древних времён паслён использовали в лекарственных целях. Его свежие плоды и сок листьев применяли для лечения органов пищеварения и кровообращения. Но паслён чёрный очень опасное растение. Оно содержит вещество, которое вызывает отравление у животных и человека. Поэтому в пищу можно употреблять только зрелые плоды паслёна чёрного. Кроме паслёна к этому семейству относятся: картофель, томат, перец, баклажан.



3.Рассмотрите схему цветка паслёна. Просмотр анимации. «Формула и диаграмма цветка Пасленовых Найдите чашечку, венчик, тычинки и пестик.



- Подсчитайте число чашелистиков, лепестков венчика, тычинок и пестиков. Запишите формулу цветка в тетрадь.



- один ученик выходит к доске записывает формулу цветка на доске



Ч(5) Л(5) Т5 П 1



4. Рассмотрите рисунок. Строение плодов Пасленовых - Какие плоды встречаются у Паслёновых?.(с.56 в учебнике, читаем и записываем в тетрадь)

(ягода, коробочка) 



5.Особенности строения корневой системы, стебля, листьев

- Чтобы определить жилкование листьев, давайте вспомним, какое оно бывает?

+ параллельное, дуговое и сетчатое

-Посмотрите слайд-шоу «Представители семейства Пасленовые» и определите, какое жилкование листьев у паслёновых;

+ сетчатое.

- зная, что жилкование листьев сетчатое и то, что пасленовые относятся к двудольным растениям, определите тип корневой системы у пасленовых;

+стержневая

- А какой стебель у пасленовых?  (ползучие, прямостоящие, вьющиеся и пр.)

+ Стебель у паслёновых прямостоячий.

Вывод:  изучаемые растения относятся к паслёновые, так как имеют сходные признаки. Виртуальная лабораторная работа. Определение растений семейства Пасленовые. Групповая

работа.



2. Первичное закрепление знаний. Таблица. «Характерные черты семейства Пасленовые».

Опираясь на таблицу, расскажите о признаках паслёновых растений

Признаки паслёновых

Корневая система

Стержневая

Стебель

Прямостоячий

Листья

Простые, с сетчатым жилкованием

Соцветие

Одиночные цветки, кисть

Цветок

5 лепестков, 5 тычинок, 1 пестик

Плод

Коробочка или ягода

Семя

две семядоли

Скажите, почему паслёновые относятся к классу двудольных ?

Вывод: паслёновые растения являются двудольными, так как имеют стержневую корневую систему, сетчатое жилкование листьев, семя содержит две семядоли.



3.ФИЗМИНУТКА:

- наклоны головы назад, вперёд;

- повороты головы влево, вправо;

- махом левую руку занести за правое плечо, голову повернуть налево, и наоборот…

- быстро поморгайте глазами, закройте глаза и посчитайте до пяти;

- круговые движения глазами вначале вправо, затем влево 2-3 раза в каждую сторону и посмотрели вдаль.



4..Дикорастущие растения семейства Пасленовые. Просмотр слайд- шоу.

Работа с интерактивной схемой «Роль дикорастущих пасленовых».

.Посмотрите на рисунок, на с.57. Какие растения семейства пасленовых вы здесь видите?

- Работаем по вариантам. Каждый вариант, пользуясь учебником, запишет одно культурное растение и охарактеризует его.

1 вар – картофель , 2 вар – томат, 3 вар – перец ., 4 вар – баклажан ., 5 вар – табак.



5. Культурные растения семейства. Просмотр слайд- шоу. «Овощные культуры семейства Пасленовые, декоративные пасленовые».

Мы познакомились с представителями семейства Пасленовые.

- О многих растениях, с которыми мы познакомились на уроке, будем говорить на последующих занятиях, научимся выращивать некоторые из них, посеем семена цветов и вырастим цветочную рассаду для пришкольного участка.

- А какие растения изученного семейства выращиваются у вас дома?



VI. Закрепление изученного материала

- Итак, мы изучили три семейства класса двудольные. Какие?

+ крестоцветные ,бобовые и пасленовые.



Посмотрим, как же вы научились различать растения этих семейств.

Я буду называть растение, а вы у себя в тетради записывать в строчку только букву семейства К – крестоцветные, Б- бобовые, П – пасленовые.



Петуния – П, редька – К, горох-Б, капуста – К,фасоль-Б стручковый перец – П, пастушья сумка – К, редис – К, соя-Б, брюква – К, горчица – К, томат – П, арахис-Б,баклажан - П



- Проверяем( взаимопроверка) обменялись тетрадями с соседом по парте.



Ответ:  ПКБКБПККБККПБП Если 1-2 ошибки, оценка 4, 3-4 ошибки – оценка 3, 5 и более ошибок – 2.



VII Первичный контроль знаний Тестирование .Электронное приложение

IX Рефлексия. Сделайте вывод:

- Я узнал…

- Я научился…

- Я - молодец !

-Мог бы лучше работать…

- Пришлось нелегко



VIII Итог. Оценивание детей за работу на уроке Все полученные на уроке знания вы можете закрепить с помощью домашнего задания



VI. Домашнее задание: изучить параграф 22 с.56-57, ответить на вопросы. Индивидуальное задание. Нарисовать в альбоме представителей семейства Пасленовые и подписать их названия. Использовать все систематические таксоны в правильной последовательности: царство (Растения), отдел (Покрытосеменные), класс (Двудольные), семейство, род. вид.