Сотникова Тамара Денисовна
7класс, биология Урок № 26 Дата
Используемые технологии: здоровьесбережения, групповая деятельность, игровые, компьютерные.
Тема урока: Семейство Пасленовые . Лабораторный урок.
Педагогическая цель. Сформировать понятие об отличительных признаках растений семейства Пасленовые.
Задачи: . Образовательная : создать условия для формирования понятий об отличительных признаках растений семейства Пасленовые;
Развивающая: развить знания об отличительных признаках и разнообразии семейств класса Двудольные, истории окультуривания растений;
-сформировать умения распознавать растения семейства Пасленовые, давать морфологическую и систематическую характеристику.
Воспитательная: способствовать формированию положительного отношения к знаниям, воспитанию мотивов учения, интереса и любознательности.
Универсальные учебные действия
Предметные: описывать отличительные признаки растений семейства Паслёновые, составлять формулу цветка. Приводить примеры дикорастущих, культурных и декоративных растений; охраняемых видов. Определять растения семейства Паслёновые по гербарным экземплярам, рисункам, фотографиям в процессе лабораторной работы.
Метапредметные: формировать умения применять знания в ситуациях повседневной жизни. Фиксировать наблюдения, делать выводы. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием
Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками
Планируемые результаты: приводить примеры дикорастущих, культурных, декоративных и охраняемых видов семейства Пасленовые; определять растения семейства по гербарным экземплярам, иллюстрациям; описывать характерные признаки растений данного семейства; соблюдать правила обращения с лабораторным оборудованием.
Тип урока: комбинированный урок. Лабораторная работа.
Ресурсы:
Учебник: с. 56-57. Гербарные экземпляры растений семейства пасленовые.
Электронное приложение: «Класс Двудольные. Семейство Пасленовые» (22).
Тетрадь тренажер: с. 34, №6; с.36, №5.
Тетрадь практикум: лабораторная работа 11 «Признаки растений семейства Пасленовые»
Дополнительные: Таблицы с изображением растений семейства.
Деятельность учащихся: работа с текстом и иллюстрациями учебника, медиоресурсами электронного приложения к учебнику. сотрудничество с учащимися класса при обсуждении результатов.
Ход урока.
I Организационный момент
Приветствие: Добрый день, ребята.
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
На меня все посмотрели,
Улыбнулись и тихонько сели. - Пусть вам сопутствует доброе настроение во время всего урока и помогает успешно справляться с заданиями
II Мотивация. Послушайте загадки. Цветок – напрасный, плод – опасный, а поле все засажено. Отгадка. Картофель. Ягода красна, ягода вкусна. Режь да соли! Ешь да хвали! Отгадка. Томат. Что за ягодка: горька, да не рябина, Черна, да не черника. Растет не в лесу, а на огороде и не помещается во рту? Отгадка. Баклажан. Для чего нужно изучать растения? Правильно. Чтобы знать их свойства и применение.
III Проверка знаний и умений (индивидуальный и фронтальный опрос учащихся) IVАктуализация опорных знаний
Чтобы узнать с каким семейством мы будем знакомиться на уроке, нам необходимо разгадать кроссворд.
Травы сосновых лесов, у которых длинный, ветвящийся, ползучий побег, покрытый мелкими листьями. Относится к папоротникообразным.(плауны.)
Гигантская экологическая система, в которой доминируют разные виды хвойных деревьев(тайга).
Плод крестоцветных, семена в котором расположены на пленчатой перегородке(стручек).
Территория вида, в пределах которой распределены его особи, может быть сплошным и прерывистым (ареал).
Трава – кузнечик – ящерица – сова (цепь).
Основатель теории об эволюции (Дарвин)..
Особь, живое существо, состоящее из взаимосвязанных частей, объединенных в единое цело (организм).
Наиболее крупная систематическая группа. Всего этих групп 4 (царство).
Подцарство зеленых растений, к которым относятся мхи, папоротники, плауны, хвощи, голосеменные (высшие).
Одна из естественных экосистем (лес).
- Прочитайте слово по вертикали и вы узнаете, с каким семейством мы будем знакомиться на уроке. (Пасленовые) - Правильно, ребята. Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с семейством Паслёновые.
V Изучение нового материала. 1. Отличительные признаки семейства Пасленовые (Лабораторная работа) - На столе у каждого из вас лежат памятки , в них указаны те признаки семейства, на которые мы сегодня обратим внимание, знакомясь с пасленовыми. Эту памятку вы будете заполнять в течение урока. (У учащихся на парте лежат памятки)
Название семейства
Жизненные формы растений данного семейства
Особенности строения цветка и соцветия
Типы плодов
Особенности строения корневой системы, стебля, листьев
Представители семейства
1.Название семейства нам уже известно (записали – Пасленовые)
2. С жизненными формами мы ознакомимся, работая в парах (читают
текст и выписываю жизненные формы)
Растения семейства паслёновые пришли к нам из Южной Америки. Их насчитывается около 3000 видов растений. Жизненные формы паслёновых разнообразны. Большинство растений - травянистые, хотя очень редко встречаются кустарники и даже деревья. Паслён чаще всего называют поздникой, потому что только в конце лета у него созревают чёрные ягоды. С древних времён паслён использовали в лекарственных целях. Его свежие плоды и сок листьев применяли для лечения органов пищеварения и кровообращения. Но паслён чёрный очень опасное растение. Оно содержит вещество, которое вызывает отравление у животных и человека. Поэтому в пищу можно употреблять только зрелые плоды паслёна чёрного. Кроме паслёна к этому семейству относятся: картофель, томат, перец, баклажан.
3.Рассмотрите схему цветка паслёна. Просмотр анимации. «Формула и диаграмма цветка Пасленовых.» Найдите чашечку, венчик, тычинки и пестик.
- Подсчитайте число чашелистиков, лепестков венчика, тычинок и пестиков. Запишите формулу цветка в тетрадь.
- один ученик выходит к доске записывает формулу цветка на доске
Ч(5) Л(5) Т5 П 1
4. Рассмотрите рисунок. Строение плодов Пасленовых - Какие плоды встречаются у Паслёновых?.(с.56 в учебнике, читаем и записываем в тетрадь)
(ягода, коробочка)
5.Особенности строения корневой системы, стебля, листьев
- Чтобы определить жилкование листьев, давайте вспомним, какое оно бывает?
+ параллельное, дуговое и сетчатое
-Посмотрите слайд-шоу «Представители семейства Пасленовые» и определите, какое жилкование листьев у паслёновых;
+ сетчатое.
- зная, что жилкование листьев сетчатое и то, что пасленовые относятся к двудольным растениям, определите тип корневой системы у пасленовых;
+стержневая
- А какой стебель у пасленовых? (ползучие, прямостоящие, вьющиеся и пр.)
+ Стебель у паслёновых прямостоячий.
Вывод: изучаемые растения относятся к паслёновые, так как имеют сходные признаки. Виртуальная лабораторная работа. Определение растений семейства Пасленовые. Групповая
работа.
2. Первичное закрепление знаний. Таблица. «Характерные черты семейства Пасленовые».
Опираясь на таблицу, расскажите о признаках паслёновых растений
Признаки паслёновых
Корневая система
Стержневая
Стебель
Прямостоячий
Листья
Простые, с сетчатым жилкованием
Соцветие
Одиночные цветки, кисть
Цветок
5 лепестков, 5 тычинок, 1 пестик
Плод
Коробочка или ягода
Семя
две семядоли
Скажите, почему паслёновые относятся к классу двудольных ?
Вывод: паслёновые растения являются двудольными, так как имеют стержневую корневую систему, сетчатое жилкование листьев, семя содержит две семядоли.
3.ФИЗМИНУТКА:
- наклоны головы назад, вперёд;
- повороты головы влево, вправо;
- махом левую руку занести за правое плечо, голову повернуть налево, и наоборот…
- быстро поморгайте глазами, закройте глаза и посчитайте до пяти;
- круговые движения глазами вначале вправо, затем влево 2-3 раза в каждую сторону и посмотрели вдаль.
4..Дикорастущие растения семейства Пасленовые. Просмотр слайд- шоу.
Работа с интерактивной схемой «Роль дикорастущих пасленовых».
.Посмотрите на рисунок, на с.57. Какие растения семейства пасленовых вы здесь видите?
- Работаем по вариантам. Каждый вариант, пользуясь учебником, запишет одно культурное растение и охарактеризует его.
1 вар – картофель , 2 вар – томат, 3 вар – перец ., 4 вар – баклажан ., 5 вар – табак.
5. Культурные растения семейства. Просмотр слайд- шоу. «Овощные культуры семейства Пасленовые, декоративные пасленовые».
Мы познакомились с представителями семейства Пасленовые.
- О многих растениях, с которыми мы познакомились на уроке, будем говорить на последующих занятиях, научимся выращивать некоторые из них, посеем семена цветов и вырастим цветочную рассаду для пришкольного участка.
- А какие растения изученного семейства выращиваются у вас дома?
VI. Закрепление изученного материала
- Итак, мы изучили три семейства класса двудольные. Какие?
+ крестоцветные ,бобовые и пасленовые.
Посмотрим, как же вы научились различать растения этих семейств.
Я буду называть растение, а вы у себя в тетради записывать в строчку только букву семейства К – крестоцветные, Б- бобовые, П – пасленовые.
Петуния – П, редька – К, горох-Б, капуста – К,фасоль-Б стручковый перец – П, пастушья сумка – К, редис – К, соя-Б, брюква – К, горчица – К, томат – П, арахис-Б,баклажан - П
- Проверяем( взаимопроверка) обменялись тетрадями с соседом по парте.
Ответ: ПКБКБПККБККПБП Если 1-2 ошибки, оценка 4, 3-4 ошибки – оценка 3, 5 и более ошибок – 2.
VII Первичный контроль знаний Тестирование .Электронное приложение
IX Рефлексия. Сделайте вывод:
- Я узнал…
- Я научился…
- Я - молодец !
-Мог бы лучше работать…
- Пришлось нелегко…
VIII Итог. Оценивание детей за работу на уроке Все полученные на уроке знания вы можете закрепить с помощью домашнего задания
VI. Домашнее задание: изучить параграф 22 с.56-57, ответить на вопросы. Индивидуальное задание. Нарисовать в альбоме представителей семейства Пасленовые и подписать их названия. Использовать все систематические таксоны в правильной последовательности: царство (Растения), отдел (Покрытосеменные), класс (Двудольные), семейство, род. вид.