Дата ____________________________
Тема: «Органы цветкового растения»
Цель: - обобщение и закрепление полученных знаний об органах цветковых растений, выявление недостатков в усвоении отдельных биологических терминов;
- развитие умения анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы, развивать речь;
- формирование умения совместной деятельности, навыков общения, развитие чувства прекрасного, бережного отношения к природе
Ход урока:
Орг.момент
- приветствие, проверка отсутствующих; объявление темы урока, задач, стоящих перед
учащимися Правила игры: - дисциплина, при выкрикивании снимаются баллы;
-внимательно выслушивать задания,
-советоваться с командой,
-отвечать должны все участники команды.
За правильный ответ команда получает красный жетон – 5 баллов.
За неполный ответ – зеленый – 4 балла.
За половину ответа – желтый – 3 балла.
По окончании игры все жетоны суммируются.
- Обратите внимание на наше одинокое дерево достижений. У каждого из вас есть листочки разного цвета. Я попрошу вас взять один из них (любого цвета) и помочь нашему дереву покрыться разноцветной листвой.
Тех, кто выбрал зелёный цвет – ожидает успех на уроке, красный цвет – желают общаться, желтый цвет – проявят активность, синий – будут настойчивы.
- Помните, что красота дерева зависит от вас, от ваших стремлений и ожиданий.
Основная часть
Задание 1. «Схема – кластер» (3 мин)
Составление схемы-кластера по теме урока «Органы цветкового растения»:
РАСТЕНИЕ, ЦВЕТОК, КОРЕНЬ, СТЕБЕЛЬ, ПОБЕГ, ЛИСТЬЯ, ПЛОДЫ, ПОЧКИ, СЕМЕНА.
Задание 2. «Что лишнее?» (1 мин)
Исключите лишнее слово и объясните почему.
1.Рыльце, пыльник, завязь, столбик.
(лишнее – пыльник, не является частью пестика)
2.Тополь, ольха, клевер, орешник.
(лишнее – клевер, травянистое растение)
3.Одуванчик, астра, ромашка, шиповник.
(лишнее – шиповник, кустарник)
Задание 3. «Узнай меня» (2 мин)
Заполните таблицу, используя предложенные к ней ответы.
Вопросы | Ответы |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
А | | | | | | | | | | |
Б | | | | | | | | | | |
А – орган растения;
Б – части цветка.
1 – корень; 2 – побег; 3 – венчик; 4 – пестик; 5 – плод; 6 – цветок; 7 – чашечка; 8 – тычинка; 9 – цветоложе; 10 – семя.
Задание 4. «Дальше-дальше…» (по 1 мин)
1. Наука о живой природе. (Биология.)
2. Как называют основной орган растения, связанный с корнем? (Побег)
3. Составные части пестика (Рыльце, столбик, завязь)
4. Группа цветков, собранных в определенном порядке (Соцветие)
5. Зона корня, имеющая «корневые волоски» (Зона всасывания)
6. Корневая система с хорошо развитым главным корнем (Стержневая)
7.Что является зачатками новых побегов? (Почки)
8. Корень, развивающийся из корешка зародыша (Главный)
9. Верхний плодородный слой земли (Почва)
10. Покровная ткань лист (Кожица)
11. Назовите главные части цветка (Пестик и тычинки)
12. Лист, состоящий из нескольких листовых пластинок, соединенных одним черешком (Сложный)
13. Проводящие пучки листа (Жилки)
14.Как называются почки, из которых развиваются цветы? (Генеративные)
15. Угол между листом и вышележащим междоузлием (Пазуха листа)
16. Самый простой увеличительный прибор (Лупа)
17. часть стебля под цветком (Цветоножка)
18. Наука о растениях (Ботаника)
19. Сухой плод, который вскрывается двумя створками (Боб)
20. Все корни растения (Корневая система)
21. Часть цветка, состоящая из лепестков (Венчик)
22. Часть корня, защищающая его от механических повреждений (Корневой чехлик)
23. Части двойного околоцветника (Венчик, чашечка)
24. Группы плодов (Сухие и сочные, односемянные и многосемянные)
25. Часть микроскопа, находящаяся в верхнем конце тубуса (Окуляр)
26. Почки, развивающиеся на верхушке побега (Верхушечные)
27. Корни, растущие от стебля и листьев (Придаточные)
28. Длинный вырост наружной клетки корня (Корневой волосок)
29. Составные части тычинки (Пыльник и тычиночная нить)
30. Зона корня, где происходит образование новых клеток (Зона деления)
31. Часть листа, соединяющая его со стеблем (Черешок)
32. Корневая система без главного корня (Мочковатая) 33. Лист, имеющий одну листовую пластинку на одном черешке (Простой) 34.Как называются почки, из которых развиваются листья? (Вегетативные)
35. Часть цветка зеленого цвета, состоящая из чашелистиков (Чашечка)
36. Часть микроскопа, к которой прикрепляется тубус (Штатив)
37.Тип корневой системы двудольных растений (Стержневая)
38. Видоизменённые листья у кактусов (колючки)
39. Сколько семядолей имеет зародыш семени двудольного растения? Две)
40. Околоцветник, состоящий из чашечки и венчика (Двойной)
41. Плод персика, сливы (Костянка)
42. Что необходимо делать, чтобы улучшить доступ воздуха к корням?(Рыхлить почву)
43. Растения, у которых листья сохраняются в течение всего года (Вечнозелёные)
44. Оболочка, покрывающая снаружи семя боба (Семенная кожура)
45. Плод подсолнечника (Семянка)
46. Место, где образуется и созревает пыльца (Пыльник)
47. При дыхании семена поглощают (Кислород)
48. С помощью чего листья испаряют воду? (С помощью устьиц)
49. Назовите вечнозелёные растения (Сосна, ель, пихта)
50. Все части цветка располагаются на …(Цветоложе)
Задание 5. «Пропущенные слоги» (3 мин)
Надо угадать слова по отдельным слогам.
Задание для первой команды:
1.Ты_ _ _ка.
2. к_ _ юч_а
3. Цве _ _ ло _ _ .
4. Оду _ _ _ чик.
5. М_м _ за.
Ответы: тычинка , колючка, цветоложе, одуванчик, мимоза.
Задание для второй команды:
1. Цве _ _ нож _ _ .
2. Р_м _ _ ка.
3. к_убе_ь
4. Ле _ _с_ _к.
5. Ш _ п_ _ ник.
Ответы: цветоножка, ромашка, , лепесток, шиповник.
Задание для третьей команды:
1.Ва _ _ лек.
2.Хв_ _нк_
3.Ге _ _ гин
4.Л_к_в_ц_
5.К_ _не_л_д
Ответы: василек, хвоинка, георгин, луковица, корнеплод
Задание 6. «Шарады» (5 мин)
Если мне на место «А»
Мягкий знак дадите,
Сразу сорную траву
В птицу превратите. (Лебеда - лебедь)
Я пышно красуюсь на клумбе в саду,
Захочешь, поставь меня в вазу...
Но с буквою «к» в огород я пойду,
И если капусту на грядке найду,
Капусте достанется сразу. (Роза - коза)
Охотно ты по мне пройдешь
И свежим воздухом подышишь.
Когда с конца меня прочтешь,
То что-то шумное услышишь. (Луг -гул)
Шараду запишите так:
Две ноты, буква, мягкий знак,
Все - куст, его вы без труда
Найдете в парках и садах. (Си-ре-нь)
Под моей листвою пышной
Можно скрыться в летний зной...
Если «к» сочтете лишним,
Смысл получите иной.
Стану белым и пушистым,
Волокнистым, шелковистым,
Полотенце, простыня,
Могут выйти из меня. (Клен - лен)
Чтоб отгадать - имей терпенье, С «л» - часть лица, а с «б» - растение. (Лоб - боб)
Задание 7. «О цветах родного края, которые нужно охранять» (3 мин) Вы должны прочитать за определенное время названия охраняемых растений. Для этого в каждом горизонтальном ряду букв необходимо удалить одинаковые буквы. За каждый правильный ответ присуждается один балл.
ТБЮДОЛБЬГПОВАГВКНК
АГДБПЕЖКЖКИДАЕОГБН
ХЛЭЮАМЮНЭДВХЫВМСШС
АМДУОНЗМУИСЗ
СРОАЯБЧСАОИСКА
Тюльпан (поздний, Кауфмана, поникающий)
Пион (уклоняющийся, марьин корень)
Ландыш (майский)
Адонис (весенний)
Рябчик (бледноцветковый)
Физминутка: по названию растения определить его жизненную форму – * Травы – присесть * Кустарник – повороты туловища влево и вправо * Дерево – стоя поднять руки вверх.
Подорожник, береза, смородина, тополь, тюльпан, шиповник, одуванчик, клен, крыжовник, клубника, дуб.
Задание 8. Конкурс «Загадочников»
Угадать растение, назвать плод:
1.Красный цвет, приятный вкус, каменное сердце.
(вишня - плод костянка, односемянный, сочный)
2. Круглое, румяное я расту на ветке.
Любят меня взрослые и маленькие детки.
(яблоко – плод яблоко, многосемянный, сочный)
3. На ветке конфетки
с начинкой медовой, а кожа на ветке породы ежовой (крыжовник – плод ягода,
многосемянный, сочный)
4. Одноусый дед в соломину одет.
(овес-плод зерновка, односемянный, сухой)
5. С листьями, а не книжка,
Кругла, а не пышка,
С водой, а не болото,
Скрипит, а не ворота. (капуста - плод стручок, многосемянный, сухой)
6. Что же это за подвох?
Вдруг на дереве горох. (акация – плод боб, многосемянный, сухой)
Задание 9. «Сюрприз»
Кто первым угадает, что лежит в сосуде, тот заработает 10 баллов. Неверно ответившая команда лишается дальнейшего права на ответ.
В сосуде находится нечто… В природе нет естественного продукта, более богатого витамином С, чем этот плод. Это плоды жизни! Они защищают от болезней, придают силу, повышают работоспособность. Настой этих плодов давали раненым. Маслом плодов лечили раны. От цинги натирали дёсны и зубы мякотью. Так что же в этом сосуде? Растение, на котором созревают эти плоды, относится к кустарникам, стебли его имеют острые шипы и сложные листья. Цветки, на месте которых появляются эти плоды, являются одиночными и имеют розовую окраску.
Задание 10. Составить синквейн (пятистишие к теме) (5 мин)
1 строка- 1 существительное (тема) ____________________________________
2 строка- 2 прилагательных (раскрывающие тему) ________________________
3 строка- 3 глагола (описывающие действия по теме) ______________________
4 строка - предложение (отношение к теме) _____________________________
5 строка- 1 слово-резюме (синоним темы) _______________________________
Задание 11. «Кроссворд»

По горизонтали:
1.Часть пестика. 3.Сочный плод. 5.Одна из частей корня. 7.Наука о растениях. 10.Зеленые пластиды. 12.Запасающая ткань семени. 13.Бесцветное вязкое вещество клетки. 15.Часть микроскопа. 20.Место прикрепления листа к стеблю.
По вертикали:
2.Орган растения. 4.Наука о живой природе. 6.Часть цветка. 8.Отверстие в клеточной оболочке. 9.Сухой плод. 11.Мертвые клетки проводящих пучков. 14.Верхний плодородный слой земли. 16.Проводящие пучки листа. 17.Часть листа. 18.Зачаточный побег. 19.Растения, которые могут цвести хотя бы один раз в жизни.
Ответы
По горизонтали:
1.Завязь. 3.Ягода. 5.Чехлик. 7.Ботаника. 10.Хлоропласты.12.Эндосперм. 13.Цитоплазма. 15.Объектив. 20.Узел.
По вертикали:
2.Корень. 4.Биология. 6.Чашечка. 8.Пора. 9.Коробочка. 11.Сосуды. 14.Почва. 16.Жилки. 17.Черешок. 18.Почка. 19.Цветковые.
Ну, вот и подошел к концу наш урок, который мне бы хотелось завершить словами С.Я.Маршака:
Человек – он будь хоть трижды гением –
Остается мыслящим растением.
С ним в родстве деревья и трава.
Не стыдитесь этого родства.
Вам даны до вашего рождения
Сила, стойкость, жизненность растения.
Подведение итогов
Каждая команда подсчитывает жетоны: количество красных жетонов умножают на 5, зеленых – на 4, желтых – на 3. Все суммируют.
Все участники команд получают «отлично» за урок, если команда набрала от 70 до 100 баллов, «хорошо» от 50 до 70 баллов.
Рефлексия
- Я хочу, чтобы вы оценили сам урок, преобразив моё дерево (плодами, цветками или листьями) своим творчеством на уроке
Рефлексия: «Дерево творчества»
Плоды – урок прошел полезно, плодотворно.
Цветы – урок хороший.
Зеленый лист– иногда на уроке мне было не интересно.
Желтый лист – урок не понравился