Тема урока: «Газообмен в легких и тканях»
Цель:углубить знания о строении легких и газообмене в легких и тканях;
Задачи:
Образовательная:
Развивающая:
развивать умения и навыки работать с дополнительной литературой, вести поисковую работу, работать в парах, развивать творческое мышление и речь учащихся при решении проблемных вопросов.
Воспитательная
Оборудование: презентация, таблица «Органы дыхания».
Ход урока.
Организационный момент.
Проверка и актуализация знаний
Изучение нового материала.
Создание проблемной ситуации:
Сожмите губы и пальчиками зажмите нос. Несколько мгновений посидите спокойно. Через 2-3 мин обсуждаем впечатления детей о своих ощущениях.
1. Как вы себя чувствуете?
2. Почему вы почувствовали головокружение, слабость, сухость во рту, потемнение в глазах?
3. Сколько времени мы можем не дышать?
4. Зачем же мы дышим?
5. Почему в классе, если не проветривать помещение к концу уроков становиться тяжело дышать?
Учитель(объяснение учителя с демонстрацией слайдов презентации): Дыхательная система состоит из воздухоносных путей и легких. Легкие занимают все свободное пространство грудной полости. Расширенная часть легких прилегает к диафрагме. Главные бронхи, легочные артерии и вены входят в легкие с внутренней стороны, граничащей с сердцем.
В органах дыхания происходит 2 вида дыхания : легочное дыхание (внешнее) и тканевое дыхание(клеточное). Легочное дыхание происходит в легких, обеспечивающих газообмен меду воздухом и кровью. Тканевое дыхание - это газообмен между кровью и клетками тканей.
Работа с учебником
Как же происходит легочное дыхание или газообмен в легких?
Учитель: О легочном дыхании поговорили, а теперь о тканевом дыхании. Оно происходит в капиллярах большого круга, где кровь отдает кислород и получает углекислый газ. В тканях мало кислорода и поэтому происходит распад оксигемоглобина на гемоглобин и кислород. Кислород переходит в тканевую жидкость и там используется клетками для биологического окисления органических веществ. Выделяющаяся при этом энергия используется для процессов жизнедеятельности клеток и тканей. Углекислого газа в тканях скапливается много. Он поступает в тканевую жидкость, а из нее в кровь. Здесь углекислый газ частично захватывается гемоглобином, частично растворяется или химически связывается с солями плазмы крови. Венозная кровь уносит его в правое предсердие, затем в правый желудочек, а затем по легочной артерии- в легкие - круг замыкается. В легких снова кровь становится артериальной и вернувшись в левое предсердие, несет кровь в большой круг кровообращения.(демонстрация схемы в программе)
Обобщение и систематизация новых знаний
Таким образом мы проследили с вами движение газов в организме человека при дыхании, это еще раз подтверждает взаимосвязь кровеносной и дыхательной систем организма человека.
Физкультминутка
Упражнения для активизации мозгового кровообращения: встаньте , потянитесь и сделайте движение головой по 4 раза «да-да» и «нет-нет».
Упражнения для глаз: Не двигая головой, вращайте глазами сначала 10 раз по часовой стреле, затем 10 раз в обратную сторону. А затем то же, но с закрытыми глазами. Не поворачивая головы, двигайте глазами вверх-вниз и вправо-влево по 10 раз. Посмотрите в окно вдаль, а затем на своего соседа. Улыбнитесь друг другу
Закрепление нового материала
Работа в рабочих тетрадях
6.Домашнее задание
7.Выставление оценок
Газообмен
Приложение 1
Правильные ответы
Вариант 1 | Вариант 2 | Вариант 3 |
1.Б - 1 балл | 1.Г - 1 балл | 1. Б -1 балл |
2.В - 1 балл | 2.А - 1 балл | 2 . В,Г,Е,Д, А,Б (точная последовательность) - 2 балла |
3.Б - 1балл | 3. Б,Г,Е (в любом порядке) - 2 балла | 3. 1-Г, 2-Ж, 3-Д, 4-А, 5-Е, 6-Б, 7-В - 3 балла |
4.Б,В - 2 балла | 4 . Б,В, А,Г(точная последовательность) - 2 балла | - |
5.В - 1 балл | - | - |
! Внимание!Если в сложном задании(оно выделено синим цветом в таблице правильных ответов) допущены ошибки , то за 1 ошибку снимается 1 балл, за 2 ошибки - 2 балла.
Приложение 2
Кроссворд
Вопросы: |
1.Узкая щель между легочной и пристеночной плеврой-плевральная … |
2.Во что одето каждое легкое? |
3.Главная функция дыхания |
4.Место входа вен, артерий, бронхов в легкие. |
5. Полость, где расположены обонятельные клетки. |
6. Легочный пузырек. |
7.Процесс, благодаря которому происходит обмен газов в легких. |
8. Вещество-переносчик кислорода к клеткам. |
9. Дыхание, происходящее в капиллярах большого круга кровообращения. |
10.Вид дыхания, обеспечивающего газообмен между воздухом и кровью. |
|
| | | | | | 4 | | | | | | | |
| | | | 3 | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | 7 | | | |
| | | | | | | | | | | | | |
| 2 | | | | | | | | | | | | |
1 | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | 6 | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | 9 | |
| | | 5 | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | |
| | 8 | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | |
| | | | | 10 | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | |
Приложение 3
Ответы кроссворда
| | | | | | 4 | | | | | | | |
| | | | 3 | | в | | | | | | | |
| | | | г | | о | | | | 7 | | | |
| | | | а | | р | | | | д | | | |
| 2 | | | з | | о | | | | и | | | |
1 | п | о | л | о | с | т | ь | | | ф | | | |
| л | | | о | | а | | 6 | | ф | | | |
| е | | | б | | | | а | | у | | | |
| в | | | м | | | | л | | з | | | |
| р | | | е | | | | ь | | и | | 9 | |
| а | | 5 | н | о | с | о | в | а | я | | т | |
| | | | | | | | е | | | | к | |
| | | | | | | | о | | | | а | |
| | 8 | г | е | м | о | г | л | о | б | и | н | |
| | | | | | | | а | | | | е | |
| | | | | | | | | | | | в | |
| | | | | 10 | л | е | г | о | ч | н | о | е |
| | | | | | | | | | | | е | |
| | | | | | | | | | | | | |
Приложение 4
Лист оценки ____________________________________(Фамилия, Имя)
Каждый подсчитывает количество заработанных баллов по следующим видам работы:
проверка пройденного(тест) - максимум 6 баллов - уже подсчитан соседом;
подготовка материала к уроку и выступление в составе группы( по пятибальной системе) - максимум 5 баллов;
работа с кроссвордом - максимум 10 баллов.
Итого максимум 21 балл.
19-21балл - "5"
17-18 баллов- "4"
13-16 баллов - "3".
На листе оценки - напишите о том, понравился ли урок, все ли было тебе понятно на уроке.
Тест по пройденному материалу (макс. 6 баллов)- выставляет сосед по парте | Подготовка материала к уроку и выступление в составе группы (макс. 5 баллов) | Работа с кроссвордом (макс.10 баллов) | Итого | Оценка |
| | | | |
Понравился ли тебе урок?_________________________________________
Что тебе понравилось на уроке?____________________________________
Что хотел бы изменить?_______________________