Орг момент. Стадия вызова: «Жизнь – это горение» - эти слова принадлежат французскому ученому 18 века А. Лавуазье. Объясните, какое отношение — это изречение имеет к процессу дыхания? Предполагаемый ответ: - Что обязательно для окисления органических соединений? Вывод: Мы дышим ради получения энергии. Таким образом, кислород – основа жизнедеятельности организма. - Каким образом кислород поступает в клетки? - А как кислород проникает в кровь? Определение темы и цели урока. Вступительное слово учителя: Сегодня на уроке мы рассмотрим, как же происходило изменение органов дыхания и газообмен у разных животных. Всем живым организмам необходим кислород, без которого не смогут осуществляться процессы жизнедеятельности. Кислород поступает в клетки организма различными путями: через поверхность тела, жабры, легочные мешки, легкие. Совокупность процессов поглощения кислорода из окружающей среды и выделения углекислого газа называют газообменом. Поступление кислорода в клетки тела осуществляется благодаря проницаемости клеточных мембран и диффузии – процессу выравнивания концентраций кислорода внутри организма и в окружающей его среде. С увеличением размеров животных возникает потребность в транспорте кислорода к клеткам, расположенным внутри организма, и в процессе эволюции развиваются органы, позволяющие этот транспорт осуществить. Затем учитель раздает листы с рисунками, на которых даны изображения различных сред обитания (водная / наземная) и список беспозвоночных/позвоночных животных. (П) Учащиеся сопоставят организмы со средой обитания и определят органы дыхания. Обратная связь Учитель-ученик, ученик-ученик. Комментарий учителя «вопрос –ответ» (П) Работая с предложенным текстом ответьте каким образом происходит газообмен у животных разных систематических групп: Как осуществляется дыхание у одноклеточных организмов? (Они дышат всей поверхностью тела.) Какие организм также дышат всей поверхностью тела? (Кишечнополостные, свободноживущие плоские и круглые черви.) Какие органы дыхания появились у кольчатых червей и у водных членистоногих? (Появились перистые жабры – образующиеся из выростов кожи по обеим сторонам тела.) Как осуществляется газообмен у этих животных? (в дыхании участвует кровь, которая обильно протекает к жабрам, омывает их, освобождается от углекислого газа и насыщается кислородом, который затем переносится по всему организму.) Назовите органы дыхания членистоногих? (Органами дыхания членистоногих являются трахеи, жабры, листовидные легкие, расположенные в углублениях покрова тела.) Каким образом происходит газообмен у рыб? (Вода заглатывается рыбой, попадает, а ротовую полость, проходит через жаберные лепестки наружу, омывает их и снабжает кровь кислородом.) Назовите органы дыхания земноводных и пресмыкающихся. Каким образом происходит газообмен у птиц? Назовите органы дыхательной системы млекопитающих? Обратная связь: учитель-ученик, ученик-ученик. (И) Заполнение таблицы. Группа животных | Органы дыхания. Газообмен. | Простейшие (амеба) | Дышат всей поверхностью тела. | Кишечнополостные (гидра) | Дышат всей поверхностью тела. | Плоские черви и Круглые черви | Дышат всей поверхностью тела. | Кольчатые черви (дождевой червь) | У морских кольчатых появляются перистые жабры – выросты кожи. В дыхании участвует кровь, которая притекает к жабрам, омывает их, освобождается от СО2 и насыщается О2, переносится по всему организму. | Насекомые (майский жук) | Имеется густая сеть разветвленных трубочек – трахей, по которым воздух, попадая через наружные дыхальца, доставляется ко всем органам и тканям. | Костные рыбы (речной окунь) | Дышат О2 растворенным в воде. Органы дыхания – жабры, состоящие из жаберных дуг с жаберными лепестками. | Амфибии или земноводные (лягушка) | Дышат атмосферным воздухом.Для дыхания служат легкие и кожа.Газообмен возможен только при влажной коже. | Рептилии или пресмыкающиеся (ящерица) | Дышат они при помощи легких, которые имеют больше складок. Вентиляция легких происходит за счет движения ребер, вызываемого сокращением межреберных мышц. | Птицы (голубь) | Ячеистые легкие и дополнительные воздушные мешки в полости тела и костей – для улучшения газообмена и защиты от перегрева. Дыхание двойное. | Млекопитающие (собака) | Носовые полости, гортань, трахея, два легких. Дыхание с помощью диафрагмы. | Обратная связь - ученик-ученик. Комментарии учителя: взаимооценивание. Вывод: Таким образом, мы рассмотрели, что изменение органов дыхания и газообмен, в связи со сменой среды обитания, образа жизни шло в сторону их усложнения – от дыхания всей поверхностью тела, у простейших, кишечнополостных до появления трахеи, легких. Эволюция органов дыхания у позвоночных шла по пути увеличения площади легочных перегородок, участвующих в газообмене, совершенствования транспортных систем доставки кислорода к клеткам, расположенным внутри организма, и развития систем, обеспечивающих вентиляцию органов дыхания. |