СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по биологии 8 кл. по теме "Выделительная система"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование познавательных УУД, умение реализовать новые способы действий, развитие навыков работы с различными источниками информации, работа в группах.

Просмотр содержимого документа
«Урок по биологии 8 кл. по теме "Выделительная система"»


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Борковская основная общеобразовательная школа»

Суджанского района Курской области




ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

УРОКА БИОЛОГИИ

8 КЛАСС

Тема: Выделение



Автор – составитель:

Учитель биологии

Беляева Н.А.



Курска




















Тема урока: «Выделение»


Деятельностная цель: Формирование познавательных УУД, умение реализовать новые способы действий, развитие навыков работы с различными источниками информации, работа в группах.



Предметно - дидактическая цель:


- сформировать комплекс знаний о системе
выделения; углубить представления о материальном единстве окружающего мира; совершенствовать умения выделять проблему в теме занятия, формулировать познавательные цели, контролировать и оценивать
достижение результата, строить содержательную коммуникацию при работе в паре.

Планируемые образовательные  результаты:

Личностные:

- Готовность и способность обучающихся к усвоению новых знаний по теме

« Выделение» на основе жизненных ситуаций;

- готовность и создать условия для личностной рефлексии, воспитания бережного отношения к своему здоровью.



Предметные:

- определить особенности строения органов выделения, проанализировав их функции;
- находить органы выделения на интерактивных таблицах, плакатах, рисунках;
привести доказательства необходимости анализа мочи.

Метапредметные:

- выделить проблему и цель через выполнение задания на рассуждение и логическую цепочку;
- анализировать, при работе в парах, информацию из разных источников, структурировать её через перевод текстовой и видео­информации в схемы;

- контроль, оценка и коррекция знаний по определению органов выделения через выполнение тренировочных заданий;
- выразить в ходе рефлексии свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Тип урока: урок освоения новых знаний.


Методы обучения:

  1. Словесный (беседа, устная монологическая, диалогическая речь);

  2. Наглядный (демонстрация муляжей, таблиц, показ слайдов.);

  3. Проблемно - поисковый (карточки с вопросами, работа с учебником).

Основные понятия, изучаемые на уроке:

органы мочевыделения: почки, мочеточники. Мочевой пузырь, мочеиспускательный канал, корковое и мозговое вещество почки, почечные пирамиды, почечная лоханка, нефрон, первичная моча, вторичная моча, мочекаменная болезнь.


Учащийся  должен знать:

- Какие системы органов поддерживают постоянство внутренней среды организма;

- Строение мочевыделительной системы;

-строение и функции почек;

- как функционирует нефрон;

- как предупредить мочекаменную болезнь и почечную инфекцию.


Учащиеся должны уметь:

- находить органы выделения на муляжах и таблицах;

-Схематично изображать этапы образования мочи;
- Соблюдать основные меры профилактики болезней почек.

- Готовить сообщения.

Средства обучения (обеспечение урока):

учебники, рабочие тетради, компьютер, таблица строения органов выделения;
­ карточки с контекстными заданиями для работы в парах;
­ заготовки таблицы «Анализ мочи», презентация «Мочевыделительная система», информационный раздаточный материал -1 на парту, каждому ученику, тест на закрепление.






Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент. (1-2 мин.)


Слайд 1. Проверяет готовность к уроку, проверяет подготовленность рабочего места  учащихся к уроку, организует внимание класса к работе на уроке, включает в учебный ритм, создаёт положительный, эмоциональный настрой у обучающихся.

Вот и прозвенел звонок, Начинается урок. Очень тихо вы садитесь и работать не ленитесь. Прозвенел, друзья, звонок начинается урок. Отдохнуть вы все успели? А теперь вперед – за дело.









Эмоционально настраиваются на предстоящую учебную деятельность.

Взаимодействуют с учителем и одноклассниками для организации дальнейшей работы.

Коммуникатив-ные УУД:

- учатся культуре общения. Регулятивные:

самостоятельно

организуют своё рабочее место,

настраивают себя на продуктивную

работу.

















Этап.  Актуализация знаний (5 - 6 мин.)

Актуализирует имеющиеся знания, способы действия в новых условиях.

Беседа с целью актуализации знаний по теме «Покровные органы. Терморегуляция. Выделение»

1. Какую тему мы изучаем?

2. Какое строение имеют покровные органы человека?

3. Какие функции выполняет кожа?

4. Как вы думаете, почему выделение и покровные органы мы изучаем в одном разделе?


Учащиеся вспоминают, обсуждают в группе, что им уже известно по данной теме и что они хотят узнать. Отвечают на поставленные

вопросы, оценивают

правильность ответов и суждений.





П: логические – анализ объектов с целью выделения признаков; :

-анализ, синтез, сравнение полученных знаний

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

-слушают и понимают речь других;

-отвечают на вопросы учителя.


Этап. Создание проблемной ситуации.(2-3 мин.)

Подводит учащихся к формированию темы урока:

- эти органы выполняют важную функцию в нашем организме;

- без этих органов произошло бы неизбежное отравление организма;

- эти органы выводят из нашего организма ненужные вещества?


Учитель создает учебную проблему. Организует

работу по формули-рованию темы урока,

целей, по принятию всеми учащимися целей урока. Слайд 2. Проводит подводящий диалог.

Проблемный вопрос:

Какое отношение к теме нашего урока имеют изображенные предметы: лохань, пирамида, чашка, почки растений? (возможный ответ: почки есть у растений и у человека, у человека они выполняют выделительную функции)


Пишет тему на доске.


Слушают учителя, высказывают свое мнение, формулируют тему урока. Определяют критерии изучения выделительных органов. Возможные ответы:

-строение органов выделительной системы,

- значение,

- функции,

- как образуется моча?

Учащиеся вспоминают, обсуждают в группе, что им уже известно по данной теме и что они хотят узнать. Отвечают на вопрос.


Пишут тему урока.

Регулятивные:

-принимают учебную задачу;

-выполняют задания учителя;

-планируют свою деятельность в

соответствии с целевой установкой.



  1. Этап.

Целеполагание. (3-4 мин.)



Организует работу по  формулировке цели учебной деятельности, по овладению обобщёнными способами приобретения новых знаний.

-Определяют критерии изучения выделительных органов.

Возможные ответы:

Узнать:

-строение выделительных органов ( почки, нефрона)

- значение;

- функции;



- как образуется моча?

Организует подводящий диалог:

- Каков главный вопрос нашего урока?

- Какова цель?


Отвечают на вопросы, высказывают свои предположения.                     Формулируют конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (т.е формулируют, какие знания им нужны, и чему им надо научиться). Предлагают и согласовывают с учителем тему (главный вопрос) урока. Осознают цель предстоящей деятельности.


Этап Планирование.(5-6 мин.)

Организует выбор способа и средств реализации  учебной цели. Побуждает к высказыванию предложений о том, как и с помощью чего можно достичь поставленной цели.

Предлагает выполнить задания.

Слайд 3. Сегодня на уроке мы

-Изучим строение и функции органов мочевыделительной системы.

- Научимся узнавать их на рисунке.

-Узнаем, как образуется моча. Чем отличается первичная моча от вторичной.

-Сможем объяснить, почему важно иметь здоровые почки,

и сможем ответить на вопрос, поставленный на предыдущем слайде.


                Высказывают свои предположения.   Выбирают способ  (как?) и средства для построения нового знания (с помощью чего?). Работают в парах. Обсуждают и составляют план работы. Озвучивают план и  обсуждают его с учителем.                          


Этап. «Открытие» нового знания (7-8  мин.)

Работа со схемой «Этапы обмена веществ».

Слайд 4.

Обмен веществ – один из главных признаков живого. Он состоит из трех этапов.

Первый этап - поступление веществ в организм. Например, в организм человека с пищей поступают органические вещества.

Второй этап - внутриклеточный обмен.

Во время этого этапа из белков, жиров и углеводов образуются некоторые вредные вещества.

Прочитайте в учебнике на стр. 269, второй абзац. Найдите ответ на вопрос, какие именно вредные вещества образуются из белков, а какие – из жиров и углеводов?

-Итак, какие продукты распада образуются из белков? (дети отвечают, учитель демонстрирует слайды): мочевина, соли, вода и углекислый газ)

-А из жиров и углеводов образуются … ( вода и углекислый газ).

Ребята, эти вещества не нужны клетке, и даже могут быть для нее опасны. Поэтому очень важен третий этап – выделение продуктов обмена. Процесс выделения - это своего рода непрерывная уборка и чистка всех клеток, тканей и органов, в ходе которой организм избавляется от ненужных химических соединений. Благодаря чему сохраняется постоянство внутренней среды человека гомеостаз.

В удалении ненужных и вредных веществ участвуют различные органы. Проанализируйте таблицу. Слайд 5.

(У каждого ученика она есть на информационном листке).


- Можно ли говорить, что кожа, легкие и почки выполняют в организме выделительную функцию? (Да, они выводят продукты обмена веществ из организма)

- Какие вещества выделяются через легкие? (Углекислый газ и вода)

- Какова роль кожи в выделении веществ? (Избыток солей выводится с потом через кожу)

- Как вы считаете, какой орган наиболее активно выводит из организма воду и твердые вещества? ( Почки, поэтому их называют биологическим фильтром. Основная часть вредных веществ удаляется из организма с мочой через органы мочевыделительной системы).

Слайд 6.

Почки – очень сложный орган, и появились они в процессе эволюции не сразу.

У простейших продукты выделения выводятся путем диффузии или с помощью сократительных вакуолей.

Труднее приходится многоклеточным организмам: продуктов обмена веществ у них много, а размеры тела не позволяют «выбрасывать мусор» из клеток прямо в окружающую среду. Поэтому даже у примитивных животных появляются специализированные органы, образующие выделительную систему.

Вспомните, какие органы выделения характерны для кольчатых червей? (метанефридии, в каждом кольце имеется пара выделительных воронок, трубочек и пор).

У членистоногих?

(у ракообразных зеленые железы в основании усиков, у паукообразных и насекомых – мальпигиевы сосуды)

У хордовых?

(парные почки и мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал или клоака).

- А к какому типу относится человек?

(К типу Хордовые).

- Значит, какие органы выделения у человека? (Те же, что у животных на нижнем ряду слайда - лягушки, рыбы, кролика- почки, мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал. Они образуют мочевыделительную систему человека.

Физкультминутка:

(2мин.) Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись. Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.


Работают в паре.

Применяют выбранный способ действия для решения задачи, вызвавшей затруднение.

Фиксируют в тетрадях своё «открытие».   Сообщают о результатах выполненной работы. Отвечают на вопросы. Осуществляют самоконтроль. Корректируют свои записи.               Выполняют задание.













































1.Работают с таблицей, делают выводы. Слушают учителя. Отвечают на вопросы. С помощью наводящих вопросов учителя выясняют, что такое выделение.

2.Работают в группах. Выполняют задание. Затем устно отвечают на вопросы, анализируют и корректируют свои знания.









3.Анализируют таблицу. Отвечают на вопросы, обсуждают. Проверяют ответы задания. Выясняют, что в удалении вредных веществ участвуют различные органы, но основную роль играют почки


Познавательные:

- работать с информационным текстом и таблицей,

- поиск и выделение необходимой информации при работе с информационными текстами

- уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации;

- учатся ориентироваться в учебнике, рабочей тетради, находить и использовать нужную информацию.

- учатся строить высказывания;

- учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.  









Л: -Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию.

- участвовать в творческом процессе;

- осваивать новые виды деятельности;

- осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества;















Р:- умение запоминать и удерживать правило, инструкцию по времени

- коррекция своих действий;

- учатся самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;

- учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию. 



озвучивают свои ответы.

К: - учатся слушать и понимать речь другого человека.

- учатся ставить вопросы, выражать свои мысли.  

Этап.

Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания. (6-8 мин.)

Строение мочевыделительной системы.

Обсуждение ответов самостоятельной работы Возможный ответ:

К органам мочевыделительной системы человека относятся:

1. Почки.

2. Мочеточники.

3. Мочевой пузырь.

4. Мочеиспускательный канал.

Учитель показывает слайд- 7, ученики дополняет свой ответ:

(Почки являются мочеобразующим органом, а мочеточники, мочевой пузырь и мочеиспускательный канал – мочевыводящими)

Строение почек.

Далее организуется работа в группах, парах.

1 группа - Органы мочевыделительной системы.

Используя текс и рисунки учебника, определите, что обозначено на рисунках цифрами.

Какие функции выполняют почки, мочеточники, мочевой пузырь.

2 группа Макроскопическое строение почек.

Используя текст и рисунки учебника, определите, что обозначено на рисунках цифрами.

Рассказать где расположены почки, сколько их, какую форму имеют. Охарактеризуйте внутреннее строение почки и особенности кровоснабжения почек.

3 группа Микроскопическое строение почек

Давайте еще раз повторим строение почки. Слайд-.11.

-Снаружи почка покрыта плотной оболочкой из соединительной ткани.

-Под капсулой расположен корковый слой почек

-Ниже – мозговой слой, состоящий из пирамидок.

Пирамидки открываются в малые почечные чашки

Малые чашки впадают в большие почечные чашки,

а те открываются в почечную лоханку. Вспомните, что такое лохань? (Вид корыта). В лоханку поступает моча, которая затем движется по мочеточникам в сторону мочевого пузыря.


Вопрос: 1.Что является функциональной единицей почки? Самостоятельная работа с текстом.

2. Какое строение имеет нефрон?

3. Какие процессы происходят в капсуле нефрона?

Дополнение и обобщение учителя.

«Нефрон - структурно-функциональная единица почки».

- Как вы понимаете словосочетание «Структурно-функциональная единица»? (Структурная единица - это то, из чего строится орган, в нашем случае почка. Функциональная единица – это такая часть органа, которая выполняет его функции, работу).

В тетради записываем: Нефрон - самая маленькая единица почки, в которой идет фильтрация крови.

Учитель дополняет: В каждой почке насчитывается около 1 млн. нефронов.

По ходу рассказа учащиеся записывают части нефрона в тетрадях в виде схемы.:

Каждый нефрон начинается двухслойной капсулой. От капсулы отходит извитой каналец, который делает петлю, а потом впадает в собирательную трубочку. Канальцев в почке очень много, их общая длина достигает 100 км. В капсулу заходит артерия, образуя в ней капиллярный клубочек. Выйдя из капсулы, артериальный кровеносный сосуд снова ветвится на капилляры, которые оплетают стенки канальца. Очищенная кровь собирается в почечные вены. Собирательные трубочки сливаются, образуя более крупные выводные протоки. Они проходят через мозговое вещество к верхушкам сосочков пирамид.

А сейчас проверим как вы усвоили строение нефрона. Слайд.


Игра

«Уберите лишнее»

1.Извитой каналец 2. Капиллярный клубочек

3.Петля 2. Мочеточник

3.Лоханка 3. Извитой каналец

4.Собирательная трубочка 5. Капсула


Ответы: 3. лоханка, она не является частью нефрона, 2. мочеточник, он не является частью нефрона

Образование мочи - рассказ учителя.

- Каким образом органы выделения осуществляют «отбор» продуктов обмена, подлежащих выведению во внешнюю среду?

Почки в нашем организме работают с огромной нагрузкой. За 1 мин. Через них проходит 1000-1200 мл крови, а за сутки вся кровь организма пройдет через почки около 200 раз. Поступающая в почки кровь проходит две сети капилляров. Сначала почечная артерия распадается на капилляры в клубочке нефрона, затем снова собирается в артерию и опять распадается на капилляры в системе канальцев, а потом собирается в вену. Эта особенность позволяет организму быстро избавляться от ненужных и вредных продуктов распада. Процесс мочеобразования проходит в нефронах в две стадии: первая - образование первичной мочи и вторая - образование вторичной или конечной мочи.


Вопрос. Сравните состав первичной и вторичной мочи. Объясните разницу?

(Первичная моча содержит полезные вещества: аминокислоты, витамины, глюкозу, часть солей и воды. Вторичная моча содержит то, что нужно удалить из организма).


Объяснение учителя.

При мочеобразовании протекают следующие процессы: фильтрация, реабсорбция (обратное всасывание), секреция. Первая стадия - фильтрационная, проте-кает в капсуле: первичная моча фильтруется из капилляров клубочка в полость капсулы. Фильтрация осуществляется за счет разницы давления в сосудах и капсуле. Кровь поступает по почечным артериям под большим давлением (давление в клубочках равно 70-90 мм рт. ст.). в сутки образуется до 150 л первичной мочи. Первичная моча отличается от плазмы крови отсутствием молекул белка. В первичной моче содержатся: продукты распада, составные части плазмы, питательные вещества (глюкоза, витамины, аминокислоты, минеральные соли). Формирование вторичной мочи происходит по мере прохождения фильтрата по выводящим канальцам. Клетки, выстилающие стенки извитых канальцев, активно всасывают обратно (реабсорбция) воду, сахар, аминокислоты и некоторые соли. Вещества, всосавшиеся из первичной мочи, поступают в венозную часть капилляров, оплетающих извитые канальцы. В сутки образуется 1,5 л вторичной мочи, в ее состав входят: 95% воды и 5% различных веществ (мочевина, мочевая кислота, креатинин, креатин). Конечная моча по своему составу отличается от первичной: в ней нет сахара, аминокислот, некоторых солей, однако резко повышена концентрация других веществ, например, мочевины т.е. веществ, подлежащих удалению из организма. Интенсивность мочеобразования колеблется в течение суток: днем ее образуется больше, чем - ночью. При длительной физической нагрузке количество выделяемой мочи снижается. Моча представляет собой прозрачную жидкость светло-желтого цвета, из которой через некоторое время выпадает осадок из солей и слизи. Реакция мочи непостоянна: при питании белковой пищей ее реакция кислая, а при потреблении растительной пищи - реакция мочи нейтральная или даже щелочная. В среднем за сутки с мочой выделяется до 60 г солей. В нормальной моче белка не содержится, если белок появляется в моче, то это говорит о заболевании почек (воспаление или в результате патологических изменений проницаемости стенок капилляров). Белок может появиться в моче и у здоровых людей при большой физической нагрузке.

Осмыслите следующий факт:

При нарушении обеих почек наступает сильное отравление всего организма и человек погибает уже через 5 дней.

Объясните:

а) какими веществами отравляется человек с поврежденными почками, хотя никакие яды в организм из среды не поступали; б) какие функции выполняют почки?

В ходе обсуждения формулируются и записываются в тетрадь основные функции почек:

1)выделительная (удаляют избыток воды, органических и неорганических веществ, продукты азотистого обмена);

2)защитная (обеспечивают выведение из организма токсических соединений, образовавшихся в про-цессе обмена веществ).

3)участвуют в поддер-жании постоянного состава внутренней среды организма.









Прочитайте текст и подготовь устный рассказ по плану:

 1группа. а) Заболевания выделительной системы;

 2 группа. б) Народная медицина и почечные инфекции

 3 группа. в) Причины заболевания почек. Аномалии почек;

Учитель проводит обсуждение ответов самостоятельной работы с использованием презентации. Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение.




Вставьте в текст необходимые по смыслу слова. СЛОВАРИК: две, почки, Мочеточники, объемом, форме, поясницы, непарный, позвоночника, ширина, Масса.

ТЕКСТ:

-У человека две почки. Расположены они на уровне поясницы, с обеих сторон позвоночника. На правую почку «давит» такой «гигант» как печень, поэтому она на 1 -1,5 см ниже левой. По форме почка напоминает боб. Величина почки – с кулак человека. Масса – 150-200 г, длина – 10-12 см, ширина – 5-6 см. Примерно каждые 7 с из почек выходит очередная порция мочи, которая попадает в мочеточники.

Мочеточники - трубочки длиной 30 см, 4-7 мм в диаметре. Плавными движениями мочеточники двигают мочу к мочевому пузырю.

Мочевой пузырьнепарный орган, объемом 500-700 мл. Он не слишком большой и не слишком маленький - зачем транспортировать лишнюю тяжесть, не обладающую полезными качествами?

Учитель предлагает ученикам по цепочке зачитать по одному ответу. Остальные говорят «ДА-А», если ответ верный, или «НЕ-А», если неверный. Слайд -9.


ВЕРНЫЙ ОТВЕТ:

  • У человека две почки. Расположены они на уровне поясницы, с обеих сторон позвоночника. На правую почку «давит» такой «гигант» как печень, поэтому она на 1 -1,5 см ниже левой. По форме почка напоминает боб. Величина почки – с кулак человека. Масса – 150-200 г, длина – 10-12 см, ширина – 5-6 см. Примерно каждые 7 с из почек выходит очередная порция мочи, которая попадает в мочеточники.

  • Мочеточники - трубочки длиной 30 см, 4-7 мм в диаметре. Плавными движениями мочеточники двигают мочу к мочевому пузырю.

  • Мочевой пузырьнепарный орган, объемом 500-700 мл. Он не слишком большой и не слишком маленький - зачем накапливать лишнюю тяжесть, не обладающую полезными качествами?

- У кого было не больше двух ошибок? - отлично улавливаете смысл текста.

- У кого три-четыре ошибки? – неплохой результат. А если больше – вам нужно учиться смысловому чтению текста.

Найдите в тексте функции почек, мочеточников, мочевого пузыря, подчеркните или впишите их.

Ответ: в почках образуется моча, мочеточники проводят ее в мочевой пузырь, мочевой пузырь накапливает мочу.










  1. Слушают учителя. Отвечают на вопросы. С помощью наводящих вопросов учителя выясняют, что такое выделение.

















  1. Работают в группах. Выполняют задание. Затем устно озвучивают свои ответы.



























Проверяют, корректируют и свои ответы и ответы товарищей по группе.







































4.Выполняют задания в группах, дают ответ на поставленный вопрос.

«Нефрон - структурно-функциональная единица почки».







Высказывают своё мнение, доказывают, аргументируют вой ответ.



































Работая с слайдами, учащиеся актуализируют свои знания, исправляют допущенные ошибки.





















































Учащиеся работают с текстом учебника, стр.269.

Сравнивают состав первичной и вторичной мочи, делают выводы.

























































Проверяют выдвинутые гипотезы и
отметают не правильные.
Формулируют вывод.













































Выполняют задания, тренирующие отдельные способности в учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.





































Работают с текстом учебника, составляют план достижения цели.























Самостоятельная работа с текстом, самооценка собственной деятельности.

П: - создать условия для формирования понятия о строении и функциях мочевыделительной системы, осознания взаимосвязи строения почек с выполняемой функцией;















К:

- способствовать

 формированию умения слушать и вступать в диалог,

-участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в парную работу и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.

Л: Формирование познавательных интересов, умение анализировать особенности строения почек, их функции и делать выводы о взаимосвязи строения и функций органов человека.

-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.




Этап. Рефлексия.(2-3 мин).

Учитель организует рефлексию в форме анкетирования :

1. Продолжите фразу

Изученный материал дает мне…

Полученные знания я могу применить…

2. Мысленно воспроизведите урок. Ответьте на вопросы:

На каких этапах и почему возникли сложности?

Можно ли было их избежать?

Что для этого нужно сделать?

За что Вы можете себя похвалить?


Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Р: - оценка успешности усвоения изученного материала

П:- рефлексия, оценка результатов деятельности

Л: - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом - оценивать собственный вклад в работу группы;

К: -слушать товарища и обосновывать свое мнение;

- выражать свои мысли и идеи




Этап. Домашнее задание. (2 мин).

Домашнее задание.

1.Стр. 273, прочитать и ответить на вопросы.

2.Заполнить таблицу «Мочевыделительная система»:


орган

строе-ние

функции




Инд.задания: 1-3, стр. 273.

3. Повышенный уровень. Составить кроссворд по теме «Система органов выделения».



По желанию «О чем расскажет анализ мочи». Ответ можно найти на электронном диске Мультимедийное учебное пособие «Биология. Анатомия и физиология человека». Просвещение. ЗАО «Новый диск», 2003.



Прозвенел опять звонок

и закончился урок!

Вы, ребятки, отдохните,

силы новой наберите.

Это нужно детворе

для здоровья, при игре.


Записывают домашнее задание.



Просматривают его, обращают внимание на таблицу.



Литература :

  1. Воронина, Г. А. Школьные олимпиады. Биология. 6—9 классы / Г. А. Во­ронина. — М.: Айрис-пресс, 2007. — 176 с. — (Школьные олимпиады).

  2. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д.. Биология. Человек: Учеб. для 8 кл. общеобразовательных учреждений - М.: «Вентана-Граф», 2007.

  3. Е.А. Евсеева // Биология в школе N° 2 - 2003

  4. Здравушка. Научно-популярный альманах для детей. Составители: Колотило А.С., Шведова Л.П. и др.- Днепропетровск, 1995 – 543 с

  5. Контрольные измерительные материалы. Биология. 8-9 классы: материа­лы для организации инспекционного и внутришкольного контроля / авт.-сост. Т.Н. Зайцева, Л.В. Коновалова; ГОУ ДПО «Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области». - Курган, 2010. - 80 с.

  6. Лернер Г.И.Биология. Тема «Человек» (8—9 классы) : Подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы / Г.И. Лернер. — М. : Эксмо, 2007. — 192 с. — (Мастер-класс для учителя).

  7. Мультимедийное учебное пособие «Биология. Анатомия и физиология человека». Просвещение. ЗАО «Новый диск», 2003. *по желанию «О чем расскажет анализ мочи». Ответ можно найти на электронном диске Мультимедийное учебное пособие «Биология. Анатомия и физиология человека». Просвещение. ЗАО «Новый диск», 2003.

Дополнительная литература:

8.Физиология человека. А.Г. Хрипкова и др.. – М.: Просвещение, 1976

9. Биология. 9 класс. Сборник рефератов. Часть 2. - М.: Эксмо, 2003.

10. Зверев И. Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. — М.: Просвещение, 1971.


Электронные ресурс:

1. Электронный образовательный комплекс «Биология, 7 кл. Животные» на основе УМК под редакцией проф. И.Н. Пономаревой. - «1С», ООО «1С-Паблишинг», «Вентана-Граф», 2006.

2. Электронный образовательный комплекс «Биология, 8 кл. Человек», созданный на основе УМК под редакцией проф. И.Н. Пономаревой. – ЗАО «1С», ООО «1С-Паблишинг», «Вентана-Граф», 2007.

3. Электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2007



Средство обучения

Методический прием/ технология и вариант его (ее) использования на уроке


1 Учебники.

2.Тетради.

3. Комьпьютер.

4. Таблицы.

Индивидуальный раздаточный материал.

5.Тесты


1.Технология проблемного обучения;

2.Обучение в сотрудничестве.



Приёмы:

1.Дополни определение:

2.Заполнить таблицу;

3. Работа с текстом;

4.Игра «Словесные пропорции».






























Приложения




Проанализируйте таблицу. (У каждого ученика она есть на информационном листке)


Название органа

Вода

Углекислый газ

Твердые вещества

Кожа

700 – 900 г

4 – 6 л

7 – 9 г

Почки

1500 г

30 – 50 см3

60 – 65 г

Легкие

500 г

450 – 500 л

Нет




Вставьте в текст необходимые по смыслу слова из словарика, рисунок на слайде поможет вам. (Навык смыслового чтения)

СЛОВАРИК: две, почки, Мочеточники, объемом, форме, поясницы, непарный, позвоночника, ширина, Масса.

ТЕКСТ:

  • У человека две почки. Расположены они на уровне поясницы, с обеих сторон позвоночника. На правую почку «давит» такой «гигант» как печень, поэтому она на 1 -1,5 см ниже левой. По форме почка напоминает боб. Величина почки – с кулак человека. Масса – 150-200 г, длина – 10-12 см, ширина – 5-6 см. Примерно каждые 7 с из почек выходит очередная порция мочи, которая попадает в мочеточники.

  • Мочеточники - трубочки длиной 30 см, 4-7 мм в диаметре. Плавными движениями мочеточники двигают мочу к мочевому пузырю.

Мочевой пузырьнепарный орган, объемом 500-700 мл. Он не слишком большой и не слишком маленький - зачем транспортировать лишнюю тяжесть, не обладающую полезными качествами?





Предлагаю ученикам по цепочке зачитать по одному ответу. Остальные говорят

«ДА -А», если ответ верный, или «НЕ-А», если неверный.

ВЕРНЫЙ ОТВЕТ:

  • У человека две почки. Расположены они на уровне поясницы, с обеих сторон позвоночника. На правую почку «давит» такой «гигант» как печень, поэтому она на 1 -1,5 см ниже левой. По форме почка напоминает боб. Величина почки – с кулак человека. Масса – 150-200 г, длина – 10-12 см, ширина – 5-6 см. Примерно каждые 7 с из почек выходит очередная порция мочи, которая попадает в мочеточники.

  • Мочеточники - трубочки длиной 30 см, 4-7 мм в диаметре. Плавными движениями мочеточники двигают мочу к мочевому пузырю.

  • Мочевой пузырьнепарный орган, объемом 500-700 мл. Он не слишком большой и не слишком маленький - зачем накапливать лишнюю тяжесть, не обладающую полезными качествами?

- У кого было не больше двух ошибок? - отлично улавливаете смысл текста.

- У кого три-четыре ошибки? – неплохой результат. А если больше – вам нужно учиться смысловому чтению текста.




Ребята, предлагаю вам игру «Словесные пропорции».

Образец:

Орган – система органов = … - ткань

Ответы для выбора: организм, особь, клетка, органоид

Алгоритм поиска соответствия в представленных аналогиях. Необходимо вставить основную пару слов в короткое законченное по смыслу предложение — утверждение. Например: «Из органов строится система органов». Тогда для второй части подойдет только вариант «Из клеток строится ткань».





Решите предложенные пропорции, используя слова-подсказки: трубочки, почки, кожа, моча, выделение. (не попадитесь в ловушку, здесь есть лишние слова)

Мочевой пузырь : мочевыводящий орган = ? : мочеобразующий орган

легкие : углекислый газ = почки : ?

мочевой пузырь : мускульный мешок = мочеточники : ?

Ответы: *почки, *моча,* трубочки




Уберите лишнее

  1. Извитой каналец 1. Капиллярный клубочек

  2. Петля 2. Мочеточник

  3. Лоханка 3. Извитой каналец

  4. Собирательная трубочка 4. Капсула


Ответы: 3.- лоханка, она не является частью нефрона ; 2- мочеточник, он не является частью нефрона



Найдите в списке один лишний объект. Аргументируйте свой выбор.

  1. Почка

  2. Мочеточник

  3. Мочеиспускательный канал

  4. Надпочечник

Мочевой пузырь.



Найдите в списке один лишний объект. Аргументируйте свой выбор.

  1. Почка

  2. Мочеточник

  3. Мочеиспускательный канал

  4. Надпочечник

Мочевой пузырь.






Темы учебных проектов



  1. Аист на крыше – мир на Земле.

  2. Все ли йогурты полезны?

  3. ГМО: великое достижение прогресса или вред?

  4. Вода, дарующая жизнь.



Материальные ресурсы для проекта «Аист на крыше – мир на Земле».

Видеокамера, фотоаппарат, ПК, Бумага А4, дневник наблюдений, энциклопедии, ИНТЕРНЕТ- ресурсы, фотографии.

Ресурсы используются для наблюдения, описания жизни и гнездовья Белого аиста на территории с. Погребки, составления презентации и проекта.




























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!