
.
Тема: Нуклеиновые кислоты.
Цель: Формирование у учащихся представлений о строении и значении нуклеиновых кислот.
Задачи:
Образовательная:
Продолжить формирование знаний о структуре и значении нуклеиновых кислот.
Развивающая:
Развивать умение учащихся давать сравнительную характеристику объектов.
Воспитательная:
Способствовать формированию материалистического мировоззрения учащихся для восприятия целостной картины мира.
Ход урока:
1. Орг. момент. СЛАЙД
2. В прошлом учебном году (в 9-м классе) вы, в общих чертах, ознакомились с основными понятиями общей биологии, в том числе, с нуклеиновыми кислотами. Поэтому некоторые знания по теме сегодняшнего урока, вы уже имеете. Давайте вначале урока проверим, что вам известно. Перед вами на столах лежат листочки с таблицей. СЛАЙД
№ вопроса | Начало урока | Конец урока |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | | |
Сейчас заполняем вторую графу. Я - вопрос, вы - ответ. Если ответ неизвестен – ставьте прочерк. Работа не на оценку. Проверяем себя.
1. Кем и когда были обнаружены нуклеиновые кислоты?
2. Где в клетке локализовано основное количество н. к.?
3.. Какие н. к. вам известны?
4. Какая н. к. отвечает за хранение и передачу наследственной информации?
5. Какая н. к. по форме напоминает листок клевера?
6. Тела, каких органоидов образованы н. к.?
7. Как называется мономер н.к.?
8. Каково название азотистого основания, обозначаемого буквой «А»?
9. Какой длины достигают самые крупные молекулы н. к.?
10. Какой химический элемент, помимо основных (О,Н,С,N), входит в состав н.к.?
Отложите работу в сторону, мы вернёмся к ней позже и тогда сможем ,увидеть, сколько новых знаний приобрели.
3. Изучение нового.
Итак, СЛАЙД тема сегодняшнего урока: «Нуклеиновые кислоты» (записали тему и число)
- Вы уже изучали различные вещества, скажите, что мы с вами можем узнать в рамках данной темы?
(предлагают: строение, значение, местоположение и т.д.)
Хорошо, давайте об этом сегодня и узнаем.
В конце урока мы должны будем:
СЛАЙД
Знать:
Историю открытия нуклеиновых кислот.
Строение и химический состав нуклеиновых кислот.
Функции нуклеиновых кислот.
Уметь:
Давать сравнительную характеристику объектов.
Научиться использовать принцип комплементарности для построения ДНК и и-РНК.
- Согласны? Вот вы и поставили перед собой задачи. Приступим к их решению.
- Какие органические вещества вы уже изучили? (б.ж.у.)
- Что общего в строении белков и углеводов? (полимеры)
- Какое вещество называют полимером? (вещества, состоящие из многократно повторяющихся звеньев – мономеров).
- Что такое мономер? (звено полимера).
Так вот, нуклеиновые кислоты тоже являются полимерами, и в этом мы с вами сегодня убедимся.
(Что на экране – в тетрадь)
СЛАЙД
Историческая справка.
Впервые нуклеиновые кислоты были обнаружены в ядрах лейкоцитов в 1869 году Мишером («нуклеус» - ядро).
В 1953 году учёные: Уотсон, Крик и Уилкинс изучили молекулярное строение ДНК. В 1962 году за это открытие им была вручена Нобелевская премия.
Давайте познакомимся с молекулярным строением ДНК.
-Кто может расшифровать аббревиатуру?
Открываем учебник стр. 106 и зачитаем.
СЛАЙД
ДНК – двухцепочечная молекула (рассмотреть строение нуклеотида). Очень крупная. (у человека 4см., у бактерий – 0,25 см.) Ширина – 2нм. Находится в ядре, митохондриях и пластидах. Молекула закручена в спираль (1 виток – 10 нуклеотидов). Характерна антипараллельность (смотрим стр. 108, рис.3.8). ДНК+белки гистоны=хромосома (суперспираль) (смотрим стр.109, рис.3.9). (В тетрадь только название и состав нуклеотида.)
- Какие химические связи участвуют в образовании молекулы?
СЛАЙД
Две цепочки соединяются посредством образования водородных связей между азотистыми основаниями по принципу комплементарности. Комплементарность – это способность к избирательному соединению нуклеотидов. Связи, образующие цепочку – ковалентные. Они образуются между остатками фосфорной кислоты и углеводами соседних нуклеотидов. (Устно.)
СЛАЙД
Функции ДНК (записываем в тетрадь). В ДНК хранится наследственная информация, она записана с помощью генетического кода (будете изучать позже) и представлена последовательностью нуклеотидов.
ДНК является матрицей для создания и-РНК, матричный же принцип лежит и в процессе самоудвоения ДНК перед началом деления клетки.
-Следующая н.к. РНК. Кто может расшифровать аббревиатуру?
СЛАЙД
РНК – рибонуклеиновая кислота. Её молекула одноцепочечная (реже 2-хцепочечная). Является полимером. Мономер – нуклеотид (строение нуклеотида). (В тетрадь – строение нуклеотида.)
СЛАЙД
В клетках встречается 3 вида РНК, которые отличаются по форме, размерам и выполняемым функциям. Открываем страницу 110 учебника и читаем вслух.
- Сколько разновидностей РНК известно?
- Как они называются?
СЛАЙД
Функции РНК.
Итак, мы познакомились со строением н.к.
- Что такое н. к.? попробуйте объяснить.
СЛАЙД (записываем определение).
Закрепление.
Возвращаемся к нашим работам. Перед вами вопросы, на которые вы отвечали в начале урока. Заполняем 3-ю графу.
(одного спрашиваю зачитать ответы, если надо поправляю)
- Поднимите руку те, кто сейчас не сделал ошибок.
- А теперь те, кто и в начале урока всё сделал верно.
- Не напрасно мы с вами работали?
СЛАЙД
Заполняем таблицу (у каждого на столе). Затем обмениваемся в паре. Проверяем вместе. (5 заданий, за каждое верное 1 балл, если с недочётами 0,5 балла) Сколько баллов – такая оценка. Таблицы сдать на оценку (без исправлений)
| ДНК | РНК |
Особенности молекулы. Углевод Азотистое основание. Остаток фосфорной кислоты. Локализация | Двухцепочечная Дезоксирибоза А – Т, Ц – Г 1 остаток Ядро, митохондрии, пластиды. | Одноцепочечная Рибоза А – У, Ц – Г 1 остаток Ядро, цитоплазма, рибосомы, каналы ЭПС. |
- Давайте проверим, все ли задачи, поставленные в начале урока, мы решили.
СЛАЙД
- Что мы ещё не умеем? (Верно, не умеем строить ДНК и и-РНК, используя принцип комплементарности). Давайте научимся.
СЛАЙД
Работаем вместе. Обращаю внимание на правильность записи.
Предлагаю 2 задачи на выбор. Кто уверен в своих силах - решает вторую, а кто ещё сомневается – работает с первой.
- Сколько человек выбрали вторую задачу?
Если времени достаточно, то одного или сразу двух можно вызвать решать у доски, а если нет, то задача пойдёт домой. Пусть перепишут условие.
Д/з.
Стр.106 – 113 читать. Стр.114-115 терминология письменно.
№ вопроса | Начало урока | Конец урока |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10 | | |
Сравнительная характеристика нуклеиновых кислот
| ДНК | РНК |
Особенности молекулы. Углевод Азотистое основание. Остаток фосфорной кислоты. Локализация | | |