Урок по биологии в 7 классе на тему:” Надкласс Рыбы”
Образовательная цель: Расширить представление учащихся об эволюционном развитии хордовых, об особенностях организации рыб как водных позвоночных.
Развивающая цель: Совершенствовать умения работать с биологическими объектами, анализировать, сравнивать, классифицировать, обосновывать особенности строения организма в связи со средой обитания.
Воспитательная цель: Показать необходимость бережного отношения к природе. Обратить внимание на необходимость сохранения чистоты водоемов.
Оборудование: таблицы, карточки- счетчики, карточки с терминами, дидактический материал, магнитная доска, учебник, тетради.
Тип урока: урок- игра “Покорение вершины знаний”
Условия игры: урок проводится в форме экспедиции «Покорение вершины», где учащиеся перевоплощаются в спортсменов- альпинистов, покоряющих вершину знаний.
Ход урока:
I. Организационный момент. Объявляется форма урока; выдаются карточки- счетчики.
Счетчик (фамилия, имя) |
Высота | Баллы |
1 2 3 | |
Общий результат | |
Оценка | |
II. Проверка домашнего задания.
1.Проверка снаряжения: “Что возьмем с собой в дорогу?” (Работа с терминами.)
В импровизированном рюкзачке находятся карточки с названиями основных терминов и понятий, прошедших тем, которым учащиеся должны дать четкие устные формулировки (за каждый термин начисляется один балл).
Термины: хордовые, бесчерепные, позвоночные, хорда, череп, позвоночник, двусторонняя симметрия, нервная трубка, ланцетник, замкнутая кровеносная система.
III. Изучение нового материала
Метеосводка.
На доске прикреплены три облака, на обратной стороне которых написан текст заданий. Под каждым облаком прикреплена табличка “Пасмурно”. Отвечая правильно на вопросы, учащиеся меняют табличку на “Ясно”. Восхождение разрешается.
Вопросы и задания
Какие признаки являются общими для хордовых?
Какие системы органов имеются у ланцетника?
Какие признаки являются общими для позвоночных?
2. Сообщение темы и целей урока (записывается число и тема урока в тетрадь.)
При восхождении на вершину знаний мы будем вести записи.
1 высота. Камнепад
В чем выражается приспособленность рыб к жизни в водной среде? Ответить на этот вопрос поможет лабораторная работа. (5 баллов).
Учащиеся выполняют лабораторную работу в группах по инструктивной карточке.
Лабораторная работа
«Внешнее строение рыбы»
Цель: изучить особенности внешнего строения рыб; определить черты приспособленности рыбы к жизни в воде.
Объекты и оборудование: живые рыбы, помещенные по одной в банки с водой; отдельные чешуи; лупа.
Ход работы:
Рассмотрите рыбу, плавающую в банке с водой. Определите форму тела. С чем связана такая форма?
Рассмотрите голову, туловище, хвост, плавники. Найдите рот, ноздри, глаза. Нужны ли рыбе веки? Какое положение занимает рот на голове рыбы? Как вы думаете, в какой части водоема обитает этот вид рыб? На чем основано ваше предположение?
Изучите окраску тела рыбы. Одинакова ли окраска рыбы на спинной и брюшной стороне тела. Как вы думаете, с чем это связано?
С помощью лупы рассмотрите чешую. Какое значение имеет чешуя в жизни рыбы?
Понаблюдайте за движением жаберных крышек и рта рыбы. Есть ли между этими движениями связь? Какую функцию выполняют жаберные крышки?
Найдите на рыбе грудные, брюшные, спинной и анальный плавники. Какова роль отдельных плавников в передвижении рыб?
Сделайте вывод о приспособленности рыбы к жизни в водной среде.
2 высота. Снежная лавина
Задание. Прочитайте раздел” Надкласс Рыбы” стр. 176-179 и ответьте на вопросы:
1. Из каких отделов состоит скелет рыбы?
2. Как устроена пищеварительная система рыб?
3. Каковы функции плавательного пузыря?
4. Опишите дыхательную систему рыб.
5. Как осуществляется процесс выделения?
6. Опишите строение сердца рыб. Какую кровь оно содержит?
7. Чем отличается нервная система рыб от нервной системы ланцетника?
За каждый ответ начисляется по 3 балла.
Привал “Ну и ну!” Интересная история
Учащиеся читают заготовленный заранее дополнительный текст.
Бац! Муха шлепнулась в воду прямо ко рту рыбы, и рыба ее проглотила. Все произошло так быстро, что ничего не удалось заметить. Доли секунды уходит на бросок, и увидеть всю охоту в подробностях можно только с помощью кинокамеры. Попытаемся понять, как охотится так называемый токсотес, или рыба-брызгун. Живет он в реках и морских заливах Юго-Восточной Азии. Тело у брызгуна сплющено с боков, окраска - оливко-желтая, по телу от спины идут черные пятна. Такая расцветка в природе среди стеблей тростника, отбрасывающего в воду тени, маскирует его. Ровная, почти прямая спина позволяет телу плотно прилегать снизу к поверхности воды. При этом спинной плавник сдвинут над водой. Но главное в токсотесе - это рот: он превращен в своеобразный насос, приспособлен для стрельбы. Язык превращен в мощный поршень. После того, как вода набирается в довольно большой рот, жаберные крышки захлопываются, губы смыкаются, остается только маленькое круглое отверстие в центре рта, и поршень-язык с силой выталкивает водяной снаряд. Пли! Тонкая, но мощная струя устремляется к цели, на конце ее снаряд - ударная капля. Брызг совсем немного, вся сила выстрела - в ударной стреле. Поэтому-то название рыба-брызгун не совеем верное. Однако, если брызгун захочет, он может выпустить обильный фонтан брызг - это если ему надо намочить присевшие на воду насекомое. Тогда выстрел производится не в добычу, а рядом, с тем, чтобы поразить цель, так сказать, навесным огнем: обильные брызги сверху намочат крылья насекомого и не позволят ему улететь. Интереснейшая рыба - токсотес, прозванная брызгуном.
IV. Закрепление.
3 высота. Ледовая трещина.
Учащиеся отвечают на вопросы теста (за каждый ответ 1 балл)
Задание. Какие утверждения верны?
Все рыбы имеют обтекаемую форму тела.
Тело большинства рыб покрыто чешуей.
Кожа рыб имеет кожные железы, выделяющие слизь.
Голова рыбы незаметно переходит в туловище, а туловище – в хвост.
Рыбы не имеют органов слуха.
Кровеносная система рыб незамкнутая.
Кровь в предсердии венозная, а в желудочке – артериальная.
У всех рыб имеется плавательный пузырь.
Органы дыхания рыб – жабры.
Органы выделения рыб – почки.
V. Домашнее задание Стр. 176- 179.
Творческое задание для группы учащихся. Проведите анализ рыбной продукции, продаваемой в магазинах и рынках. Определите видовой состав рыбы, систематическое положение, место вылова (какой океан, море, пресный водоем), вид продукции (живая рыба, свежемороженая, сушеная, копченая, консервы, икра и т.д.). Отчет по работе можно представить в виде таблицы.
VI. Подведение итогов урока.
Оценка “5” (покорение вершины) ..36 и более баллов
Оценка ”4” (3 высота) ..30-35 баллов
Оценка “3” (2 высота) ..24-29 баллов
Оценка “2” (1 высота) ..23 баллов
VII. Рефлексия. Игра «Светофор»
Учащиеся получают комплект, состоящий из трех карточек разных цветов: красного, желтого, зеленого. Поднятием соответствующей карточки и коротким устным объяснением учащиеся могут выразить свое мнение по поводу проведенного урока:
красный цвет – урок очень понравился, особенно …;
желтый цвет – урок понравился, но…;
зеленый цвет – урок не понравился, потому что…