Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №6» имени А.С. Пушкина
Конспект
Непосредственной образовательной деятельности по биологии
На тему: «Класс Насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности насекомых. Поведение насекомых, инстинкты.
Спиридонова Наталья Васильевна
Учитель биологии
Бузулук 2017
Технологическая карта урока
Предмет - биология
Класс - 7
Тема урока: «Класс насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности насекомых. Поведение насекомых, инстинкты.
Тип урока: «открытие» новых знаний
Ресурсы: учебник Е.Т. Тихонова, Н.И. Романова «Биология» 2010, презентация, компьютер.
Уровень обучения: базовый.
Количество часов на изучение темы: 1 час.
Место урока в системе уроков по теме: 4 урок по теме Тип Членистоногие.
Цель урока: Сформировать понятие об особенностях строения насекомых и их жизнедеятельности.
Задачи урока:
Образовательные
обеспечить знание отличительных признаков класса насекомые, показать значение насекомых в природе;
учить сравнивать, обобщать, анализировать и делать выводы.
Развивающие
развитие познавательного интереса, речи и внимания учащихся;
формирование мотивации работы с дополнительной литературой.
Воспитательные
воспитание трудолюбия.
Техническое обеспечение урока: Презентация учителя «Внешнее и внутреннее строение Насекомых», интерактивная лабораторная работа "Внешнее строение насекомого".
мультимедийный проектор, компьютеры, экран.
Планируемые результаты
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Знать: -местообитание насекомых; -приспособленность насекомых к разным средам обитания; -внешнее и внутреннее строение насекомых Уметь: -сравнивать между собой классы типа Членистоногие; -объяснять причину процветания класса Насекомые на Земле; -выполнять лабораторную работу; -фиксировать результаты наблюдений, делать выводы; -соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием. | Познавательные: Регулятивные: Коммуникативные: умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции (умение формулировать высказывание); умение сравнивать различные точки зрения и находить общее решение; умение работать совместно в атмосфере сотрудничества | сформированность познавательных интересов, направленных на изучение типа Насекомые; сформированность интеллектуальных умений: доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать животных типа Членистоногих, Класса Насекомые. |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1.Орг. момент | Приветствие. Проверка готовности к уроку (наличие учебников, тетрадей) | |
2.Актуализация опорных знаний | Мы продолжаем знакомство еще с одним классом типа “Членистоногие”, но прежде чем определить тему урока вам предстоит выполнить семь заданий. Каждый верный ответ позволит вам угадать тему, которая спрятана за белыми листками на доске (по ходу выполнения заданий учитель открывает букву за буквой, так появляется тема урока). Задание №1. (Фронтальный опрос) 1. Беспозвоночные животные, имеющие членистые конечности? – Членистоногие 2. Членистоногие по латыни? – Arthropoda. 3. Изучая тип членистоногие мы познакомились с классами Ракообразные и …? – Паукообразные. 4. Ракообразные по латыни? – Crustacea. 5. Паукообразные по латыни? – Arachnida. 6.Среда обитания ракообразных? – Водная 7. Большинство ракообразных обитают на …? – На суше. 8. Наука о раках? – Карцинология. 9. Наука о пауках? – Арахнология. 10. Наука о клещах? – Акарология. Верно, выполненное задание позволяет нам открыть букву: I. Задание №2. Объясните смысловое значение биологических терминов странного произношения (фронтальный опрос): мандибулы, максиллы, максиллоподы, автотомия, антенулы, статоцист, омматидии, хелицеры, педипальпы, остеи, лакуны, гемолимфа, эпигина, мальпигиевые сосуды, коксальные железы, хитинизированная хитикула. После проверки учитель открывает следующие две буквы новой темы: N и S Задание №3. Из перечня биологических терминов выберите те, которые можно использовать для характеристики ракообразных и паукообразных. Можно ли среди них выбрать слова, которые подойдут для характеристики обоих классов. Ответ:   Выполненное задание позволяет открыть букву Е. Задание №4. Угадайте, каких животных загадали ваши одноклассники. Выполнив шестое задание, ребята вместе с учителем открывают букву T. Задание №5. В загадках прозвучала информация о жуках, бабочках, муравьях. А что общего у этих животных, в какую группу можно всех их объединить? После ответа “насекомые” учитель открывает последнюю букву – А. Учитель. Ребята, прочитайте название темы нашего урока. – INSECTA. Это латинское название класса Насекомые. | Отвечают на вопросы. Работая с конспектами учащиеся объясняют термины. Записывают ответов на доске Ребята по очереди читают загадки, придуманные дома. Запись темы урока в тетрадях. |
3.Изучение нового материала. | Учитель. Наука, изучающая насекомых – энтомология. Изучение темы мы начнем с выявления особенностей внешнего строения на примере черного таракана. По этому материалу вам предстоит выполнить лабораторную работу самостоятельно, используя инструктивную карту и дополнительный источник информации. Физминутка. Учитель. Продолжая изучение класса насекомых, мы познакомимся с их внутренним строением на примере того же черного таракана. Задание для учащихся. По тексту параграфа составьте таблицу по теме внутреннее строение черного таракана. | Учащиеся работают самостоятельно с инструктивной картой и дополнительным материалом, делают записи в тетради в соответствии с планом. |
4. Закрепление | Фронтальный опрос. 1. К какому классу относится черный таракан? 2. Наука о насекомых? 3. Латинское название класса насекомых? 4. Количество ног у насекомых? 5. К какому типу относятся насекомые? 6. Выделительная система представлена? 7. Кровеносная система, какая? 8. Прозрачная кровь-? | Отвечают на вопросы. |
5. Рефлексия | Ответы на вопросы: Я знаю… Я умею… Мне понравилось… Я хотел бы узнать… | |
6. Домашнее задание | В качестве домашнего задания ребятам предлагается найти ответ на дополнительный вопрос. 1) Определите признаки у насекомых, которые подчеркивают, что они в типе членистоногих более прогрессивны по сравнению с ракообразными и паукообразными? 2) Зарисовать внешнее строение насекомого и подписать его части. | |
Инструктивная карта
Лабораторная работа № 3
Внешнее строение насекомых на примере черного таракана
Цель. Найти признаки, по которым насекомые относятся к типу Членистоногие.
Ход работы.
Используя дополнительный источник информации, выпишите, чем покрыто тело черного таракана, его размеры.
Определите, из каких отделов состоит тело насекомого.
Определите, какие органы чувств, расположенные на голове.
От какого отдела отходят конечности и крылья, подсчитай их количество.
На какие отделы разделены конечности насекомого.
По рисунку рассмотрите брюшко и отверстия на брюшке. Подсчитайте членики, отделяющиеся друг от друга насечками. (Подумайте, откуда произошло название класса насекомые?)
Сделайте вывод, почему насекомых относят к типу Членистоногих?
Рис. 1. Самец (А) и самка (Б) черного таракана: 1 — усики; 2 — ротовые придатки; 3 — переднеспинка; 4 — надкрылье; 5 — бедро; 6 — голень; 7 — лапка; 8 — десятый сегмент брюшка; 9 — церки. | Рис. 2. Голова чёрного таракана (вид спереди): 1 – темя; 2 — сложный глаз; 3 — основание усика; 4 — лоб; 5 — наличник; 6 — верхняя губа; 7 — верхняя челюсть; 8 — челюстное щупальце; 9 — нижнегубное щупальце; 10 — простой глаз; 11 — щека. |
  |  |
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
Наружное строение таракана
На теле таракана легко различить три отдела — голову, грудь и брюшко. На голове расположены глаза, пара усиков и ротовые части; грудь несет три пары ножек и две пары крыльев (у самки крылья недоразвиты); членистое брюшко составляет задний отдел тела (рис. 1).
Голова. Усики у таракана длинные и находятся в постоянном движении: таракан ведет преимущественно ночной образ жизни и без усиков, которые служат ему органом осязания и обоняния, он не мог бы найти дорогу к съестному. Таракан имеет пару сложных, или фасеточных, глаз, расположенных по бокам головы, а впереди от них, около основания усиков, есть еще пара очень маленьких простых глазков (рис. 2).
Таракан питается хлебными крошками, объедками, кухонными отбросами; он гложет плохо, прикрытые съестные продукты. Ротовые части у него грызущего типа (рис. 174). Сверху они прикрыты непарной складкой хитина, образующей верхнюю губу. Впереди под этой складкой расположена пара жвал — крепких зазубренных хитиновых пластинок, которыми таракан грызет пищу. Далее идет пара членистых нижних челюстей, снабженных челюстными щупальцами, а за ними членистая нижняя губа, также несущая пару щупалец. Строение нижней губы ясно показывает, что она образовалась из второй пары нижних челюстей, похожих по форме на челюсти первой пары, но только сросшихся вместе.
Главным орудием пережевывания пищи служат жвалы; им помогают в этом также и нижние челюсти. На нижних челюстях и на нижней губе расположены органы вкуса, а две пары щупалец — челюстные и губные — ощупывают кусочки пищи и придерживают их во время жевания.
Таким образом, жевательный аппарат состоит из трех пар ротовых конечностей, прикрытых спереди верхней губой, а всего, считая и пару усиков, у таракана и других насекомых на голове имеется четыре пары видоизмененных конечностей.
Грудь. Грудной отдел состоит из трех сегментов, несущих по паре длинных членистых ног, на конце вооруженных цепкими коготками. Ноги таракана длинные, стройные — бегательного типа. Как у всех насекомых, нога таракана состоит из 5 отделов:
1) тазика, или ляжки, с помощью которого нога прикрепляется к сегменту груди;
2) вертлуга— маленького членика;
3) бедра — самого толстого членика ноги;
4) голени — самого длинного членика со шпорами на вершине;
5) лапки, состоящей из 5 мелких члеников, с коготками на последнем членике. У самцов таракана есть еще две пары крыльев, отходящих от 2-го и 3-го сегментов груди; в отличие от других крылатых насекомых, таракан летать не может, но иногда пользуется своими крыльями, как парашютом, для того чтобы ослабить силу падения с большой высоты. Каждое крыло представляет собой двойную складку хитинового покрова с целой сетью утолщений — крыловых жилок, которые придают крылу необходимую прочность.
У самок черного таракана крылья остаются недоразвитыми.
Брюшко. Брюшко таракана явственно разделено на членики — как будто каким-то острым орудием на нем были сделаны насечки, что и дало основание назвать таких животных насекомыми. На заднем конце брюшка одно за другим находятся отверстие половой системы и заднепроходное отверстие, а по бокам тела (и не только на брюшке, но и на грудном отделе) расположены парные дыхальца — маленькие отверстия, которыми открываются наружу трахеи. На заднем конце брюшка таракана заметны небольшие парные членистые церки — видоизмененные конечности (у большинства других насекомых таких брюшных придатков нет).