СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по физике по теме: «Физические явления» (технологическая карта урока)

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знать смысл понятий «вещество», «тело», «явление»

 

Уметь наблюдать и описывать физические явления

 

 

Просмотр содержимого документа
«Урок по физике по теме: «Физические явления» (технологическая карта урока)»

Название методической разработки: урок по физике по теме: «Физические явления»

(технологическая карта урока)

Автор разработки: Жернакова Ирина Михайловна

Общая часть

Предмет

Класс

Тема урока

Физика

7

Физические явления

Используемый учебник

Название

Класс

Авторы

Физика

7

Кабардин О.Ф.

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

Метапредметные:

Личностные:

Знать смысл понятий «вещество», «тело», «явление»



Уметь наблюдать и описывать физические явления


Познавательные: формирование умений работать с информацией, развивать познавательную активность, использовать аналогии, опираясь в поиске решений на собственный опыт;


Регулятивные: формирование умений выполнять задание преподавателя;


Коммуникативные: формирование умений работать в парах, работать над приобретением навыков сотрудничества

развитие внутренней мотивации к изучению реальных объектов действительности







ТСО, оборудование

Средства ИКТ

Ноутбук, проектор, экран;

кипятильник Франклина, модель «мертвая петля», шарик, электрофорная машина.

Презентация















Характеристика этапов урока



Этап

Образовательные задачи (планируемые результаты)

Используемые ресурсы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

1.Организационный этап

Создание творческой атмосферы и позитивного настроя для осознанного восприятия нового материала

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, мотивирует учащихся к учебной деятельности

Учащиеся готовятся к уроку. Акцентируют внимание, настраиваются на урок.

8

2.Целеполагание и мотивация

Подготовка к восприятию нового материала, к активному и сознательному усвоению, постановка проблемных задач

Координирует действия учащихся на активное восприятие материала и самостоятельную работу

Слушают учителя, отвечают на вопросы, определяют цели урока и задачи.

2

3.Этап усвоения новых знаний


Изучение нового материала


Презентация

Организует деятельность по усвоению нового материала

Работают с текстом презентации.

25

4.Этап закрепления новых знаний




Установление осознанности восприятия

Слайды презентации с тестами

Организует деятельность по применению новых знаний

Организует взаимопроверку

Отвечают на вопросы



Отмечают правильные ответы и выставляют оценки

5

5.Рефлексия деятельности


Осознать свою учебную деятельность, оценить результаты работы


Предлагает оценить свою работу на уроке, определить уровень своих достижений, ответив на вопрос: «Что я узнал на уроке?».

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности

3

6.Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Включить новые знания в систему изученного материала

Учебник


Сообщает домашнее задание

Записывают домашнее задание

2

Приложение.


Организационный этап


Прежде чем приступить к изучению самой физики, необходимо ознакомиться с техникой безопасности в кабинете физики.

Конечно, в любом кабинете, не только в кабинете физики, важно соблюдать дисциплину. Поэтому, начинать какую-либо работу можно только с разрешения учителя.

Использовать какое бы то ни было оборудование тоже можно только после того, как учитель разрешит это сделать.

Оборудование нужно использовать строго по его назначению.

При проведении лабораторных работ нельзя пользоваться разбитой или треснувшей посудой. Если же, каким-то образом вышло так, что посуда была разбита, ни в коем случае нельзя собирать осколки руками (для этого есть щетка и совок).

Теперь поговорим непосредственно о проведении различных работ. Необходимо взять за правило: прежде чем приступать к работе, необходимо тщательно изучить её описание и понять ход выполнения работы. Это только сэкономит время в процессе работы.

На рабочем месте нужно быть предельно внимательным и точно выполнять указания учителя.

Без разрешения учителя нельзя покидать рабочее место.

Очень важно, чтоб на рабочем месте был порядок: приборы, оборудование и материалы нужно располагать в порядке, указанном учителем. 

Никаких посторонних предметов на рабочем месте быть не должно. 

Нельзя вносить или выносить какое-то оборудование без разрешения учителя.

Если в работе какого-то оборудования возникли неполадки, необходимо сообщить об этом учителю, причем немедленно.


Целеполагание и мотивация


Вокруг нас происходит множество интересных изменений.

Человек всегда проявляли любопытство к природе и пробовал объяснить наблюдаемое:

как происходит то или иное изменение в природе;

почему они происходят так, а не иначе;

как должен действовать человек, чтобы они не причинили ему вреда;

как можно использовать их на благо человека.

Есть такая замечательная наука о природе, которая даст нам ответы на многие вопросы. И эту науку вы начинаете изучать.

Какой вопрос ставим перед собой сегодня на уроке?

Что изучает физика?



Сообщение темы урока.

Записать тему урока в тетрадь.

«Физические явления»


Этап усвоения новых знаний


Физика – наука о природе

(от греческого слова «фюзис» - природа).


Запись в тетрадь

Физика- наука о природе.

Физика как наука зародилась очень давно. Попытки объяснить явления природы были в Китае, в Древней Греции и Индии. Первоначально физикой занимались философы, богословы, астрономы, мореплаватели, врачи.

В IV веке до н.э. Аристотель ввел понятие «физика».


В русском языке слово «физика» появилось в XVIII веке, благодаря Михаилу Васильевичу Ломоносову, ученому-энциклопедисту, основоположнику отечественной науки, философу-материалисту, поэту, заложившему основы современного русского языка, выдающемуся деятелю просвещения, который сделал перевод с немецкого первого учебника по физике. Именно тогда в России и стали серьезно заниматься этой наукой.

Физика изучает мир, в котором мы живем, явления, в нем происходящие, открывает законы, которым подчиняются эти явления.


Главная задача физики - познать законы природы, свойства различных веществ и поставить их на службу человеку.


В физике, как и в любом другом предмете, имеются некоторые физические термины, то есть специальные слова, обозначающие физические понятия.

Физическое тело - это каждый окружающий нас предмет.


Вещество - это всё то, из чего состоят физические тела.


Например, вода – это вещество, а капля воды – это физическое тело; лед – это вещество, кусок льда – физическое тело.



Приведите примеры физических тел и веществ.



Запись в тетрадь.

Физическое тело

Вещество

Всё то, что существует во Вселенной независимо от нашего сознания называется материей.



Материя существует в виде вещества (дано человеку в ощущениях) и поля (не дано человеку в ощущениях).



Например, существует гравитационное поле, которое мы не ощущаем, но благодаря которому мы ходим по земле и не улетаем с неё.



Мы не мыслим своей жизни без мобильных телефонов. Они, конечно же, облегчают нашу жизнь, но создают вокруг нас электромагнитные поля. Мы с вами электромагнитные поля не видим, но они нас окружают повсюду.




Физические величины - это измеряемые свойства тел или явлений.



Например, тело может быть холодным или горячим. Степень нагретости тела характеризует такая физическая величина, как температура.



Легкое тело или тяжелое характеризует физическая величина – масса.



Быстро движется тело или медленно характеризует физическая величина – скорость.



Физические величины можно измерять.



Физические приборы - это специальные устройства, которые предназначены для измерения физических величин и проведения опытов.



С помощью каких приборов можно измерить температуру? А массу? А скорость?



Запись в тетрадь.

Физические величины

Физические приборы

Человек наблюдает за тем или иным явлением, выдвигает предположение, объясняющее его - гипотезу, проводит эксперименты, чтобы подтвердить свои предположения. И если гипотеза подтверждена экспериментально, то она превращается в теорию (закон).

Запись в тетрадь

Источник знаний: наблюдения и опыты

Наблюдение → гипотеза → опыт → теория


Мир вокруг нас постоянно изменяется, то есть происходят явления. Среди большого многообразия явлений в природе физические явления занимают особое место.



Физические явления - это изменения, происходящие с физическими телами. При этом не происходит превращения одних веществ в другие, не происходит образование новых веществ.



Запись в тетрадь

Физические явления


Физические явления разделяют на:


Механические явления

Примеры: бег спортсмена, полет ракеты, падение снежинок, движение автомобиля, вращение Земли вокруг оси и вокруг Солнца.


Можно продемонстрировать механическое движение.


Демонстрация. Движение шарика по «мертвой петле».


Физкультминутка.

«Демонстрация механических явлений»

Тепловые явления

Примеры: нагревание, испарение и кипение воды, конденсация пара, таяние льда и замерзание воды.


Жарким днем вода интенсивно испаряется и в воздухе накапливаются водяные пары, а ночью температура воздуха уменьшается и водяные пары конденсируются. Туман - это такое облако у поверхности Земли: мельчайшие капельки воды, зависшие в воздухе.


Демонстрация. Кипятильник Франклина.


Электрические явления играют важную роль в нашей жизни. Можно сказать, что без электричества все вокруг просто «замирает». Но вместе с тем электричество несет с собой огромную опасность.

Вот для чего необходимо изучать электрические явления: чтобы обезопасить свою жизнь.


Демонстрация. Искровой разряд.

Магнитные явления: магнит притягивает гвозди, стрелка компаса поворачивается.


Полярное, или северное, сияние - мистический, непредсказуемый и красивый феномен. Оно внезапно появляется и точно так же неожиданно исчезает. Причиной северного сияния является солнечный ветер, который состоит из заряженных частиц, летящих в космосе с громадной скоростью.

Солнечный ветер распространяется от Солнца во всех направлениях, небольшая его часть «дует» и на нас. Попадая в магнитное поле Земли, его заряженные частицы начинают двигаться особым образом: частицы солнечного ветра отклоняются к полюсам. Вот почему полярные сияния наблюдаются ближе к северу.

Попадая в верхние слои атмосферы, эти солнечные частицы вызывают свечение газов атмосферы. 


Электрические и магнитные явления тесно связаны друг с другом.


Демонстрация. Действие электромагнита.

Если мы закроем глаза, то не сможем ориентироваться в окружающем мире, что говорит о важности световых явлений.

Примеры: отражение в зеркале, полярное сияние, сияние звезд и Солнца, переливание мыльных пузырей.


Лучи Солнца проходят через капельки дождя. А каждая такая капелька работает как призма: она разлагает белый свет Солнца на лучи красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего и фиолетового цвета. Причем капельки по-разному отклоняют свет разных цветов, в результате чего белый свет разлагается в разноцветную полосу, которую называют спектром. Так образуется радуга.



Звуковые явления

Такие звуковые явления, как шелест листвы, пение птиц, благотворно воздействуют на человека. А вот громкие звуки вызывают раздражительность.


В результате отражения звука от различных преград образуется эхо.




Во время грозы можно наблюдать различные явления.



Попробуйте перечислить их.



Запись в тетрадь

Механические явления

Тепловые явления

Электрические явления

Магнитные явления

Световые явления

Звуковые явления

Итак, для чего нужно изучать «физику»?


Давайте подумаем, какие чувства вызывала у человека молния в древние времена?

Страх. Ужас. Восхищение.


А почему человек не просто наблюдал это грандиозное творение природы, а изучал и продолжает изучать его?

Чтобы уметь защитить себя.


Знание физики делает человека более умным и более сильным, он перестает быть беспомощным перед стихиями природы, он начинает понимать мир, в котором живет.


Этап закрепления новых знаний




Распределите по трем колонкам:


физическое физическое вещество

явление тело


1. снегопад, 2. медь, 3. ртуть, 4. учебник, 5. лунное затмение, 6. Солнце.


Третий лишний:


а. 1-вода, 2-ртуть, 3-кусок льда;

б. 1-капля воды, 2-лед, 3-кусок сахара.


(ответы в 2-х экземплярах: один листок - сдать, второй - проверка)


Взаимопроверка (обменяться листами с ответами в парах):


1. каждый верный ответ - 1 балл


физическое физическое вещество

явление тело

1;5 4;6 2;3


2. каждый верный ответ - 2 балла

лишний:

а- 3; б-2


Оценки:

9 - 10 баллов – «5»

7 - 8 баллов – «4»

6 баллов - нужно еще поработать.


*на первом уроке выставить только оценки «4» и «5»


Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению















§1 (прочитать стр. 6–7) и привести примеры физических тел и веществ, физических явлений. Оформить ответы в виде таблиц:



Физическое тело

Вещество





Физические явления

Примеры

Механические


Тепловые


Электрические


Магнитные


Световые


Звуковые







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!