2.Актуализация знаний, полученных на предыдущем уроке. (Повторение ранее пройденного материала). | Сегодня на уроке мы изучим виды полезных ископаемых, особенности их образования и размещения. Познакомимся с основными месторождениями полезных ископаемых нашей страны. Нам предстоит выявить пути рационального использования полезных ископаемых, а также экологические проблемы, связанные с их добычей. Географический диктант. Проводится с целью проверки знания номенклатуры географических объектов. Учитель показывает на физической карте 10 объектов рельефа, учащиеся должны написать их географические названия. | Взаимопроверка и выставляются баллы. |
3) Мотивация учебной деятельности | Так не похожие друг на друга железная руда и нефть, мрамор и природный газ на самом деле очень близки между собой. Называются они, так же как и многие другие вещества, полезными ископаемыми. Ископаемые - потому что извлекаются из недр Земли. Полезные - потому что служат человеку, т. е. по его воле превращаются в разнообразные необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают, кормят, перевозят. Одним словом, полезные ископаемые необходимы всегда и везде и оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь. Полезные ископаемые - это природные минеральные образования в земной коре неорганического и органического происхождения, которые могут быть использованы в народном хозяйстве в естественном виде как сырье или после соответствующей переработки. По составу и особенностям использования различают полезные ископаемые: I. Горючие, или топливные, - уголь, торф, нефть, природный газ, горючие сланцы. II. Металлические - руды черных, цветных, редких, благородных и радиоактивных металлов. III.Неметаллические - строительные материалы (песок, глина, мел и т. д.), химическое сырье (сера, апатит, соли и т. д.), драгоценные и поделочные камни (алмаз, рубин, яшма и т. д.) и др. Месторождение - это скопление полезных ископаемых. Бассейн - это группа близко расположенных месторождений одного и того же полезного ископаемого. | Предлагают варианты темы урока. Формулируют цели урока. Определение «полезные ископаемые» и их виды записывают в тетради, также определения «месторождение», «бассейн». Составляют «Кластер» самостоятельно. Один учащийся затем выходит к доске. |
4) Изучение нового материала | По ходу объяснения материала учитель демонстрирует образцы полезных ископаемых, а также показывает на карте полезных ископаемых. С помощью карты атласа учащиеся определяют какие полезные ископаемые приурочены к платформенным областям, а какие - к складчатым. Учитель предлагает учащимся следующие вопросы и задания: 1) По карте определите, какими полезными ископаемыми богата территория нашей страны. 2) Как распределяются полезные ископаемые? Какие из них встречаются на платформах, а какие в складчатых областях? 3) Определите основные месторождения угля и нефти. 4) Определите размещение месторождений железных руд. 5) Как можно объяснить присутствие на Русской платформе месторождений железных руд Курской магнитной аномалии? 6) К каким структурам приурочены месторождения полиметаллических руд? 7) Почему месторождения руд приурочены к горным массивам? 8) Какими полезными ископаемыми богата территория нашей области? Обобщив ответы учащихся, учитель подводит к правильным выводам. Для платформ наиболее характерны ископаемые осадочного происхождения (преимущественно нерудные). Это газ, нефть, уголь, горючие сланцы и т. д. Но существование КМА подтверждает наличие рудных месторождений. Такие рудные месторождения приурочены к щитам либо к тем частям плит, где мощность осадочного чехла невелика и кристаллический фундамент подходит близко к поверхности. Примером таких месторождений могут быть железные руды Алданского щита, никелевые и железные руды Кольского полуострова. В складчатых областях обычно находятся месторождения рудных ископаемых. Это связано с их происхождением. Магма и горючие магматические растворы, из которых образовались руды, поднимались из недр Земли по разломам, трещинам, пустотам и застывали, образуя месторождения . Работа с контурными картами. Отметьте месторождения полезных ископаемых на контурной карте, используя данные таблицы. | Работают по картам. |
5) Закрепление новых знаний. | Экологические проблемы, связанные с добычей полезных ископаемых, разбираются по тексту учебника. В процессе выполнения задания учащиеся устанавливают причинно-следственные связи. 1.Открытая добыча руды - (образование карьеров, отвалов пустой породы, пыль, обрушение и просадка грунта). 2.Водооткачка и водозабор - (иссушение территории, обрушение и просадка грунта 3.Добыча строительных материалов - (образование карьеров) | Обучающиеся делают записи в тетради и предлагают варианты решения проблемы, выбирают оптимальный вариант и обосновывают его. |