СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по географии 8 класс "Ресурсы земной коры"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока в виде технологической карты с использованием презентации.

Просмотр содержимого документа
«Урок по географии 8 класс "Ресурсы земной коры"»

Предмет

География

Класс

8

Учитель

Курий С.А.

Тип урока

комбинированный

Тема урока

Ресурсы земной коры

Эпиграф урока

Учёный-географ В. А. Обручев: «Наша планета существует уже многие миллионы лет, в течение которых жизнь на её поверхности испытывала большие изменения».

Цель урока

1.Выявить состав полезных ископаемых России и особенности их размещения;

2.Установить основные месторождения полезных ископаемых России;

3.Изучить стихийные природные явления, связанные с земной корой, на территории России.

Задачи урока

Образовательные: выявлять зависимость между тектоническим строением, рельефом и размещением минеральных ресурсов на основе сопоставления физической карты России и карты строения земной коры;

формулировать экологические проблемы, связанные с добычей полезных ископаемых; определять территории распространения стихийных природных явлений по физической и тематической картам.

Развивающие: развивать познавательные интересы учащихся к географии России; умения работать в группе с учебником, дополнительным материалом, анализировать, делать выводы; развивать творческие, коммуникативные способности, воображение и логическое мышление учащихся.

Воспитательные: воспитывать культуру общения.

УУД

Регулятивные УУД: умение учащихся ставить учебные цели и задачи урока; планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать ожидаемые с полученные результаты.

Познавательные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, давать определение понятиям; структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; делать анализ и отбор информации, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

Коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем и одноклассниками в поиске и сборе информации, умение выражать свои мысли.

Планируемые результаты

Предметные: формирование знаний о минерально-сырьевой базе России, об особенностях размещения полезных ископаемых по территории России, о стихийных природных явлениях, связанных с земной корой.

Личностные: формирование умений и навыков соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных явлений; усвоение правил безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях.

Метапредметные: формирование умений: 1) подготавливать сообщения о стихийных природных явлениях в литосфере и правилах безопасного поведения в ситуациях, связанных с их проявлениями; 2) объяснять взаимозависимости между особенностями литосферы, жизнью и хозяйственной деятельностью населения России; 3) уметь планировать последовательность и способ действий при работе.

Понятия

  • минеральные ресурсы, месторождение, бассейн

  • По карте – основные месторождения полезных ископаемых.

Межпредметные связи

Экология, картография, строительство, геодезия.

Ресурсы урока

карта «Тектоника и полезные ископаемые», схема «Образование и залегание полезных ископаемых».


Формы урока

Фронтальная, индивидуальная.

Используемая литература

Интернет-ресурсы

Николина В. В. География. Поурочные разработки. 8 класс : пособие для учителей общеобразовательных организаций / В. Николина. — М. : Просвещение, 2014. — 176 с. — (Полярная звезда). — ISBN 978-5-09-028561-2.

http://doklad-referat.ru/ https://docbaza.ru/


Технологии

Практико-ориентированные технологии, ИКТ (презентация)





Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент

Приветствие учащихся, проверка готовности учеников к уроку.

Презентация.

Подготовка к уроку, приветствие учителя

2.Актуализация знаний, полученных на предыдущем уроке.

(Повторение ранее пройденного материала).



Сегодня на уроке мы изучим виды полезных ископаемых, особенности их образования и размещения.

Познакомимся с основными месторождениями полезных ископаемых нашей страны. Нам предстоит выявить пути рационального использования полезных ископаемых, а также экологические проблемы, связанные с их добычей.

Географический диктант. Проводится с целью проверки зна­ния номенклатуры географических объектов. Учитель показывает на физической карте 10 объектов рельефа, учащиеся должны напи­сать их географические названия.




Взаимопроверка и выставляются баллы.



3) Мотивация учебной деятельности

Так не похожие друг на друга железная руда и нефть, мрамор и природный газ на самом деле очень близки между собой. Называются они, так же как и многие другие вещества, полезными ископаемыми. Ископаемые - потому что извлекаются из недр Зем­ли. Полезные - потому что служат человеку, т. е. по его воле пре­вращаются в разнообразные необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают, кормят, перевозят. Одним словом, полезные ископаемые необходимы всегда и везде и оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь.

Полезные ископаемые - это природные минеральные образова­ния в земной коре неорганического и органического происхождения, которые могут быть использованы в народном хозяйстве в естест­венном виде как сырье или после соответствующей переработки.

По составу и особенностям использования различают полезные ископаемые:

I.     Горючие, или топливные, - уголь, торф, нефть, природный газ, горючие сланцы.

II.   Металлические - руды черных, цветных, редких, благород­ных и радиоактивных металлов.

III.Неметаллические - строительные материалы (песок, глина, мел и т. д.), химическое сырье (сера, апатит, соли и т. д.), драго­ценные и поделочные камни (алмаз, рубин, яшма и т. д.) и др.

Месторождение - это скопление полезных ископаемых.

Бассейн - это группа близко расположенных месторождений одного и того же полезного ископаемого.

Предлагают варианты темы урока.

Формулируют цели урока.

Определение «полезные ископаемые» и их виды записывают в тетради, также определения «ме­сторождение», «бассейн».








Составляют «Кластер» самостоятельно.

Один учащийся затем выходит к доске.

4) Изучение нового материала







По ходу объяснения материала учитель демонстрирует образцы полезных ископаемых, а также показывает на карте полезных ископаемых. С помощью карты атласа учащиеся определяют какие полезные ископаемые приурочены к платформенным областям, а какие - к складчатым.

Учитель предлагает учащимся следующие вопросы и задания:

1)   По карте определите, какими полезными ископаемыми богата территория нашей страны.

2)   Как распределяются полезные ископаемые? Какие из них встречаются на платформах, а какие в складчатых областях?

3)   Определите основные месторождения угля и нефти.

4)   Определите размещение месторождений железных руд.

5)   Как можно объяснить присутствие на Русской платформе месторождений железных руд Курской магнитной аномалии?

6)   К каким структурам приурочены месторождения полиметаллических руд?

7)   Почему месторождения руд приурочены к горным массивам?

8)   Какими полезными ископаемыми богата территория нашей области?

Обобщив ответы учащихся, учитель подводит к правильным выводам.

Для платформ наиболее характерны ископаемые осадочного происхождения (преимущественно нерудные). Это газ, нефть, уголь, горючие сланцы и т. д. Но существование КМА подтверждает наличие рудных месторождений. Такие рудные месторождения приурочены к щитам либо к тем частям плит, где мощность осадочного чехла невелика и кристаллический фундамент подходит близко к поверхности. Примером таких месторождений могут быть железные руды Алданского щита, никелевые и железные руды Кольского полуострова. В складчатых областях обычно находятся месторождения рудных ископаемых. Это связано с их происхождением. Магма и горючие магматические растворы, из которых образовались руды, поднимались из недр Земли по разломам, трещинам, пустотам и застывали, образуя месторождения .

Работа с контурными картами. Отметьте месторождения полезных ископаемых на контурной карте, используя данные таблицы.

Работают по картам.

4) Физкультминутка (здоровьесберегаю-щий компонент)

Гимнастика для глаз: «Восьмерка»

5) Закрепление новых знаний.

Экологические проблемы, связанные с добычей полезных ископаемых, разбираются по тексту учебника. В процессе выполнения задания учащиеся устанавливают причинно-следственные связи.

1.Открытая добыча руды - (образование карьеров, отвалов пустой породы, пыль, обрушение и просадка грунта).

2.Водооткачка и водозабор -  (иссушение территории, обрушение и просадка грунта

3.Добыча строительных материалов - (образование карьеров)

Обучающиеся делают записи в тетради и предлагают варианты решения проблемы, выбирают оптимальный вариант и обосновывают его.

6) Рефлексия

Ученики отвечают на вопросы и выполняют задания рубрики «Это я знаю» на с. 65 учебника.

Оценки.

Дают оценку своей деятельности на уроке и достигнутых результатов обучения.

7) Домашнее задание

Изучить § 19; 2) ответить на вопросы и выполнить задания после параграфа (кроме задания 7), задание 8 — по желанию обучающихся; 3) подготовить сообщение о стихийных природных явлениях, связанных с земной корой, ранее наблюдавшихся в нашем регионе и о последствиях.

Записывают домашнее задание в дневник.































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!