Конспект открытого урока
«Табличные расчеты и электронные таблицы. Типы данных»
Продолжительность: 1 урок (40 мин.)
Тип урока: Урок новых знаний
Цели урока
Воспитательная: воспитание у учащихся самостоятельности, ответственности за себя и членов коллектива.
Развивающая: развитие навыков и умений работы с новым программным продуктом.
Обучающая: научить создавать простую электронную таблицу в Microsoft Excel, выполнять расчеты, разбираться в структуре таблицы и типах данных.
Материалы к уроку: презентация (приложение 1), раздаточный материал для проведения практической работы (приложение 2), тест на проверку усвоения материала (приложение 3).
Оборудование:
Компьютеры, мультимедийный проектор, экран.
ПО: MS Windows XP, MS Office 2003-2007.
Структура урока:
I. Организационный момента: | 2 мин |
II. Изучение нового материала (инсценировка) | 10 мин |
III. Практическая работа | 18 мин |
IV. Итог урока. | 10 мин |
1. Проверка практической работы | 5 мин |
2. Тест на усвоение материала | 3 мин |
3. Домашнее задание | 2 мин |
Ход урока
Оргмомент (2 мин)
Ученики приветствуют учителя и рассаживаются на свои места.
Учитель:
- Добрый день, ребята! Сегодня первый урок по теме “Табличные расчеты. Электронные таблицы”. Сегодня мы научимся создавать таблицы в Excel и проводить в них вычисления, применять различные типы данных.
Новый материал (10 мин)
(Разыгрывается небольшая сценка. В ней можно задействовать заранее учащихся данной группы или другого класса. )
Действующие лица:
Царь
Купец
Счетчик
На доске слайд 1 презентации.
Учитель: Не простой урок нас ждет –
Сказка в гости к нам зайдет.
Царь: Ко Гвидону собираюсь,
В путь-дорогу снаряжаюсь
(купцу) Все подарки загрузить,
(счетчику) Посчитать
И можно плыть.
Купец: Царь, позволь мне слово молвить,
Щедр ты так – не описать…
Да наш корабль на борт принять
Сможет …пудов так 45.
Царь (счетчику)
Счетчик, подь сюда быстрее
Сосчитай-ка нам скорее
На корабль что загрузить,
Чтоб сыночка навестить.
Счетчик:Не легка задачка, да….(пишет на доске)
Здесь две груды серебра, в каждой где-то пудов 10 (2*10 = 20)
Соболей примерно 300, каждый пуда 0,07 (300 * 0,07 = 21)
Тюка 3 парчи по пуду (3*1=3)
Фруктов ящиков 15, в каждом будет пуда 2 (15 * 2 = 30)
(Итого 20 + 21 + 3 + 30 = 74
74 – 45 = 29)
29 лишних будет..
Что откуда отнимать?
Не могу никак понять…
Царь: Эх, пока вы тут считали –
Фрукты все уже пропали!
И хочу я взять с собой для невестки дорогой
Янтаря и бирюзы…(счетчик пытается бежать)
Эй! Держи его, держи!
Счетчик: Не вели считать ты вновь!
Уж лучше розги приготовь.
Купец: Царь, позволь держать ответ –
мы объехали весь свет
за морем житье не худо;
В свете ж вот какое чудо:
Говорят, программа есть
Что готова всё нам счесть.
Учитель: Уж поверьте мне, друзья,
Это чудо знаю я. (Открывает Excel, показывает и рассказывает)
Пишем здесь число любое
И умножить на какое
Сюда формулу введем
Щелк и вот ответ -…
Счетчик: Я потрясен…
Царь: Интересно, но вот как узнать
Что будут числа означать.
Учитель: С легкостью введем и слово
Щелк – и снова все готово
Царь: А вдруг взял мало серебра
И хочу добавить я.
Учитель: Ничего нет проще в мире:
Раз – число мы перебили
ENTER вновь и вот ответ..
Царь: Вот так чудо, спора нет
Учитель: Средь моих программ – царица
Электронная таблица
И помощница она всем наукам –
Счетчик: Вот это да…(восхищенно)
(Слайды 2-7)
Учитель: теперь наши гости отдохнут, а мы с вами, ребята, найдем оптимальный вариант для загрузки корабля.
- Как вы поняли, ребята, какие данные можно вводить в ячейки таблицы?
Ответ: текст, число, формулу. (Обращаю внимание на запись числа с десятичной запятой, также на возможность изменения ширины столбца и высоты строки, запись формулы через адреса ячеек).
Практическая работа (18 мин)
Учащиеся получают листы для практической работы (приложение 2), на которых дан вариант оформления таблицы и условие ограничения на вес груза.
После расчета таблицы и подбора оптимальной загрузки корабля, учащиеся сохраняют свои работы в сетевой папке.
Подведение итогов урока (10 мин.)
Из сетевой папки все вместе просматриваем работы ребят. Должны получиться разные варианты загрузки корабля.
Вопросы:
Есть ли преимущество вычислений в электронной таблице от работы с Калькулятором? (назовите)
Что позволило вам достаточно быстро получить разные варианты оптимальной загрузки корабля?
Давайте теперь все вместе убедимся с помощью теста, что вы уже многое знаете об электронной таблице (приложение 3).
Домашнее задание (2 мин)
Учебник Н. Угриновича, стр. 115 - 119
Дополнительно
Демонстрационный материал к уроку презентация на тему: «Табличные расчеты и электронные таблицы. Типы данных»
Слайд 6
Слайд 7
Приложение
Практическая работа
Цель: Знакомство с основными типами данных в Microsoft Excel.
Ход работы:
Откройте Пуск – Все программы - Microsoft Office - Microsoft Excel.
Наберите таблицу.
В последний столбец введите формулу: = Вес* Количество.
Скопируйте формулу.
Используя Автосуммирование, посчитайте Итого
Подарки | Вес за единицу, пудов | Количество | Вес всего, пудов |
Серебро, груды | 10 | 2 | |
Соболя, штук | 0,07 | 300 | |
Парча, тюков | 1 | 3 | |
Фрукты, ящики | 2 | 15 | |
Итого: | |
45
Возможный вес груза:
Изменяя значение данных в выделенном столбце (числа должны быть не больше заданных!) добейтесь, чтобы вес груза был в пределах:
44 ≤ груз ≤ 45