Тема урока: Начало Великой Отечественной войны. Задачи урока: формирование основных компетенций обучающихся; дифференциация обучения - работа учащихся с заданиями повышенной трудности, выполнение нестандартных работ творческого характера, что позволяет обучающимся максимально реализовать и развить свои учебные возможности; разработка наглядности через информатизацию учебного процесса. Цели урока: изучение обучающимися событий, освещающих начало Великой Отечественной войны; изучение хода боевых действий под Москвой, определение значения Московской битвы в истории второй Мировой войны; развитие умения анализировать исторические факты; активизация учебной деятельности обучающихся; развитие творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности; развитие интереса обучающихся к самостоятельным исследованиям, посвященным российской истории; формирование умений работать с картой, с историческими документами, анализировать их, делать выводы; развитие умения работать с дополнительным материалом. формирование чувств патриотизма и сопричастности к истории Отечества; повышение уровня духовного развития учащихся. План урока: Обстановка накануне Великой Отечественной войны. Причины, характер, периодизация войны. Цели Германии и СССР в войне. Начало войны. Оборонительные сражения летом – осенью 1941 года. Битва за Москву. Тип урока: Урок изучения новой темы с элементами лабораторно – практической работы. Методическое обеспечение: Карта «Великая Отечественная война. Первый период. 22 июня 1941 – 18 ноября 1942 года». Карта «Разгром немецких войск под Москвой. 5 декабря 1941 – 20 апреля 1942 года». Дополнительная литература (пакет документов). Мультимедийная презентация урока «Начало Великой Отечественной войны». Сообщения - презентации учащихся «Обстановка накануне ВОВ», «Оборона Москвы». Мультимедийный проектор, экран, доска. Атласы. Интернет – ресурсы. Структура урока: Организация учащихся к уроку. Изучение нового материала и организации самостоятельной работы учащихся по его осмыслению и усвоению. Первичное закрепление нового материала и организация работы по выработке у учащихся умений и навыков по применению знаний. Домашнее задание и инструктаж по его выполнению. Рефлексия. Подведение итогов урока с выставлением поурочного балла, оценки отдельным учащимся за работу в течении всего урока. Ход урока: Обстановка накануне Великой Отечественной войны. 22 июня 1941 года – началась Великая Отечественная война. Необходимо проанализировать - какая обстановка сложилась накануне ВОВ. Сообщение – мультимедийная презентация учащегося «Обстановка накануне ВОВ». (Используется материал и презентация из исследовательской работы «Начало Великой Отечественной войны»). Тема моей работы: Обстановка накануне Великой Отечественной войны. Германия с весны и 1941 года стала совершать враждебные действия против СССР. Самолеты германской военной авиации вторгались в воздушное пространство СССР. Постепенно эти нарушения из единичных перешли в систематические. Через советскую границу перебрасывалась вражеская агентура с разведывательными и диверсионными целями. Советское руководство получало от Соединенных Штатов и Англии информацию о готовящемся нападении на СССР. В дипломатических кругах усиленно циркулировали слухи о предстоящей германо-советской войне и даже называли точные даты. Однако Сталин сбрасывал со счетов все факты и все предупреждения, ибо они не укладывались в созданную им схему, согласно которой правительства Англии и США для того и посылают предупреждения, чтобы спровоцировать германо-советскую войну. Советская разведка также с весны 1941 года постоянно докладывала Сталину о том, что Германия готовится к нападению на СССР. В Москву поступило донесение из Берлина, в котором говорилось, что фюрер подписал директиву о войне против СССР. «Берлин информировал посла в Японии, что немецкое наступление против СССР начнется во второй половине июня» - это текст шифрограммы, был послан из Токио в Москву знаменитым советским разведчиком Рихардом Зорге летом 1941 года, в канун германского вторжения. Сталин не доверял агентам. Относительно одного из них даже написал наркому госбезопасности Меркулову примерно за 5 дней до войны: «Может, послать ваш «источник» из штаба германской авиации к е… матери. Это не «источник», а «дезинформатор». И. Ст.». Нападение Германии на СССР назначено на 22 июня, Сталин собственноручно начертал такую резолюцию: «Эта информация является английской провокацией. Разузнайте, кто автор этой провокации, и накажите его». Он полагал, что война начнется не ранее лета 1942 года, так как считал, что Гитлер не сможет начать военных действий пока не разгромит Англию. Играло свою роль и усыпление бдительности — советские военные постепенно привыкли к постоянным и многочисленным нарушениям границы со стороны немецких самолетов и якобы заблудившихся солдат. А граница, передвинутая в соответствии с секретным протоколом к пакту Молотова - Риббентропа, еще не была оборудована и провоцировала на подобные шаги обе стороны. На этот счет в «Военном дневнике Буденного» есть следующее признание за несколько часов до начала войны: «Нарком обороны делает оборонительную линию по всей новой границе после 1939 года и вывез все вооружение из бывших укрепленных районов и свалил его кучами по границе»… Чуть погодя Буденный напишет: «Оружие сваленное… попало к немцам, а бывшие укрепрайоны остались обезоруженными». На основании изложенного материала вам необходимо ответить на следующие вопросы: I группа. На основании просмотренной презентации и пакета документов (Приложение 1) ответить на вопросы: Существовала ли в 1941 года угроза нападения СССР на Германию? Была ли наша страна готова к войне? Было ли нападение Германии на СССР внезапным? II группа. При помощи интернет – ресурсов определить: Причины войны. Характер войны со стороны Германии. Характер войны со стороны СССР. Цели Германии в войне. Цели СССР. III группа. При помощи интернет – ресурсов определить: IV группа. При помощи интернет – ресурсов охарактеризовать соотношение вооруженных сил Германии и СССР накануне ВОВ. V группа. Используя атлас и карту «Разгром немецких войск под Москвой. 5 декабря 1941 – 20 апреля 1942 года» определить направления наступления немецко – фашистских войск летом 1941 года. II.Причины, характер, периодизация войны. Причины войны: стремление Германии к мировому господству борьба империалистических блоков за рынки сбыта, источники сырья, сферы приложения капитала. Характер войны: со стороны Германии война носила захватнически характер для СССР – война была справедливой и освободительной Периодизация войны: Первый период - от начала войны 22 июня 1941 года до ноября 1942 года, до разгрома немецко-фашистских сил под Сталинградом. Это был начальный период войны, когда Красная Армия, неся огромное потери, была вынуждена оставить большие территории и вела тяжёлые оборонительные бои против гитлеровских агрессоров. Второй период - от поражения фашистских войск под Сталинградом до конца 1943 года. В это время проходил коренной перелом в ходе войны в пользу Советского Союза. Третий период (1944 - 1945) - время решающих побед Советской Армии над фашистской Германией и милитаристской Японией, когда вражеские войска были полностью изгнаны за пределы СССР и началось освобождение от фашистской оккупации Восточной Европы, завершившейся полным крахом Германии и ее безоговорочной капитуляцией. Окончанием всей второй мировой войны стал разгром Японии на завершающем этапе третьего периода. Цели Германии в войне: Ликвидация СССР и социализма. Колонизация страны. Уничтожение 140 млн. «лишних» людей и народов. Ликвидация демократических государств Западной Европы, лишение их национальной независимости и подчинение Германии. Завоевание мирового господства. Цели СССР определились в ходе войны: Защита свободы и независимости страны и социалистических идей. Освобождение порабощенных фашизмом народов Европы. Создание демократических или социалистических правительств в соседних странах. Ликвидация германского фашизма, прусского и японского милитаризма. 22 июня 1941 года - началась Велика Отечественная война. Начало 1941 года – немецкое командование разработало план ведения войны с Советским Союзом «Барбаросса». Гитлер делал ставку на молниеносную войну: немецкие войска должны развивать мощное наступление и захватить жизненно важные центры к зиме 1941 года. 22 июня - в полдень с обращением к народу выступил нарком иностранных дел Молотов. Свое обращение он закончил словами: «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами». В стране началась всеобщая мобилизация. Для управления фронтами была создана Ставка Верховного главнокомандования. Верховным главнокомандующим с 8 августа 1941 г. был назначен И. В. Сталин, он же возглавил и ГКО - государственный комитет обороны, созданный 30 июня. В этот же день был принят план, который предусматривал перевод всей промышленности на выпуск военной продукции. Таблица «Соотношение видов вооруженных сил Германии и СССР в процентах по численности личного состава накануне Великой Отечественной войны». Виды вооруженных сил | Германия | СССР | Сухопутные войска | 71 | 79,3 | ВВС | 23 | 11,5 | ВМФ | 6 | 5,8 | Войска ПВО | - | 3,4 | Наименование | Германия и ее союзники | Соотношение сил Германии, ее союзников и СССР | СССР | Германия | Союзники Германии | Всего | Всего дивизий: | 214 | 69 | 283 | 0,93:1 | 303 | Бригад | 7 | 16 | 23 | 1,04:1 | 22 | Расчетных дивизий | 217,5 | 77 | 294,5 | 0,94:1 | 31 | Направления ударов немецко - фашистких войск летом 1941 года. Группа армии «Север»: Прибалтика – Ленинград Группа армии «Центр»: Минск – Смоленск – Москва Группа армии «Юг»: Западная Украина – Юго-Восток Нападение немцев началось с артиллерийских ударов по пограничным укреплениям, шла бомбардировка аэродромов, железных дорог, линий связей. Нарком Тимошенко, не зная реальной обстановки, дает директиву изгнать немцев и разгромить вражеские войска на их территории, что было выгодно немцам. Многие советские войска попадают в окружение. Причины: Внезапность нападения Германии на СССР. Личные ошибки Сталина в определении сроков начала войны и оценке планов Германии Высокая техническая оснащенность немецкой армии. Богатый боевой опыт Германии, накопленный за два года войны. Боеспособность армии в значительной мере была снижена сталинскими репрессиями. Советские воины с начала войны проявляли примеры героизма и самопожертвования. Советские воины с начала войны проявляли примеры героизма и самопожертвования (Н.Гастелло, С.Супрун, защитники Брестской крепости). К началу 10 июля немцы захватили Латвию, Литву, значительную часть Белоруссии, Украины и Молдавии. 07-09. 1941 года – оборона Смоленска, город сдан немцам, но: группа центр «Центр» перешла к обороне немцы понесли большие потери советские войска нанесли удар по плану «молниеносной войны» немцы приостановили наступление на Москву 07-08. 1941 года – героическая оборона Киева 08-10. 1941 года – оборона Одессы 11. 1941года – начало обороны Севастополя 09. 1941 года – начало блокады Ленинграда Таким образом, Германия оккупировала значительную часть западной и юго – восточной областей РСФСР. Но ни на одном из трех главных направлений наступления немецко – фашисткая армия не смогла добиться решения поставленных задач. Расчеты на легкую победу не оправдались. Сообщение – мультимедийная презентация учащегося «Оборона Москвы». (Используется материал и презентация из исследовательской работы «Московская битва»). Тема моего сообщения: «Оборона Москвы». В начале сентября 1941 года фашистское руководство приступило к подготовке операции по захвату Москвы. Наступление на московском направлении нацисты готовили как «генеральное», решающее. Фашистское командование сосредоточило в трех ударных группировках три полевые армии, три танковые группы и большое количество частей усиления – всего 77,5 дивизии (более 1 млн. человек), почти 14,5 тыс. орудий и минометов и 1700 танков. Поддержку сухопутных войск с воздуха осуществляли 2-й воздушный флот 8-й авиационный корпус, имевшие 950 боевых самолетов. Войсками командовали генерал-фельдмаршалы Бок, Клюге, генералы Штраус, Гудериан, Гот и др. Операция по взятию Москвы получила кодовое название «Тайфун». Замысел операции предусматривал мощными ударами крупных группировок окружить основные силы войск Красной Армии, прикрывавших столицу, и уничтожить их, а затем стремительно обойти Москву с севера и с юга с целью её захвата. Силы и средства | РККА | Вермахт | Соотношение сил | Личный состав | 1250 | 1800 | 1:1,4 | Орудия и минометы | 760 | Более 1400 | 1:1,8 | Танки | 990 | 1700 | 1:1,7 | Самолеты | 667 | Около 1390 | 1:2 | В 300 км западнее Москвы, в полосе около 800 км, врагу противостояли войска трех советских фронтов: Западного (генерал-полковник И.С. Конев), Резервного (Маршал Советского Союза С.М. Буденный) и Брянского (генерал-полковник А.И. Еременко), насчитывавшие 95 дивизий. 30 сентября 1941г. – началось генеральное наступление немецких войск группы «Центр» на столицу СССР. Танковые группы врага устремились к Калинину, Москве и Орлу. 7 октября, под Вязьмой, в окружение попали части трех советских фронтов – более 660 тыс. человек. Возникла опасность нападения на Москву через Малоярославец, а позже и через другие направления. Были захвачены Орел, Калуга, Калинин, Волоколамск, Можайск. В результате оборона трёх фронтов была прорвана. Дорога на Москву стала открытой. Но находясь в окружении, советские войска сковывали действия немцев. В сложной ситуации оборона Москвы поручена Г. Жукову. 8 октября из вышедших частей окружения создан Западный фронт во главе с Жуковым. Немцы пошли вновь в наступление 20 октября – в Москве введено осадное положение. В столице создавались отряды народного ополчения, на защиту Москвы направлялись курсанты военных училищ, с Востока перебрасывались военные части. Гудериан писал, что «движение техники в некоторых районах частично невозможно». Дожди, прошедшие с 27 октября по 3 ноября, заполнили дороги грязью. То же произошло и в период дождей с 19 по 24 ноября, но грязь была временным эффектом и в определённой местности. Наибольшее воздействие на ход немецких операций оказывала грязь в том смысле, что создавала дополнительные трудности и без того плохо работающей системе тыльного обеспечения Вермахта. Резкое снижение температуры и серьёзные снегопады начались 4 декабря. 4-7 декабря к началу советского зимнего контрнаступления температура упала ниже минус 18°с. Это сильно повлияло на моральное состояние и здоровье находившихся на фронте немецких солдат. Но, несмотря на погодные условия в ходе октябрьского наступления группа «Центр» продвинулась на 250 километров. Большую роль в Московской битве сыграла оборона Тулы. Немцы прорывались к столице с юга через Тулу, но героическая защита нашего города этому помешала. 15 – 18 ноября немецкие войска усиливают наступление. К началу декабря гитлеровцы на отдельных направлениях подошли к Москве на расстояние 25-40 км. Но ни на одном направлении фашистам не удалось достичь своих целей и прорваться к Москве. Вместе с тем ситуация на фронте складывалась крайне опасная. Обе стороны понесли тяжелые потери. Уже 4 декабря Гальдер заявил: «Если фельдмаршал фон Бок считает, что нет никаких шансов на то, что в ходе наступления северо-западнее Москвы противнику могут быть нанесены большие потери, ему предоставляется право прекратить наступательные действия». Советское командование также пришло к выводу о кризисе вражеского наступления. При наступлении на Москву немецкие части растянулись на 1000 км. от Калинина до Ельца и потеряли пробивную силу. Советское командование во главе с Жуковым разработало план контрнаступления, суть которого заключалась в том, чтобы не дать немцам закрепиться на захваченной территории. 5–6 декабря советские войска перешли в контрнаступление. Были освобождены Калинин, Клин, Солнечногорск, Волоколамск и другие города. В середине декабря в наступление перешли армии центра Западного фронта и освободили Наро-Фоминск, Малоярославец, Боровск. В начале января контрнаступление завершилось. Враг был отброшен на 100–250 км. В ходе операции «Тайфун» группа армий «Центр» потеряла около 110 000 человек, в том числе 24 000 убитыми и 5 000 пропавшими без вести. Особенно тяжелый ущерб был нанесен в декабре 1941 г. немецкой технике – 496 танков, 1450 артиллерийских орудий и минометов, 800 противотанковых орудий. Неудачи под Москвой привели Гитлера в бешенство. Он считал их результатом некомпетентности своих генералов. Особое недовольство фюрера вызывало то, что они не смогли остановить советское контрнаступление зимой 1941г. Доверие Гитлера к своим военачальникам было сильно подорвано провалом операции «Тайфун». Неудача операции «Тайфун» была первым крупным провалом Вермахта в годы Второй мировой войны. Историческое значение Московской битвы: крушение плана «молниеносной войны»; крушение плана «Тайфун»; начало коренного перелома в ходе войны; укрепился моральный дух Красной Армии и усилилась твёрдая уверенность в неизбежности победы над врагом. Тема: Начало Великой Отечественной войны. Битва за Москву. Продолжение работы по исследовательским проектам на темы: «Сталинградская битва». «Курская битва». Задача: установить обратную связь для определения уровня обученности учащихся. На уровне рефлексии развиваются способности к мышлению. Анализу, обобщению, формируются общеучебные и коммуникативные умения, мыслительные приемы. Задача: проанализировать урок, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее. на данном этапе урока оцен\ить работу группы и отдельных учащихся. Аргументация выставленных оценок, замечания по уроку. |