Тема урока: Курская битва.
Задачи:
Личностные: формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов, учебных мотивов; формирование границ собственного знания и «незнания»;
Предметные: формирование универсальных учебных действий, позволяющих учащимся осуществлять поиск и структурирование необходимой исторической информации для выполнения учебных заданий, с использованием дополнительной литературы, контурных карт; логических схем.
Метапредметные: формирование универсальных учебных действий, позволяющих осознанно и произвольно высказывать свою точку зрения по предложенной проблеме, структурировать и систематизировать получаемые знания; ориентирование ученика на разнообразие способов решения поставленных учебных задач. Цели урока. Образовательная: сформировать знания о завершении коренного перелома в Великой Отечественной войне. Познакомить с основными событиями Курской битвы, показать военное искусство советского командования, героизм солдат. Определить значение Курской битвы. Развивающая: формировать умения анализировать, делать выводы, сравнивать, работать с источником. Воспитательная: воспитывать чувства патриотизма, гордость за свой народ. Методы: Репродуктивно-словесный, наглядный, частично-поисковый. Формы: Индивидуальная, фронтальная, групповая Основные понятия: коренной перелом. Оборудование урока: учебник А.А. Данилов, Л.Г. Косулина “История России” XX – начало XXI века, карта “Великая Отечественная война”, ТСО, видеоматериалы по Курской битве, мультимедийная презентация «Курская битва» изображения исторические. План занятия
Вступительное слово преподавателя. Сообщение темы, цели урока.
Повторение и актуализация знаний.
Изучение нового материала.
Закрепление.
Задание на самоподготовку. Оценка знаний.
Ход урока.
Если битва под Сталинградом предвещала закат немецко-фашисткой армии, то битва под Курском поставила ее перед катастрофой.
И.В. Сталин
Оргмомент.
Вступительное слово учителя. Сообщение темы и целей урока. Преподаватель. Мы продолжаем изучать один из самых тяжелых периодов в истории нашей страны – Великую Отечественную войну. На прошлом уроке разобрали Сталинградскую битву, которая положила начало коренному перелому в ходе войны. Ребята давайте попробуем сформулировать тему урока. - Как вы думаете, что мы будем делать на сегодняшнем уроке? Цель данного урока – рассмотреть завершение коренного перелома, познакомиться с основными событиями Курской битвы, сравнить ее со Сталинградом, определить значение. В ходе урока нужно заполнить следующую таблицу: Коренной перелом в ходе войны
Линии сравнения | Сталинградская битва | Курская битва |
Дата | | |
Название операции | | |
Цели | | |
Подготовленность | | |
Используемая техника | | |
Значение | | |
Первая часть таблицы заполняется в начале урока. Один человек выходит к доске. Пока он работает с таблицей, идет повторение.
Повторение и актуализация знаний. 1. Фронтальный опрос. Вопрос: Назовите дату ВОВ. Ответ: 22 июня 1941 – 9 мая 1945. Вопрос: Назовите этапы войны. Ответ: 22 июня 1941 г. – 18 ноября 1942 г. – начальный этап 19 ноября 1942 г. – конец 1943 г. – период коренного перелома 1944 г. – 9 мая 1945 г. – завершающий этап. Вопрос: Назовите основные события начального этапа. Ответ: Стратегическая инициатива у немцев, отступление советских войск, немцы заняли Белоруссию, Прибалтику, Украину. Битва за Москву. Начало обороны Сталинграда. Вопрос: Что такое коренной перелом в ходе войны? Ответ: Переход стратегической инициативы от немецкой армии к советской. Вопрос: Какие битвы явились результатом коренного перелома? Ответ: Сталинградская и Курская битвы. 2.Преподаватель. Проверяем таблицу – Сталинградская битва.
Дата | 17 июня 1942 – 2 февраля 1943 год. |
Название операции | “Уран”, “Кольцо” |
Цель | Захватить важный стратегический пункт. Отрезать транспортные пути, кавказскую нефть, марганцевую руду. |
Подготовленность | В начале битвы советские войска не готовы, не ожидали наступления на данном направлении, к ноябрю 1942 г. обстановка стабилизировалась, перевес на стороне СССР. |
Используемая техника | Танки, штурмовые орудия, самолеты. |
Итог | Победа советской армии. 330 тысяч немецких солдат взяты в плен. |
Значение | Начало коренного перелома, победа стала началом массового изгнания немцев с советской земли. |
3. Работа по карточкам.
- Ребята давайте оценим ответы одноклассников.
Изучение нового материала.
Преподаватель. Курская битва, завершившаяся ровно 75 лет назад 23 августа 1943 года, стала ключевым сражением Великой Отечественный войны. Именно Битва на Курской дуге, продолжавшаяся 49 дней, позволила Красной армии перейти в наступление и добить врага уже в Берлине. После Сталинграда Гитлер решил взять реванш, была проведена “тотальная” мобилизация, на Восточный фронт были переброшены немецкие дивизии из стран Европы, (всего 50 дивизий). Разработан план наступления. - Ребята давайте поработаем с документом, чтобы определить какие планы были у немецкого командования.
Работа с документом.
Преподаватель. Прочитайте документ и ответьте на вопросы.
Из оперативного приказа фюрера №6 о проведении операции “Цитадель”
15 апреля 1943 г.
Я решил: как только позволят погодные условия, провести в качестве наступательного удара этого года операцию “Цитадель”.
Посему данному наступлению придается особое значение. Необходимо осуществить его быстро и с большой пробивной силой. Оно должно передать инициативу на весну и лето в наши руки.
В связи с этим все приготовления осуществлять с величайшей осмотрительностью и энергичностью. На всех главных направлениях использовать лучшие соединения, лучшее оружие, лучших командиров, большое количество боеприпасов. Каждый командир, каждый рядовой обязан проникнуться пониманием решающего значения этого наступления. Победа под Курском должна послужить факелом для всего мира.
Для этого приказываю:
1. Цель наступления – посредством массированного, беспощадного и быстро проведенного каждой из атакующих армий наступательного удара из района Белгорода и южнее Орла окружить находящиеся в районе Курска силы противника и концентрированным наступлением уничтожить их….
2. Необходимо:
а) как можно надежнее обеспечить внезапность и, прежде всего, оставить противника в неведении относительно дня наступления.
б) как можно лучше сосредоточить наступательные силы на узком участке фронта, чтобы использовать превосходство в отдельных пунктах всех наступательных средств (танков, штурмовых орудий, артиллерии, дымовых минометов и т.д.) и одним ударом, до соединения обеих наступающих армий, прорвать фронт противника и окружить его….
в) провести наступление столь быстро, чтобы противник не смог ни уйти от окружения, ни подтянуть свои резервы с других фронтов… Вопросы.
Почему немецкое командование придавало этой операции решающее значение?
На какие факторы при разработке этой операции были сделаны ставки? (Факторы выписать в тетрадь). Факторы.
Внезапность.
Удар нанести на узком участке фронта, сосредоточив огромное количество техники.
Быстрота. Преподаватель. Советское командование было осведомлено о готовящейся операции. Было решено готовиться к обороне в строгом секрете, при этом посылать немцам дезинформацию о готовящемся ударе на другом участке фронта. Вопрос: какой из факторов планируемых Гитлером не мог быть выполнен? Ответ: Внезапность удара. 2. Работа с эпизодом видео урока. Преподаватель. Ребята следующие события войны мы просмотрим видеоматериал о Курской битве. Поделимся на группы. Ваша группа должна ответить на вопросы, заполнить таблицу. Вопросы написаны на карточках которые лежат у вас на партах.
Какую цель ставили немцы при планировании операции?
Какие шаги предпринимало немецкое командование для подготовки наступления?
Какая новая техника появилась у Германии и Советского союза?
Назовите основное сражение Курской битвы?
Итоги.
Значение Курской битвы. После просмотра идет проверка заполнения таблицы. - Давай проверим, как вы заполнили таблицу. Предлагаю выступить от каждой группы обучающимся.
Линия сравнения | Курская битва |
Дата | 5 июля – 23 августа 1943 года |
Название операции | Цитадель |
Цель | Взять реванш за проигрыш под Сталинградом |
Подготовленность | Огромная подготовка к операции, разработаны планы, превосходство в живой силе и технике. |
Используемая техника | Танки, самолеты, САУ. |
Значение | Стратегическая инициатива окончательно перешла в руки советской армии. Поднят боевой дух солдат. Началось массовое изгнание немцев. Вырос авторитет СССР. |
После проверки идет сравнение Сталинградской и Курской битв. - А теперь сравним с событиями Сталинградской битвы. - Как вы можете себя оценить в этой работе. - В Курской битве было много героических поступков, участниками битвы были наши куряне и среди них герой Советского Союза наш односельчанин Черников Федор Устинович давайте послушаем сообщения о некоторых героях. Выступление учеников о героизме Маресьеве Алексее Петровиче и Черникове Федоре Устиновиче. Преподаватель. Среди героев были и наши земляки уроженцы Мантуровского района и Первозасеймцы. В знак благодарности именем одного из них названа улица Ф.У.Черникова. Давайте вспомним о них и почтим память героев. Преподаватель. После победы Советская армия перешла в наступление. 5 августа освобождены Белгород и Орел. В Москве был произведен первый в истории ВОВ победный салют. В короткий срок освободили Харьков, Донбасс, Брянск, Смоленск. V. Закрепление. Преподаватель. Английский историк А. Кларк в работе “Барбаросса” писал: “..немецкое командование делало ставку на молниеносный удар с широким применением новой боевой техники – юнкерсы, короткая интенсивная артподготовка, тесное взаимодействие массы танков и пехоты….. без должного учета изменившихся условий за исключением простого арифметического увеличения соответствующих компонентов..” Прокомментируйте это высказывание. Ответ: Немцы использовали старые методы, увеличивая количество. Преподаватель. Что можно сказать о советском командовании? Ответ: Новая стратегия и тактика. Предложение Г.К. Жукова – активная оборона, изматывание противника и переход в наступление. Предложение Рокоссовского – упреждающий удар.
Задание для самоподготовки: стр.256, вопросы № 3, 4.
Приложение 1. Коренной перелом в ходе войны
Линии сравнения | Сталинградская битва | Курская битва |
Дата | | |
Название операции | | |
Цели | | |
Подготовленность | | |
Используемая техника | | |
Значение | | |
Приложение 2. Из оперативного приказа фюрера №6 о проведении операции “Цитадель” 15 апреля 1943 г. Я решил: как только позволят погодные условия, провести в качестве наступательного удара этого года операцию “Цитадель”. Посему данному наступлению придается особое значение. Необходимо осуществить его быстро и с большой пробивной силой. Оно должно передать инициативу на весну и лето в наши руки. В связи с этим все приготовления осуществлять с величайшей осмотрительностью и энергичностью. На всех главных направлениях использовать лучшие соединения, лучшее оружие, лучших командиров, большое количество боеприпасов. Каждый командир, каждый рядовой обязан проникнуться пониманием решающего значения этого наступления. Победа под Курском должна послужить факелом для всего мира. Для этого приказываю: 1. Цель наступления – посредством массированного, беспощадного и быстро проведенного каждой из атакующих армий наступательного удара из района Белгорода и южнее Орла окружить находящиеся в районе Курска силы противника и концентрированным наступлением уничтожить их…. 2. Необходимо: а) как можно надежнее обеспечить внезапность и, прежде всего, оставить противника в неведении относительно дня наступления. б) как можно лучше сосредоточить наступательные силы на узком участке фронта, чтобы использовать превосходство в отдельных пунктах всех наступательных средств (танков, штурмовых орудий, артиллерии, дымовых минометов и т.д.) и одним ударом, до соединения обеих наступающих армий, прорвать фронт противника и окружить его…. в) провести наступление столь быстро, чтобы противник не смог ни уйти от окружения, ни подтянуть свои резервы с других фронтов… Вопросы. 1. Почему немецкое командование придавало этой операции решающее значение? 2. На какие факторы при разработке этой операции были сделаны ставки? (Факторы выписать в тетрадь). Приложение 3 .Заполнить таблицу по видео уроку.
Линии сравнения | Курская битва |
Дата | |
Название операции | |
Цель | |
Подготовленность | |
Используемая техника | |
Значение | |
Приложение 4. Маресьев Алексей Петрович летчик-истребитель. Родился 20 мая 1916 года в городе Камышине Волгоградской области в семье рабочего. По национальности русский. В три года он остался без отца, который умер вскоре после возвращения с Первой мировой войны. После окончания 8 классов средней школы Алексей поступил в ФЗУ, где получил специальность слесаря. Затем подал заявление в Московский авиационный институт, но вместо института по комсомольской путевке отправился строить Комсомольск-на-Амуре. Там он пилил лес в тайге, строил бараки, а потом и первые жилые кварталы. Одновременно учился в аэроклубе. В советскую армию призван в 1937 году. Служил в 12-й авиационном погранотряде. Но, по словам самого Маресьева, он не летал, а "заносил хвосты" у самолетов. По-настоящему он поднялся в воздух уже в Батайской военной авиационной школе пилотов, которую окончил в 1940 году. Служил в ней инструктором-летчиком.
Свой первый боевой вылет он совершил 23 августа 1941 года в районе Кривого Рога. Боевой счет лейтенант Маресьев открыл в начале 1942 года - сбил Ju-5220 июля 1943 года Алексей Маресьев во время воздушного боя с превосходящими силами противника спас жизни 2 советских лётчиков и сбил сразу два вражеских истребителя Fw.190, прикрывавших бомбардировщики Ju.87. Боевая слава о Маресьеве разнеслась по всей 15-й Воздушной армии и по всему фронту. В полк зачастили корреспонденты, среди них был будущий автор книги «Повесть о настоящем человеке» Борис Полевой.
24 августа 1943 года Маресьеву было присвоено звание Героя Советского Союза за спасение жизни двух лётчиков и сбитие двух немецких истребителей. Приложение 5. Черников Фёдор Устинович - стрелок 42-го стрелкового полка 180-й стрелковой дивизии 38-й армии Воронежского фронта, ефрейтор. Родился 3 февраля 1920 года в селе Верхосеймье, Тимского (бывш. Мантуровского) района Курской области в крестьянской семье. Русский. Окончил горнопромышленное училище. Работал электрослесарем на шахте в городе Горловка Донецкой области Украины. В Красной Армии с 1943 года. В действующей армии с мая 1943 года. Член ВКП(б)/КПСС с 1944 года. Стрелок 42-го стрелкового полка (180-я стрелковая дивизия, 38-я армия, Воронежский фронт) комсомолец ефрейтор Фёдор Черников в ночь на 6 октября 1943 года переплыл реку Днепр в районе села Новые Петровцы Вышгородского района Киевской области Украины и, проложив кабельную линию, восстановил нарушенную связь командира 42-го стрелкового полка с плацдармом на правом берегу. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 октября 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм ефрейтору Черникову Фёдору Устиновичу присвоено звание Героя Советского Союза. В 1946 году Ф.У. Черников демобилизован. Жил в Горловке. Окончил горный техникум. Работал на шахте имени М.И. Калинина. Скончался 20 октября 1971 года. Именем Героя названа улица села Верхосеймье и улица в городе Горловка Донецкой области Украины.