Слайд 1.
Урок по истории Древнего мира
по теме «Древняя Спарта»
Цели урока: создать условия для усвоения обучающимися исторических понятий и терминов таких как: Лакония, спартанцы, илоты, лаконичная речь.
Задачи: формировать умения применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, развивать способности обучающихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию, сравнивать, делать выводы; способствовать развитию речи, мышления, исследовательских умений и навыков; воспитывать интерес к истории как науке.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, карточки с текстами документов, раздаточный материал, компьютер, экран, проектор.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
(по методике Е.В.Якушиной)
ХОД УРОКА:
Оргмомент
Здравствуйте, ребята! Выглядите вы сегодня отлично, так же думаю, и будете работать на уроке. Присаживайтесь.
Учитель:
На улице не очень (сегодня) ясно,
А на душе так все прекрасно.
Часто дела все затрудняют
Душевный градус понижают
Но стоит мне увидеть Вас
Неординарный, умный класс-
И хочется мне сразу улыбаться
А значит и историей заняться
- Начнём наш урок!
Слайд 2
Ребята, на протяжении нескольких уроков вы изучали Древнюю Грецию, вели речь о греческих полисах, давайте сейчас повторим пройденный материал, я загадаю вам загадки, а вы попробуйте их отгадать.
слайд 3.
Он написал про Илион и Одиссея,
И греки его чтят, любя.
Но до сих пор гадают, где, когда
Он сочинял поэмы, там живя. (Гомер)
слайд 4
Как в Греции звать
Простой народ?
Не зовет его знать
Страной управлять. (Демос)
слайд 5
Для всех свободных афинян –
И не только для крестьян –
В государстве есть удел –
Для решенья важных дел.
Должны вместе все прийти,
Решенье общее найти. (Народное собрание)
слайд 6.
Как называли власть такую,
Когда народ на должность избирал,
А тот, кого он выбирал,
Перед людьми отчет держал? (Демократия)
слайд 7.
Что за камень появился
На земле крестьянина?
Долг у него получился –
Зерно не отдано сполна. (Долговой камень)
слайд 8.
6. Он уваженье всех снискал
За то, что был умен и честен.
А славы он и не искал.
В Афинах всем служил он честно.
Он рабство грекам отменил,
Драконовы законы заменил,
Писал стихи, всю жизнь учился.
Но всем он все ж не угодил. (Солон)
Учитель: Очень хорошо, все загадки вы отгадали, но оценки мы с вами поставим в конце урока и зависеть они будут от того. как вы будете работать в течение урока, и сегодня у каждого из вас есть возможность заработать отметку.
2.Мотивационно-целевой этап:
Сегодня мы продолжаем путешествовать по Древней Греции.
«Древняя Греция небольшая страна, но в ней образовалось много самостоятельных государств. Наиболее значительными из них были два: и Афины и Спарта . Сами греки говорили: наша родина – Эллада – так они называли Грецию – как бы стоит на двух ногах, одной ногой является Афинское государство, а другой Спартанское государство. На предыдущих уроках вы изучали Афинское государство
- Как вы думаете, о каком греческом полисе пойдет речь на сегодняшнем уроке?
Слайд 9-10.
Давайте в наших тетрадях запишем дату и тему урока «Древняя Спарта».
А теперь посмотрите на название темы, скажите, что нам нужно узнать на уроке?
Ученики: ставят цель: Кто жил? чем занимались?
Учитель: Хорошо. Познакомиться с географическим положением Древней Спарты, особенностями полиса, кроме того мы с вами попытаемся сравнить Спарту с Афинами, узнаем новые понятия, а еще мы будем учиться анализировать, сравнивать, делать выводы.
3. Слайд 11 Изучение нового материала
Географическое положение Спартанского государства.
Предки спартанцев пришли с севера Балканского полуострова и обосновались в Южной Греции. В области Лакония несколько соседних поселений объединились и стали называться Спартой. Постепенно спартанцы покорили всю Лаконию и Мессению, а жителей заставили работать на себя и стали называть илотами.
Вам знакомо слово ИЛОТЫ?
слайд 12.
Откройте учебник на стр.147 и найдите новое слово илоты, кого называли илотами в Спарте? Запишите это понятие в тетради.
Вся земля в Лаконии и Мессении была поделена между спартанцами на равные участки. На этих наделах жили и работали илоты, они отдавали спартанцам большую часть выращенного зерна, оливок, овощей и других продуктов)
Спартанцы обращались с илотами грубо и жестоко, избивали их, спартанские юноши обходили поля, убивая самых сильных илотов.
- греки осуждали спартанцев, за то, что они держат в рабстве своих соплеменников.
Слайд 13.
Ребята, Спарту называли военным лагерем. На вопрос « Почему?» Мы с вами ответим после чтения документа
На столах у вас лежат карточки с историческим документом розового цвета
Работа с историческим документом
«Ученые выяснили, что все у спартанцев было одинаковым - пища, посуда, одежда. Чтобы спартанцы не копили богатств, были запрещены золотые и серебряные монеты. Деньгами служили железные прутья.
Спартанцам не разрешалось заниматься ни сельским хозяйством, ни ремеслом, ни торговлей. Почти все время они проводили вместе в подготовке к войне, в походах и сражениях. Они даже питались вместе. Основными блюдами были: чёрная похлёбка, которую остальные греки считали несъедобной, овощи, сыр, принесённая с охоты дичь, рыба. Однажды в Спарту после победы вернулся знаменитый полководец. Он послал за своей долей пищи, желая пообедать с женой. Ему не только отказали, но вдобавок оштрафовали.
Спартанцы никогда не расставались со своим оружием. Спарта напоминала военный лагерь, осажденный врагами. Этими врагами были, прежде всего, илоты.»
Слайд 14.
- Почему Спарту называли военным лагерем?
- Какое занятие у спартанцев было самым главным?
Крепостных стен Спарта не имела, её жители утверждали, что надёжной защитой являются не камни, а храбрые воины. Чужеземцы редко приезжали в Спарту, здесь ничего не продавали, нечем было любоваться, в городе не строили красивых зданий, не ставили статуй, чего не скажешь об Афинах.
Сами спартанцы тоже редко бывали за границей из-за боязни подражать чужой жизни.
Слайд 15
Ребята посмотрите на слайд, может кто-то из вас узнает эту картинку? Я вам рекомендую посмотреть американский исторический фильм «300 спартанцев» режиссёра Зака Снайдера вы увидите, как спартанцы вели упорную борьбу с персами, проявив мужество и отвагу, их бесстрашие и героизм вдохновили всех греков на объединение, тем самым переломив весь ход греко-персидских войн.
Вы, наверное, устали? Давайте отдохнём!
4. Физкультминутка: Если я говорю понятия связанные с Грецией вы хлопаете, если понятия не связанные с Грецией - вы топаете.
Балканский полуостров; Нил; фараон; Солон; Хаммурапи; Акрополь; Агора; Демос; Инд; Финикия; Иероглифы; Демократия; Зевс; Посейдон; Деметра, Ликург.
Слайд 16.
Учитель: греки утверждали, что дети в Спарте принадлежат государству, а не родителям. Кто же занимался воспитанием детей в Спарте?
Работа с учебником на стр.149 1-2 абзац
Кто нес большую ответственность за воспитание родители или государство?
Кто решал вопрос жить или нет маленькому спартанцу?
С какого возраста мальчиков отбирали у родителей?
Ваше отношение к прочитанному?
И сейчас можно часто услышать фразу «Спартанское воспитание» Как вы думаете, что под этим подразумевается? (ответы детей) и слайд 
Слайд 17
Что такое спартанское воспитание?
В нашем государстве у каждого есть права и обязанности. У взрослых - свои, у детей свои. Назовите права, которыми обладаете вы. Статья 38 Конституции РФ гласит: материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.
Как вы думаете, нужна ли была правовая защита спартанским детям?
Давайте побудем в роли законодателей и составим Кодекс в защиту прав спартанских детей, для этого нам необходимо разделиться на группы, вы получаете листочки и составляете по 2-3 пункта статьи.
( по окончании работы дети прикрепляют на доску свои статьи)
Ребята, кодекс может меняться, дополняться и т.д.
5.Закрепление материала
Ребята, давайте поработаем в парах, возьмём в руки карточки зелёного цвета, прочитаем текст и определим, в каком отрывке описана Спарта, а в каком Афины и проверим первичные знания по теме сегодняшнего урока. Давайте вспомним, как звучала тема урока?
Какая пара первой определит, соедините свои ручки и поднимите вверх
А. Этот город, несмотря на его грязные улицы, показался бы нам красивым городом. Вершина акрополя и городские площади были украшены храмами и другими постройками, повсюду было много мраморных и бронзовых статуй, на склоне акрополя под открытым небом располагался театр, который в дни представлений был переполнен публикой. На улицах множество ремесленников и торговцев, моряков, вернувшихся из плавания, приезжих из всех греческих городов – государств. Шумная толпа двигалась в разных направлениях, обменивалась новостями, занималась делами.
Б. Другой город сильно походил на военный лагерь, это был хмурый и не приветливый к чужеземцам город. Здесь не было ни шумного рынка, ни ремесленных мастерских. Вдоль улиц тянулись одноэтажные дома, похожие друг на друга. Здесь отсутствовал театр, почти не было каменных храмов и статуй. На улицах мы могли увидеть отряды марширующих людей, услышать отрывистые слова команды и военную хоровую песню.
Ребята, у вас не возникло разногласий по поводу выбора ответа?
- Если бы вам представилась возможность выбрать место жительства, чтобы вы выбрали Афины или Спарту? И почему?
6.Подведение итогов.
А теперь подведём итоги нашей работы. Вы наверное волновались, но это не помешало быть вам активными
7.Выставление отметок.
Слайд 18
8.Домашнее задание
- п.31,
- мини-исследование
«Как управлялась Спарта?»
-составить кроссворд на тему «Древняя Спарта»
- работа по вопросам на стр.150 учебника
9.Рефлексия.
Ребята, мы изучаем историю не для того, чтобы ее изучить, а чтобы узнать много нового , интересного и полезного для себя.
У меня в руках листок, если я его сложу, а потом расправлю, на нем останется след. Любое событие в нашей жизни оставляет след. Пусть сегодняшний наш урок запомнится вам, а в моей душе вы , безусловно, оставили след, вы помогли мне, у нас состоялся разговор, который был интересен и полезен для меня. Вы были активны, любознательны.
А вот в вашей душе какой-то след оставил сегодняшний урок?
В руках у меня корзина, назовем её «корзина мнений».
Я хочу, чтобы вы написали мнение о сегодняшнем уроке на жёлтых листочках, которые лежат у вас на столах, и сложите их в корзину.
А теперь позвольте мне зачитать несколько мнений.
Как я уже сказала, сегодняшний урок оставил большой след в моей душе, надеюсь, и вам запомнится наша сегодняшняя встреча.
Слайд19.
Спасибо всем за работу на уроке!
МКОУ «Васильевская средняя общеобразовательная школа»
Урок истории в 5 классе
на тему «Древняя Спарта»
Учитель истории и обществознания:
Дорохова Светлана Владимировна
2016 год