СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по истории "Древняя Спарта"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по истории Древнего мира на тему "Древняя Спарта"

Просмотр содержимого документа
«Урок по истории "Древняя Спарта"»

Слайд 1.

Урок по истории Древнего мира

по теме «Древняя Спарта»



Цели урока: создать условия для усвоения обучающимися исторических понятий и терминов таких как: Лакония, спартанцы, илоты, лаконичная речь.

Задачи: формировать умения применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, развивать способности обучающихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию, сравнивать, делать выводы; способствовать развитию речи, мышления, исследовательских умений и навыков; воспитывать интерес к истории как науке.





Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, карточки с текстами документов, раздаточный материал, компьютер, экран, проектор.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

(по методике Е.В.Якушиной)

ХОД УРОКА:

  1. Оргмомент

Здравствуйте, ребята! Выглядите вы сегодня отлично, так же думаю, и будете работать на уроке. Присаживайтесь.

Учитель:

На улице не очень (сегодня) ясно,

А на душе так все прекрасно.

Часто дела все затрудняют

Душевный градус понижают

Но стоит мне увидеть Вас

Неординарный, умный класс-

И хочется мне сразу улыбаться

А значит и историей заняться

- Начнём наш урок!


Слайд 2


Ребята, на протяжении нескольких уроков вы изучали Древнюю Грецию, вели речь о греческих полисах, давайте сейчас повторим пройденный материал, я загадаю вам загадки, а вы попробуйте их отгадать.

слайд 3.

  1. Он написал про Илион и Одиссея,
    И греки его чтят, любя.
    Но до сих пор гадают, где, когда
    Он сочинял поэмы, там живя. (Гомер)

слайд 4

  1. Как в Греции звать
    Простой народ?
    Не зовет его знать
    Страной управлять. (Демос)

слайд 5

  1. Для всех свободных афинян – 
    И не только для крестьян –
    В государстве есть удел – 
    Для решенья важных дел.
    Должны вместе все прийти,
    Решенье общее найти. (Народное собрание)

слайд 6.

  1. Как называли власть такую,
    Когда народ на должность избирал,
    А тот, кого он выбирал, 
    Перед людьми отчет держал? (Демократия)

слайд 7.

  1. Что за камень появился
    На земле крестьянина?
    Долг у него получился – 
    Зерно не отдано сполна. (Долговой камень)

слайд 8.

6. Он уваженье всех снискал
За то, что был умен и честен.
А славы он и не искал.
В Афинах всем служил он честно.
Он рабство грекам отменил,
Драконовы законы заменил,
Писал стихи, всю жизнь учился.
Но всем он все ж не угодил. (Солон)



Учитель: Очень хорошо, все загадки вы отгадали, но оценки мы с вами поставим в конце урока и зависеть они будут от того. как вы будете работать в течение урока, и сегодня у каждого из вас есть возможность заработать отметку.


2.Мотивационно-целевой этап:

Сегодня мы продолжаем путешествовать по Древней Греции.

«Древняя Греция небольшая страна, но в ней образовалось много самостоятельных государств. Наиболее значительными из них были два: и Афины и Спарта . Сами греки говорили: наша родина – Эллада – так они называли Грецию – как бы стоит на двух ногах, одной ногой является Афинское государство, а другой Спартанское государство. На предыдущих уроках вы изучали Афинское государство

- Как вы думаете, о каком греческом полисе пойдет речь на сегодняшнем уроке?


Слайд 9-10.

Давайте в наших тетрадях запишем дату и тему урока «Древняя Спарта».

А теперь посмотрите на название темы, скажите, что нам нужно узнать на уроке?

Ученики: ставят цель: Кто жил? чем занимались?

Учитель: Хорошо. Познакомиться с географическим положением Древней Спарты, особенностями полиса, кроме того мы с вами попытаемся сравнить Спарту с Афинами, узнаем новые понятия, а еще мы будем учиться анализировать, сравнивать, делать выводы.

3. Слайд 11 Изучение нового материала

Географическое положение Спартанского государства.

Предки спартанцев пришли с севера Балканского полуострова и обосновались в Южной Греции. В области Лакония несколько соседних поселений объединились и стали называться Спартой. Постепенно спартанцы покорили всю Лаконию и Мессению, а жителей заставили работать на себя и стали называть илотами.

Вам знакомо слово ИЛОТЫ?

слайд 12.

Откройте учебник на стр.147 и найдите новое слово илоты, кого называли илотами в Спарте? Запишите это понятие в тетради.

Вся земля в Лаконии и Мессении была поделена между спартанцами на равные участки. На этих наделах жили и работали илоты, они отдавали спартанцам большую часть выращенного зерна, оливок, овощей и других продуктов)


Спартанцы обращались с илотами грубо и жестоко, избивали их, спартанские юноши обходили поля, убивая самых сильных илотов.


- греки осуждали спартанцев, за то, что они держат в рабстве своих соплеменников.

Слайд 13.


Ребята, Спарту называли военным лагерем. На вопрос « Почему?» Мы с вами ответим после чтения документа

На столах у вас лежат карточки с историческим документом розового цвета

  1. Работа с историческим документом


«Ученые выяснили, что все у спартанцев было одинаковым - пища, посуда, одежда. Чтобы спартанцы не копили богатств, были запрещены золотые и серебряные монеты. Деньгами служили железные прутья.

Спартанцам не разрешалось заниматься ни сельским хозяйством, ни ремеслом, ни торговлей. Почти все время они проводили вместе в подготовке к войне, в походах и сражениях. Они даже питались вместе. Основными блюдами были: чёрная похлёбка, которую остальные греки считали несъедобной, овощи, сыр, принесённая с охоты дичь, рыба. Однажды в Спарту после победы вернулся знаменитый полководец. Он послал за своей долей пищи, желая пообедать с женой. Ему не только отказали, но вдобавок оштрафовали.

Спартанцы никогда не расставались со своим оружием. Спарта напоминала военный лагерь, осажденный врагами. Этими врагами были, прежде всего, илоты.»

Слайд 14.

- Почему Спарту называли военным лагерем?

- Какое занятие у спартанцев было самым главным?



Крепостных стен Спарта не имела, её жители утверждали, что надёжной защитой являются не камни, а храбрые воины. Чужеземцы редко приезжали в Спарту, здесь ничего не продавали, нечем было любоваться, в городе не строили красивых зданий, не ставили статуй, чего не скажешь об Афинах.

Сами спартанцы тоже редко бывали за границей из-за боязни подражать чужой жизни.

Слайд 15

Ребята посмотрите на слайд, может кто-то из вас узнает эту картинку? Я вам рекомендую посмотреть американский исторический фильм «300 спартанцев» режиссёра Зака Снайдера вы увидите, как спартанцы вели упорную борьбу с персами, проявив мужество и отвагу, их бесстрашие и героизм вдохновили всех греков на объединение, тем самым переломив весь ход греко-персидских войн.


Вы, наверное, устали? Давайте отдохнём!

4. Физкультминутка: Если я говорю понятия связанные с Грецией вы хлопаете, если понятия не связанные с Грецией - вы топаете.

Балканский полуостров; Нил; фараон; Солон; Хаммурапи; Акрополь; Агора; Демос; Инд; Финикия; Иероглифы; Демократия; Зевс; Посейдон; Деметра, Ликург.

Слайд 16.

Учитель: греки утверждали, что дети в Спарте принадлежат государству, а не родителям. Кто же занимался воспитанием детей в Спарте?

Работа с учебником на стр.149 1-2 абзац

Кто нес большую ответственность за воспитание родители или государство?

Кто решал вопрос жить или нет маленькому спартанцу?

С какого возраста мальчиков отбирали у родителей?

Ваше отношение к прочитанному?

И сейчас можно часто услышать фразу «Спартанское воспитание» Как вы думаете, что под этим подразумевается? (ответы детей) и слайд

Слайд 17

Что такое спартанское воспитание?

В нашем государстве у каждого есть права и обязанности. У взрослых - свои, у детей свои. Назовите права, которыми обладаете вы. Статья 38 Конституции РФ гласит: материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.

Как вы думаете, нужна ли была правовая защита спартанским детям?

Давайте побудем в роли законодателей и составим Кодекс в защиту прав спартанских детей, для этого нам необходимо разделиться на группы, вы получаете листочки и составляете по 2-3 пункта статьи.


( по окончании работы дети прикрепляют на доску свои статьи)

Ребята, кодекс может меняться, дополняться и т.д.


5.Закрепление материала

Ребята, давайте поработаем в парах, возьмём в руки карточки зелёного цвета, прочитаем текст и определим, в каком отрывке описана Спарта, а в каком Афины и проверим первичные знания по теме сегодняшнего урока. Давайте вспомним, как звучала тема урока?

Какая пара первой определит, соедините свои ручки и поднимите вверх



А. Этот город, несмотря на его грязные улицы, показался бы нам красивым городом. Вершина акрополя и городские площади были украшены храмами и другими постройками, повсюду было много мраморных и бронзовых статуй, на склоне акрополя под открытым небом располагался театр, который в дни представлений был переполнен публикой. На улицах множество ремесленников и торговцев, моряков, вернувшихся из плавания, приезжих из всех греческих городов – государств. Шумная толпа двигалась в разных направлениях, обменивалась новостями, занималась делами.



Б. Другой город сильно походил на военный лагерь, это был хмурый и не приветливый к чужеземцам город. Здесь не было ни шумного рынка, ни ремесленных мастерских. Вдоль улиц тянулись одноэтажные дома, похожие друг на друга. Здесь отсутствовал театр, почти не было каменных храмов и статуй. На улицах мы могли увидеть отряды марширующих людей, услышать отрывистые слова команды и военную хоровую песню.

Ребята, у вас не возникло разногласий по поводу выбора ответа?

- Если бы вам представилась возможность выбрать место жительства, чтобы вы выбрали Афины или Спарту? И почему?



6.Подведение итогов.

А теперь подведём итоги нашей работы. Вы наверное волновались, но это не помешало быть вам активными

7.Выставление отметок.

Слайд 18


8.Домашнее задание

- п.31,
- мини-исследование
«Как управлялась Спарта?»

-составить кроссворд на тему «Древняя Спарта»

- работа по вопросам на стр.150 учебника



9.Рефлексия.

Ребята, мы изучаем историю не для того, чтобы ее изучить, а чтобы узнать много нового , интересного и полезного для себя.

У меня в руках листок, если я его сложу, а потом расправлю, на нем останется след. Любое событие в нашей жизни оставляет след. Пусть сегодняшний наш урок запомнится вам, а в моей душе вы , безусловно, оставили след, вы помогли мне, у нас состоялся разговор, который был интересен и полезен для меня. Вы были активны, любознательны.

А вот в вашей душе какой-то след оставил сегодняшний урок?

В руках у меня корзина, назовем её «корзина мнений».

Я хочу, чтобы вы написали мнение о сегодняшнем уроке на жёлтых листочках, которые лежат у вас на столах, и сложите их в корзину.

А теперь позвольте мне зачитать несколько мнений.

Как я уже сказала, сегодняшний урок оставил большой след в моей душе, надеюсь, и вам запомнится наша сегодняшняя встреча.

Слайд19.

Спасибо всем за работу на уроке!







МКОУ «Васильевская средняя общеобразовательная школа»











Урок истории в 5 классе

на тему «Древняя Спарта»







Учитель истории и обществознания:

Дорохова Светлана Владимировна











2016 год