СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по истории "Мифы Древней Греции"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планирование урока по истории Древнего мира, "Мифы Древней Греции"

Просмотр содержимого документа
«Урок по истории "Мифы Древней Греции"»

Мифы Древней Греции

Магомедова А.Ш., учитель истории

Статья отнесена к разделу: Преподавание истории

Цели урока:

  1. Сформировать у учащихся систему научных знаний.

  2. Обобщить и систематизировать знания учащихся о легендах и преданиях Древней Греции.

  3. Развивать познавательную активность учащихся на уроке.

  4. Формировать умение сопереживать в коллективной учебной игре.

Оборудование:

  • cлайды с изображением греческих богов и героев;

  • экран;

  • м/ф “Приключения Одиссея”;

  • мультимедийный проектор, карточки с заданиями.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

2. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности.

Ребята!

Сегодня мы проведем необычный урок по истории. Мы отправимся в путешествие по Древней Греции и вспомним предания и легенды. Сложены они в те далекие времена, когда люди только начинали вглядываться в окружающий их мир, только приступали к его исследованию и объяснению. Удивительно ли, что на первых парах они делали это неумело, неправильно.

Одну за другой, мешая правду и вымысел, придумали они и рассказывали друг другу удивительные истории. Так сложилось множество преданий о богах, героях и человеческих существах, преданий объясняющих устройство мира и судьбы человечества. Эти предания мы называем греческим словом мифы.

Изображая своих героев и богов, древние греки с великим мастерством воплощали в них самые лучшие и самые дурные свойства человека.

Мы начинаем игру “Сильное звено”.

Прошу участников и членов жюри занять свои места (6 участников).

(Членами жюри являются учащиеся класса – 3 человека)

Если участники игры будут затрудняться в выборе ответа, то им на помощь придет команда зрителей.

3. Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме “Мифы Древней Греции”. (Слайд №2)

1 раунд

  1. Кому из трех богинь (Афина, Афродита, Гера) Парис вручил яблоко с надписью “прекраснейшая”. (Слайд № 3)

  2. Какая война началась по преданию из-за слова “Прекраснейшая”. (Троянская). (Слайд № 4)

  3. Как называлась одежда, которую носили др. греки? (Тога, туника, хитон) (Слайд № 5)

  4. Кто из богов был отцом Геракла (Зевс). (Слайд № 6)

  5. Как звали ребенка, родившегося раньше Геракла (Эврисфей). (Слайд № 7)

  6. Кто все время пытался погубить Геракла (Гера). (Слайд № 8)

  7. Из каких источников ученые узнали мифы? (Поэмы Гомера Гесиода). (Слайд № 9)

  8. Назовете музыкальный инструменты Древней Греции. (Кифара, лира). (Слайд № 10)

  9. .Назвать братьев Зевса. (Посейдон, Аид). (Слайд № 11)

  10. Как звали богиню победы. (Ника). (Слайд № 12)

  11. Кто из героев подарил людям огонь. (Прометей). (Слайд № 13)

  12. Бог брака и семейных уз. (Гименей) (Слайд № 14)

  13. Назовите героя греческой мифологии, занимающегося самой тяжелой работой. (Сизиф). (Слайд № 15)

  14. Кто был воспитателем Геракла. (Кентавр Хирон). (Слайд № 16)

  15. Назовите самую известную горную вершину Древней Греции. (Олимп) (Слайд № 17)

  16. Статуя, какого бога была обязательной при входе в древнегреческую школу. (Аполлон). (Слайд № 18)

  17. Кто из богов Олимпа был уродлив. (Гефест). (Слайд № 19)

  18. Что сделала Пандора. (Выпустила на волю людские пороки, несчастья, болезни). (Слайд № 20)

  19. 3а что Афродита покарала Нарцисса. (Отверг ее любовь). (Слайд № 21)

  20. Вспомните печальную историю об афинском царе Эгее, который должен был посылать могущественному царю Минусу в качестве дара 7 юношей и 7девушек. Какое страшное чудовище жило в лабиринте на острове Крит? (Минотавр). (Слайд № 22)

  21. Кто был отцом циклопа Полифема. (Посейдон). (Слайд № 23)

  22. Кто такая Деметра. (Богине плодородия). (Слайд № 24)

  23. Зачем Ясон отправился в Колхиду? (Слайд № 25)

А сейчас жюри должно определить, кто один из шести участников станет зрителем.

2 раунд

1. О ком эти строки:

“Целою сотней чудовищных рук размахивал каждый
Около плеч могучих у тех великанов по 50 поднималось голов из туловищ крепких.
Силой они неподступной и ростом большим обладали. (Сторукие) (Слайд № 27)

Вопрос зрителям: Как Уран избавился от детей- великанов? (Заключил их в недра Земли)

2. Силы бессильному дать и в ничтожество сильного ввергнуть, счастье отнять у счастливца, безвестного вдруг возвеличить. Выпрямить сгорбленный стан или спину надменную сгорбить - очень легко громовержцу, живущему в вышних. (Зевс). (Слайд № 28)

Вопрос зрителям: Кто такой Зевс? Где он живет? (Повелитель всего живого на Земле, гора Олимп)

3. Ее извлекла из веревки Афина, молвив:

“Живи! Но и впредь - виси негодяйка”.
Стала мала голова, и сделалось крохотным тело.
Нет уж ног, по бокам топорщатся тонкие ножки. Все остальное - живот.
Из него тем не менее тянет нитку паук и продолжает плести паутину. (Арахна). (Слайд № 29)

Вопрос зрителям: Скажите, почему Арахна превратилась в паука?

4. Любит она только луки, охоту в горах за зверями, звяканье лир, звучащие крики, рощи, богатые тенью. (Артемида). (Слайд № 30)

Вопрос зрителям: Кто является неизменной спутником Артемиды. (Лань)

5. Ты, ненавистнейший мне из богов, населяющих небо!
Только тебе и приятны вражда да раздоры, да битвы.
Матери дух у тебя, необузданный, вечно строптивой Геры. (Арес) (Слайд № 31)

6. Преступника к скалистым пригвоздили кручам, сковав булатными, кандальными оковами. Ведь он огонь твой, цвет, чудесно блещущий, украл и людям подарил. (Прометей) (Слайд № 32)

Вопрос зрителям: Найти и показать на доске рисунок с изображением Прометея.

3. Он - бог, карающий и насылающий на человечество чуму и разные бедствия. Вместе с тем он - бог - врачеватель болезней, одно из его главных качеств - дар предсказаний. Он победитель тьмы и злых духов, бог света и красоты. (Аполлон). (Слайд № 33)

4. Обида! Обида! Мы - первые боги, мы - древние дети проматери - Геи великой Земли. (Титаны). (Слайд № 34)

5. С веселой толпою украшенных венками нимф и сатиров ходит он по всему из страны в страну. Он идет впереди в венке из винограда, с тирсом в руках. (Дионис). (Слайд № 35)

6. Мой сын! Мой сын! Будь осторожен
Спокойней крылья напрягай.
Под ветром путь наш ненадежен,
Сырых туманов избегай. (Дедал и Икар). (Слайд № 36)

Раунд закончился.

Слово жюри – кто один из пяти участников станет зрителем. Не расстраивайтесь, вы можете отличиться, если будете помогать участникам игры. А сейчас – внимание на экран. Перед вами бог Дионис. Давайте послушаем о нем легенду (инсценировка легенды о превращении бога во льва). (Слайд № 37)

3 раунд

Крылатые выражения”

(участники игры вместе с командой зрителей должны объяснить значение данных выражений)

1. “Кануть в Лету” - исчезнуть навсегда, быть забытым. (Слайд № 39)

2.Сизифов труд” - тяжелая, бесконечная и бесплодная работа. (Слайд № 40)

3.Ящик (сосуд) Пандоры - источник всяких несчастий. (Слайд № 41)

4.Нить Ариадны - путеводная нить, способ решить трудный вопрос, найти выход из запутанного положения. (Слайд № 42)

5. Авгиевы конюшни - запущенное, грязное место. (Слайд № 43)

6. Ахиллесова пята - слабое, уязвимое место. (Слайд № 44)

7. Троянский конь - подарок, сделанный врагу с целью погубить его. (Слайд № 45)

8. Одиссея - долгие странствия, полные испытаний и приключений. (Слайд № 46)

9. Оказаться между Сциллой и Харибдой - подвергаться опасности одновременно с двух сторон. (Слайд № 47)

Ребята! Вы правильно дали толкование крылатого выражения - “Оказаться между Сциллой и Харибдой”. А сейчас посмотрите на экран (показ кадров из м/ф “Приключения Одиссея”). Вы видите, что корабль Одиссея оказался между двумя чудовищами, которые хотели его погубить. Но отважный путешественник нашел верный путь к спасению. Расскажите какое решение принял Одиссей. (Слайд № 48–52)

Сейчас членам жюри нужно принять решение - кто пополнит команду зрителей. Будьте объективны в выборе своего решения (останется 3 участника).

4 раунд

Вопрос команде зрителей: сколько подвигов совершил Геракл?

Перечислите эти подвиги. 

  1. Расскажи о Геракле и Немейском льве (1 подвиг). (Слайд № 54)

  2. Расскажи о Геракле и Лернейской гидре (2 подвиг). (Слайд № 55)

  3. Расскажи о Керинейской лани (4 подвиг). (Слайд № 56)

А сейчас жюри определит , кто на их взгляд не совсем точно и правильно отвечал на вопросы и кто станет зрителем (остаются 2 участника).

5 раунд

Участникам игры предлагается написать древнегреческих мифологических героев. (Слайд № 58)

1. Девкалион - сын Прометея, оставшийся в живых после потока, устроенного Зевсом.

2. Прометей - подарил людям огонь

3. Персей – избавил людей от Медузы Горгоны с помощью щита Афины и меча Гермеса

4. Геракл - совершил 12 подвигов

5. Персей - убил Минотавра

6. Орфей - знаменитый певец

7. Дедал - художник, который смастерил крылья

8. Икар - сын Дедала - при состязании со своим другом Аполлоном ударом диска повредил голову и вырос красный цветок

Победителя игры выбирают команда зрителей (в то время, как участники игры выполняют поставленные перед ними задачи, команда зрителей смотрит сценку и отвечают на вопросы).

Игра со зрителями (Слайд №59)

Игра “Найди и исправь ошибку” (учащиеся смотрят текст на экране, в котором имеются ошибки, зрителям необходимо найти неточности).

Геракл поселился в Тиринфе и стал слугой гордого и смелого (слабого, трусливого) Эврисфея. Эврисфей любил могучего героя и часто делил с ним минуты досуга (боялся и не пускал его в Микены). Все приказания передавал он сыну Афины (Зевса) через своего вестника Копрея. Немейский лев - последний (первый) подвиг Геракла.

4. Подведение итогов урока и выставление комментированных оценок.

















Догадайся, какое слово пропущено?

Римский сенатор: «В какой бы уголок мы бы ни заглянули, везде нам встретятся фи­гуры работающих _____________. Это были люди, которые создали бо­гатство Рима, все, чем гордилось римское общество».





Только за первую половину II века до н.э. в Рим, в результате войн, было завезено 250 тыс. ра­бов-пленных.





Цицерон: «Никто с такой силой не учит презрению к смерти и боли, как гладиаторы».





Первоисточники «О сельском хозяйстве»

Средства, которыми обрабатываются поля, делят на три части: обладающий речью, издающий нечленораздельные звуки и немой. Первый род включает рабов, второй – быков, третий – повозки. […]



Не следует приобретать много рабов той же национальности, так как по этой причине чаще всего возникают домашние столкновения. […]







«Всеобщая декларация прав человека»

Содержит 30 статей, в которых описаны права человека.

Статья 3. Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу.

Статья 5. Никто не должен подвергаться жестокому обращению.




Чьи мысли кажутся тебе более правильными?

Римский ученый Варрон:

«Орудия труда, которыми обрабатываются поля, бывают трех видов: говорящие - рабы, мычащие - быки, немые - повозки, лопаты, плуги».



Греческий ученый Аристотель:

«Одни люди созданы природой быть свободными, другие рабами. Тем людям, которые по своей природе рабы, быть рабами справедливо».



Греческий ученый Антифонт:

«По природе все люди во всех отношениях равны. Мы все одинаково дышим воздухом - через рот и нос, и едим мы все одинаково при помощи рук».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!