УМК «Школа России». Изобразительное искусство.
Тема урока: Городецкая роспись. Оформление разделочной доски.
Цели :
1. Закрепить знания детей о характерных особенностях Городецкой росписи, научить выполнять основные росписи на разделочной доске.
2. Развивать творческую фантазию детей, аккуратность в работе, воображение, умение работать с гуашевыми красками в процессе творчества.
3. Воспитывать эстетический вкус, интерес и любовь к народному искусству.
Ход урока.
Орг. момент.
-Итак, ребята внимание.
Вот прозвенел звонок.
Садитесь по удобнее
Начнем сейчас урок.
- Все ли готово к уроку. Проверим, отгадав загадку.
1. Разноцветные сестрицы заскучали без водицы,
Дядя длинный и худой
Носит воду бородой,
И сестрицы вместе с ним
Нарисуют дом и дым. (Краски – гуашь)
2. Свою косичку без опаски
Она обмакивает в краски,
Потом окрашенной косичкой
В альбоме водит по страничке. (Кисточка)
3. Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать.
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варили кисели,
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без … (Воды)
Сообщение темы и целей урока.
- Что нам еще понадобится на урок? Этот предмет лежит у вас на рабочем столе, но мы о нем ничего не сказали. (Разделочная доска)
- Сегодня, ребята, мы продолжим говорить о народных мастерах города Городец.
Зацветает Городец чудным садом –
Яркий, сладкий, взрывчатый расцвет.
Он никем так чутко не отгадан
И такой любовью не воспет.
Жизнь была бы глуше и суровей,
Красотой и радостью бедней,
Если б в красках, линиях и слове
Мы себя не отдали бы ей.
- Посмотрите на доску и скажите: чему мы будем учиться?
Рисунок 1
( Ответ: Расписывать доску элементами Городецкой росписи.)
3.Повторение изученного.
- Прежде чем приступить к рисованию узора, вы должны будете выполнить задания.
1.Ответьте на вопрос: «Откуда пришла к нам Городецкая роспись?»
Уч-ся: Городецкая роспись по дереву – знаменитый народный промысел. Город Городец находится в Нижегородской области. Материал для своего промысла ремесленники брали в лесу. В народе даже говорили, что «лес заволжанина кормит».
Для росписи в этой местности используют красный, синий, белый, зеленый и черный цвета. Мастера рисуют красками по чистой поверхности дерева или по цветному фону. Городецкую роспись трудно спутать с какой-нибудь другой. Городецкие мастера не знали законов перспективы, и их рисунки были плоскими, но роспись всегда получалась удивительно легкой и прозрачной.
-Уч-ль : Городецкая роспись – как её нам не знать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.
Посмотрите на роспись – сочность красок манит.
Городецкая роспись душу нам веселит.
2. Назовите традиционные элементы Городецкой росписи.
( Учитель показывает, учащиеся называют. )
- Розан, ромашка, листья, купавка, бутон, гроздь винограда, городецкая роза.
Рисунок 2
3. Этапы рисования традиционных элементов:
а) отделить этапы рисования розана и листочка,
б) разложить поочередно этапы рисования,
в) назвать этапы рисования ( подмалевка, теневка, оживка ) .
4. Физкультминутка.
Обойди ты всю Россию –
В каждом граде терема.
( шагаем на месте, тянемся вверх, руки вверх )
Всей земле на удивленье – Городец.
Вот чудеса!
( наклоны в стороны, руки развести в стороны )
Ох, Россия, ты Россия
Славы не убавилось!
( повороты в стороны с приседанием )
Городцом на весь мир,
Ты прославилась!
( наклоны в стороны, руки развести в стороны )
5. Объяснение нового материала. Показ порядка работы. Практическая работа.
Подготовка к рисованию.
Выполнение подмалевки цветов и листьев (под руководством учителя).
Самостоятельно – теневка и оживка.
(Держать кисточку перпендикулярно дощечке.)
6.Выставка. Оценивание.
Словесная оценка.
Все дощечки – не простые,
А волшебно-расписные.
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.
Выставка. Оценивание.
7.Итог урока.
Мы гордимся стариною.
Стала нам она родною.
Вечно радует кого-то
Наших прадедов работа.
Приходите снова к нам,
Рады мы всегда гостям!