-Давайте поставим перед собой цель урока. -Цель урока: познакомиться с кокошником. -Теперь нам необходимо составить план, чтобы достичь цели. -Что мы будем делать на уроке? -Не совсем, ребята. Наш план звучит так: План 1. Узнать об истории кокошника; 2. Выполнить орнамент на кокошнике. - Ребята, как вы думаете, а в природе есть украшения? - совершенно верно. И человек наблюдает за природой, любуется её красотой. -Посмотрите на бабочек. Ночная бабочка окрашена так, что ее не видно на коре дерева, а дневная бабочка окрашена так, чтобы ее приняли за цветок, - им обоим нужно быть незаметными, маскироваться. (показ на слайде) -Обратите внимание на то, как природа украсила стекло морозными узорами. Они всегда очень необычные, красивые. -А у океанических и аквариумных рыбок узоры на туловище и плавниках для того, чтобы спрятаться среди камней или в зарослях растений. Цветы привлекают внимание насекомых своими необычными лепестками и яркой окраской. -Это украшения в природе. Природа вдохновляет человека на создание украшений для себя. -А как использовал украшения человек? С давних времен человек любил украшать себя. Сначала он делал украшения из клыков убитых зверей, ракушек, глины. Потом из драгоценных камней, металла, стекла. Украшения тоже имеют свой характер, свой образ. -Какова роль украшений в жизни человека? -В первую очередь украшения украшают, но раньше украшения служили оберегами и показывали положение человека в обществе. -Посмотрите на этот головной убор. (выводит на слайд) Кто-нибудь из вас знает, как он называется? -Верно. -Кокошник — это старинный головной убор, символ русского национального костюма. Название происходит от древнерусского слова «кокошь» («курица», «наседка»). Когда именно начали носить кокошники — точно неизвестно, уже начиная с X века древнерусские женщины надевали головные уборы, которые их напоминали. кокошники не носили постоянно – его надевали 1-2 раза в год. Это был праздничный головной убор. Часто им украшали голову невесты. Затем головной убор убирался в сундук и бережно хранился до следующего праздника, передавался по наследству. -Кокошник был традиционным элементом русского костюма, поэтому его носили абсолютно все дамы, независимо от возраста. Они были разных форм, размеров и цветов. -Посмотрите на этих двух женщин. По их украшениям можно понять, кто из них царевна, а кто простая крестьянка? -Понять это можно по конструкции и используемым материалам кокошника – например, если обычная девушка расшивала кокошник бисером, царевна могла позволить себе украсить его самоцветами. -Кокошники являлись элементом праздничного образа. -Девичий головной убор подчеркивал их красоту и нежность. -Так, например, кокошники могли быть расшиты драгоценными нитками, речным жемчугом. Как на картине неизвестного художника «Женщина русском костюме». -Посмотрите на этот кокошник. Как он украшен? -Орнаментом -Орнамент – узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов. -Ребята, обратите внимание, в кокошнике элементы всегда повторяются вдоль самого кокошника. Они одинаковы. Левая и правая стороны полностью повторяются. -То есть на украшении одинаково располагаются элементы узора по обе стороны относительно какой-либо оси или центра – это называется симметрией. А повтор одинаковых элементов в орнаменте называется ритмом. -С помощью симметрии и ритма можно легко выполнить композицию орнамента девичьего головного убора. -Может быть, вы уже видели кокошники. -Где вы их видели? -На каких героинях сказок вы видели кокошник? -Например, вот кокошник на царевне-Лебедь из произведения Пушкина «Сказка о царе Салтане» или посмотрите на эти три Василисы Прекрасные из мультфильма «Вовка в тридевятом царстве» на их головах тоже красуются кокошники. Обратите внимание на картину В. Васнецова «Три царевны подземного царства». На головах этих девушек тоже присутствуют праздничные головные уборы. У них разная форма, размер. -Чем мы украшаем кокошник? -Кто из девушек мог носить кокошник? -Когда их носили? -Вернемся к первому пункту нашего плана. -Мы выполнили первый пункт? -Давайте сделаем зарядку для наших глазок, чтобы отдохнуть и продолжить работу. (Физминутка) |