СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 01.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по химии в 9 классе "Соли аммония"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

данная разработка позволяет дать полное представление о свойствах и применении аммиака и солей аммония.

Просмотр содержимого документа
«Урок по химии в 9 классе "Соли аммония"»

Класс: 9 , предмет химия, 10.01.2018, Орден А.Ю.

ТемаСоли аммония.

Цель: сформировать знания о составе и характерных свойствах солей аммония, ознакомить с представителями этих солей и их применением, развивать умения выделять главное, классифицировать, представлять результаты работы.

Задачи: Образовательные:

  1. Систематизировать знания учащихся о солях, изучить свойства, присущие солям аммония, научиться распознавать эти соли, дать представление о применении солей аммония.

  2. Совершенствовать умения составлять уравнения химических реакций

Развивающие:

  1. Способствовать продолжению развития устойчивого интереса к химической науке и практике.

  2. Совершенствовать навыки химического эксперимента.

  3. Способствовать развитию исследовательских навыков

  4. Совершенствовать умения обобщать и делать выводы.

Воспитательные:

1. Выработать у учащихся аккуратность при работе с химическими реактивами.

2. Способствовать у учащихся воспитанию умения работать в коллективе.

Тип урока: комбинированный.

Методы и методические приемы: словесные (рассказ, беседа), практические (демонстрация опытов, ученический эксперимент), методы самостоятельной работы (написание уравнений химических реакций), методы контроля и самоконтроля (устный опрос, решение тестов).

Межпредметные связи: биология, история.

Основные понятия: Соли аммония, термическое разложение солей аммония, качественная реакция на ион аммония.



Ход урока.



I. Организационный момент. (1 мин)



II. Повторение и контроль (5 мин)



Альтернативный тест–выбор правильного ответа из множества

Выдать листочки учащимся.

I вариант выбирает правильные ответы для азота, II вариант - для аммиака:

1. Газообразный при обычных условиях.

2.Не имеет запаха.

3.Бесцветный.

4.Степень окисления азота -3

5. Взаимодействует с кислотами с образованием солей

6. В молекуле между атомами ковалентная полярная связь

7. Взаимодействует с водородом в присутствии катализатора

8. Он является важнейшим биогенным элементом.

9. Он проявляет только восстановительные свойства

10. В атмосфере этого газа хранят рукописи

11. Жидкий … прекрасное азотное удобрение.

12. Легче воздуха.

13. Используют в медицине.

14. Хорошо растворим в воде.

15. Инертный газ.



Проводим взаимопроверку (учащиеся ставят оценки друг другу)

азот

аммиак

1,2,3,7,8,10,12,13,15

1,3,4,5,6,9,11,12,13,14



III. Изучение нового материала (30 мин)

Актуализация знаний, полученных на предыдущем уроке. Постановка целей урока.

Вопросы учащимся:

- с элементом какой группы и какой подгруппы периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева вы начали знакомство на предыдущих уроках? (азот, 5-я группа, главная подгруппа)

- с каким соединением азота вы уже познакомились? (аммиак)

Учитель: На прошлом уроке вы познакомились с физическими и химическими свойствами аммиака, убедились в значимости этого вещества для человека. Сегодня мы продолжим знакомиться с соединениями азота. Я познакомлю вас с удивительными веществами, которые могут быть получены из аммиака и которые, на мой взгляд, имеют необыкновенные свойства.

Девизом сегодняшнего урока я предлагаю взять известные высказывания О.М. Нефедова и И.В.Гете:

«Можно не любить химию, но прожить без неё сегодня и завтра нельзя» (О.М. Нефёдов)

«Просто знать – еще не все, знания нужно уметь использовать» (И.В.Гете)



Учитель: Эта история произошла во время I мировой войны. Английский крейсер вел преследование поврежденного в бою немецкого эсминца. Цель была почти достигнута, как вдруг между кораблями появилось плотное белое облако дыма. Экипаж крейсера почувствовал удушливый запах, раздражающий горло и легкие. Крейсер был вынужден дать задний ход и выйти из дымового облака. Уже после обнаружили, что пострадали не только люди, но и металлические части корабля.

Вещество, о котором пойдет речь, имеет древнюю историю. А представьте, как были взволнованы алхимики, когда имели дело с этим веществом!

Итак, сегодня у нас урок изучения нового материала с проведением химического эксперимента. Начинаем знакомиться с этими удивительными веществами! Учитель на доске (а учащиеся в тетрадях) записывает тему урока: «Соли аммония».

Фронтальная беседа.

Почему мы уделяем отдельное внимание этим солям, чем они отличаются от других солей? Вспомним с вами:

- какие вещества называются солями? (Соли - это сложные вещества, в состав которых входят атомы металла и кислотный остаток).

- Что такое электролиты? Что такое соли с точки зрения теории электролитической диссоциации? Какие ионы образуются при диссоциации солей в водных растворах?(при растворении солей образуются катионы металлов и анионы кислотных остатков).

(Как выглядит ион аммония учащиеся узнали из предыдущего урока «Аммиак»).

Так вот, ребята, в солях аммония отсутствует катион металла, вместо него мы пишем катион аммония. Давайте выполним задание 1: запишите определение солей аммония.

Соли аммония – сложные вещества, состоящие из катионов аммония и анионов кислотного остатка.

Какие вы можете назвать соли аммония?

Хлорид аммония, нитрат аммония, сульфат аммония, карбонат аммония и др.

Странное название - аммоний. Этимология - происхождение названия. Откуда оно пошло?

Название «аммоний» предложил в 1808 го­ду знаменитый английский химик Хэмфри Дэви. Латинское слово ammonium когда-то означало: соль из Аммонии. Аммония — область в Ливии. Там находился храм египетского бога Амона, по имени которого и называли всю область. В Аммонии издавна получали аммонийные соли (в первую очередь нашатырь), сжигая верблю­жий навоз. При распаде солей получался газ, который сейчас на­зывают аммиаком. С 1787 году (в том самом году, когда был принят термин «азот») комиссия по химической номенклатуре дала этому газу имя ammoniaque (аммониак). Русскому химику Я. Д. Захарову это название показалось слишком длинным, и в 1801 году он ис­ключил из него две буквы. Так получился аммиак

Чем отличаются эти соли от других солей?

При диссоциации эти соли в растворах дают сложный катион аммония с зарядом 1+ (NH4+).

Уникальность существования ионного типа веществ, образованных только неметаллами; соли аммония похожи на соли калия, так как радиусы ионов калия и аммония близки по размерам!



Физические свойства солей аммония.

Соли аммония по внешнему виду очень похожи на соли щелочных металлов - это белые кристаллические вещества, поэтому все соли аммония должны хорошо растворяться в воде.

Соли аммония хорошо растворяются в воде.

Физические свойства:

а) твёрдые вещества;

б) имеют кристаллическое строение (ионные кристаллические решётки);

в) хорошо растворимые в воде.



Химические свойства.

Перечислите известные вам химические свойства солей.

(В водных растворах соли вступают в реакции обмена между собой (если при этом выпадает осадок), соли реагируют с кислотами и щелочами (если в результате реакции выпадает осадок или выделяется газ), одни металлы могут вытесняться из солей другими металлами. Также многие соли подвергаются термическому разложению).

Это общие свойства солей. Изучим, имеют ли перечисленные свойства соли аммония

1. Взаимодействие с солями.

Хлорид аммония можно распознать так же, как и все соли соляной кислоты - действием раствора нитрата серебра.

Запишите уравнение этой реакции на доске в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде. (Вызванный ученик на доске, а остальные учащиеся в тетрадях - записывают уравнение реакции):

NH4Cl + AgNO3  NH4NO3 + AgCl



NH4+ + Cl- + Ag+ + NO3-  NH4+ NO3- + AgCl



Cl- + Ag+  AgCl

Нужно взять хлорид бария, тогда образовавшийся сульфат бария выпадает в осадок, и реакция пойдёт до конца.

учащиеся записывают уравнение реакции в тетрадях).

(NH4)2SO4 + BaCl2  2NH4Cl + BaSO4



2NH++SO42- + Ba2+ +2Cl -  2NH+ +2Cl - + BaSO4



SO42- + Ba2+  BaSO4

Вывод: Соли аммония взаимодействуют с другими солями в водных растворах, если в результате реакции выпадает осадок.

2. Взаимодействие с кислотами.

Налейте в пробирку раствор карбоната аммония и добавьте к нему раствор соляной кислоты.

Что наблюдаете? (выделение газа)

Запишите уравнение этой реакции на доске в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде. (Вызванный ученик на доске, а остальные учащиеся в тетрадях - записывают уравнение реакции):

(NH)2СО3 + 2HCl  2NH4Cl + CO2 + H2O

2NH+ + СО32- + 2H ++2Cl 2NH+ + 2Cl- + CO2 + H2O

СО32- + 2H +  CO2 + H2O

Вывод: Соли аммония взаимодействуют с кислотами в водных растворах, если в результате реакции выпадает осадок или выделяется газ.



ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. (Цели: сохранение зрения, снятие усталости с глаз во время работы на уроке. Продолжительность выполнения – до 2минут. Необходимо помнить, что головные боли, раздражительность, апатия и даже депрессия у учащихся могут быть вызваны обычной усталостью глаз. А от состояния глаз зависит работоспособность детей, умение воспринимать и запоминать информацию. Поэтому физминутки снимают усталость, повышают настроение, работоспособность).

3. Взаимодействие со щелочами.

Учитель: Нальем в пробирку раствор любой соли аммония и прильем щёлочи. Подогреем пробирку. Запах какого знакомого вещества вы ощущаете?

Запах такой же как от нашатырного спирта. Это запах аммиака.

Запишите уравнение реакции в тетрадь.



NH4Cl+ NaOH  NH+ H2O + NaCl

А как ещё можно обнаружить аммиак?

(Аммиак обнаруживается по посинению лакмусовой бумажки. Фенолфталеин в присутствии аммиака приобретает малиновую окраску).

Вывод: Соли аммония взаимодействуют с щелочами в водных растворах, если в результате реакции выделяется газ. Более того, взаимодействие с щелочами – это качественная реакция на соли аммония (признак реакции: выделение газа с характерным запахом, окрашивающий влажную лакмусовую бумажку в синий цвет).

4. Термическое разложение.

Но соли аммония имеют и особенные, отличающие их от других солей, свойства. Насыпаем немного в пробирку хлорида аммония. Осторожно нагреваем и наблюдаем, что происходит? Запишите уравнение в тетрадь.

NH4Cl NH3 + HCl

Соль исчезла, верхняя часть пробирки покрылась белым налётом - очевидно, хлорид аммония разлагается на аммиак и хлороводород (В этой реакции образуется также газообразный хлороводород, который улетучивается вместе с аммиаком, а при охлаждении снова соединяется с ним, образуя соль. Это возгонка).Эта реакция разложения протекает без изменения степени окисления элементов.

Таким образом, еще одной качественной реакцией на соли аммония является разложение сухих солей при нагревании с выделением газообразного аммиака.

Но соли аммония могут разлагаться и по-другому:

опыт «Вулканчик»

(NH)2Сr2О7  N2 + Cr2O3 + 4H2O

Эта реакция разложения протекает с изменением степени окисления элементов и является окислительно –восстановительной.

Применение солей аммония (учащиеся пытаются объяснить, на каких свойствах солей аммония основаны области их применения).

  1. в пиротехнике, при взрывных работах (разложение при нагревании);

  2. в хлебопечении и кондитерской промышленности (разрыхлители теста – карбонат и гидрокарбонат аммония);

  3. в сельском хозяйстве - удобрения (питательные вещества)

  4. при паянии металлов (нашатырь - хлорид аммония)

  5. электролит в сухих элементах (хлорид аммония).

Знаете ли вы, что теннисные мячи не надувают, а вводят в них специальные вещества – «вздуватели». Это вещества, которые при нагревании разлагаются с образованием газообразных продуктов. В теннисные мячи (заготовки которых в виде двух полусфер изготовлены предварительно и смазаны клеем) кладут таблетки, содержащие смесь нитрита натрия и хлорида аммония. Склеенные половинки мяча помещают в форму для вулканизации и нагревают:

Выделившийся азот создает в мяче повышенное давление.



Задания на развитие творческого мышления.

  1. Предложите способ очистки поваренной соли от содержащейся в ней примеси хлорида аммония (предполагаемый ответ – нагреть)

  2. Объясните, можно ли смешивать аммиачную селитру (нитрат аммония) с известью? (нельзя, так как между ними происходит химическая реакция).

Заключение.

Роль азотистых соединений в жизни человека и общества очень велика, а применении разнообразно. Азот – основа жизни на Земле. На Земле постоянно происходят процессы превращения веществ живой и неживой природы. В результате этих превращений неорганические вещества неживой природы – соли аммония могут превращаться в сложные органические вещества – белки. А белки – это основа всего живого. В белках содержится 18 % азота. Без азота нет белка, без белка нет жизни!



IV. Закрепление (5 мин)

1.Выбрать и назвать соли аммония

NaNO3H2SO4NH4HSO4



K23 (NH4)23 H34



NaCL AgNO3Ca(OH)2



NH4Cl HNO3NH4H24



CaCl2 (NH4)2SO4 H2S



NH4NO3H2SiO3 (NH4)2S





2.Перечислите химические свойства солей аммония.

3.Назовите физические свойства солей аммония.

V . Д/З (2 мин)

Параграф ____

Составьте уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения.

N2 NH3  (NH4)3РO4  NH4Cl  NH4NO3

Составьте полное и краткое ионные уравнения для превращений 3 и 4

Для превращения 1 (окислительно–восстановительная реакция) расставьте коэффициенты методом электронного баланса.

Рефлексия:




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс